скачать рефераты

МЕНЮ


Значение Юстинианова права

С 535 г. Юстиниан осуществляет серию административных реформ и развивает активную законодательную деятельность. Он несколько облегчает освобождение paбов, нo только по воле и желанию их господина. Его законодательство в отношении рабов фактически мало меняло их положение, оно скорее упорядочивало и уточняло его. Значительно более серьезными и существенными были его реформы в отношении колонов, прежде всего адскриптициев: господам запрещалось увеличивать оброки, сверх установленных обычаем; администрации предписывалось обеспечивать возвращение взысканного сверх положенного; колонам облегчались судебные тяжбы со своим господином. Таким образом, Юстинианом были приняты меры по ограничению роста эксплуатации адскриптициев землевладельцами, упрочена их личная правоспособность в отношениях с собственником имения. Его законодательство не столько проводит параллель между адскриптициями и рабами, сколько последовательно сближает их с другими категориями колонов, т.е. свободными, рассматривая их как одну группу. При нем и свободные колоны были прикреплены к земле, к своему тяглу.

Законодательство Юстиниана, таким образом, рассматривало приписных колонов как людей, обязанных своими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость от господина - как государством установленную гарантию выполнения их обязанностей перед государством. Тем самым оно фактически выступало против усиления личностной, частноправовой зависимости адскриптициев от господ и соответственно возможности приближения ее по форме к феодальной. Неизвестно, в какой мере крупные собственники были склонны допускать эволюцию своих отношений с адскриптициями по пути сближения их с формами феодальной зависимости. Стремление максимально лишить колонов собственности свидетельствует не в пользу этого предположения. Вероятно, если бы отношения развивались в этом направлении, землевладельцы нашли бы большую опору у своих колонов в борьбе против государства. В том и другом случае политика Юстиниана не выглядит как феодализационная. Политикой сдерживания наступления магнатов на права колонов Юстиниан в известной мере затормозил дальнейшую эволюцию социальных отношений, на время “законсервировал” их. Укрепление им правоспособности колонов в отношениях с господином фактически более резко отмежевывало их от рабов, усиливало элементы прав свободного в их статусе и было направлено к определенной консолидации свободных в ранневизантийском обществе, консервации лично свободного крестьянства и ограничению втягивания его в зависимость. Это была политика социальная и в принципе консервативная, но в какой-то мере отвечавшая требованиям самого крестьянства.

В борьбе с ростом могущества крупных землевладельцев Юстиниан пытался опереться на недовольных мелких и средних земельных собственников - куриалов, а также на ущемляемую светскими землевладельцами в своих имущественных интересах церковь. На практике это были составные части его социальной программы, обусловленной не столько его какой-либо персональной неприязнью к крупным землевладельцам, аристократии, в которой его упрекали противники, сколько остротой социального конфликта, серьезно угрожавшего империи. Юстиниан хотел ослабить его, повернуть вспять, укрепив остатки единства и свободы свободных.

Именно этим обусловлено его обращение к римским традициям, прославление себя как продолжателя дела римских императоров. Подчеркивая, что его власть - передоверенная ему “власть народа”, Юстиниан противопоставлял основы своей автократии “ограничительным” претензиям аристократии. Все это носило демагогический характер и имело совершенно определенную социальную направленность консервативного свойства - поддержать “староримский” патриотизм свободных. Завоевания на Западе проводились им под лозунгом “освобождения” и должны были символизировать возвращение к прошлому, укрепление свободы.

Нужно сказать, что и в отношении упрочения положения сословия куриалов принятые Юстинианом меры проводились последовательно. Юстиниан не только стремился сохранить городские и внегородские функции курий. Он организационно завершил систему приобщения к руководству городскими делами, контролю и ответственности за расходование городских средств, снабжение и строительство “первенствующих” в городе собственников (nobiles civitatum), не входивших в курии представителей местной землевладельческой знати, богатых чиновников-горожан в отставке (honorati), верхушку городского клира во главе с епископом, расширил административные и судебные права и полномочия избиравшихся городами дефенсоров. Результатом всех этих мероприятий была определенная самостоятельность городских общин по отношению к государственной администрации на местах в эпоху ирано-арабских вторжений и завоеваний.

Политика по отношению к церкви была значительно сложнее по своему характеру и содержанию. Юстиниан непросто пытался увеличить богатство и могущество церкви как таковой в противовес крупному светскому землевладению. При всей его достаточно глубокой набожности, он рассматривал церковь во многом в духе римских государственных традиций, в неразрывной связи с интересами государства. Опираясь на концепцию государство - церковь - “две руки”, две стороны единого целого, Юстиниан в сложившейся ситуации в полной мере использовал свою “обязанность” выступать в качестве защитника интересов церкви. Это позволило ему не только более эффективно оградить ее и упрочить права собственности на свои имущества, но и в известной мере контролировать их использование “в интересах всех христиан”.

Церковь становилась более тесно привязанной к государству, его политике, союзником по целенаправленному смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этой целью Юстиниан всячески поощрял создание новых монастырей. Дело заключалось не столько в прокламированном им убеждении, что государство будет более прочным и процветающим в результате умножения числа “святых душ”. Создание монастырей частично возрождало обработку заброшенных земель, сокращало число недовольного неимущего населения, не имевшего средств для ведения самостоятельного хозяйства. Юстиниан не случайно особенно поощрял развитие широкой сети благотворительных учреждений: церкви отводилась особая роль в реальном смягчении социального недовольства в городе. Избыточное, в основном неимущее население в 30-40-е годы VI в. “душило” крупные города. Оно сыграло немалую роль в восстании Ника. Юстиниан после восстания ограничивал население столицы, просто выдворяя часть его. Только после чумы 542 г., унесшей сотни тысяч жителей, преимущественно городов, эта проблема перестала существовать.

Административные реформы Юстиниана, в частности запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию. Но они одновременно и свидетельствуют не просто о его желании организовать более дисциплинированное и подчиненное, более эффективное и гибкое бюрократическое управление, но и о сознательном стремлении ограничить тенденции дальнейшей бюрократизации империи. Именно с этой целью он пытался оживить курии, поднять значение коллегий крупных городских собственников во главе с епископами в городских делах. Правителям провинций было категорически запрещено вмешиваться во внутренние дела городов, назначать в них своих представителей. Епископам и знатным горожанам были предоставлены значительные права прямого противодействия провинциальной администрации, а епископы практически были облечены правами контроля над ее деятельностью на местах.

Весьма существенным для оценки внутренней политики Юстиниана является понимание его политики по отношению к роли церкви в обществе и в управлении. Достаточно широко распространено представление о том, что ранневизантийские епископы, опираясь на возраставшую роль церкви в жизни города, ее могущество, по существу, становились во главе городского самоуправления. (В этом направлении эволюционировали западно-римские епископы) Однако восточно-римская церковь в городе при всей своей реальной экономической мощи была ограничена городской общиной, связана с ее судьбами. Новые исследования показали, что восточно-римские епископы не брали в свои руки прямое руководство городскими делами, не шли по пути расширения своей гражданской власти в городе. На протяжении всей ранневизантийской эпохи их функции в городских делах были контрольно-надзорными. Они сводились к защите (defensio) интересов городской общины, т.е. К защите остатков полисного самоуправления, а не к замене их. Анализ законодательства Юстиниана подтверждает, что нет оснований считать, будто бы в лице епископов и церкви Юстиниан пытался просто создать “второй эшелон” - дубликат гражданской администрации - и тем самым еще более усилить централизованно-бюрократическое прямое управление империей, окончательно уничтожив остатки античного самоуправления. В действительности, усилив контрольно-надзорные функции епископов по отношению к бюрократическому аппарату, он тем самым пытался ограничить его возраставшее всевластие и сохранить сочетание элементов самоуправления с прямым административным управлением. Видимо, в этом также была специфика позднеантичной государственности, не стремившейся к полной бюрократизации управления. Автократия, неограниченное единовластие Юстиниана были использованы им для поддержания традиционных форм позднеантичной государственности. С этой точки зрения Юстиниан был последним крупным императором, предпринявшим все усилия для того, чтобы сдержать процессы разложения позднеантичного общества, его социально-политических форм, а церковь в общегосударственном масштабе была использована им именно с этой целью. Автократия Юстиниана была не просто средством упрочения всевластия императора в ранней Византии, а последним средством сохранения основ старого.

Идейные основы юстиниановской программы отчетливо проявились в его активной строительной деятельности. После падения Западной Римской империи Византия осталась единственным наследником Рима, прямым его воспреемником, причем “более достойным”, чем Западная, ибо сумела сохраниться и, следовательно, сохранить славу, достоинство и доблесть Рима. Подлинная преемница Рима должна была иметь достойную его величия столицу - “царственный”, “царствующий град”, символ единства империи. Столица была отстроена с неслыханной роскошью - дворцы, площади, водопроводы, бани, цистерны. В эпоху Юстиниана Константинополь окончательно превратился в крупнейший город империи, крупнейший центр производства - военного, предметов роскоши, судостроения и торговли. “Око вселенной”, он стал теперь тем городом, которым знало его средневековье будущим Царьградом

Огромное строительство, как гражданское, так и церковное, было развернуто и осуществлено в империи, причем с особым богатством и пышностью, отстраивались государственные учреждения, дворцы и палаты правителей. Это строительство явно имело одной из своих целей поднять и укрепить авторитет государства. Не стихийной была и поддерживавшаяся Юстинианом программа церковного строительства. Оно наиболее активно осуществлялось там, где были еще слабы позиции господствующей церкви

Именно при Юстиниане Константинополь стал подлинным интеллектуальным центром империи. Осуществление всех намеченных им программ требовало массы специалистов самых разных областей знаний, архитекторов, инженеров, ученых, ремесленников.

Политика Юстиниана во всех ее сферах была последней, судорожной попыткой любой ценой сцементировать рушившееся внутреннее единство империи, поддержать ее “величие”.

Начав завоевания на Западе, Юстиниан неожиданно для себя втянул Византию в длительный период затяжных войн - 32 года из 38-летнего его правления Византия вела военные действия. Первые блестящие успехи в Северной Африке и Италии обернулись многолетним, изматывавшим силы, утверждением своего господства в этих областях. Только к 555 г. была окончательно покорена Италия. В 562 г. византийцы подчинили себе часть Вестготского королевства. Военные действия потребовали огромных расходов, и после включения этих областей в состав Византии она получила под свою власть разоренные области.

Воспользовавшись тем, что Византия “завязла” на Западе и сосредоточила там свой основные военные силы, против нее неожиданно начал активные военные действия Иран. Оба государства в начале VI в. Были достаточно могущественными. К 30-м годам VI в. Иран неожиданно быстро вышел из глубокого внутреннего кризиса. Сходство между обоими государствами заключалось в том, что каждое из них переживало тяжелую эпоху: Иран - мучительный переход к феодализму, Византия - углублявшийся кризис античного общества. Каждому из них военные успехи были нужны для разрядки внутренней ситуации, смягчения внутренних противоречий. Поэтому традиционный конфликт (борьба за Закавказье и влияние в южноаравийских областях - путях торговых связей с Востоком) приобрел более глубокий характер. В 531г. к власти в Иране пришел молодой и энергичный Хосров I Ануширван, правивший до 578 г. Воспользовавшись мелкими военными действиями Византии против союзных Ирану арабских племен, Хосров начал в 540 г. крупномасштабную воину ставя своей задачей не только перекрыть на флангах - в Закавказье и Южной Аравии - возможности расширения самостоятельных связей Византии со странами Востока, выйти к Черному морю, но и нанести существенный удар по богатым восточным провинциям. Огромная шахская армия вторглась в глубь Сирии и овладела столицей и главным оплотом Византии на Востоке - Антиохией. Третий по величине город империи был разгромлен и разграблен, население перебито или уведено в плен. Фактически война продолжалась до 561г., и потребовала от Византии чрезвычайного напряжения сил. В результате усилившихся внутренних противоречий Иран в 561 г. пошел на заключение мира. Он был достигнут на приемлемых для Византии условиях, по существу не изменив положения, но оставил Византии разоренными и опустошенными некогда богатейшие восточные провинции. Втянутое в изнурительные войны на Западе и на Востоке византийское правительство, естественно, не могло уделять должное внимание обороне балканской границы, где в VI в. Резко усилились вторжения гуннов и славян, которые не казались Византии столь угрожающими и опасными. Здесь оборона опиралась прежде всего на систему пограничных крепостей. Однако в результате непрерывных вторжений балканские провинции Византии были также разорены.

Все надежды Юстиниана на стабилизацию внутреннего положения в империи закончились крахом. Для обеспечения продолжения военных действий пришлось увеличить налоговый гнёт, вводить новые чрезвычайные поборы, натуральные повинности, закрывать глаза на возраставшее лихоимство чиновников, лишь бы они обеспечивали поступления в казну. В законах последних лет своего правления Юстиниан постоянно жаловался на “нужду в деньгах” и требовал беспощадного взыскания податей. Результатом было разорение свободного крестьянства и колонов, отдававшее их под власть крупных землевладельцев. Прежние меры по поддержанию ремесла и торговли были оставлены. Невозможность увеличить поборы с мелкого торгово-ремесленного населения заставила Юстиниана усилить обложение средней и крупной торговли, ввести новые таможенные пошлины (10%), в результате которых внутриимперская торговля стала хиреть. Были введены монополии на торговлю некоторыми важнейшими продуктами, приносившие доход казне, за который приходилось расплачиваться покупателям. Обремененное обязанностями по поддержанию городов, и ответственностью за поступления податей и выполнение повинностей сословие куриалов вступает в процесс уже необратимого упадка.

Юстиниану пришлось свернуть не только строительство, в том числе и военное, но и резко сократить армию.

К концу его правления положение стало катастрофическим. Юстиниановскую внутреннюю и внешнюю политику не спасла плеяда талантливо им подобранных еще в начале своего правления, исключительно способных государственных и военных деятелей: администраторов, юристов, финансистов, полководцев, дипломатов, составивших славу его правления усилилось народное недовольство. Вновь активизировались крупная землевладельческая знать и сенаторская аристократия оживилась борьба партий.

В это время Юстиниан стал утрачивать иллюзии дать “государству новый расцвет”. В последующие годы его упрекали в растущей “мании богословствования”. Может быть, тяга к богословским проблемам у него с наступлением старости и усиливалась. Но в этом вряд ли стоит видеть только влияние неудач его административных, социальных и политических реформ. В религиозной форме проявлялись многие противоречия, раздиравшие империю. Не имея средств на проведение активной внешней и внутренней политики, надежд на возможность осуществления каких-либо серьезных реформ, Юстиниан, естественно, сконцентрировал вое внимание на той сфере, где, как ему казалось, еще что-то возможно делать без особых материальных затрат, - на попытке сгладить религиозные противоречия.

В последние годы его жизни активизировалась борьба партий, организовывались покушения на его жизнь.

Значение законодательства Юстиниана

В 565 г.83-летний Юстиниан умер, так и не решившись рекомендовать себе преемника. Как писал в “Церковной истории” его современник Евагрий, Юстиниан умер, “после того как наполнил весь мир ропотом и смутами”.

Избранный после смерти Юстиниана на императорский престол Юстин II был встречен на ипподроме криками: “Сжалься над нами, ибо мы погибаем... облегчи нашу нищету”. Новый император вынужден был начать свою деятельность со сложения недоимок. По его словам, он нашел казну пустой, армию “ввиду отсутствия всего необходимого до такой степени расстроенной, что государство было предоставлено беспрерывным нападениям”.

В 565г. сошел с исторической сцены император, пытавшийся приостановить естественный ход византийской истории, пожалуй, один из наиболее ярких выразителей политики позднеантичной эпохи - стремления несколько смягчить негативные стороны рабства, не подрывая его значения, по возможности сохранить и сплотить слой мелких и средних свободных земельных собственников империи, остатки старого античного самоуправления, опираясь на них и церковь, ограничить рост могущества крупной землевладельческой знати, приводившую к негативным последствиям бюрократизацию империи, - император, который видел известный идеал в “непогрешимой древности” - inculpabilis antiquitas.

В конечном счёте в итоге своей деятельности он лишь обострил тот социальный кризис, от которого пытался спасти империю. Тем не менее его правление вошло в число наиболее блестящих страниц византийской истории.

Важным было его правление и с точки зрения сложения византийской культуры, особенностей византийского мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпоха скорее подвела итог, синтезировала тенденции предшествующего развития.

В какой-то мере в эпоху Юстиниана были исчерпаны все серьезные возможности реформ во всех возможных сферах жизни ранневизантийского общества - социальной, политической, идеологической.

Византия оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

Его деятельность сыграла немалую роль в консолидации византийского общества как такового. Ко времени его правления относятся первые крупные успехи византийского оружия, вдвое раздвинувшие границы империи до уже никогда не достигавшихся в дальнейшем пределов.

Всей его политикой был упрочен авторитет византийского государства. С этого времени слава блестящей столицы - Константинополя и правившего в ней императора стала распространяться среди народов. Хотя и отчасти - административными, государственными мерами - было укреплено “единство”, связь государства и церкви. С неслыханной роскошью отстроенный им храм св. Софии в Константинополе стал не только одним из “чудес света”, но и своего рода символом могущества византийской церкви в союзе с государством, символом значения Константинополя как центра восточного христианства. Стимулируемая и поддерживаемая государством, шедшая рука об руку с внешней политикой последнего активная миссионерская деятельность стала системой политики византийской церкви. В годы правления Юстиниана сложились в систему принципы и методы византийской дипломатии, создания многоступенчатой системы связанных с ней и находившихся под ее влиянием государств и государственных образований.

Предпринятый по его инициативе пересмотр римского законодательства устранил из него многое специфически характерное для классической системы античных отношений, утвердив незыблемость права частной собственности; были устранены и изжившие себя типично римские права pater familias, закреплены юридически имущественные права женщины, членов семьи. В таком виде Свод Юстинианова права мог быть использован последующими поколениями. Он не только лег в основу последующего византийского законодательства, исходившего из его норм, но и сыграл известную роль в том, что Византия осталась “правовым” государством, в котором авторитет и сила “закона” играли огромную роль.

Разнообразным было его влияние на законодательство народов средневековой Европы, соседних с Византией стран. “Законы царя Юстиниана” долгое время продолжали сохранять славу и известность имени императора.

Таким образом, к основным достижениям юстиниановского права можно отнести следующие:

Проведение кодификации римского права (Corpus juris civilis);

Утверждение незыблемости права частной собственности;

Закрепление юридических имущественных прав членов семьи (и женщин!);

Юридическое закрепление феодальных отношений (проведение параллели между адскриптициями и рабами, сближение их с другими категориями колонов; прикрепление свободных колонов к земле, к своему тяглу и т.п.);

Ограничение бюрократизации империи;

Укрепление государственной власти в виде автократии;

Ограничение возраставшего всевластие и сохранение сочетания элементов самоуправления с прямым административным управлением;

Юстиниан был последним крупным императором, предпринявшим все усилия для того, чтобы сдержать процессы разложения позднеантичного общества, его социально-политических форм.

Список использованной литературы

Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Под ред. Проф.К.И. Батыра. - М.: БЕК, 1999. - 495с.

История Византии / Под ред. С.Д. Сказкина В 3-х т. - М.: Политиздат, 1967. - т. II

История государства и права зарубежных стран. Учебник для юридических институтов и факультетов. Под общ. Ред. Проф. П.Н. Галанза. В 2-х т. Т.1. - М.: Юридическая литература, 1963. - 488с.

История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч.1. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 480с.

Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). Учебное пособие для студентов. - М.: Высшая школа, 1984. - 207с.

Сюзимов М.Я. Историческая роль Византии и её место во всемирной истории // Вопросы истории 1968 №29 с.18-23

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. Под ред. Проф. З.М. Черниловского. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 413с.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - 576с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.