Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
|внутреннего товарного |—- |** |
|рынка | | |
| | | |
| | |** |
| |—- | |
|Размер рынка | | |
| | | |
|Прочие причины | |** |
| |—- | |
| | |Поскольку импорт |
| | |капитала является |
| |—- |альтернативой импорту |
| | |товаров. То чем выше |
| | |уровень таможенной и |
| | |иной защиты внутреннего |
| | |товарного рынка страны, |
| | |тем больше ее импорт |
| | |прямых инвестиций. |
| | | |
| |—- |** |
| | | |
| |сокращение транспортных |экспортная ориентация |
| |издержек на доставку |промышленности, которая |
| |товара потребителю за |основана за счет |
| |счет создания |иностранных прямых |
| |предприятия в |инвестиций; |
| |непосредственной |существование |
| |близости от него; |правительственных |
| | |программ экономического |
| |преодоление импортных |развития. |
| |барьеров зарубежной | |
| |страны за счет создания | |
| |подконтрольного | |
| |производства на ее | |
| |территории. | |
** - присутствует
-— - отсутствует
Как видно, причины, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во
многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.
2. Правовое регулирование инвестиционных отношений
Прямые иностранные инвестиции и инвестиционный процесс в целом играют
важную роль в мировой экономике. Для организации рационального
инвестиционного процесса, соблюдения баланса интересов стран-реципиентов и
иностранных инвесторов, международно-правовое и национально-правовое
регулирование инвестиционных отношений на современном этапе имеет особенно
важное значение. О масштабности этих процессов в современной мировой
экономике, роли иностранных инвестиций в национальном воспроизводственном
процессе свидетельствуют абсолютные и относительные показатели их объемов:
после падения показателей международного вывоза капитала в 1991-1992 гг.
инвестиционные потоки составили, к примеру, в 1995 году более чем 200 млрд.
долларов США. Совокупный мировой объем прямых инвестиций в 1995 году достиг
2,4 трлн. долларов США.[7] По данным профессора В.Д. Щетинина «В 1996г.
мир вступил с 2,6 трлн. долл. зарубежных инвестиций. За один год теперь
вывозится более 200 млрд. долларов»[8]
Оценить объемы прямых инвестиций в исторической ретроспективе
практически невозможно. Это связано как с отсутствием национальной
статистики прямых инвестиций, так и с существенными различиями в их
определении и композиции, принятыми в различных странах. В настоящее время
все прямые зарубежные инвестиции оцениваются в текущих рыночных ценах.(см.
Таблицу 1.2.) Это означает периодическую переоценку активов и пассивов по
сравнению с изначальной ценой во время приобретения. Многие статистические
издания содержат информацию о прямых инвестициях в исторических ценах и в
текущих рыночных ценах.
Наиболее полные данные о ежегодных прямых инвестициях содержатся в
свободном платежном балансе всех стран мира, выпускаемом ежегодно МВФ.
Вследствие того, что в мандат МВФ изначально не входило наблюдение за
международным движением капитала, эта статистика появилась в полном виде
только с начала 70-х годов.
Таблица 1.2.
Ежегодные прямые зарубежные инвестиции по группам стран (в млрд. долл.)[9]
| | |1990 |1993 |1996 |
|Всего |Вывоз |137 |238.5 |188 |
| |Ввоз |126.9 |206.3 |173.3 |
|Развитые страны |Вывоз |133.9 |228.3 |179.9 |
| |Ввоз |113.2 |174.6 |103.2 |
|Развивающиеся |Вывоз |3.1 |10.2 |8.1 |
|страны | | | | |
| |Ввоз |13.7 |31.7 |70.1 |
[pic]
Рис. 1.2. Диаграмма ежегодных прямых зарубежных инвестиций по группам
стран
Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между
развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными прямыми
инвесторами являются ведущие индустриальные страны - США, Япония, ФРГ,
Великобритания, Франция. В последние годы, например, США инвестируют за
рубеж примерно столько же капитала, сколько иностранного капитала
инвестируется в США. В числе развивающихся государств основными инвесторами
являются нефтедобывающие страны (страны ОПЕК) и новые индустриальные страны
(Южная Корея, Сингапур и т.д.). Вывоз прямых инвестиций странами с
переходной экономикой пока по международным масштабам незначителен.
Увеличение притока инвестиций в эти страны может быть объяснено
экономическими факторами, в том числе стремительным ростом и увеличением
доходности инвестиций, проведением политических реформ и приватизации,
открывающих широкие перспективы для иностранных инвестиций и участия транс
национальных корпораций в реформировании производственных комплексов стран,
включая секторы, которые были прежде закрыты для них. Кроме выше названного
это и осуществление планов региональной интеграции, которые расширяют
рыночные возможности, способствуют росту перспектив иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции являются одной из важнейших сфер деятельности и
сфер стратегического управления транснациональных корпораций. На сотню
крупнейших ТНК приходится более одной трети мирового объема прямых
инвестиций.
Иностранные инвестиции и отношения, возникающие в связи с ними, находят
отражение в деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНКТАД,
ВТО, ОЭСР и других. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям в
координации с другими международными институтами осуществляет программу
исследований по проблемам роли транснациональных корпораций и прямых
иностранных инвестиций в мировой экономике.
Инвестиционный процесс является фактором, во многом определяющим темпы
развития национальной и мировой экономики. Он находится в зависимости от
инвестиционной политики, которая включает в себя как национальный, так и
международный аспект.
Инвестиционная политика государства состоит в выработке соответствующей
системы правового регулирования, инвестиционного законодательства, которые
бы создали благоприятные условия для инвесторов, как национальных, так и
иностранных. В некоторых научных исследованиях понятие «инвестиционная
политика» отождествляется с термином «инвестиционный климат».
Условия, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от
широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием
«инвестиционный климат». Он включает состояние экономики, социально-
политическую стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые
оцениваются иностранным инвестором при принятии им решения о масштабах и
направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне
инвестиционного риска в стране-импортере капитала. Важное влияние на
инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении
иностранных капиталовложений, участие страны в системе международных
договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного
вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата,
а также последовательность в проведении экономической политики.
Правовое регулирование инвестиционных отношений состоит из национально-
правового и международно-правового.
Суть государственного регулирования и стимулирования инвестиционного
процесса есть реализация инвестиционной политики: создание благоприятных
условий и гарантий для инвесторов; установление соответствующих
организационно-правовых форм бизнеса, определение правового статуса
совместных предприятий, иностранных предприятий и их филиалов,
транснациональных корпораций.
Наиболее важными аспектами национального правового регулирования
иностранных инвестиций, являются:
1) определение внешней инвестиционной политики государства;
2) разрешение на допуск иностранных капиталов в те или иные отрасли
экономики, введение «разрешительных» и «запретительных» списков
отраслей;
3) правовой режим иностранных инвестиций;
4) условия инвестирования:
. национализация и репатриация капиталов и прибылей;
. налогообложение и валютное регулирование;
. таможенные пошлины;
. условия найма рабочей силы;
. гарантии иностранным инвесторам;
. арбитражное разрешение споров;
11) привилегии и льготы иностранным инвесторам в зависимости от объема и
отраслевой направленности инвестиций, решения проблем занятости;
12) порядок инвестирования.
По прогнозам экспертов ООН, в грядущем десятилетии сохранится тенденция
к углублению экономической интеграции через каналы ТНК и прямых иностранных
инвестиций. Новая динамика роста мировой экономики будет определятся ростом
значения таких нематериальных активов, как технология, навыки и знания.
Вместе с тем, все это создает серьезные экономические проблемы,
обусловленные, в частности, определенным противоречием между перемещением
производств и уровнем занятости в развитых странах. Одной из тревожных
тенденций является то, что национальные и международные механизмы
экономической политики плохо приспособлены к расширению принципа взаимности
с традиционной сферы - торговли на инвестиции. Для этого потребуется
переосмыслить концепцию существующих связей и наладить более тесную
координацию между международными органами, занимающимися этими вопросами.
Предвидится обострение конкурентной борьбы за прямые инвестиции на
региональном уровне.
На почве завершения Уругвайского раунда, учреждения в рамках процесса
ГАТТ/ВТО и завершения работы специальной группы ЮНКТАД по капиталовложениям
и финансовым потокам открываются значительные возможности для
переосмысления роли наднациональных органов в решении вопросов, связанных с
инвестициями, прежде всего региональных интеграционных группировок, к
которым относится и СНГ.
1.2.1. Защита иностранных инвестиций на законодательном уровне в России
России как воздух нужны иностранные инвестиции. Они несут с собой новые
технологии, ценнейший опыт организации управления производством, сбытом,
финансами, чего нам так не достает, а нередко открывают доступ на
зарубежные рынки. В мире за капиталы идет отчаянная конкурентная борьба.
Стремясь заманить инвесторов к себе, страны соревнуются по части
предоставляемых льгот и гарантий. В этой борьбе Россия пока безнадежно
проигрывает, занимая в инвестиционных рейтингах место в пятом-шестом
десятке.
Иностранцы с интересом смотрят на Россию, привлекаемые в первую очередь
ее природными богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей
силой, большим внутренним рынком.
Однако их отпугивают высокие налоги и еще больше запутанная и
постоянно меняющаяся налоговая система, произвол и коррупция чиновников,
неясность прав собственности, особенно на землю, экономическая преступность
и многое другое, что резко повышает издержки и риск ведения дел в Росии.
На сегодняшний день в сфере иностранных инвестиций в Российской
Федерации действуют не только федеральные законы, но и Указы Президента РФ,
Постановления Правительства и ведомственные подзаконные акты.
В 1985 году в Сеуле по инициативе Всемирного банка была заключена
многосторонняя конвенция « Об учреждении Многостороннего агентства по
гарантиям инвестиций» (МИГА). МИГА призвана на международном уровне
предоставлять частным инвесторам гарантии их инвестиций, а также поощрять
иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем предоставления
технических услуг по улучшению инвестиционного климата в странах,
принимающих иностранные капиталовложения.
Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации
оценивается как неудовлетворительное, но за последние три года уже
наметилась тенденция повышения его уровня. Как считают специалисты журнала
«Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-
м месте, и неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России
обусловлено следующими причинами:
нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск
забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т.п.;
правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных
актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное
регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и
инструкций, постоянный процесс их изменения;
неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что
тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности
иностранных инвестиций ;
низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры
(например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность
производственной и транспортной инфраструктуры;
изменения таможенного режима;
слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных
объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильная бюрократизация страны ( выражающаяся, например, в сложной
процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также
коррупция, разбой и иная преступность ;
высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие
инвестиционных льгот.
В Сеульской конвенции участвуют свыше 100 стран, в том числе
большинство промышленно развитых. Россия и ряд других государств СНГ
оформили свое присоединение к Конвенции. Присоединение к конвенции создаст
возможность использования международного механизма обеспечения гарантий
инвестициям на территории СНГ.
Улучшение условий для иностранных инвестиций требует постоянных
настойчивых и многоплановых усилий со стороны как государства, так и
предпринимательских структур.
Принцип национального режима является в промышленно развитых странах
основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в
национальных законодательствах этих стран, но и в таких документах, как
«Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной
торговой палаты, «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и
«Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных
предприятиях» (1976 г.) принятых Организацией экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР).
Некоторые исследователи отмечают, что в России еще нет условий для
полной и последовательной реализации национального режима. При этом
указывается три фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций
изъятий из национального режима:
1) национальный режим в России может включать правила, которые могут
нарушать интересы иностранного инвестора;
2) не исключен серьезный разрыв между стандартами национального режима и
международными стандартами, принятыми в других государствах;
3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают особые
льготы и гарантии для них.
Помимо этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ
действия национального режима для иностранных инвесторов в России. Согласно
закону 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим
предоставляется только по отношению к имуществу, имущественным правам и
инвестиционной деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками
закона и допуская возможность неоднозначного их толкования.
В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
предприятие с иностранным капиталом могут осуществлять любые виды
деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|