скачать рефераты

МЕНЮ


Железнодорожное право как специальная отрасль права

Железнодорожное право как специальная отрасль права

Содержание

Введение

Глава 1 Предмет, методы и источники железнодорожного права

§ 1 Понятие и предмет железнодорожного права

§ 2 Методы железнодорожного транспортно-правового регулирования

§ 3 Источники железнодорожного права

Глава 2 Система железнодорожного законодательства

§ 1 Железнодорожное право и железнодорожное законодательство

§ 2 Железнодорожное законодательство: его система и структура

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Транспорт является связующим звеном экономики страны, обслуживающим общественное производство, распределение и обмен. От регулярной, четкой транспортной работы предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли т. д. Деятельность транспорта регулируются нормами транспортного права.

Транспортное право является комплексной отраслью российского права. Транспортное право - «есть совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий. Эти нормы определяют отношения между транспортными компаниями и их клиентами, которые пользуются транспортными услугами, а так же между транспортными предприятиями как одного, так разных и видов транспорта». Егиазаров В.А. Транспортное право. М. , 2007. С. 29.

Нормы транспортного права регулируют преимущественно отношения возникающие между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся многообразием и сложностью, и поэтому изучение их важно в практической деятельности.

В этих взаимоотношениях (перевозчика клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. К ним относятся:

- заключение долгосрочных договоров;

- подача транспортных средств;

- ответственность за невыполнение обязательств;

- тарифы;

- предъявление претензий и исков и т.д.

Один из видов транспорта - железнодорожный транспорт, а железнодорожное право - специальная отрасль транспортного права, которая учитывает специфику, оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д. на железных дорогах.

На современном этапе развития российского государства роль железнодорожного транспорта сохраняет свое основополагающее значение. Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, нахождение на значительных расстояниях энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, вопрос повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта России находится в сфере пристального внимания российских политиков, предпринимателей и законодателей.

Оптимизация деятельности российской системы железных дорог невозможна без разработки соответствующего комплекса нормативных правовых актов, всесторонне учитывающих особенности железнодорожной сферы деятельности, без выработки современной концепции российского железнодорожного права, которая отражала бы его сущность, специфику, место в системе права России и форму его выражения в системе российского законодательства, а также роль и действие гражданско-правовых начал в системе категорий железнодорожного права. Следовательно, тема нашей работы является актуальной.

Объект исследования: железнодорожное право.

Предмет: понятие, предмет, система железнодорожного права.

Цель: раскрыть особенности железнодорожного права как специальной отрасли права.

Задачи:

1) определить предмет железнодорожного права;

2) выявить особенности и структуру его системы.

Глава 1 Предмет, методы и источники железнодорожного права

§ 1 Понятие и предмет железнодорожного права

В настоящее время федеральным органом управления транспортом является Министерство транспорта РФ (Минтранс РФ), осуществляющее свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (с изменениями от 18 сентября 2001 г., 29 ноября 2002 г., 18 января 2003 г.).

Министерство транспорта Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями и объединениями, в том числе общественными.

В структуру Министерства транспорта РФ входит Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года №314.

Росжелдор осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железно- дорожного транспорта.

Министерство транспорта Российской Федерации и Росжелдор руководствуются в своей деятельности нормами различных отраслей права РФ, в том числе нормами транспортного права и его специальной подотрасли - железнодорожного права. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".

Для определения предмета железнодорожного права необходимо выявить спектр отношений, регулируемых этим правом.

В ст.1 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что он регулирует отношения, возникающие между пассажирами, перевозчиками, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, железнодорожных путей необщего и общего пользования, другими физическими и юридическими лицами, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Таким образом, специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Железнодорожное право регламентирует отношения, связанные с железнодорожными перевозками. Поэтому предмет железнодорожного права - общественные отношения между железными дорогами и клиентурой, возникающие при оказании услуг с использованием железных дорог для осуществления перевозочного процесса. Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт): Учебник для вузов. М., 2008. С. 17.

Железнодорожное право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области деятельности железных дорог. Эти нормы формируются в составе нормативно - правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно - правовых актов фундаментальных отраслей права.

Предмет железнодорожного права, это то, на что непосредственно направлено отраслевое регулирование, т.е.:

- оказание услуг и выполнение работ по перевозке железными дорогами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и некоммерческих целях;

- выполнение различных иных функций с использованием железнодорожного транспорта;

- эксплуатация железнодорожных путей сообщения, техническое обслуживание и ремонт железнодорожных транспортных средств. Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт): Учебник для вузов. М., 2008. С. 19.

§ 2 Методы железнодорожного транспортно-правового регулирования

Метод правового регулирования - «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Стрельникова И.А. Отношения, составляющие предмет транспортного права / М., 2007. С. 37. Методы правового регулирования свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм, их действенность обеспечивается государственным принуждением. Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами железнодорожного права (например - установление железнодорожным законодательством различного рода ограничений, запретов со стороны государства).

Диспозитивный метод - способ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Включает дозволение, предоставление определенных прав, предоставление возможности выбора своего поведения. Там же. С. 39.

Поскольку железнодорожное право специальная отрасль транспортного права, являющегося комплексной отраслью, то ему присущи в определенной степени оба метода.

§ 3 Источники железнодорожного права

Под источником железнодорожного права понимают обычно «ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения». Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). М., 2008. С. 21.

В составе железнодорожного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником железнодорожного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к железнодорожному транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Важный источник железнодорожного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источником железнодорожного права являются Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г. (УЖТ). Особенностью УЖТ является то, что основные положения в нём регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).

К числу источников железнодорожного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы железнодорожно - транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Источниками железнодорожного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184*(22) "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте". Стрельникова И.А. Соотношение транспортного права и транспортного законодательства // Право и государство: теория и практика. 2008. №8. С. 27.

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.

К источникам железнодорожного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются.

Источниками железнодорожного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. Стрельникова И.А. Соотношение транспортного права и транспортного законодательства // Право и государство: теория и практика. 2008. №8. С. 27.

Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" 1998 г. Стрельникова И.А. Соотношение транспортного права и транспортного законодательства // Право и государство: теория и практика. 2008. №8. С. 28.

Таким образом, предмет железнодорожного права - общественные отношения между железными дорогами и клиентурой, возникающие при оказании услуг с использованием железных дорог для осуществления перевозочного процесса. Железнодорожное право - специальная отрасль транспортного права, являющегося комплексной отраслью, то ему присущи и диспозитивный и императивный методы правового регулирования.

Глава 2 Система железнодорожного законодательства

§ 1 Железнодорожное право и железнодорожное законодательство

Железнодорожное право и железнодорожное законодательство - понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой совокупность норм права, то второе - это совокупность нормативных актов. Нельзя смешивать систему права с системой законодательства, хотя следует стремиться к тому, чтобы система законодательства отражала систему права. Стрельникова И.А. Соотношение транспортного права и транспортного законодательства // Право и государство: теория и практика. 2008. №8. С. 27.

Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие железнодорожные транспортные отношения, называют железнодорожным законодательством. Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). М., 2008. С. 29. Железнодорожному законодательству присущи определенные особенности, которые складывались как под воздействием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем железнодорожное законодательство Российской Федерации, как и транспортное законодательство в целом, вобрало в себя все основные положения транспортного законодательства Союза ССР. Это касается определения договора перевозки груза и пассажиров, положений, связанных с ответственностью за неподачу транспортных средств, утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования отношений при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. При сравнении действующего железнодорожного законодательства Российской Федерации с ранее действующим законодательством Союза ССР наблюдается определенная преемственность основных положений, регулирующих отношения на железнодорожном транспорте. Это, безусловно, оказывает определенное влияние на изучение действующего железнодорожного законодательства. Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). М., 2008. С. 38.

Анализируя законодательство о железнодорожном транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности.

1. Транспортное законодательство в целом, и железнодорожное законодательство, как его часть, является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны. Особенно четко это можно проследить на примере развития законодательства о железнодорожных перевозках (на анализе уставов железных дорог). За период с 1920 г. до настоящего времени было принято восемь уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог 1920 г. было всего 47 статей, то Устав железных дорог 1922 г. состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей) и железной дороги, а Устав железных дорог 1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал те положения, которые были заложены в Уставе железных дорог 1922 г. В нем более подробно регламентировался порядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именно документы прилагаются к претензии (этого не было в прежних уставах), подробно рассматривался вопрос об исковой давности. Там же. С. 41

Уставом железных дорог 1935 г. регламентировался еще более широкий круг вопросов. В нем имелся раздел, в котором подробно регулировались вопросы планирования перевозок грузов, уточнялось, какие документы могут быть представлены в качестве основания для предъявления претензии.

Наиболее подробно взаимоотношения перевозчика и грузоотправителей (грузополучателей) регулировались Уставом железных дорог 1954 г. В отличие от предыдущих уставов, он регулировал прямые смешанные перевозки грузов с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвящен железнодорожным подъездным путям необщего пользования. Устав более четко и конкретно регулировал вопросы, которые не получили полного отражения в предыдущих уставах (он состоял из 228 статей). Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). М., 2008. С. 39.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.