Анализ и применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании
Анализ и применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании
Оглавление
Введение
1.
Теоретические основы инновационного менеджмента
1. Понятие и
функции инновационного менеджмента
1.2
Современные приемы инновационного менеджмента
1.3
Использование инновационного менеджмента в деятельности предприятия
2 Анализ и
применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности
деятельности компании
2.1
Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних
предприятиях
2.2 Применение
успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании
2.3
Инновационный менеджмент в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”
Заключение
Список
использованной литературы
В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой
частью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным
процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
К инновациям относятся все изменения
(новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную
экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только
внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового
или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный
процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный
цикл изделия и экономическая эффективность.
Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической
и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный
менеджмент основывается на таких ключевых моментах, как поиск идеи, служащей фундаментом
для данной инновации; организация инновационного
процесса для данной инновации; процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Целью представленной работы является
рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным
процессом. В качестве задач в работе выступают следующие:
-
рассмотрение понятия и функций инновационного
менеджмента;
-
характеристика современных приемов
инновационного менеджмента;
-
обоснование необходимости использования
инновационного менеджмента в деятельности предприятия;
-
характеристика особенностей организации инновационного менеджмента на малых
и средних предприятиях;
-
анализ применения успешных подходов инновационного менеджмента для развития
компании;
-
выявление особенностей применения инновационного менеджмента в деятельности
ООО “Пиццерия “Престо”.
В качестве объекта в работе выступает сфера инноваций.
Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в деятельности
организации.
Структура работы включает введение,
две главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе автором представлены
понятие и функции инновационного менеджмента, определены современные приемы инновационного менеджмента и обоснована
необходимость использования инновационного
менеджмента в деятельности предприятия.
Во второй главе выявлены особенности организации инновационного
менеджмента на малых и средних предприятиях, проанализированы успешные подходы инновационного
менеджмента для развития компании и представлен опыт использования механизмов инновационного
менеджмента в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”.
Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным
процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Инновация является объектом воздействия со стороны
хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания,
реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие
между производителями, продавцами и покупателями инноваций. [1]
Воздействие хозяйственного механизма на инновации
осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности
эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями - инновационный
менеджмент.
К инновациям относятся все изменения
(новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную
экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только
внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
-
новые или улучшенные виды продукции
(продуктовые инновации);
-
новые или улучшенные услуги (инновации
услуг);
-
новые или улучшенные производственные
процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
-
измененные социальные отношения на
предприятии (социальные или кадровые инновации);
-
новые или улучшенные производственные
системы. [2]
Эти виды инноваций в практике
предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические,
хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах
вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются
следующие признаки:
-
они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных
решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
-
дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта
выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
-
означают первое использование новшества на предприятии независимо от того,
применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании
даже имитация может иметь характер инновации;
-
нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться
и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей
и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей. [3]
Управление инновациями - сравнительно новое понятие
в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой
деятельности профессиональных управляющих.
Инновационный менеджмент основывается на следующих
ключевых моментах:
-
поиск идеи, служащей фундаментом для
данной инновации;
-
организация инновационного процесса
для данной инновации;
-
процесс продвижения и реализации инновации
на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию
и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ
использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной
цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения
поставленной цели в конкретных условиях.
Задачей тактики инновационного менеджмента является
искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее
приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как
систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента
состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой
подсистемы (объект управления).
Субъектом управления может быть один или группа
работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
[4]
Объектом управления являются инновации, инновационный
процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектом управления
осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет
собой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные
функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
-
функции субъекта управления;
-
функции объекта управления.
Рассмотрим подробнее функции субъекта
управления.
-
функция прогнозирования охватывает
разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического
состояния объекта управления в целом и его различных частей;
-
функция планирования - охватывает весь
комплекс мероприятий по выработке их на практике;
-
функция организации сводится к объединению
людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил
и процедур;
-
функция регулирования заключается в
воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической
и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных
параметров;
-
функция координации означает согласованность
работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и различных специалистов;
-
функция стимулирования в инновационном
менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах
своего труда по созданию и реализации инноваций;
-
функция контроля заключается в проверке
организации инновационного процесса, плана создания и реализации инновационных продуктов
и т.п. [5]
Также целесообразно рассмотреть
функции объекта управления.
К функциям объекта управления относятся:
-
рисковое вложение капитала;
-
организация инновационного процесса;
-
организация продвижения инноваций на
рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала
проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.
Вложение капитала в новый продукт
или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому
оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организации
инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности
по созданию, реализации и распространению инноваций. [6]
В мировой экономической литературе термин "инновация" понимается
как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный
в новых продуктах и технологиях.
Термин "инновация" стал активно использоваться в
переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных
понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс",
"инновационное решение".
Австрийский
ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1)
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного
обеспечения производства;
2)
внедрение продукции с новыми свойствами;
3)
использование нового сырья;
4)
изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5)
появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового
или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный
процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный
цикл изделия и экономическая эффективность.
Инновация не может являться инновацией, если она не коммерциализирована.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С момента
принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Научно-технические
инновации должны:
-
обладать новизной;
-
удовлетворять рыночному спросу;
-
приносить прибыль производителю.
Распространение
нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса
(ИП).
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость
которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации
субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.
Диффузия
инновации - это распространение уже однажды
освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Шумпетер
считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут
быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы
в получении части дохода от использования изобретений.
В
роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество.
Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств
на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.
Раннее
большинство представлено фирмами, первыми
внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие
фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание
с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Внедрение нововведений - это всегда
трудный и болезненный процесс для любой организации.
Прием инновационного менеджмента - это способ
воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему
(объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и
отношения на рынке реализации инновации.
Движение инновации всегда связано с движением
инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента
основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке.
[7]
Таким образом, общим содержанием всех приемов
инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений,
возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем
этой инновации с другой.
Воздействие приемов инновационного менеджмента
может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Эти направления
определяются структурой инновационного процесса.
Приемы инновационного менеджмента можно разделить
на следующие группы.
-
приемы, воздействующие только на производство
инновации;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|