скачать рефераты

МЕНЮ


Злоупотребление должностными полномочиями

В свое время Х. С отличием закончил Академию Генштаба и служил на Балтийском флоте. В Балтийске (Калининградская область) ему предоставили ведомственную трехкомнатную квартиру. Однако в 1993 г. Х. Перевели на Тихоокеанский флот, где он возглавил Камчатскую флотилию. Здесь-то военоначальник и начал злоупотреблять служебным положением. Скрыв от жилищной комиссии наличие квартиры в Балтийске, Х. Предоставил подложные справки о том, что остро нуждается в жилплощади. Командующему без промедления выделили четырехкомнатные апартаменты.

Почти в это же время Х. Решил строить себе роскошную двухэтажную дачу в курортном городе Сочи. Для этого он попросил безвозмездную материальную помощь в размере 352 млн.руб.

Преступная деятельность 52-летнего вице-адмирала была прервана в начале 1997 г., когда в отношении него военная прокуратура возбудила уголовное дело. Военный суд Тихоокеанского флота признал Х. Виновным в злоупотреблении властью и приговорил к четырем годам лишения свободы (условно) с испытательным сроком в два года./Московский комсомолец.1998. 27 февраля(№ 38).

Если исходить из судебной практики, то можно сделать вывод, что причиняемый вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и иным образом, как то: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлениях.

Если часть из этих последствий носит материальный характер и их можно конкретно выявить, определить и т.д., то другая часть носит чисто оценочный характер.

Если нарушение выражается в имущественном вреде, то в среднем за основу берется ущерб, соответствующий в денежном выражении 10-15-кратному размеру минимальной заработной платы, установленной законодательством РФ на момент совершения преступления.

Критерием существенности нарушения прав человека, как правило, является нарушение его основных конституционных прав и свобод.

Как показывает анализ и обобщение судебной практики при превышении служебных полномочий (ст.286 УК) наиболее типичными формами такого рода преступлений являются:

- совершение лицом действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица;

- действия, которые могли бы быть совершены только коллегиально, а производятся единолично;

- совершение таких действий, которые могли быть совершены данным лицом при наличии особых условий, которые в конкретной ситуации отсутствовали;

- совершение действий, которые не входят и не могут входить в компетенцию никого из должностных лиц.

Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмотрены ст.290 УК «Получение взятки». Наказание: по ч.1 - штраф либо лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.2 - лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.3 - лишение свободы от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.4 - лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Крупным размером взятки закон признает: сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Достаточно серьезные санкции указанной статьи не останавливают чиновников главным образом потому, что максимальный срок наказания взяточники получают крайне редко.

В 1999 году в России было зарегистрировано немногим более 20000 должностных преступлений в государственной и негосударственной сферах, в том числе: 6871 факт взяточничества (+ 18,3 по сравнению с 1998 г.) и 1236 факт коммерческого подкупа (+26,9). Это составило примерно 1,5 от общего числа зарегистрированных в нашей стране преступлений (3,002 млн.). Эти цифры отражают возросший интерес государства к проблеме коррупции. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность.-М.:ЮрИнфоР,2000,с.20.

На каждые 100 тыс. человек населения России сегодня выявляется примерно 12 коррупционных преступлений, что говорит не столько о масштабах явления, сколько об уровне эффективности правоохранительной системы и о степени расхождения в представлениях о коррупции законодателя, чиновничества и населения.

Незарегистрированная часть коррупционных преступлений, по оценкам экспертов, в конце 80-х годов в среднем была в десять раз больше зарегистрированной. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.М.,1990,с.60.

Коэффициент латентности наиболее выявляемого вида коррупционных преступлений (взяточничества) по данным проведенного учеными в 1992 г. опроса экспертов из числа сотрудников подразделений органов внутренних дел по экономическим преступлениям (126 чел.) составлял 18 фактов на каждые 100 тыс. чел. Населения. Однако уже в 1995 г. уровень латентности взяточничества оценивался аналогичной группой экспертов коэффициентом, превышающим 2000. Преступность в России: Аналитическое обозрение.-М.,1997,с.3.

Как правило, не более 20 лиц, выявленных в связи с совершением взяточничества, реально осуждается к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы. Даже за получение взятки при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах к наказанию в виде лишения свободы до недавнего времени осуждалось не более половины виновных. Данному феномену трудно найти рациональное оправдание, особенно если учесть, что единственным основным видом наказания за взяточничество было лишение свободы.

Наиболее, если можно так выразиться, мягкое наказание законодатель предусмотрел за незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) и за служебный подлог (ст. 292 УК) - максимальный срок за такие преступления составляет два года лишения свободы. Однако следует учитывать, что эти преступления нередко сочетаются с другими должностными преступлениями. Например, служебный подлог часто сопровождается хищением имущества. В такой ситуации подлог является либо формой приготовления к совершению хищения, либо формой его сокрытия. Содеянное квалифицируется по совокупности. В период действия УК 1960 г. на практике действия должностных лиц, выдавших частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственных пенсий, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных по этим документам денежных средств, как правило, квалифицировали как хищение и подлог по совокупности. Если должностное лицо при этом не обращало в свою пользу денежные средства, содеянное рассматривалось как подлог и соучастие в хищении. Сборник постановлений Суда РСФСР 1961 - 1971 гг. - М.,1978.

Какие же меры противодействия реально можно противопоставить коррупции в современных условиях?

Об этом в п.3.2.

3.2. Основные возможности совершенствования средств борьбы
с коррупцией в России

Отметим сразу же, что важным критерием результативной предупредительной деятельности вообще является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых мер содержанию и иерархии причин и условий должностной преступности. Поэтому меры предупреждения этой преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и даже воспитательный характер.

Очевидным представляется то обстоятельство, что предупреждение различных должностных преступлений прежде всего связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни нашего общества.

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России - одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения коррупционных преступлений. Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать массовый слой экономически активных, правособлюдающих и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения корыстной преступ-ности в целом и коррупционной, в частности.

Еще одним комплексом мер предупреждения коррупционной преступности, является избавление значительной части населения от материальной нужды. Здесь и более эффективное использование бюджетных средств, адресная защита социально слабых слоев населения, повышение заработной платы государственным служащим и др.

В целях предупреждения должностных преступлений должен более эффективно работать механизм государственного контроля за деятельностью в сфере исполнительной власти (рис.3.4).

Кроме того, необходимо установить жесткий социально-правовой контроль за деятельностью всех ветвей власти. Что представляется весьма сложной задачей.

В частности, следует установить государственный контроль за проведением приватизации государственной собственности, предоставлением налоговых льгот отдельным организациям и др.

В области правового регулирования борьбы с коррупцией наиболее существенным является снижение уровня неопределенности всего нормативно-правового комплекса посредством аутентического толкования всех многозначных или не имеющих определенного значения признаков, используемых при конструировании правовых норм. Никаких правовых препятствий к тому, чтобы российский законодатель принимал в качестве отдельных федеральных законов официальное толкование ранее принятых правовых актов, не существует.

Рис. 3.4. Государственный контроль

Не существует препятствий для реализации этой идеи на уровне законодательства субъектов РФ и нормотворчества органов местного самоуправления, разумеется, в пределах их компетенции.

Кодифицированные нормативные акты: гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный и иные кодексы целесообразно дополнить специальными разделами, содержащими толкование всех неопределенных понятий, а также многозначных понятий, имеющих отличающиеся толкования применительно к различным отраслям права.

Частным средством уменьшения неопределенности правового комплекса может стать принципиальный переход от преимущественного использования при конструировании правовых норм альтернативных относительно определенных санкций («лишение свободы на срок от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой или исправительные работы на срок до двух лет или штраф на сумму от ста до семисот минимальных размеров оплаты труда» и т.п.) к преимущественному использованию альтернативных абсолютно определенных санкций («лишение свободы на два года или исправительные работы на один год). Противники такого решения видят в нем посягательство на свободу судебного усмотрения и соответственно резкое ограничение возможностей для тщательной дифференциации ответственности за правонарушения. Однако этот недостаток может быть в значительной степени компенсирован средствами юридической техники. Принцип: каждому типичному признаку правонарушения, изменяющему степень его общественной вредности, должна соответствовать отдельная норма - может быть реализован, что повлечет революционное обновление правового комплекса. Стремление к экономии законодательного материала сегодня доведено до абсурда, который особенно очевиден на примере уголовного законодательства. Отечественный законодатель конструирует предельно общие нормы, объективно являющиеся одной из основ коррупции.

Определения коррупционного преступления должны содержать исчерпывающие перечни видов коррупционных правонарушений, на основании которых может быть создана адекватная система статистического учета и разграничена компетенция уполномоченных на борьбу с коррупцией правоохранительных органов. Техническое решение проблемы связано с внесением соответствующих дополнений в отраслевые кодифицированные законы и ведомственные нормативные акты, устанавливающие ответственность за дисциплинарные правонарушения.

Это, впрочем, не исключает полезности законодательного закрепления основ антикоррупционной политики государства. Соответствующий нормативный акт должен определять те аспекты борьбы с коррупцией, которые не могут быть установлены в иных законах, в частности:

- понятия коррупции, борьбы с коррупцией;

- систему субъектов борьбы с коррупцией;

- систему мер борьбы с коррупцией;

- антикоррупционные стандарты для всех наиболее

важных сфер социальной жизни.

Международное сообщество, озабоченное транснациональной коррупцией, рекомендует ввести в национальное законодательство уголовную ответственность за подкуп за рубежом. В США, например, действует Закон об иностранной коррумпированной практике (ФКПА), предусматривающий санкции: до 2 млн. долл. штрафа для корпораций и до пяти лет тюремного заключения для физических лиц. Особое распространение это деяние имеет в международной торговле самолетами, кораблями, вооружением, боевой техникой, нефтепродуктами, а также при заключении контрактов на военное и гражданское строительство, где нет стандартных цен, но давно существуют таксы комиссионных для должностных лиц разных уровней.

По данным неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл» от 100 тыс. долларов могут заинтересовать старшее должностное лицо, а от 100 млн. долларов - главу государства, тогда как корпорации от суммы сделки считается достаточно низкой ценой комиссионного вознаграждения. Криминология.-М.:Бек,1998, с.332. Естественный монополист - российская компания «Росвооружение», которая в 1997 г. разделена на несколько компаний, например, брала по 10 и даже 20 комиссионных.

В международных документах есть множество других важнейших положений и рекомендаций - не только уголовно-правовых, но и процессуальных, административных, гражданско-правовых, организационных, которые актуальны для России, где нет необходимых норм в законе о государственной службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона (кроме ст. 174 УК 1996 г.) об ответственности за легализацию неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с коррупцией, а самое главное, нет политической воли в различных ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых стандартов.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Таким образом, мы можем определить должностные преступления как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

Должностные преступления чаще всего называют коррупцией. В России это явление знакомо теоретически или практически каждому совершеннолетнему гражданину.

Несмотря на значительный размах коррупции в нашей стране, существует немало впечатляющих мифов об этом социально-правовом явлении. К их числу относятся:

Первый. Россия является единственной в мире крупной страной, имеющей критически высокий уровень коррупции в системе публичной власти.

Второй. Противоречивый евроазиатский менталитет народов России не приемлет жестких антикоррупционных стандартов европейской цивилизации.

Третий. Российская коррупция «поразила» всю систему государственной и негосударственной службы, в том числе всех чиновников федеральных органов власти.

Четвертый. Российское государство ничего не предпринимает для борьбы с коррупцией.

Пятый. В России нет сколько-нибудь развитого законодательства о борьбе с коррупцией.

Некоторые из мифов прочно утвердились в общественном сознании и нередко выдаются за аксиому. Что, конечно, не правильно.

Анализ литературы и судебной практики показал, что способы совершения должностных преступлений во многом зависят от их разновидности, отрасли служебной деятельности, в которой совершаются эти деяния, характера должностного положения правонарушителя и его правомочий, а также сложившейся обстановки и личностных качеств правонарушителя. Большинство из них совершается путем различного рода действий, нарушающих должностные положения, инструкции, приказы и правила, объективно противоречащих установленным принципам и методам работы соответствующего аппарата и его отдельных звеньев. Часть из них совершается путем служебного бездействия, заключающегося в нарушении соответствующих должностных требований и принципов.

В данной работе автор исходил из нескольких принципов:

- должностная преступность объективно присуща всем моделям общественного устройства, при которых естественное право управления первоначально делегируется отдельным лицам или социальным институтам либо узурпируется последними при помощи обмана или насилия;

- явление коррупции многообразно;

- предупреждение должностной преступности должно иметь экономически и юридически обеспеченный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными);

- эффективная борьба с должностной преступностью предполагает использование системы экономических, политических (в том числе правовых) и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер;

- ключевой реалистической целью борьбы с рассмотренным видом преступлений является снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, не препятствующего развитию общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами.

Внешне борьба с коррупцией обычно напоминает череду кампаний, приуроченных к политическим сезонам. Однако, в сущности, это непрерывный процесс. Признание феномена неискоренимости коррупции не должно порождать ощущения безысходности. Современное общество обречено на борьбу с коррупцией хотя бы в силу естественного стремления к самосохранению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.-М.,1998.

2. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.-М.,1985.

3. Уголовный кодекс РФ 1996 г.-М.,1997.

4. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» 1995 г.-М.,1998.

5. Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам» 1998 г.-М.,1999.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» //Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР) по уголовным делам.-М.:Проспект, 2000.

7. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти, или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге» // Сб. постановлений Пленума Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР) по уголовным делам.-М.,2000.

8. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР 1961-1971 гг. -М., 1978.

9. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК //Законность.-1997.-№ 6.

10.Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей.- М. «ЮрИнфоР. 1999.

11.Бахрах Д.Н.Административное право России: Учебник для вузов.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2000.

12.Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.- М., 1990.

13.Волженкин Б.В. Коррупция.- СПб., 1998.

14.Двинская уставная грамота 1397-1398 гг. // Российская законодательство Х-ХХ веков Т.3.- М.:Юрид. Лит., 1985.

15. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Курс лекций.- Минск, 2000.

16. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М.Миньковского.- М.:БЕК, 1998.

17. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ.- М.:Наука. 1997.

18. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность.- М.:ЮрИнфоР. 2000.

19. Максимов С.В. Предупреждение коррупции: Лекция. - М.: Московский институт МВД России. 1994.

20. Преступность в России: Аналитическое обозрение.- М.,1997.

21.Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учеб.пос.-М.:Юрист, 2001.

22. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник.- М.:Спарк, 1997.

23. Россия и коррупция: кто кого? //Российская газета.- 1998.

24. Уголовное право. Особенная часть. Учебник в двух частях. Ч.2. /Под ред. Н.А.Беляева.- СПб.: СПБГУ. 1995.

25. Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник /Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:Юрист, 1999.

26.Цветков С.И. Международная коррупция и «отмывание денег» //Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей.-М.:ЮрИнфоР», 1999.

27. Яни П.С. Актуальные проблемы квалификации служебных преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией.- М.:ЮрИнфоР, 1999.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.