скачать рефераты

МЕНЮ


Значение изучения теории государства и права в подготовке юристов-специалистов

Cavere, то есть составлять формулы документов юридического значения, отражать интересы клиента;

Vespondere, т.е. советовать, давать консультации по юридическим вопросам, разъяснять их, и толковать юридические нормы.

Цицерон говорить, что истинный законовед - «это тот, кто сведущ в законах и обычном праве… и который умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента» Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, С.116..

Конечно, в этих кратких формулах не могло быть учтено все разнообразие юридической работы. Если же попытаться охарактеризовать главное в профессиональных функциях юриста на современном этапе, то пожалуй, выявим что главное в них - это деятельность по ведению юридических дел.

Юридические дела - это жизненные случаи, выступающие в качестве

обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К

ним относится преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с применением трудового законодательства, и всё же другие случаи, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права.

И все эти дела имеют важное значение. Это понимали ещё юристы древности. Поэтому один из первых образцовых в этом смысле сводов законов - римское право (XII таблиц) регулирует имущественные и гражданские отношения с огромной точностью. Многие нормы римского права технически настолько совершенны, что действуют и сейчас. А это значит, что и сегодня образцовый юрист должен знать римское право.

Человек начавший работать в сфере борьбы с преступностью должен, прежде всего, понять всю сложность социальной жизни, её изнанки, он должен узнавать зло и людей его несущих, а так же научиться самосовершенствоваться учиться и уметь учить других. Борьба с преступностью - это главное направление деятельности юриста, но в то же время нельзя забывать о том, что те с кем приходится вести эту борьбу тоже были людьми, не совершавшими преступлений, не были настолько социально запущенными. Что их сделало такими? Надо вникнуть в это, для принятия правильного решения. Для юриста не допустимо потерять чувство объективности даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием, если ты встал в ряды борцов с преступностью - не имеет права. Сложность работы заключается не только в том, что нужно работать с людьми и именно их поставить на правильный жизненный путь, а в том, что нужно каждодневно проявлять широту взглядов, уметь заглянуть и в будущее, разрабатывать меры, с помощью которых можно предупредить новое преступление. Это самые необходимые качества тех кто, став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями. Умение понять человека, увидеть в преступление человека - очень важно. Может даже самое важное.

2.2.Современное образование и подготовка юристов.

Бум юридического образования в России, начавшийся в 1991-1992г вызван многими причинами: 1) развитие рынка и предпринимательства; 2) активизация законодательного процесса и политической жизни; 3) рост преступности и необходимости борьбы с ней в рамках права. Труд юристов, оплачивается гораздо выше, чем в других специальностях, что и делает данную профессию очень популярной.

Система юридического образования охватывает государственные вузы, муниципальные образовательные учреждения и негосударственные вузы и факультеты. До начала перестройки государство полностью управляло образовательными учреждениями. Но положение изменилось после проведённых в стране реформ конца 80-х - начала 90-х годов. Роль государства в управлении образования стола определяться Законом об образовании от 10 июля 1992г (с изменениями в 1995г) См.: Собрание законодательства РФ, 1996 №3, ст. 150. В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, вузы получили возможность самим устанавливать зарплату преподавателям, разрабатывать образовательные программы и учебных курсов и т.д. (ст.32,35,36,39,45 Закона РФ об образовании).

Но всё же государства оставило за собой право инспектировать любое образовательное учреждение на территории России «в порядке надзора» (п.7 ст. 30 указанного Закона) и устанавливать Стандарты, «определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (п. 1 ст. 7 Закона). Федерация в лице её органов власти и управления выдаёт лицензию на право открытия учебных заведений, проводит их аттестацию и аккредитацию.

Для государственных вузов с платной формой обучения Госкомвуз в декабре 1993 г разработал и ввёл государственный стандарт бакалавра (4 года учёбы) по направлению 521400 «Юриспруденция». Строя систему подготовки бакалавров по американскому образцу, авторы не учитывали, что в США после 4 лет обучения в колледже и получения степени бакалавра надо ещё

закончить трёх годичную правовую школу при университете и только после этого он может заниматься юридической деятельностью. Но Госкомвуз разъяснил, что лица получившие звание бакалавра, вправе занимать гос. должности.

В США высшее юридическое образование отличается от Российского. Формально оно находится в ведении министерства образования которое, не неся административных функций, лишь формально распределяет средства федерального правительства на покупку и занимается сбором статистических данных. Непосредственные требования к уровню знаний предъявляют межвузовские комиссии. В США существует Совет по образованию. Это частная организация, однако во всех вопросах высшего образования полагаются на его рекомендации.

Основными учебными заведениями, где преподают юридическую науку, являются школы права, куда принимаются лица, получившие полное университетское образование.

Система преподавания значительно различается по штатам. Большая часть университетов готовит юристов только для данного штата. Исключением являются школы, дипломы которых действительны на всей территории США См.: Сушкевич А.Г. Послеуниверситетское образование в США. // США - ЭПИ, 1993, №9. Поскольку изучение права сравнительно доступно, профессия юриста в США всегда была и остаётся открытой. Ведь история развития юриспруденции в США гораздо больше, чем в России и поэтому системы отличаются друг от друга.

В настоящее время в нашей стране образование переживает нелёгкие времена. Общеизвестно, что юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы, т.к. оно призвано сыграть особую роль в условии формирования гражданского общества. В целом юридическая наука РФ в данных условиях получает качественно новые основы для собственного

развития. Впервые в истории России ей представляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же учёных юристов - способствовать ей (юридической науке) реализовать эту миссию.

Непрерывное образование признано во всём мире, как мощное средство направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и духовно-нравственном смыслах. В настоящее время российское законодательство пытается реформировать систему высшего образования, приближая её к мировым стандартам. Придерживаясь международного законодательства об образовании, пытаться обеспечить каждому человеку получение высокого уровня образования, особенно это необходимо в сфере юриспруденции.

Свободный план по программе подготовки юристов-специалистов был разработан ещё в 80-х годах. Однако с тех пор вузы внесли в него по своей инициативе много изменений и дополнений. Были исключены марксистко -ленинская философия, научный коммунизм, научный атеизм, народный контроль. В число основных курсов были введены: экологическое право, психология, компьютерное право, коммерческое право, эстетика, арбитражный процесс. Особое внимание уделено теории государства и права. Она поставлена как основополагающая наука в образовании юристов.

Глава III. Профессия - адвокат.

3.1.Особенности деятельности адвоката

Адвокатская работа многогранна: адвокату при составлении юридических документов, консультировании, в судебных выступлениях приходится сталкиваться с самыми разными делами - и уголовными, и гражданскими. Адвокат - это и защитник, и в своём роде «обвинитель», он представляет истца, доказывая вину другой стороны в гражданском споре.

Но при всей многосторонности и многоплановости работы адвоката есть в ней одна сторона, которая непосредственно отражает сущность этой деятельности и которая поэтому во всех случаях постоянна и неизменна.

Работа адвоката построена на доверии, на доверительных отношениях между ними и клиентами.

То обстоятельство, что адвокаты не являются, например, работниками государственного учреждения, и позволяет считать их такими квалифицированными специалистами, которые могут выполнять поручения на основе доверительных отношений.

Адвокат обязан использовать все законные средства для охраны и реального осуществления прав и свобод подзащитного.

Что же касается их профессиональных качеств, которые непосредственно связаны с особенностями адвокатской работы, то из их числа можно выделить два основных:

1) необходимость широкой, универсальной подготовки адвоката. Его специальные юридические знания должны быть на том же уровне, что и знания судьи, прокурора. Адвокат должен до тонкостей разбираться в законодательстве, в юридической практике и юридической литературе.

2) Развитые человеческие, нравственные качества, которые при общении с клиентами должны создавать атмосферу доверительных отношений.

Адвокат должен отмечать такой стиль общения с клиентом, который располагал бы к взаимному доверию, вселял бы в гражданина уверенность в квалификации адвоката, в его стремлении помочь и в то же время останавливал отдельных людей от попыток навязать такой образ действий адвокату, который не согласуется с правовыми или нравственными принципами юриста.

Основное начало деятельности адвоката это выбор дела. Во всех ли случаях можно вести дело? Какими принципами следует руководствоваться при его выборе?

Поручение на ведение дела не может быть принято адвокатом, если: 1) в расследовании и решении дела принимает участие должностное лицо, с которым он состоит в родственных отклонениях; 2) он по данному делу ранее оказывал юридическую помощь другой стороне; 3) гражданское дело, связанное с уголовным делом, в котором он участвовал ранее в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, лица, производившего дознание, следователя, потерпевшего и т.д.; 4) он находится в родственных отношениях с адвокатом, который по тому же делу оказывает юридическую помощь другой стороне.

Личная честь адвоката и забота об общественном престиже адвокатуры должны полностью исключить из практики недостойные методы приобретения дел, как погоня за клиентами, «вербовка» клиентуры, «перехват» клиентов. Подобные действия должны рассматриваться как нарушение адвокатской этике.

Понятие правовой позиции по делу - этого condito sine gua non (непременного условия) адвокатской деятельности по гражданским делам - включает различные элементы, обсуждение которых предваряет решение адвоката о возможности ведения дела. При этом, однако, необходимо учитывать, что исследование адвокатом этих моментов по конкретному делу должно определяться тем основным, имеющим соображением, что « оказание юридической помощи нуждающимся в ней лицам - это профессиональная обязанность адвокатов» См.: Ватман Д.П. Адвокатская этика, «Юрид. Лит», М.: 1977, стр. 12..

Адвокатами являются лица, состоящие членами коллегий адвокатов, созданных с согласия министерства юстиции РФ. (прил. 2)

Членом коллегии адвокатов может быть:

гражданин Российской Федерации;

имеющий высшее образование;

имеющий стаж работы по специальности юриста не менее 2-х лет или прошедший в коллегии адвокатов стажировку сроком от шести месяцев до одного года;

являющийся образцом моральной чистоты и безупречного поведения;

не состоящий на службе в государственной или общественной организации.

Как уже отмечалось, адвокат может выступать не только в качестве представителья: в уголовный процесс он часто вовлекается для защиты подозреваемого или обвиняемого. На адвоката возложен комплекс обязанностей, основными из которых являются следующие:

Соблюдать порядок в судебном заседании;

Подчиняться распоряжениям председательствующего;

Не разглашать сведения, сообщённые ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи;

Постоянно совершенствовать свои знания, повышать свою деловую квалификацию;

Активно участвовать в пропаганде российского права;

Выступая в качестве защитника, адвокат обладает следующими правами:

знать, в чём обвиняется его подзащитный;

лично ознакомиться с каждым из вынесенных постановлений о привлечении подзащитного в качестве обвиняемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства;

участвовать в допросе и иных следственных действиях;

присутствовать при предъявлении обвинения;

приносить жалобы;

знакомиться с документами, которые предъявляются подозреваемому;

заявлять отводы;

пользоваться услугами переводчика;

обжаловать в суд законность и обоснованность ареста;

участвовать при рассмотрении судьей таких жалоб;

иметь с подзащитным свидания наедине;

участвовать в предварительном слушании.

Право на защиту получило в нашей стране определённое развитие, и основная тенденция - это дальнейшее его расширение. Как известно, в дореволюционной России защитник не участвовал на предварительном следствии. После революции ситуация не изменилась. Только Основы уголовного судопроизводства 1958 г. и принятые затем уголовно - процессуальные кодексы союзных республик допустили участие защитника с момента окончания следствия. Защитник, допущенный к участию на предварительном следствии с этого раннего этапа, контролирует законность действий в следственных действиях.

Престиж адвокатуры - это барометр законности общества и прочности демократических порядков, и этот престиж нужно всемерно укреплять. Престиж адвокатуры в глазах населения довольно высок. Но и сами юристы выделяют адвокатуру как наиболее достойную уважения.

3.2. Значимость адвокатской деятельности в современном обществе

Согласно ч.1 ст. 48 Конституции РФ каждому юридическому лицу гарантируется право на получение квалифицированной платной, а в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь оказывается в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях.

Соответственно разновидностями юридической помощи являются:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам;

составление заявлений, жалоб, договоров, исков, соглашений, контрактов и других документов;

правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций;

участие на предварительном расследовании и в суде по уголовным делам в качестве защитников;

представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и делам об административных правонарушениях;

осуществление представительства в Конституционном суде РФ;

оказание юридической помощи на надлежащем уголовной ответственности несовершеннолетним, в отношении которых рассматривает вопрос о возможности их помещения в специальные учреждения;

работа в качестве патентного поверенного;

защита прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи;

оценка иной юридической помощи.

Адвокатура (коллегия адвокатов) по характеру своей деятельности не является коммерческой организацией, не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыль из своей деятельности. Ею реализуется предусмотренное ст.48 Конституции РФ право каждого гражданина на юридическая помощь. Именно поэтому коллеги адвокатов признаются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.

Задачей адвокатуры в Российской Федерации является оказания юридической помощи гражданам и организациям. Содействие охрана прав и интересов, соблюдению и укреплению законности, чести и достоинства других лиц - цель деятельности адвокатуры.

Это выражается в даче правовых советов. Возникновение адвокатуры было вызвано определёнными потребностями, и её существование оправдано тем, что оно приносит определённую пользу обществу и государству.

Заключение

С малых лет наши родители воспитывали в нас культуру поведения. Учили уважать старших, правильно общаться со сверстниками, знать моральные нормы общества. Но редко кто учил своих детей уважать законы, повышал уровень правосознания.

Сейчас, когда право усиленно развивается нельзя допускать правового невежества в обществе. Наше государство во многом, очень сильно отстала от других мировых держав в правовом смысле. Судьба российского права сложна и противоречива, так как до 1917 года не было сложившейся правовой системы. Было немало отсталых юридических форм и институтов. Но после 1917 года право в России все более и более стало обретать самостоятельный статус, значение особой силы в обществе...Но все равно юридическая система Советской России и всего Советского Союза была отброшена назад, деформированная, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации. См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. С. 55-56.

Сейчас происходят сложнейшие процессы становления системы права соответствующей требованиям современного общества. Но этот процесс осложнен политическим, экономическим, социальным и культурным кризисами.

Общество нуждается в сильном государстве, в котором управляют образованные люди с обширными знаниями во многих областях. Необходимо повышать уровень правосознания в обществе. И это нужно делать с раннего возраста, чтобы развить понятие всей значимости права в обществе, структуру государства и права, а также научить применять свои знания.

Долгие годы право находилось в тени, и его практически не касались, но сейчас просто необходимо, поддержать его развитие, не дать затухнуть тем начавшимся процессам, которые появляются в нашем обществе. В юридической науке с каждым днем возрастает значение теории государства и права, она стала основой для всей юриспруденции. В настоящее время постепенно государство начинает укреплять правовую структуру общества, ее основу. Но пока у власти находится правовая необразованность рано говорить о выходе страны из кризиса. Сейчас будущее юридического образования зависит от того, как вузы будут подходить к этим проблемам, какие изменения произойдут в политике образования. Конечно же, нужно повышать и требования к методам преподавания в учебных заведениях. Теория государства и права как основополагающая наука в юридической специальности вносит свой огромный вклад в подготовку будущих юристов, ведь без знания основ государства и его правовой системы невозможно говорить о юридической грамотности общества. Поднимая уровень образования в нашей стране мы, должны понимать о том, что этот процесс очень долог, и говорить о быстром преобразовании нельзя. Этот процесс медленный, но наверное самый эффективный для данной ситуации. Но можно надеяться на то, что очень скоро наша образовательная система встанет на высокий уровень и страна получит новые высокообразованные кадры.

Библиография.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. - Официальное издание. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Закон об образовании от 10 июля 1992 г. (с изменениями в 1995 г.)/Собрание законодательства РФ,1996. №3.ст.150

Научная и специальная литература:

1. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., «Юридическая литература», 1976.

2. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

3. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: "Статут",1999.

5. Ватман Д.П. Адвокатская этика. И., «Юридическая литература», 1977.

6. Десницкий С.Е. Слово о прямом и ближнем научении юриспруденции. Русская философия права.изд. 2-е доп. СПб.1999.

7. Добриянов В.С. Методические проблемы теоретического и исторического познания. М., «Мысль». 1968.

8. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. М., 1997.

9. Карпец И.И. Дело, которому мы служим (размышления юриста). М., «Юридическая литература». 1999.

10. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

11. Лифшиц В.И. Слово адвокату. - М., «Юридическая литература» ,1977.

12. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 1997.

13. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т.3. с.1.

14. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие. - М., «Юристъ». 2000.

15. Петрухин П.Л., БатуровГ.П., Морощакова Г.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1992.

16. Петрухин И.Л. «Проблемы юридического образования в России» // государство и право. №9. 1996, стр3.

17. Сокол Т. Новое в теории государства и права (Публицистика) // Огонёк. - 2000, №38.

18. Солодухина А.О., Солодухина О.А. Юридический диалог. - СП б. 1996.

19. Судебные речи знаменитых русских адвокатов. Сост. и ред. Е.Л.Рожникова. - М.: «Гардарика», 1997.

20. Сушкевич А.Г. Послеуниверситетское образование в США //США-ЭПИ, 1993, №9.

21. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. // под ред. В.М.Карельского и В.Д. Павлова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра. М., 1998.

22. Теория государства и права //под ред. А.Б.Манова. - М., 1995.

23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 1993.

24. Цицерон.Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

25. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебное пособие. М.:-Юрайт,2001.

26. Юридические вузы и техникумы// Юрист - 1996. - №1.

27. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 1996

Приложение 1.

Черданцев А.Ф.

Теория государства и права

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.