скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ бизнес-срезы ОАО "НЭТА"

Климатический отдел осуществляет проектирование, поставку, монтаж и сервисное обслуживание систем кондиционирования и вентиляции любой сложности. Специалистами НЭТА установлено свыше 15 000 систем кондиционирования. НЭТА имеет все необходимые лицензии на проектные и монтажные работы.

Специалисты отдела корпоративных решений НЭТА осуществляют весь комплекс работ по системной интеграции - начиная от услуг ИТ-консалтинга, проектирования и поставки оборудования до монтажа, наладки и ввода в эксплуатацию: локальных и корпоративных вычислительных сетей, глобальных вычислительных сетей с распределенной инфраструктурой и возможностью передачи информации любого типа, волоконно-оптических линий связи, офисных и учрежденческих АТС, силовых и слаботочных кабельных систем, систем охранной и охранно-пожарной сигнализации.

Политика компании - предоставление товаров, услуг и решений одинаково высокого качества для каждого клиента - во всех городах, где уже есть отделения НЭТА и там, где они будут, во всех областях деятельности. Вместе с тем, в каждом регионе отделение НЭТА развивается именно как местная компания. Что означает - на равных живет и работает на местном рынке, оперативно и гибко реагирует на все пожелания клиентов. Развитие компании интересно и выгодно региону.

Среди постоянных клиентов НЭТА - финансовые организации и государственные структуры, промышленные предприятия и предприятия энергетики и связи, компании малого и среднего бизнеса по всей России.

Динамика товарооборота ОАО «НЭТА» постоянно увеличивается и по итогам 2004 года составила 72000000 долл. США (рисунок 4).


Рисунок 4. Товарооборот ОАО «НЭТА», долл. США


3.2 Исследование и совершенствование бизнес-среды предприятия


Общая емкость компьютерного рынка Новосибирска изменялась в течение последних пяти лет следующим образом: 2001 г. -8 млн. долл. в месяц, 2002-2004 гг. - 12-15 млн. долл. в месяц (по разным оценкам), к концу 2005 г. - до 17 млн. долл. в месяц.

История развития компьютерного рынка г. Новосибирска показывает, что 1997 г. стал по многим позициям продаж рекордным для компьютерного рынка, и именно к его началу окончательно сформировалась «большая новосибирская пятерка»: ОАО «НЭТА», «Кардинал», сибирский филиал R-Style, «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации», «Квеста». С 1998 г. общие обороты рынка ежемесячно падали из-за нарастающих кризисных явлений - накануне 17 августа эти обороты были сравнимы с показателями конца 1996 - начала 1997 гг. (около 6 млн. долл. в месяц). По оценкам самих участников рынка, осенью 1998 г. продажи компьютерной техники и программного обеспечения составляли (в долларовом эквиваленте) 50-60% от показателей соответствующего периода 1997 г. С начала 1999 г. и по сей день наблюдается более или менее устойчивый рост продаж, весной 2000 г. рынкообразующие компании преодолели докризисный (1997 г.) уровень продаж. В отличие от новосибирского рынка, находящегося на перекрестке торговых путей, компьютерные рынки других областных центров Сибири имеют, как правило, на порядок меньшие масштабы. Так, барнаульский рынок в 5-6 раз меньше новосибирского. Исключение составляет Красноярск - по некоторым оценкам, в ближайшем будущем здесь могут произойти серьезные перемены, связанные, во-первых, с окончанием периода экстенсивного развития рынка, а во-вторых, с экспансией новосибирских и московских компаний.

За базовую величину емкости рынка Новосибирска можно принять цифру 60 тыс. компьютеров в год. По многим оценкам, именно этот объем продаж является предельным. По состоянию на сегодняшний день в новосибирских домах и офисах находится порядка 300 тыс. компьютеров, приобретенных в прошлые годы.

Финансовое положение Сибири и конкретно Новосибирской области исторически является таковым, что количество находящихся здесь в обороте денежных средств в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в Москве и других крупных городах европейской части России. Например, общий розничный оборот всего (не только сегмента высоких технологий) новосибирского рынка может быть оценен в 150 млн. долл. в месяц. Сравнивая Москву и Новосибирск, можно отметить следующие ярко выраженные черты, присущие компьютерному бизнесу Сибири.

Общее развитие инфраструктуры новосибирского компьютерного рынка повторяет ситуацию на московском рынке с отставанием на 2-3 года, что объясняется прежде всего различием в финансовом положении. При этом в Новосибирске, как и в столице, на рынке действует большое количество местных фирм (около 200), есть мощные местные лидеры, существует специализация компаний по видам деятельности.

Технические новинки поступают на местный рынок, как правило, практически одновременно с их появлением в Москве. Одна из ключевых проблем для любой фирмы с “западным” менталитетом. Дефицит “живых” денег на рынке вынуждает компании идти на зачетные и товарные схемы оплаты товара. В частности, в позиционном выигрыше находятся диверсифицированные (многопрофильные) корпорации, имеющие не только компьютерный отдел, но и отдел, занимающийся зачетами и бартером.

По результатам исследований новосибирского компьютерного рынка, опубликованным за последний год [27], сообщество потребителей hardware можно структурировать следующим образом:

- бюджетные организации: структуры власти (мэрия Новосибирска, областная администрация, муниципальные органы власти и отдельные их структуры), государственные предприятия (например, Областной радио- и телепередающий центр, Государственная телерадиокомпания) - до 5% в общем объеме потребления. Последние два года потребление в этом сегменте падало по известным причинам;

- крупные корпорации с числом сотрудников в несколько сотен: акционерные общества (например, винно-водочный завод «ВИНАП», АО «Новосибирский жиркомбинат») и частные компании (например, «Пик Систем») - 35-40% от общего объема потребления, причем в этом сегменте наблюдается явная тенденция к росту;

- средний и малый бизнес: как правило, это частные компании с числом работающих от одного до нескольких десятков человек - около 35%;

- SoHo - порядка 20%.

Учитывая тенденции, происходящие на новосибирском компьютерном рынке, проведем анализ бизнес-окружения ОАО «НЭТА» в соответствии с методами, рассмотренными в предыдущем разделе.

Лист конкурентов для ОАО «НЭТА» представлен в таблице 1.


Таблица 1 - Лист конкурентов

Опасность появления новых фирм

Выс.


Рыночная власть производителей

Выс.


Экономия на масштабе


Низ.

Концентрация относительно отрасли клиентов

Выс.


Дифференцирование продуктов

Выс.


Доступность продуктов заменителей

Выс.


Потребность в капитале

Выс.


Важность клиента для производителя

Выс.


Стоимость переориентации

Выс.


Дифференциация продуктов производителя

Выс.


Контроль каналов распределения

Выс.


Стоимость переориентации клиента

Выс.


Собственные знания

Выс.


Опасность прямого объединения производителями


Низ.

Доступ к материалам

Выс.





Доступ к государственным субсидиям


Низ.

Интенсивность конкуренции

Выс.





Количество конкурентов

Выс.


Рыночная власть клиентов

Выс.


Темп роста отрасли

Выс.


Ориентация клиента на соответствующего производителя

Выс.


Неизменные затраты

Выс.


Объем производства

Выс.


Затраты на складирование

Выс.


Дифференциация поставляемых продуктов

Выс.


Дифференциация продукта

Выс.


Опасность обратного объединения клиентами


Низ.

Стоимость переориентации

Выс.


Знание клиентов о структуре затрат производителей


Низ.

Барьер для выхода

Выс.


Величина дохода клиентов

Выс.


Стратегическое участие

Выс.


Экономия затрат на поставляемых продуктах


Низ.




Важность вклада производителей в качество конечного продукта покупателя

Выс.


Опасность продуктов заменителей

Выс.


Доля общих затрат клиента на продукцию производителя

Выс.


Вероятность появления заменителя

Выс.





Темпы увеличения эффективности цен по отношению к заменителям

Выс.



Как видно из таблицы 1, на рынке компьютерной техники и программного обеспечения наблюдается высокий уровень конкуренции. Однако барьеры входа в отрасль для новых фирм невысокая, так как данная отрасль требует больших капиталовложений от производителя и посредника вследствие высокой стоимости компьютерной техники. Так как основными потребителями компьютерной техники и программного обеспечения на рынке являются юридические лица - фирмы г. Новосибирска, для производителей очень важно налаживание и поддерживание связей с потребителями. Развитие новых технологий способствует увеличению дифференциации продуктов на рынке. Высока вероятность появления товаров-заменителей.


Таблица 2 - Профильная матрица конкурентов

Факторы успеха

Вес

Кардинал

R-Stile

Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации



Рэйтинг

Результат

Рэйтинг

Результат

Рэйтинг

Результат

Реклама

0,1

4

0,4

3

0,3

4

0,4

Качество

0,2

3

0,6

3

0,6

4

0,8

Конкурентоспособность цены

0,2

2

0,4

4

0,8

2

0,4

Управление

0,1

1

0,1

3

0,3

3

0,3

Финансовая позиция

0,1

2

0,2

2

0,2

2

0,2

Лояльность клиентов/ покупателей

0,2

1

0,2

2

0,4

3

0,6

Глобальный рост

0,05

1

0,5

2

0,1

3

0,15

Доля рынка

0,05

1

0,5

2

0,1

3

0,15

Итого:

1

15

2,9


2,8


3


Основными конкурентами ОАО «НЭТА» на рынке г. Новосибирска можно назвать ЗАО «Кардинал», ООО «R-Stile», «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации». В таблице 2 представлена профильная матрица конкурентов ОАО «НЭТА».

Как видно из табл. 2, наиболее сильным конкурентом для ОАО «НЭТА» является «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации», ООО «R-Stile» по результатам рейтинга относится к наименее сильным конкурентам, однако имеет неоспоримое преимущество - сеть розничных магазинов по г. Новосибирску. Это делает предприятие более доступным для потребителей - физических лиц. ЗАО «Кардинал» и «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации» же напротив, больше сотрудничают с фирмами, хотя и имеет собственные фирменные магазины. Следует отметить, что список конкурентов ОАО «НЭТА» можно продолжить такими фирмами как ЗАО «Новинтех», ООО «Премьер», ООО «Матрица».


Рисунок 8. Структура рынка компьютерной техники и программного обеспечения г. Новосибирска

В данном случае анализ конкуренции на рынке проводился лишь по одному из направлений деятельности ОАО «НЭТА». В действительности, компания также занимается монтажом СКС (структурированных кабельных систем), а также монтажом вентиляционной и климатической техники. По данным направлениям являются ЗАО «Кардинал» и ЗАО «Новинтех».

В целом, структуру рынка компьютерной техники и программного обеспечения, можно представить на рисунке 8.

По формуле (1), приведенной во втором разделе работы, можно рассчитать интенсивность конкуренции на рынке:

И = 1 -5 √((0,1 - (1/5) + (0,1 - (1/5) + (0,05 - (1/5) + (0,2 - (1/5) + (0,3 - (1/5))/5 = 1


Рисунок 9. Карта стратегических групп


Оценку влияния внешних факторов на деятельность ОАО «НЭТА» можно провести с помощью PEST-анализа (таблица 4).


Таблица 4 - PEST-анализ

P

E

S

T

Политико-правовые

Экономические

Социокультурные

Технологические

1 Изменение налогового законодательства может оказать непредсказуемое влияние на деятельность ОАО «НЭТА»: повышение налогов ухудшает финансовые результаты фирмы, вынуждая ее поднимать цены на продукцию, в то же время изменение налогового законодательства действует и на конкурентов, поэтому не дает конкурентных преимуществ

1 Уровень инфляции может оказать непредсказуемое влияние: повышение инфляции снижает благосостояние населения, увеличивает издержки, однако оказывает влияние и на конкурентов

1 Повышение спроса на товары может вызвать повышение уровня конкуренции в отрасли, в то же время для фирм, пользующихся лояльностью потребителей может способствовать повышению объемов продаж

1 Появление новых технологий увеличивает конкурентоспособность продукции

2 Изменение таможенного законодательства влияет непредсказуемо: повышение таможенных пошлин увеличивает издержки, следовательно, способствует повышению цен и снижению спроса

2 Появление новых конкурентов увеличивает уровень конкурентной борьбы, способствует повышению качества продукции

2 Увеличение рождаемости может вызвать спрос на услуги в прогнозном варианте

2 Появление ноу-хау у конкурентов снижает конкурентоспособность продукции ОАО «НЭТА»

3 Государственное регулирование ввоза продукции повышает издержки, связанные с доставкой материалов и товаров из-за рубежа, в то же время повышает качество продукции

3 Курс валют оказывает непредсказуемое влияние, так как увеличение курса увеличивает уровень цен и снижает спрос

3 Увеличение благосостояния населения повышает спрос и увеличивает конкурентную борьбу

3 Устаревание оборудования снижает конкурентоспособность продукции и соответственно спрос

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.