скачать рефераты

МЕНЮ


Исследование и анализ рынка окон и дверей Санкт-Петербурга

46

Конец формы

7. Оценка спроса на рынке окон и дверей Санкт Петербурга

Большую часть доходов производители пластмассовых окон получают от крупных объектов. Заказчиками в этом случае выступают строительные компании. В больших объемах окна закупают и некоторые мощные государственные структуры. В целом корпоративные заказчики (строительные фирмы, офисы, госучреждения) обеспечивают свыше 70% объемов продаж окон и дверей. Строители и государственные учреждения в целом предпочитают как можно более дешевую продукцию. "Они покупают не окна с конкретными характеристиками, а квадратные метры застекленной площади, и единственная возможность победить на тендерах, которые они объявляют, -- предложить очень смешную цену", -- прокомментировал ситуацию топ-менеджер одной из питерских компаний. За результаты такой закупочной политики расплачивались покупатели недорогого жилья: многим из них пришлось менять окна за свой счет уже через год после переезда в новую квартиру. Однако сейчас руководители ведущих компаний-производителей окон отмечают, что в последний год наметилась смена приоритетов строительных компаний в выборе окон и дверей. Строители начали выдвигать определенные (хотя и не очень высокие) требования к качеству продукции.Большие объемы заказов от строителей привлекают производителей окон. В частности, преимущественно на строительные компании ("Ленспецсму", "ЛЭК", "Северный город" и др.) ориентируется основные производители окон и дверей. В то же время проплата заказов строительными фирмами зависит от темпов продажи построенного ими жилья, а госструктурами -- от поступления финансирования. Из-за этого, говорят производители, большие объекты задерживают расчеты довольно часто, иногда -- на полгода. Офисы выбирают пластмассовые оградительные конструкции (окна и двери), придавая большее, чем строительные компании, значение качеству и эстетике и немного меньшее -- цене. Так, для ремонта и строительства офисов заказывают окна и двери среднего качества и изредка -- дорогие. Коммерческим сегментом (офисы, магазины) пока ограничивается сбыт дверей из пластмассового профиля, на которые приходится 15% общего объема продаж конструкций из ПВХ-профиля. В офисах пластмассовые двери используются чаще всего как межкомнатные, в магазинах -- как входные. Сейчас наблюдается снижение интереса к входным металлопластиковым застекленным дверям, поскольку они по долговечности проигрывают алюминиевым или автоматическим. Входные двери, а также витрины из пластмассового профиля заказывают только самые ограниченные в средствах инвесторы -- владельцы небольших магазинов, торговых павильонов, а остальные переходят на алюминий.

По оценкам производителей окон и дверей, доля индивидуальных покупателей в общем объеме продажи пластмассовых окон не превышает 30% (в основном на нужды ремонта уже имеющегося жилья). Однако многие средние по размеру фирмы ориентируются именно на этот сегмент рынка, указывая на значительный рост платежеспособности таких клиентов начиная с 2000 г. Это обусловило и специфику вкусов и предпочтений индивидуалов. Во-первых, покупатель становится более разборчивым и требовательным к профилю, в торговых марках которого индивидуальные заказчики уже неплохо ориентируются, и к производителям. Во-вторых, за последние несколько лет существенно возросли требования к конструкции и используемому в производстве материалу окон и дверей. Индивидуальными покупателями в основном являются представители среднего класса (с доходом на каждого члена семьи от 200$ и выше). Согласно данным Госкомстата России среднедушевой доход в Санкт-Петербурге на 2002 год составляет примерно 200$, но эта цифра постоянно растет.

Информация о жилищном строительстве в городе Санкт- Петербурге.


В первом полугодии, по данным Комитета по строительству, в эксплуатацию сдано 795,6 тысячи кв.м жилья. К концу 2003 года ожидается ввод 1,3 млн кв.м -- почти на 300 тысяч кв.м больше, чем в 2002 году. И подобные объемы, согласно прогнозам администрации, сохранятся в ближайшие 2 года. Так в 2004 году ожидается рост около 33% и составит 1.7 млн. квадратных метров нового жилья.

Рисунок 6:Объемы жилищного строительства в Петербурге в 1995-2005 гг., тыс. кв.м

Спрос обеспечивается сохраняющейся остротой жилищной проблемы. Согласно маркетинговым исследованиям, проведенным компанией «Система-Галс Северо-Запад», почти половина петербуржцев (47%) не удовлетворена жилищными условиями: около 16% семей проживают в коммунальных квартирах, 9% населения жилье снимает. Улучшить условия обитания планируют примерно 28% населения (у прочих нет необходимых средств).

При этом 46% намерены обратиться на вторичный рынок, 24% -- приобрести готовое жилье в новостройке, 19% -- принять участие в долевом строительстве. Наибольшим спросом пользуются многоэтажные кирпичные (38%) и многоэтажные панельные (36%) дома. У потенциальных покупателей уже сложились предпочтения по характеристикам квартир. Например, 3-метровые потолки теперь не конкурентное преимущество, а норма.

Рисунок 7: Распределение предложения по типам домов в %

Большинство потенциальных квартировладельцев считает обязательным наличие оптоволоконных линий, Internet, фильтров водоочистки. Естественно, эти требования не применяются к квартирам в недорогих панельных домах. Строящееся жилье и по объемам ввода, и по качественным характеристикам распределяется по карте города весьма неравномерно.

Таблица 3:Распределение предложения нового жилья по районам, %

I кв. 2003

II кв. 2003

Адмиралтейский

0,1

0,2

Василеостровский

6,7

7,7

Выборгский

15,3

13,8

Калининский

10,5

10,5

Кировский

5,9

6,3

Красногвардейский

5,4

4,7

Красносельский

6,5

7,6

Московский

9,3

9

Невский

7,6

6,6

Петроградский

4,7

4,2

Приморский

18,9

19,9

Фрунзенский

6,6

7,2

Центральный

1,3

3,2

Пять районов: Выборгский, Калинин-ский, Московский, Василеостровский и Приморский -- развиваются наиболее активно. По данным аналитиков АН «Итака», лидер предложения в сегменте типового жилья -- Приморский район (20% от текущего объема предложения на первичном рынке).

К нему подтягиваются Калининский (10.5%) и Выборгский (13.8%), которые вместе с Московским районом попадают в группу «середняков». По объемам строительства лидирующие позиции по-прежнему занимают Выборгский и Приморский.

Высокая строительная активность для севера традиционна. Однако в последние годы строители осваивают и юг города. Здесь и жилье дешевле, чем в среднем по городу (средние цены предложения в Калининском, Фрунзенском и Невском районах -- $550-570/кв.м).

Как правило, это кирпично-монолитные и панельные типовые дома.

Специалисты «Итаки» отмечают, что на юге дешевизне типового жилья способствуют невысокая престижность районов и затрудненное транспортное сообщение зон массового строительства с остальными частями города. Поэтому Красносельский район -- самый дешевый ($527/кв.м).

Планируемое завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений способно дать новый импульс развития этим территориям.

Особая ситуация складывается в Адмиралтейском районе. Предложение квартир высокого класса здесь единично. Большинство вариантов -- в тех реконструируемых домах, где попросту невозможно полностью устранить дефекты планировки и/или расположения, что, естественно, влияет на цену ($595/кв.м).

Дешевое жилье конкурирует с типовым постройки 1960-х -- начала 1980-х годов, предлагаемым на вторичном рынке. В средней ценовой нише строящееся жилье конкурирует с построенным в конце 1980-х -- середине 1990-х, частью старого фонда и сталинскими домами. Относительно дорогое жилье замещает недостаток предложения «хороших» квартир в сталинских домах и в старом фонде с капремонтом.

В верхнюю ценовую группу попали Московский ($636/кв.м), Кировский ($637/кв.м) и Василеостровский ($665/кв.м) районы. В Василеостровском строится жилье, главным образом, пограничного с комфортным класса.

8. Анализ позиции основных игроков на рынке деревянных окон и дверей

Для примера рассмотрим рынок деревянных окон и дверей Санкт- Петербурга.

Самым точным анализом является анализ по первичным источникам, что не представляется возможным при проведении кабинетного исследования, анализ был произведен по источникам вторичной информации с помощью Интернета и печатной продукции, а также с помощью фактического опроса по телефону.

На рынке деревянных окон из массива сосны в Санкт-Петербурга в данных момент работают примерно 15 фирм. Неоспоримым лидером является компания "СТРОЙИМПЕКС" (примерно 40% рынка). Следующую позицию занимает фирма "ОКНА ОТ ПРИРОДЫ" (около 20%). За ними идут с гораздо меньшими долями рынка компании "АЛЬЯНС", "ПТС", "ПЕТЕРСТРОЙТОРГ", "ПЕТРО-ДОМУС", "СТИЛЬ" с примерно равными долями 5%. Оставшиеся 15% делят между собой остальные 10 фирм. Таким образом рынок в Санкт-Петербурге поделен, как отображено на диаграмме.

Все фирмы предоставляют практически одинаковые услуги и поэтому по уровню сервиса не анализировались. Ниже приводится сравнительная таблица и диаграмма цен на деревянные оконные блоки основных участников рынка.

Таблица 4

№ п/п

Название фирмы

Цена на квадратный метр окна (EURO)

1

"СТРОЙИМПЕКС"

140

2

"ОКНА ОТ ПРИРОДЫ"

110

3

"АЛЬЯНС"

160

4

"ПЕТЕРСТРОЙТОРГ"

150

5

"ПТС"

130

6

"ПЕТРО-ДОМУС"

170

На рынке деревянных дверей из массива сосны наблюдается несколько другая картина. Рынок делят между собой 10 фирм но среди них нет ярко выраженного лидера и доли рынка разделяются приблизительно равномерно. Пять из них имеют от 10 до 25%, доли

остальных незначительны. Разделение рынка можно наблюдать на диграмме.

Ниже приводится сравнительная таблица цен основных производителей деревянных дверей в Санкт-Петербурге.

Таблица 5

№ п/п

Название фирмы

Цена за квадратный метр (рублей)

1

"ПТС"

1600

2

"ПРОК"

1800

3

"МАСТЕР ЛЕС"

1700

4

"РОТОНДА"

2000

5

"ВИАДУК"

1700

9. Анализ тенденций развития рынка и рекомендации потенциальным участникам рынка

Исходя из анализа строившегося жилья в Санкт-Петербурге и по результатам проведенного исследования прогнозируемый объем рынка окон составляет:

На 2003 год-

· 208 тыс.квадратных метров в первичном фонде

· 89 тыс. квадратных метров во вторичном фонде

На 2004 год-

· 272 тыс.квадратных метров в первичном фонде

· 116 тыс.квадратных метров во вторичном фонде

Прогнозируемый объем рынка дверей составляет:

На 2003 год

· 182 тыс.квадратных метров в первичном фонде

· 78 тыс.квадратных метров во вторичном фонде

На 2004 год

· 238 тыс.квадратных метров в первичном фонде

· 102 тыс.квадратных метров во вторичном фонде

Анализ производился из расчета 4-5 окон по 4 квадратных метра и 7-8 дверей по 2 квадратных метра на каждые 100 квадратных метров жилья (3-4 комнатная квартира).

Исходя из результатов проведенного исследования в 2003-2004 году на рынке окон и дверей в Санкт-Петербурге будут преобладать тенденции к уменьшению цен на выпускаемую продукцию в связи с выходом на рынок все новых и новых фирм, предоставляющих такие же услуги, но по более низкой цене, освоением участниками рынка новых итальянских, немецких, финских технологий и постановкой их "на поток".

В связи с постоянно растущими доходами населения наибольшим спросом будут пользоваться окна с 2-х камерными стеклопакетами и цельнодеревянными рамами и двери из массива ценных пород дерева, но также будет поддерживаться спрос на ПВХ и металлопластиковые окна и двери как на ориентированные на сегмент потребителей с более низкими доходами и на юридических лиц (установка в магазинах, офисах и.т.д.).

Исходя из всего вышесказанного , для фирмы, собирающейся выйти на быстрорастущий питерский рынок окон и дверей для получения максимальной прибыли оптимальнее всего было бы заняться выпуском именно продукции из ценных пород дерева, вкупе с новаторскими предложениями по дизайну и внедрением новых, революционных технологий. Так как предложить что-либо новое на рынке ПВХ и металлопластиковых окон и дверей уже практически невозможно. Значит преодоление конкуренции на этом рынке потребует значительных затрат на маркетинг и поиск более дешевых поставщиков сырья, что может и не принести желаемого результата, хотя приносить стабильный доход фирма безусловно будет.

10. Заключение
Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности современной фирмы. Они позволяют укрепить рыночное положение фирмы за счёт адаптации её производства к предпочтениям потребителей. Перед проведением исследования нужно разработать дизайн маркетингового исследования - проект его организации и исследования. При этом нужно учитывать наличие результатов аналогичных исследований, значимость результатов, их соответствие затратам на исследование, временные ограничения. Можно воспользоваться для проведения исследования услугами специализированных организаций. Результаты исследования должны быть представлены руководству фирмы для принятия соответствующих маркетинговых решений. По мнению автора, маркетинговые исследования являются совершенно необходимыми для существования любой современной фирмы. В условиях конкурентной борьбы, являющейся основой всей современной экономики, могут выжить лишь фирмы, которые ориентируются на нужды и предпочтения потребителей, а не на свои собственные. Ведь в конечном итоге именно предпочтениями потребителей определяется «живучесть» фирмы и тем более её процветание.
11. Список использованной литературы
1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
2. В.Е. Хрутский, И.В. Корнеева Современный маркетинг : Москва "Финансы и статистика " 1999.
3. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структурыю. - М.: Дело, 1995.
4. Ресурсы INTERNET.
5. Журнал "Строймаркет".
6. Журнал "Стройка".
Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.