скачать рефераты

МЕНЮ


Защита прав ребенка в международном праве

«Среди иных актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер». Иванов Д.В. Беженцы в современном международном праве/ Д.В Иванов М., 2006 С. 34-35.

К этой же группе источников относится Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опирается на выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующей части населения.

Международно-правовым актом, принятым на уровне международной организации, значение которого также невозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязывает государства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет государствам возможность самим определить, после консультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать под такой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должны распространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призыв лиц, не достигших 18 лет. См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009.С. 98.

Отдельную категорию в классификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к разряду актов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение для института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого» права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной и обсуждаемой является Резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося участия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений, предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах. См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 99.

В отношении защиты прав ребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые Комитетом ООН по правам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретным правам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005) «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме замечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады государств - участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей в стране. См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 99.

«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав». Колосов Ю.М. , Кривчикова Э.С. М., 2005 С. 534-535.

Подводя итог следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

1) Принцип уважения прав человека в международном праве.

2) Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.

3) Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.

4) Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.

5) Акты рекомендательного характера.

6) Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно из предложенной классификации можно сделать вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка

§1. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка - универсальный договор, в котором закреплены международные стандарты прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права.

В 1970 году впервые обсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООН конвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу были далеко неоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правах человека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельным правам ребенка.

Таким образом появилась острая необходимость в принятии особого международного договора, посвященного правам ребенка.

Во-первых, не все государства являлись участниками Международных пактов и других документов.

Во-вторых, не все права в том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы к ребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и быть избранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д), другие - лицу, достигшему определенного возраста ( права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мнения и т.д.) См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 47-48. В ст. 3 обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент на интересах взрослого населения без учета интересов детей.

В-третьих, положения международных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота и защита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься в отношении всех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) ; « Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).

В-четвертых, существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, поскольку Международные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. То есть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи. Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его собственной жизни.

Из этого следует, что с одной стороны, ребенок в сути человек и ему непосредственно должны принадлежать права, а с другой стороны - он нуждается в поддержке родителей и лиц, их заменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимым и не может обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось создание комплексного юридически обязательного международного документа, посвященного правам ребенка. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 48.

На 34 сессии Комиссии по правам человека ООН польская делегация представила проект резолюции, которая содержала текст Конвенции о правах ребенка, основанный на положениях Декларации по правам ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, после чего в него были включены две дополнительные статьи. В таком виде его приняла Комиссия по правам человека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь обратился к государствам - членам ООН, специализированным учреждениям, региональным правительственным и неправительственным организациям с просьбой изложить свое мнение, замечания, предложения относительно проекта. Правительства некоторых стран сочли неприемлемым «язык» проекта. Например, правительство Дании обосновало свое возражение отсутствием в проекте точности и определенности, которые требуются при формулировании положений юридически обязательного документа. Другие, в большинстве своем правительства западных государств, видели недостатки, во-первых, в том, что в проекте закреплены преимущественно экономические и социальные права и мало внимания уделено гражданским и политическим правам; во-вторых, в отсутствии механизма имплементации.

Поскольку проект вызвал ряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создала рабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.

Важно отметить ряд факторов, повлиявших на закрепление в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Прежде всего, в отличие от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международных пактов по правам человека 1966 года, Конвенция не основывалась на глубоких «философско-гуманитарных традициях» Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 49.

. На время ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка, которые возникли во второй половине ХХ века - протекционизм и либерализм. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 49.

Протекционизм ( патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайней беспомощности, либерализм же, наоборот, - как период самостоятельности ребенка. Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимость первого от последнего как на физическом ( средства к существованию, защита от насилия), так и на психическом уровне ( процесс принятия решений, взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм делает основной акцент на том, что и тот и другой по сути человек. Протекционизм настаивает на органической связи ребенка с семьей, либерализм предоставляет ребенку право выбора семейного окружения.

В результате создатели Конвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, были вынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка - либеральный патернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собой сочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотря на представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.

Либеральный патернализм рассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильной зависимости ( период младенчества) к самостоятельности ( период взросления). Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрести независимость в мыслях и поступках. Таким образом власть родителей и лиц, осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, т.е. направлена на развитие у него самосознания и способности к самоопределению. В основе либерального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми. Благодаря идеям этой концепции, воплотившимся в Конвенции, ребенок признается полноправным членом общества. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 49.

Был положен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенок принадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же время в ней отражена специфика ребенка как такового.

«Другим фактором послужило то, что в рабочую группу входили представители различных министерств и ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. В составе делегатов не наблюдалось постоянства: один и тот же представитель обычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельства способствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующих комплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированных на индивидуальных правах человека.

Также нельзя не отметить активное участие в работе группы таких неправительственных организаций, как «Международная защита детей» и особенно ad hoc группа НПО по созданию Конвенции о правах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследования своих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процесс обсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале 1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году число работающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября 1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.» Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст.955.

Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процессе достижения консенсуса. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 51.

Фактически без споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми (ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка на неприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и пренебрежения ( ст.19).

Некоторые противоречия возникли, когда несколько делегатов предприняли последнюю попытку изменить содержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить защиту прав нерожденного ребенка. Против этого положения выступило преобладающее число представителей. Оппозиция включению в Конвенцию прав внутриутробного плода была настолько сильна, что п. 9 преамбулы, содержащий ссылку на Декларацию прав ребенка, которая устанавливает, что ребенок должен иметь « правовую защиту как до, так и после рождения», был принят, но только с содержащимся в докладе рабочей группы положением, согласно которому эти слова не влияют на толкование Конвенции.

Статьи о свободе вероисповедания ( ст.14), передаче на воспитание и усыновление ( ст.20 и 21), участии детей в вооруженных конфликтах ( ст.38) были приняты только после достаточно напряженного обсуждения.

К сожалению, несколько предложений в силу различных причин не были включены в Конвенцию. Одно из них касалось ограничений на проведение медицинских опытов над детьми. Вопреки общему признанию необходимости данного положения оно было отклонено из-за отсутствия консенсуса относительно его содержания. Другое предложение, затрагивающее права так называемых незаконных детей, вообще осталось без внимания большинства делегатов. Противоречия, как правило, возникали из-за различий в правовых и культурных традициях государств, участвовавших в создании Конвенции. Трудно шло обсуждение вопросов о свободе вероисповедания и праве на усыновление, которые противоречат законам исламских государств. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 51.

При определении минимального возраста, по достижении которого ребенок может участвовать в вооружённых конфликтах, тоже сыграли роль национальное право, этические ценности и этнические обычаи.

Несмотря на все трудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группа признала ребенка субъектом права.

При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка» (1959 г.) - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами и обязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

К основным принципам Конвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамках Конвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, что государства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределах своей юрисдикции (ст. 2 Конвенции) , их обязательства ограничены реальными возможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласно ст.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка, государства должны также принимать во внимание права и обязанности родителей ребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка. См. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России// Государство и право. 2006. № 4. С.49.

Текст Конвенции состоит из трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и соотношение с другими международными документами в области прав человека; основная часть, посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процесс имплементации (ст.42-54). Статьи основной части ( за исключением 1,4 и 41) содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международных документах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 52.

На 2010 год 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединения к ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 года предложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей. Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.