В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает менеджеру решать следующие основные проблемы:
определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
выявить соответствие имеющегося персонала предприятия предъявляемым требованиям;
определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
оптимизировать организационную структуру управления;
оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
- побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
- заставляет руководителей точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
- делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации;
- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей предприятия.
Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.
Потребность в бизнес-планировании имеет место в условиях рынка всегда, но чаще при решении таких задач, как:
- подготовка материалов, необходимых для получения кредитов;
- осуществление реинжениринга бизнеса на принципиально новой основе;
- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
- открытие нового бизнеса, определение его профиля, внедрение новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) компании;
- выход на внешний рынок;
- привлечение инвестиций для целей дальнейшего развития.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного объем работ по формированию плана способен изменяться в большом диапазоне, степень его детализации весьма различна. Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разделов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования, он должен быть полным.
Бизнес-план стал принципиально новым для российской экономики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения необходимых ресурсов. Но важны и другие цели, в частности: уточнение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации бизнеса или создания нового; убеждение персонала компании в реальности достижения качественных и количественных показателей, намеченных в плане и т.д.
В современной практике бизнес-план призван выполнять следующие функции:
- использование его для разработки стратегии бизнеса;
- формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса;
- привлечение извне денежных средств для целей развития, реинжиниринга бизнеса;
- привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственности, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссионного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.
Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информативность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуацию за любой промежуток времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. - М.: Финансы и статистика, 2006, 544 с.
2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. - М.: Форум, 2006, 272 с.
3. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор, 2007, 288 с.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2007, 215 с.
5. Буров В. и др. Бизнес-план фирмы. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2006, 192 с.
6. Ванхорн Д., Вахович Д. Основы финансового менеджмента. - М.: Вильямс, 2006, 1232 с.
7. Вест А. Бизнес-план. - М.: Проспект, 2005, 232 с.
8. Войтоловский Н.В., Калинина А.П, Мазурова И.И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. - М.: Высшее образование, 2006, 513 с.
9. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Велби, Проспект, 2006, 360 с.
10. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Андреевский издательский дом, 2006, 448 с.
11. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2006, 424 с.
12. Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. - М.: Вильямс, 2007, 416 с.
13. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование. - М.: Проспект, 2006, 352 с.
14. Кузнецова С.Ю. Комментарий к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению. - М.: Экзамен, 2006, 367 с.
15. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2005, 448 с.
16. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. Методические материалы. - М.: Финансы и статистика, 2004, 256 с.
17. Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. - М.: Владос, 2005, 383
18. Новый план счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. - М.: Элит-2000, 2006,104 с.
19. Омельченко И.Н., Кузнецов А.И. Технология бизнес-планирования. - М.: МГТУ им. Баумана, 2005, 192 с.
20. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. - М.: Вильямс, 2006, 336 с.
21. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К0, 2006, 148 с.
22. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Академия, 2004, 336 с.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2006, 288 с.
24. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2007, 384 с.
25. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2006, 281 с.
26. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: Юнити-Дана, 2004, 462 с.
27. Ушаков И.И. Бизнес-план. - СПб.: Питер, 2007, 224 с.
28. Черногорский С.А. Примеры бухгалтерских проводок: Практ. пособие по бухгалтерскому и налоговому учету финансово-хозяйственной деятельности организаций. - СПб.: Герда, 2006, 336 с.
29. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - Ростов-н-Д, 2005, 284 с.
30. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. - М.: РДЛ, 2005, 272 с.
31. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К0, 2006, 352 с.
32. Шаш Н. Бизнес-план предприятия. - М.: Гросс-Медиа, 2006, 320 с.
33. Шеремет Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: Риор, 2007, 256 с.
34. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности / Под ред. М.В.Мельник. - М.: Экономистъ, 2004, 320 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 4.1
Основные характеристики производства
Показатель
Величина
Количество рабочих смен
3
Продолжительность рабочей смены, час
8
Количество смен за рабочий день
2
Количество рабочих дней в месяц
30
Количество хлеба, выпекаемого за смену, батон
5000
Масса батона, кг
0,4
Итого количество продукции в месяц, тонн
120
Таблица 4.2
Расчет капитальных затрат
Статья расходов
Число позиций, шт
Стоимость за 1 шт., USD
Суммарная стоимость, USD
Оборудование:
Полный комплект оборудования
1
69000
69000
Прочие расходы:
Приобретение пакета
Документации
1
100
100
ИТОГО стоимость основных фондов «Фо»
69100
Таблица 4.3
Расчет затрат на сырье (на одну тонну готовой продукции)
Вид сырья
Расход сырья на 1 тонну продукции, кг
Стоимость 1 кг сырья,USD
Стоимость сырья на 1 тонну продукции,USD
Мука пшеничная в/с
758,2
0,26
197,132
Дрожжи пресованные
30,3
0,74
22,422
Соль
15,2
0,11
1,672
Сахар
15,2
0,54
8,208
Маргарин
9
1,95
17,55
Улучшитель «Экстра»
5,3
1,08
5,724
ИТОГО стоимость сырья на 1 тонну готовой продукции