скачать рефераты

МЕНЮ


Защита прав при помощи забастовки

В Германии также широко распространено такое явление, как составление конституций предприятия. В таком документе регламентируются отношения нанимателя и наемных работников. Также конституция предприятия регулирует порядок разрешения различных споров, возникающих между предпринимателем и его работниками.

Практика составления конституций предприятия и создания советов предприятия может оказаться эффективной и в условиях российской экономики. К тому же, не следует забывать о том, что Россия во многом повторяет путь Германии, то есть немецкая модель менеджмента нам ближе. Это еще один аргумент в пользу того, что следует перенять опыт германских коллег и в области урегулирования социально-трудовых конфликтов, в частности локаутов.

Локаут имеет различные формы.

1. Защитный локаут является реакцией работодателя на забастовку персонала.

2. Наступательный локаут: руководство вынуждает работников пойти на уступки и изменить ранее выдвинутые ими требования к оплате труда и его условиям.

3. Локаут солидарности.

Такая форма локаута имела место в прошлом. Предприниматели одной отрасли или территориальная организация предпринимателей выступали против профсоюза данной отрасли или территориальной единицы.

4. Превентивный локаут проводится с целью опережения готовящихся к забастовке работников. В ряде стран эта форма локаута запрещена (например, во Франции).

Статья 415 ТК РФ устанавливает однозначный запрет на локаут. Локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Работники не могут быть уволены ни на какой стадии коллективного трудового спора, включая и стадию забастовки. Если же забастовка признана незаконной, а работники продолжают в ней участвовать и не приступили к работе, то работодатель вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности.

В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности. Статья 5.34 КоАП РФ предусматривает в этих случаях штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

3. Право на забастовку и его реализация по современному российскому законодательству

Современное российское законодательство, регулирующее организацию и проведение забастовки представляет собой: Конституцию РФ; Трудовой кодекс РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные нормативные акты Правительства РФ; рекомендации Министерства труда РФ.

Федеральные законы, устанавливающие и ограничивающие права работников следующие: ФКЗ ''О чрезвычайном положении''; ФКЗ ''О военном положении''; ВК РФ; ФЗ ''О федеральной фельдъегерской связи''; ФЗ ''О милиции''; ФЗ ''О статусе военнослужащих''; ФЗ ''Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей''; ФЗ ''О государственной гражданской службе''; ФЗ ''Об основах муниципальной службы''; ФЗ ''Об использовании атомной энергии''; ФЗ ''О железнодорожном транспорте''; ФЗ ''О профессиональных союзах ''

К подзаконным актам относятся Правила разработки и утверждения минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. №919

Рекомендации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. №57, 58,59 с приложениями, которые могут быть использованы для документального оформления всех этапов забастовки.

Рассмотрев указанные выше нормативные акты можно классифицировать забастовки на незаконные и законные. И соответственно действия работников предприятия также можно классифицировать на правомерные или наказуемые. Даже при наличии нарушений трудовых прав норм морали и справедливости со стороны работодателя. Суд может принять решение о незаконности проводимой забастовки и привлечь работников к различным видам юридической ответственности: дисциплинарной; административной; гражданско-правовой.

Для защиты своих трудовых прав работникам необходимо выполнить следующие требования закона.

Осуществить свое право на проведение забастовки непосредственно принимая решение на общем собрании, либо создать представительный орган, либо воспользоваться имеющимся профсоюзным органом.

Выяснить, предоставлена ли федеральными законами возможность проведения забастовки, а также имеются ли ограничения при проведении забастовки

Необходимо наличие протокола разногласий подписанного представителями работников и работодателя

Выдвижение требований происходит с соблюдением всех процессуальных сроков и процедур

Согласование минимума работ в период проведения забастовки

В случае приостановления забастовки и последующем ее возобновлении необходимо уведомить работодателя

Обеспечить защиту законных интересов работодателя, работников, а также иных лиц в период проведения забастовки

Предупредить работников, принимающих участие в забастовке о юридической ответственности за незаконные действия или невыполнение решения суда.

Непосредственное участие работников в принятии решения предоставлено ст. 399 ТК РФ. В которой говорится о том, что правом выдвижения требований обладают работники, а также их представители, определенные в ст. 29-31, ч.5 ст.40 ТК РФ

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2007г. N 6-Г07-7 дан ответ на кассационную жалобу, в которой работодатель просит признать забастовку незаконной по причине непосредственного участия работников в принятии решения о проведении забастовки. По мнению работодателя представлять интересы работников может только профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Верховный Суд разъясняет, что необходимо применять не только ст. 29-31 ТК РФ, но и ст. 399 ТК РФ, которая предоставляет работникам право принять решение на общем собрании (конференции) и оно будет иметь такую же юридическую силу как и решение принятое профсоюзной организацией.

Непосредственное участие работников имеет положительные и отрицательные стороны. Непосредственное участие позволяет всем заинтересованным работникам изложить свое мнение на открытом собрании, что более демократично.

Однако если штат организации насчитывает несколько сотен работников, то возникнут организационные трудности с участием, например по причине отсутствия помещения.

Подписание протокола разногласий производится представителями, поэтому создание представительного органа неизбежный процесс.

Руководить действиями работников возможно только при наличии представительного органа.

Обеспечить соблюдение законов и правопорядка возможно только при наличии представительного органа.

Ст.411 ТК РФ прямо говорит о том, что забастовку возглавляет забастовочный комитет

Таким образом, создание представительного органа или представление интересов работников профсоюзным органом - это требование закона, которое целесообразно исполнить при создании примирительной комиссии, поскольку возможно проведение предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии ч.6 ст.410 ТК РФ.

Законами РФ предусмотрены запреты и ограничения на проведение забастовок, которые могут быть классифицированы:

На запрещенные абсолютно. К ним относятся забастовки во время введения чрезвычайного положения или военного положения. К ним также относятся забастовки в различных силовых структурах и службах спасения п.а, ч.1, ст.413 ТК РФ

На запрещенные в случае невозможности обеспечить: безопасность государства, граждан, обеспечить жизнедеятельность предприятий и населения п.б, ч.1, ст.413 ТК РФ

На незаконные в случае несоблюдения сроков, процедур и требований, предусмотренных ч.3, ст. 413 ТК РФ

Документом, позволяющим перейти непосредственно к забастовке является протокол разногласий либо уклонение работодателя от выполнения достигнутых соглашений ч.2 ст.409 ТК РФ. ТК РФ предусмотрены приглашение посредника и создание трудового арбитража, но они не являются необходимыми.

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2005 г. N 78-Г05-65 в ответ на кассационную жалобу работодателя дается разъяснение:'' Ни в ст. 403, ни в ст. 404 ТК РФ нет нормы об обязательном рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и(или) в трудовом арбитраже. Суд неправильно истолковал содержание ст. 404 ТК РФ как обязывающей работников заключить соглашение с работодателем о создании трудового арбитража. Сама по себе природа трудового арбитража и процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного трудового спора."

Без проведения примирительных процедур возможно проведение забастовки в случае объявления о ее проведении профессиональным союзом и одобрении решения профсоюза собранием (конференцией) работников Ч.2 ст. 410 ТК РФ.

Таким образом ТК РФ содержит две нормы одна из которых предусматривает обязательность работы примирительной комиссии. Другая норма дозволяет не прибегать к проведению примирительных процедур.

Считаю, что необходимо воспользоваться нормой, предусматривающей примирительную процедуру, поскольку она более подробно рассматривает процесс организации забастовки. Верховный Суд также признает необходимость проведения примирительной процедуры

Проведение забастовки имеет своей целью оказать воздействие на работодателя. В ходе работы примирительной комиссии возможно проведение предупредительной забастовки, поэтому в процессе работы примирительной комиссии возможны положительные изменения и установление социального партнерства.

Проводимая предупредительная забастовка также может быть признана незаконной в случае несоблюдения сроков предупреждения работодателя. В Определении Верховного Суда от 31 августа рассмотрен подобный случай. '' В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением конференции работников ОАО "Михайловцемент" от 15 мая 2007 г. было объявлено о проведении 21 мая 2007 г. с 9 до 10час. предупредительной забастовки работников предприятия. Предупреждение с информацией о дате и времени забастовки, планируемом количестве участников, составе органа управления забастовкой и указанием об обязательности согласования минимума необходимых работ было направлено и вручено работодателю 16 мая 2007 г.

Принимая во внимание данное обстоятельство, а также учитывая, что 17 и 18 мая являлись рабочими днями, а последующие дни - 19 и 20 мая были выходными, суд принял обоснованное решение о несоблюдении срока предупреждения работодателя об объявлении часовой предупредительной забастовки.''

При признании забастовки незаконной работодатель имеет право на возмещение убытков. В случае с примирительной забастовкой работодатель будет лишен такой возможности по причине невозможности в столь быстрый срок принять судебное решение. А незаконной забастовка может быть признана только судом. И только лишь после неисполнения судебного решения могут быть приняты меры дисциплинарного воздействия и меры по возмещению ущерба органом, осуществляющим руководство забастовкой ст.417 ТК.

Дальнейшие действия работников заключаются в голосовании по поводу проведения забастовки. Проведение забастовки возможно, если собрание (конференция) работников правомочны ч.3 ст.410 ТК, т.е. на собрании присутствует более половины работников, либо на конференции присутствует не менее 2/3 делегатов конференции. Решение согласно ч.5 ст.410 ТК будет принято, если проголосовало не менее половины участников собрания (конференции).

Дальнейшими действиями руководит орган, возглавляющий забастовку. Обязанности органа возглавляющего забастовку заключаются в обеспечении минимума работ, уведомления работодателя о предстоящей забастовке не позднее десяти календарных дней до ее начала. Необходимо уведомление работодателя: о численности работников, участвующих в забастовке; дата и время проводимой забастовки; наименование органа, возглавляющего забастовку; состав работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах ч.9 ст.410 ТК.

Не обеспечение минимума работ при проведении забастовки будет служить основанием для признания ее незаконной. Минимум работ устанавливается в каждой отрасли хозяйства федеральным органом, осуществляющим управление и профсоюзом. Затем утвержденный минимум работ может быть использован на региональном и местном уровнях ст.412 ТК. Включение работ не предусмотренных в федеральном перечне не допускается ст.412 ТК.

После выполнения всех изложенных выше требований работники в течении двух месяцев со дня принятия решения о проведении забастовки имеют право на осуществление забастовки. По истечении двух месяцев необходимо повторное выполнение выше изложенных процедур ст.410 ТК.

Проведение забастовки может быть приостановлено по решению забастовочного органа. При возобновлении забастовки необходимо предупредить работодателя за три рабочих дня ч.2 ст.411 ТК.

Если предупредить работодателя например в четверг о возобновлении забастовки в понедельник, то суд действуя согласно закону обязан будет признать возобновленную забастовку незаконной и вынести решение о ее прекращении поскольку выходные дни не войдут в срок.

Проведение забастовки с соблюдением всех требований закона не позволяет применить к работникам меры дисциплинарной ответственности ст.414 ТК, либо уволить их по причине участия в забастовке ст.415 ТК.

Важным моментом при проведении забастовки является ведение документации. Действия и решения сторон оформляются протоколами ст.418 ТК.

Заключение

Рассмотренные законы и судебная практика Верховного Суда РФ, позволяют сделать вывод о том, что правильное применение работниками законов позволяет защитить трудовые права при помощи такой крайней меры как проведение забастовки, которая в первую очередь ухудшит их материальное положение, поскольку в период проведения забастовки работодатель имеет законное право не производить работникам никаких выплат ч.4 ст.414 ТК.

Самым сложным моментом при защите трудовых прав будет формирование компетентного представительного органа. Т.е. в состав представительного органа необходимо включить компетентных, ответственных работников, способных правильно оформить все необходимые протоколы и направить работодателю требования с учетом сроков и соблюдением всех процедур и способных обеспечить минимум необходимых работ в соответствии с перечнем.

Список сокращений

Конституция - Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993г.;

ТК - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.;

ФКЗ ''О военном положении'' - Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. №1-ФКЗ '' О военном положении'';

ФЗ '' О государственной гражданской службе'' - Федеральный закон от 27 февраля 2004г. № 79-ФЗ ''О государственной гражданской службе Российской Федерации '';

ФЗ ''О воинской обязанности и военной службе '' - Федеральный закон от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ '' О воинской обязанности и военной службе'';

ФЗ ''Об основах муниципальной службы '' - Федеральный закон от 8 января 1998г. №8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";

ФКЗ ''О чрезвычайном положении ''- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ ''О чрезвычайном положении ''

КоАП - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г;

ФЗ ''О железнодорожном транспорте'' - Федеральный закон от 10 января 2003г. №17-ФЗ ''О железнодорожном транспорте в Российской Федерации '';

Определение Судебной коллегии от 16 декабря 2005 г.- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2005 г. N 78-Г05-65; от 31 августа 2007г. N 6-Г07-7;

Определение Судебной коллегии от 31 августа 2007г. - Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2007г. N 6-Г07-7

Список использованных источников

1. Герасимова Е. Помогают ли забастовки разрешить трудовые споры? // Правозащитник. 1998. № 4.

2. Колобова С.В. Трудовое право РФ. Норма плюс, М., 2006

3. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М.: Наука, 1999.

4. Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права // Государство и право. 2004. N 5.

5. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002.

6. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Первоначальный текст документа опубликован в издании "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

7. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 28.02.2008)//ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ" от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) //"Парламентская газета", N 99, 01.06.2001, "Российская газета", N 105, 02.06.2001, "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ" от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) //"Парламентская газета", N 99, 01.06.2001, "Российская газета", N 105, 02.06.2001, "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.

9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)// "Парламентская газета", N 24, 02.02.2002, "Российская газета", N 21, 02.02.2002, "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375

10. "ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (ред. от 04.12.2007) //"Российская газета", N 59-60, 26.03.1997, "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383.

11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКОЙ СВЯЗИ" от 17.12.1994 N 67-ФЗ(ред. от 02.03.2007) (принят ГД ФС РФ 16.11.1994)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 19.12.1994, N 34, ст. 3547, "Российская газета", N 248, 22.12.1994.

12. ЗАКОН РФ "О МИЛИЦИИ" от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.10.2007)// Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.

13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 11.06.2008) (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 104, 02.06.1998, "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

14. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 28.04.2008) (принят ГД ФС РФ 14.07.1995)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3503, "Российская газета", N 169, 31.08.1995.

15. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 27.07.2004 N 79-ФЗ(ред. от 29.03.2008) (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 140-141, 31.07.2004, "Российская газета", N 162, 31.07.2004, "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215

16. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ" от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (принят ГД ФС РФ 20.10.1995)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4552, "Российская газета", N 230, 28.11.1995

17. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) (ред. от 08.11.2007)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях"Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 169, "Парламентская газета", N 11-12, 18.01.2003, "Российская газета", N 8, 18.01.2003.

18. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005) (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 148, "Российская газета", N 12, 20.01.1996.

19. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2005 г. N 78-Г05-65 [Электронный ресурс] Бюллетень № 2 Верховного Суда РФ от 21.02.2007.- Режим доступа: http: // www.supcourt.ru/ vscourt_detale.php?id=4761.

20. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2007г. N 6-Г07-7 [Электронный ресурс] / Бюллетень Верховного Суда РФ №4 от 23.04.2008.- Режим доступа: http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=5296.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.