скачать рефераты

МЕНЮ


Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Рисунок 1 Схема прохождения информации по изучению микроспроса на предприятии

Таким образом, благодаря изучению микроспроса и возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности торгового пред-приятия.[2]

Глава 2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.

Прогнозирование покупательского спроса необходимо для научного предвидения матери-альных потребностей членов общества и на его основе нахождения оптимальных путей удовлет-ворения этих потребностей. В настоящее время для исследования покупательского спроса широ-ко применяется экономико-математическое мо-делирование. Распространенным при этом явля-ется эконометрический подход. Эконометричес-кие модели обладают большими возможностями для маневра вследствие значительной гибкости их при адаптации к возможному изменению тенден-ций функционирования исследуемого объекта.

Обычно для моделирования используют два подхода: нормативный и дескриптивный. Нор-мативные модели предполагают целенаправлен-ную деятельность. Дескриптивные модели объяс-няют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. В тех случаях, когда имеющихся знаний явно недостаточно для того, чтобы решительным образом изменить «естественное» течение эконо-мических процессов, целесообразно ограничить-ся умением искусственно воспроизводить (ими-тировать) эти процессы. Примером применения дескриптивных моделей является выработка на их основе производственных функций и функ-ций покупательского спроса.

В основу построения моделей поведения потребителей заложена гипотеза о том, что по-требители, осуществляя выбор товаров при ус-тановленных ценах и имеющихся доходах, а так-же с учетом других привходящих обстоятельств стремятся максимизировать уровень удовлетво-рения своих потребностей. Спрос потребителей моделируется вектором Y=(yi), цены на товары -вектором P=(pi), доход обозначен символом D. Обычно потребители выбирают только такие комбинации товаров, которые удовлетворяют условию

№ 5

Считается, что потребители стараются максимизировать уровень удовлет-ворения своих потребностей с учетом ограниче-ний по доходу. Простая модель поведения по-требителей (целевая функция потребления) имеет вид

U(Y) max,

PYD,

Y0.

Функцию покупательского спроса можно вывести из целевой функции потребления. Ал-гебраическое выражение спроса, представлен-ное в общем виде или с использованием числен-ных значений параметров и учитывающее все влияющие на спрос факторы, называется фун-кцией спроса.

На макроуровне в прогнозных исследовани-ях на краткосрочный и среднесрочный период моделирование потребительского спроса зани-мает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, на общий уровень цен (инфляцию), а также на динамику цен в различных секторах экономи-ки. Макроэкономическая функция потреби-тельского спроса показывает зависимость объе-ма товаров и услуг, на который предъявляется спрос населением, от определяющих этот спрос основных факторов. В общем случае для крат-косрочного прогноза можно использовать кейнсианский вариант функции потребительского

спроса: Cn =f(D0) обозначающий, что при не-изменных (негибких, жестких) ценах в краткос-рочном периоде потребительский спрос зависит только от личного дохода (Do) в текущем году.

наиболее адекватно отражающая про-цесс потребления является степенная функция:

Yi= № 6

Из данной функции можно получить фор-мулы для расчета таких важнейших показателей, как коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цен. В частности, коэффици-ент эластичности спроса на i-й товар в зависи-мости от дохода, отражающий, на сколько про-центов изменится спрос на i-й товар при увели-чении дохода на 1%, имеет вид:

№ 7

Другой важнейший показатель - коэффици-ент эластичности спроса от цены, отражающий, на сколько процентов изменится спрос на i-й то-вар при увеличении цены на этот товар на 1%. Этот показатель для данной функции имеет вид

№ 8

Функция покупательского спроса, предло-женная Шалановым, использовалась для перво-го варианта расчетов. Для второго варианта рас-четов была выбрана степенная мультипликатив-ная функция покупательского спроса, которая имеет вид

, № 9

где а, а1, а2….-- неизвестные параметры модели, которые вычисляются на основе метода наи-меньших квадратов.

Коэффициенты эластичности спроса от до-хода и спроса от цены рассчитываем по форму-лам: . № 10

Коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар при увеличении цены на j-й

товар на 1%: № 11

Объектом, для которого строились функции покупательского спроса данного типа, была выбрана Кемеровская область. Был отобран ряд продовольственных товаров, наиболее харак-терных для потребления населением области.

В результате расчетов была получена следу-ющая функция покупательского спроса по ва-рианту 1:

где у. - отобранные для исследования товарные груп-пы.

Из данной формулы были выведены функ-ции покупательского спроса в явном виде для каждой i-й группы товаров.

Аналогично были построены функции по-купательского спроса для каждой группы това-ров по варианту 2.

Например, функция покупательского спро-са для картофеля выглядит следующим образом:

Коэффициент детерминации, множествен-ный R для вариантов 1 и 2 равны 0,99 и 0,98, соответственно.[9]

Приведем коэффициенты эластичности спроса от дохода, коэффициенты прямой и пе-рекрестной эластичности спроса от цены по обоим вариантам (табл. 1-3).

Таблица 1. Эластичность потребления продуктов питания населением Кемеровской области

Товарная группа

Вариант 1

Вариант 2

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Эластичность от цены

Эластичность от дохода

Мясо

-1,01

0,02

-0,32

0,26

Картофель

-1,09

0,04

-0,12

Рыба

-1,00

0,30

0,12

Молочные продукты

-0,85

-0,04

-0,01

Масло растительное

-0,96

0,14

0,06

Сахар

-1,01

0,09

-0,12

Овощи

-0,99

0,01

-0,50

Хлеб

-0,13

0,57

0,02

Таблица 2. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 1)

Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-101

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13

Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)

Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-1,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13

Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)

Товарная группа

2006 г.

2007 г.

% изменения к 2006 г.

Мясо

48

23

-52,1

Картофель

144

210,5

46,2

Рыба

9

32,8

264,4

Молочные продукты

218

102,7

-52,9

Масло растительное

10

34,8

248,0

Сахар

33

68

106,1

Овощи

65

110,6

70,2

Хлеб

140

151,5

8,2

Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)

Товарная группа

2006 г.

2007 г.

% изменения к 2006 г.

Мясо

48

49,8

3,8

Картофель

144

161,7

12,3

Рыба

9

7,6

-15,6

Молочные продукты

218

224,6

3,0

Масло растительное

10

9,6

-4,0

Сахар

3.3

33,9

2,7

Овощи

65

76,4

17,5

Хлеб

140

142,2

1,6

Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным).

Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов пере-крестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по вари-анту 1) и для овощей и картофеля (по вари-анту 2).

Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с ис-пользованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты про-гнозирования (табл. 4, 5).

Функции вида (1) и (2) являются имитацион-ными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспекти-ву объемы потребления товаров, входящих в потре-бительскую корзину покупателей.[10]

Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.

3

Заключение

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.

Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможно-сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро-оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности торгового пред-приятия.

Список используемой литературы.

1. Экономика и организация деятельности торгового предприя-тия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1.

3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999.

4. Баранов Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление.
М.: Экономика. 1988.

5. Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993.

6. Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.

8. Экономика и организация деятельности торгового предприя-тия. М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Экономические науки: периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск.

10. В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области.

Приложение:

Таблица1 Расчет емкости рынка

Источники емкости рынка

Объем, млн. руб.

1. Покупки товаров местным населением

2. Покупки товаров приезжим населением

3. Покупки товаров организациями социального характера

4. Итого емкость рынка (с. 1 + с. 2 + с. 3)

Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения

Показатели

Сумма, руб.

Денежные доходы

1. Оплата труда

2. Доходы от предприниматель-ской деятельности

3. Доходы от собственности

4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты

5. Продажа иностранной валюты

6. Прочие поступления

Итого денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс

Денежные расходы

1. Покупка товаров

2. Оплата услуг

3. Обязательные платежи и различные взносы

4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

5. Покупка иностранной валюты

6. Прочие расходы

Итого денежных расходов

Превышение доходов над расходами

Баланс

Таблица 3 Классификация микроспроса

Признак

Виды

1. Периодичность возникновения

Повседневный

Периодический

Эпизодический

Импульсивный

2. Степень удовлет-ворения

Действительный (потенциальный)

Реализованный

Неудовлетворенный

3. Степень подвиж-ности спроса

Базовый

Мобильный

4. Намерения
покупателей

Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос

5. Характер спроса

Первичный (начальный)

На замену

Дополнительный

6. Степень интен-сивности спроса

Формирующийся

Интенсивный

Стабилизировавшийся

Угасающий

Отрицательный

7. Месторасположение предприятия

Зона проявления максимального микроспрос на товары и услуги

Зона проявления повышенного микроспроса

Зона проявления среднего микроспроса

Зона проявления пониженного микроспроса.

Array

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.