скачать рефераты

МЕНЮ


Жилищные права несовершеннолетних

Жилищные права несовершеннолетних

46

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Специальность 1-24 01 03 «Экономическое право»

Курсовая работа

на тему

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Студентки 4 курса заочной формы обучения

Амельянчик Тамары Валерьевны

Научный руководитель -

старший преподаватель

Сафина Д. В.

Гродно, 2010

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь 6

1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений 6

1.2 О защите жилищных прав детей-сирот 11

Глава 2 Права пользования, купля - продажа жилым помещениям несовершеннолетними 19

2.1 Пользование жилыми помещениями 19

2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК 23

2.3 Купля-продажа жилых помещений 26

Глава 3 Судебная практика по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних 33

Заключение 39

Список использованных источников 43

Введение

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст. 18 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

В Законе Республики Беларусь "О правах ребенка" наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст.30).

Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы - комплексный анализ жилищных прав несовершеннолетних.

Цель определяет следующие задачи:

определить права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь;

проанализировать права пользование жилым помещением несовершеннолетними;

описать судебную практику по реализации прав на жилое помещение несовершеннолетних.

Библиографической основой послужили работы В.Ф.Чигира, Е. Корнушенко, В. Шабалина и др. В изданиях подробно, на примерах судебной практики, проанализирован порядок рассмотрения и разрешения наиболее часто встречающихся жилищных споров, например, иски об утрате права пользования жилым помещение нанимателем или членами его семьи в случае выезда на постоянное жительство в другое жилое помещение, иск о выселении нанимателя на время капитального ремонта, иск о выселении из общежития в связи с прекращение трудового договора и т. п. В работах рассмотрены вопросы, как избежать ошибок должностным лицам, принимающим решения по жилищным вопросам, правильно организовать управление жилищным фондом предприятий.

Юристы по-разному оценивают различные аспекты исследуемой проблемы, не по всем вопросам у них существует единое мнение. Разногласия всегда были и будут в дальнейшем. Главное, что мнение каждого правоведа имеет определенную ценность и вносит заметный вклад в установление истины.

Законодательной основой курсовой работы послужили: Конституция Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс о семье и браки Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и др.

Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики, логический метод, методология сравнительного правоведения, а также метод системно-структурного анализа.

Глава 1 Права на жильё несовершеннолетних в Республике Беларусь

1.1 Постановка на учет и предоставление жилых помещений

В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.

По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак [1]. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом [5, c. 45].

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия -- по решению суда [5, c. 46].

До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.

Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 м2), законодательство содержит и другие (не зависящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов [3].

В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае, если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением [2, c. 86].

В соответствии с Жилищным кодексом обязательный для всех местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлен Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом, указанными Правилами и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь.

Следует отметить, что по ранее действовавшему жилищному законодательству (до введения в действие с 01.07.1999 г. Жилищного кодекса Республики Беларусь) жилые помещения предоставлялись в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, преимущественно на условиях договора найма в домах государственного и общественного жилищного фонда. При предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов [27, c. 64].

Действовали и определенные льготы при улучшении жилищных условий семей, воспитывающих детей. Так, в частности, в первую очередь жилые помещения предоставлялись: матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", либо награжденным орденом "Материнская слава" или медалью "Медаль материнства"; многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних либо состоящих на иждивении родителей детей (право на получение жилых помещений в первую очередь сохранялось за указанными семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в случаях достижения детьми совершеннолетия или прекращения иждивения); одиноким матерям; семьям при рождении близнецов; семьям, воспитывающим детей-инвалидов [27, c. 68].

Вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находившимся под опекой или попечительством, по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах, если за ними не сохранилось жилое помещение или они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Жилые помещения указанным лицам предоставлялись исполнительным комитетом местного Совета депутатов, предприятием, учреждением, организацией. Перечисленные выше категории граждан имели соответственно и право на первоочередное и внеочередное вступление в члены жилищно-строительного кооператива [27, c. 70].

С введением в действие с 01.07.1999 г. нового Жилищного кодекса изменился и порядок обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 12 ЖК малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на получение жилого помещения социального пользования (это жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма и не подлежащее приватизации, разделу и обмену) [3].

При предоставлении жилого помещения социального пользования учитывается имущественное положение нетрудоспособного претендента и других нетрудоспособных членов семьи. Сведения о доходах семьи представляются заявителем за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет.

Жилые помещения социального пользования предоставляются указанным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Вне очереди такие жилые помещения предоставляются:

-- гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;

-- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившимся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

-- больным активной формой туберкулеза;

-- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [28, c. 57].

При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, семьям, в которых имеются дети, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу), если это предусмотрено в коллективных договорах. Причем в этих коллективных договорах могут быть предусмотрены и льготные основания предоставления жилых помещений на условиях обычного договора найма (например, многодетным семьям или семьям, воспитывающим детей-инвалидов и т.д.).

1.2 О защите жилищных прав детей-сирот

Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли. Контроль за реализацией данной гарантии осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством [8].

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона расходы по установленным нормам на оплату за пользование жилыми помещениями, на оплату электрической и тепловой энергии, текущего ремонта жилых помещений, услуг связи, бытового обслуживания, связанные с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), приемных семьях, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством [8].

Минжилкомхозом подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесения изменения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрено, что расходы на оплату за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, канализация, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), стоимости твердых видов топлива (проживающим в домах без централизованной подачи тепловой энергии), связанные с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа, приемных и опекунских семьях, подлежат возмещению гражданам, на воспитании которых они находятся, за счет средств местных бюджетов [8].

В соответствии с пунктом 15 «Положения о порядке управления имуществом подопечных», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1677, жилое помещение, принадлежащее подопечному на праве собственности, в случае направления его на государственное обеспечение в учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания либо переселения по месту жительства опекуна, попечителя с разрешения органа опеки и попечительства может быть сдано опекуном, попечителем по договору найма в установленном порядке. При этом доход от сдачи жилого помещения по договору найма зачисляется на лицевой счет подопечного в банке, за вычетом сумм на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги [19].

Следовательно, опекун или попечитель на время нахождения ребенка-сироты под опекой до достижения им 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке его полностью дееспособным (эмансипации) сдает квартиру по договору найма и производит оплату за техническое обслуживание и коммунальные услуги.

Если в квартире проживают родители детей-сирот, лишенные родительских прав или близкие их родственники, то они обязаны производить оплату жилищно-коммунальных платежей, а с детей-сирот при их прописке задолженность родственников не должна взыскиваться.

Что касается вопроса использования пустующих жилых помещений государственного жилищного фонда, закрепленных за несовершеннолетними детьми, то согласно Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты и местные администрации имеют право передавать объекты коммунальной собственности, в том числе временно пустующие квартиры, во временное пользование отдельным гражданам. В связи с этим до достижения детьми-сиротами 18-летнего возраста или до объявления в установленном порядке их полностью дееспособными (эмансипации) местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать временное заселение закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений, если в них никто не прописан [10].

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что при вселении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные за ними жилые помещения, с них не должна взыскиваться задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период, когда они в этих квартирах не проживали.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» урегулированы вопросы сдачи по договорам найма незаселенных жилых помещений государственного жилищного фонда и принадлежащих на праве собственности жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении [11].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.