скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие розничной торговли в РФ и Татарстане

Тип предприятия розничной торговли - предприятие определенного вида, классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Так, в соответствии с ГОСТ к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками, приведенными в табл. 1.

Таблица 1.

Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов

Тип

Торговая площадь, м?, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 - городская торговля 650 - сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг "Детский мир"

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам (Супермаркет)

400

универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м?. Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

К магазинам прочей товарной специализации относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная торговая площадь - 18м?. Ассортимент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового обслуживания.

Характеристики неспециализированных непродовольственных магазинов представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Основные признаки, характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов.

Тип

Торговая площадь, м?, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированные продовольственные магазины типа «Продукты» (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м?. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.

Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут иметь торговую площадь не менее 18м? и узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.

При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.

Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.

Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Таким образом, можно выделить некоторые типы предприятий розничной торговли, которые не вошли в основной стандарт, но имеют широкое распространение, особенно в последние годы: [5]

МОЛЛ - очень крупный торговый центр с хорошо развитой развлекательной системой и сервисным обслуживанием. Другими словами - это место, куда можно приехать на целый день всей семьей и сделать все одним разом. Например, сдать вещи в химчистку или прачечную, починить часы и т.п. Торговые комплексы подобного рода по площади могут достигать 100 тыс. м?.[19]

Торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.[2]

Многофункциональный комплекс с торговой составляющей - это объект, сочетающий в себе сразу несколько функций - торговля, развлечение, спорт, жилье. Наиболее популярными МФК являются:

Торгово-развлекательный центр, представляет собой совокупность предприятий торговли, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, предприятий общественного питания и развлечений, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое. В ТРЦ соседствуют две ключевые функции, взаимно дополняющие друг друга, - торговая и развлекательная.

Торгово-офисный центр - многофункциональный нежилой объект, в котором соседствуют такие ключевые функции как торговая и офисная, причем обе функции нейтральны по отношению друг к другу. Основная функция - торговая.

Офисно-торговый центр - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция офисная, при этом часть здания занимают торговые помещения.

Торгово-гостиничный комплекс - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция торговая, при этом часть площадей занимают гостиничные номера любого класса.[15]

Вендинг - понятие которое пришло к нам с Запада и означает автоматизированную торговлю. Продажа товаров происходит через торговые автоматы, которые в свою очередь могут реализовывать практически любой товар, принимать как монеты, так и банкноты, давать сдачу и разменивать деньги.[14]

Интернет магазин представляет собой веб-витрину, собственную операционную систему и логистическую систему, склад, курьерскую службу. Интернет магазин может реализовывать самый различный ассортимент товаров.[10]

Бутик - реализует товары ведущих производителей, поддерживает высокий уровень цен. Площадь составляет до 100м?.

Глава 2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и РТ.

2.1 Особенности розничной торговли в России и Республике Татарстан на современном этапе экономики.

Торговля играет очень важную роль в экономике практически любой страны. Россия - не исключение. По итогам 2005 г. на долю торговли в структуре формирования ВВП приходится 23% против 5% в дореформенный период. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, на которых работает порядка 5 млн. человек. На долю государственного сектора в обороте розничной торговли приходится менее 3%. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников.[12](табл.3)

Таблица 3.

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли на 1 января 2007 г.[17]

 

2005

2006

 

всего

крупные и средние организации

всего

крупные и средние организации

розничная торговля в неспециализированных магазинах

79,6

9,4

76,9

8,9

розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в специализированных магазинах

25,5

2

26,4

1,8

розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами

19,3

5,7

18,5

5,5

прочая розничная торговля в специализированных магазинах

47,3

3,9

53,9

4,5

розничная торговля вне магазинов

5,3

0,4

6

0,4

вещевые, смешанные и продовольственные рынки. тыс.

6,4

0

5,8

0

число торговых мест на рынках. тыс

969,6

0

1214,1

0

индивидуальные предприниматели в розничной торговле. тыс. человек

1463,4

0

1314,9

0

По данным Госкомстата, за период с 2000 - 2005 гг. оборот розничной торговли увеличился почти в 3 раза (график 1).

График 1.

Динамика оборота розничной торговли в России в 2000-2005 гг.

Доля неорганизованной торговли в общем объеме розничного товарооборота страны сократилась - если в 2000 г. на долю рынков приходилось 26%, то в 2005 г. - уже 21%, а в первом полугодии 2006 г. - 19,6%. При этом доля непродовольственных товаров увеличилась с 53,5% в 2000 г. до 54,1% - 2005 году (график 2).[12]

График 2.

Структура розничного товарооборота в РФ за 2000-2005 гг.

В феврале 2007г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45,7%, непродовольственных товаров - 54,3% (в феврале 2006г. - 46,3% и 53,7% соответственно).[17]

Региональные розничные рынки повторяют столичный, опаздывая приблизительно на 2-3 года. В свою очередь, регионы существенно отличаются друг от друга по уровню развития, емкости рынка и жизни населения.

Республика Татарстан - один из самых привлекательных регионов РФ. По объему оборота розничной торговли Татарстан среди регионов Приволжского Федерального округа занимает третье место. Ежегодно темпы роста оборота розничной торговли составляют в среднем 15%.

К 2007 году изменилось соотношение в структуре оборота розничной торговли в сторону увеличения доли непродовольственных товаров (51,8%), и сокращения доли продовольственных (48,2%), что свидетельствует о росте уровня жизни населения. Общеизвестно, что улучшение уровня жизни населения, повышение покупательского спроса позитивно влияет не только на качественное изменение структуры торговли, но и на количество вновь создаваемых торговых мест. В 2005 году в республике было введено 262,6 тыс.м?. таким образом обеспеченность торговыми площадями в республике превысила 450 м? на 1000 жителей.[16]

Нельзя не отметить изменения в рыночной торговле, которая является одной из составляющих розничной торговли. Если объемы розничного товарооборота имеют устойчивые тенденции роста, то удельный вес рыночной торговли снижается (с 40% до 19%), за счет строительства современных рыночных комплексов. В последние годы в Республике Татарстан проводится большая работа по реконструкции пустующих помещений под рынки и действующих рынков. За последние 5 лет количество крытых и комбинированных рынков увеличилось почти в 2 раза. Одновременно в 2,5 раза сократилось количество отведенных территорий, несоответствующих установленным нормативным требованиям. Предпринимателям, осуществляющим торговлю на этих рынках, создаются нормальные условия для работы. Таким образом, в республике с начала 1999 года на строительство, реконструкцию и модернизацию рынков израсходовано 2 млрд. рублей.[11]

В настоящее время доля рынков составляет 15%, тогда как в 1999 году она составляла 38%. Постепенно нецивилизованная заменяется современными форматами, открываются крупные гипермаркеты, торговые комплексы с развлекательной частью, продолжается укрупнение и концентрация розничных сетей. Активному развитию региональных проектов российских и иностранных ритейлеров способствует улучшение инвестиционного климата республики. Так, на потребительском рынке Татарстана за последние годы появились несколько крупнейших международных торговых операторов, такие как «Раменка» (Турция), «IKEA» (швеция), «MetroGroup» (Германия), компания DIXIS (официальный дистрибьютор ведущих телекоммуникационных компаний), а также Российские «Марта», «Омега-97», «Пятерочка» и др.[16]

2.2состояние развития розничных сетей

В последние годы в России начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:

1. поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;

2. занятия свободной ниши;

3. агрессивного проникновения - создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

1. концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

2. централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

3. сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

4. внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;

5. оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

6. использование метода штрихового кодирования;

7. внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.