Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности
1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-
ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в
Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового
кодекса ( в части дивидендов и процентов ).
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля
1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
.
Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка
ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по
отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы
капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом
недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные
ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой
стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне
доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный
рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных
российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый
рынок резко сократился .
Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и
временно свободные средства населения , к моменту проведения
специализированных денежных аукционов у населения появился
альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного
сберегательного займа [9].
Работа рынка ценных бумаг в США
В настоящее время в развитых западных странах различают две модели
фондовых рынков : американскую и европейскую .
Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель
, к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих
свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде
всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных
бумаг [20].
Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США
относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60
лет является предметом пристального внимания правительственной
администрации .
Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой
шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и
систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных
бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о
холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о
контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон
об инвестиционных компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций
по инвестированию (1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в
том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .
Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении
всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией
позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого
требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила
государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась
Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам
и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время
.
В США существует типовая форма регистрационного документа .В нем
содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы , вид бизнеса ,
информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг . Обязательно
представляется финансовая отчетность : баланс эмитента , составленный не
ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг , и
такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости
этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют
составление регистрационных документов , проводят сравнительный анализ
результатов деятельности различных фирм как за текущий , так и за
предыдущие годы .
Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных
сведений , виновные подвергаются либо административному расследованию ,
либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг
имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в
Апелляционный суд США .
Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах”
сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и
биржам”(КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и
соблюдение федеральных законов о ценных бумагах .
Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое
место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг . На основе этого закона создана “Корпорация по защите
инвесторов” . Она может контролировать ликвидацию акционерных компании,
испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям
владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы
брокеров , дилеров и других лиц , обслуживающих фондовые биржи . Вместе с
тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры , и другого рода
агенты рынка несут ответственность за “скалпинг” , т.е. за неразрешенную
спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют
место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал
пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства .
Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам
обычных акций . В настоящее время в США существует два вида рынков акций -
фондовые биржи и “биржи без посредников” . Фондовые биржи имеют специальные
помещения и операционные залы , действуют на основе жестких правил ,
определяющих количество и квалификацию членов биржи , выполняемые ими
функции , а до 1975 года и размер комиссии , взимаемый по всем видам
сделок . “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры , ни
своих помещений . Это рынок , на котором любая фирма может участвовать в
сделках с ценными бумагами .
Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций . Наряду с
фондовыми биржами национальных масштабов , такими как Нью-Йоркская ( в
других странах - Токийская , Лондонская , Торонтская , Франкфуртская и
др.) , существует много менее крупных бирж . Это биржи региональные ,
осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний . В США среди
региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная , Филадельфийская ,
Тихоокеанская , Бостонская и другие . Операциями с ценными бумагами
занимается ряд товарных бирж , например , Чикагская .
В последние двадцать лет происходит заметное стирание различий между
биржами и другими рынками ценных бумаг . Этому способствуют системы
котировки ценных бумаг , использующие современные технологии
телекоммуникаций и глобальные информационные сети . Выступая в качестве
альтернативы крупным фондовым биржам , региональные и электронные фондовые
биржи выполняют специфические функции : создают рынки акций местного
значения , формируют более дешевый , конкурентоспособный рынок ценных бумаг
, позволяют избегать жесткого регулирования , в чем заинтересована
значительная часть эмитентов и т.д. ( это не исключает того , что и на этих
рынках существуют строгие правила торговли ) [4] .
В последние годы в России также появилась возможность заключать
сделки на рынке ценных бумаг через телекоммуникационную сеть , но это
доступно только крупным фирмам , работающим на рынке , в большинстве своем
- банкам . Поэтому эта сеть не создает конкуренции фондовым биржам и, как
следствие , для большого числа мелких и средних инвесторов работа на рынке
ценных бумаг обходится в “копеечку” .
Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по
американской модели . Так в частности схожи законодательные требования в
обоих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска
ценных бумаг , участников рынка ценных бумаг , и ряд других . Однако было
бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем .
Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами
существуют и порой они довольно значительны . Прежде всего это касается
вопроса о том , какие именно отношения попадают под действие законов ,
регулирующих рынок ценных бумаг, что такое ценные бумаги в России и что
также securities США [4].
Согласно Закону 1933 года термин securities содержит только
перечисление видов , не выделяя существенных признаков , которые присущи
отдельным видам securities , как объекту регулирования закона . Это
произошло потому , что к 1933 году все основные виды уже реально
существовали в США , и Сенат США , принимая закон , ограничился только их
перечислением . По этой причине слишком широкое определение securities
вызывает порой серьезные проблемы правоприемной и прежде всего в судебной
деятельности .
Судебное толкование понятия “securities” вытекает из анализа цели ,
которую преследовало государство , принимая Закон 1933 года. Суды исходят
из того , что важнее проанализировать смысл закона , его основную идею , не
ограничиваясь только буквальным прочтением текста . Цель принятия Закона
1933 года можно охарактеризовать следующим образом : уменьшить для
инвесторов риск возможных потерь , защитить права и интересы инвесторов-
владельцев securities от недобросовестных эмитентов .
Таким образом , основная задача американских судов - определение
круга инвесторов , которые должны пользоваться повышенной правовой защитой
Закона 1933 года . В настоящее время определяющим для понимания является
тест Ховей , который применяется в тех случаях когда инструмент не может
быть однозначно определен и необходимо использовать более широкое
определение .
В соответствии с тестом Ховей под инвестиционным контрактом (и
соответственно под securities) следует понимать договор , на основании
которого физическое или юридическое лицо инвестирует (вкладывает) свои
деньги в предприятие , руководствуясь при этом целью получения дохода ,
создаваемого исключительно усилиями либо самого учредителя этого
предприятия , либо третьих лиц .
Отдельные элементы теста Ховей крайне важны для понимания природы
securities . Можно выделить четыре основных элемента теста Ховей :
“Инвестирование денег” . Инвестирование понимается как процесс
передачи инвестором денег в собственность (пользование) другого лица
(эмитента) с целью получения для себя прибыли (дохода). В соответствии с
законодательством в качестве вложения могут выступать не только деньги , но
и товары , услуги и результаты творческой деятельности или личного труда .
С другой стороны отмечается , что трудовой контракт , согласно которому
работник вкладывает свой труд в обмен на получение вознаграждения , включая
пенсию сам по себе не является инвестированием и соответственно не является
securities .
“Предприятие”. Предприятие в данном случае понимается как любое дело
в сфере бизнеса , в котором участвуют в той или иной степени несколько
человек или организаций . Термин обозначат также то , что вложение средств
производилось на основании общих для всех инвесторов условий , и контракт
по приобретению securities не является результатом персональной
договоренности инвестора и организатора выпуска - эмитента.
“Получение прибыли”. В качестве цели инвестирования подразумевается
получение инвестором прибыли (дохода) от объекта вложения средств .
Большинство специалистов исходят из того , что в качестве прибыли (дохода)
могут быть получены не только деньги , но и иного рода объекты .
“Усилия исключительно самого учредителя предприятия или третьих лиц”.
Указанное условие является весьма важным для понимания природу securities и
во многом позволяет отделять securities от иного вида инвестиций .
Например, в полном товариществе партнеры также вкладывают
средства в совместное предприятие и ожидают получения прибыли . Однако
такие правоотношения в судебной практике , как правило , не характеризуются
как securities , поскольку получение прибыли зависит прежде всего от самих
партнеров . Только в том случае , если кто-либо из партнеров не имеет
реальной возможности участвовать в управлении делами товарищества и
соответственно влиять на процесс использования вложенных средств и
получение прибыли , судебная практика США характеризует такие отношения как
securities .
Таким образом securities - это не вид договора , соглашения и тем
более это не документы .Securities есть особый режим правового
регулирования , установленный государством в отношении определенной ,
ограниченной группы имущественных отношений, с предоставлением
дополнительной правовой защиты одной категории субъектов отношений и
возложением дополнительной правовой ответственности на другую категорию
субъектов , выделенную на основании наличия повышенного риска , связанного
с возможной потерей вложенных в частный бизнес средств . Взаимоотношения
между этими двумя категориями субъектов и определяют в конечном итоге сферу
регулирования всего законодательства , посвященного securities .
Понятия “ценные бумаги” по российскому праву и “securities“ в
американском не совпадают между собой . Российское право на основе
исторически сложившихся представлений исходит прежде всего из такой
характеристики ценных бумаг , как наличие связи между имущественным правом
и документом , посредством которого это право фиксируется , в то время как
американское право сконцентрировано на инвестиционном характере securities
как инструментах , связанных с высокой степенью риска потери средств ,
потраченных на их приобретение , не придавая значения форме , в которой
соответствующее право зафиксировано.
В связи с этим следует посмотреть более внимательно на проблему
инвестиционной деятельности в России , на создание механизма защиты прав
инвесторов вне зависимости от того , какого рода сделки и под каким
наименованием лежат в основе передачи средств в собственность (пользование)
другого лица с целью получения возможной прибыли . Необходима разработка
широкого определения инвестиционных ценных бумаг, которое охватывало бы все
возможные виды инструментов (правоотношений) , требующих предварительной
государственной регистрации их выпуска . В противном случае
недобросовестные эмитенты будут придумывать все новые и новые наименования
инструментов с целью завлечь инвесторов , а судебные органы будут
анализировать правовую основу этих инструментов вместо того , чтобы не
только аннулировать сделки , осуществленные без соответствующей регистрации
, но и прекратить деятельность такого рода эмитентов . Разработка такого
определения (и соответствующего законодательства) необходима прежде всего
для защиты интересов российских инвесторов , для активизации инвестиционной
деятельности .
Виды ценных бумаг и их российская специфика
Акции
Нормально функционирующий механизм фондового рынка
позволяет предприятию собрать средства путем осуществления первичной или
вторичной эмиссии акций или облигаций. Первичную эмиссию большинство
российских акционерных обществ осуществило в процессе приватизации.
Уставный капитал акционерного общества состоит из акций,
являющихся основным инструментом финансирования деятельности предприятия,
главным образом на момент его создания. Предприятия преобразованные в
акционерные общества открытого типа в процессе приватизации изначально
нарушили основной смысл создания акционерных обществ , как механизма
привлечения свободного капитала, а не простого распределения собственности.
Но в то же время приватизация носила и носит стратегически важный
характер перевода российской экономики на основные рыночные принципы , а
также создание нового класса - собственника , без которого невозможно
нормальное функционирование предприятий в настоящих условиях.
Уставный капитал составляется из номинальной стоимости
акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества
АО, гарантирующий интересы кредиторов. При учреждении вновь организуемого
АО , все акции размещаются среди учредителей. Количество и номинал
размещенных акций каждой категории определяется уставом АО. Размер
уставного капитала для открытых акционерных обществ ( в дальнейшем
возможно как открытое, так и закрытое размещение акций ) не менее 1000
минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества. Для
закрытых акционерных обществ ( возможно только закрытое размещение акций,
при продаже акций акционеры имеют преимущественное право покупки акций )
не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
Уставом АО может быть определено количество, номинал
объявленных акций ( акций, которые АО вправе размещать дополнительно),
права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава АО,
затрагивающие положение об объявленных акциях, принимаются общим собранием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|