скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ и пути совершенствования организации труда в образовательном учреждении

По признаку разделения труда выделяют два типа рабочих мест - индивидуальные, где постоянно занят один работник-исполнитель, и коллективные, где трудовые процессы осуществляются группами работников. Здесь важное значение имеют подбор кадров, четкое распределение трудовых функций между исполнителями и объективная оценка трудового вклада каждого работника в коллективный труд.

В зависимости от числа обслуживаемого оборудования рабочие места могут быть одностаночными и многостаночными.

Наконец, рабочие места могут классифицироваться по признаку их стабильности: они подразделяются на стационарные, расположенные и оборудованные на одном месте (например, рабочие места станочников, сборщиков, аппаратчиков); и на передвижные, постоянно перемещающиеся в пространстве (рабочие места строителей, горнорабочих, дежурного или ремонтного персонала).

Организация рабочего места - это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.

Но как бы ни были разнообразны рабочие места, на какие бы классы и группы они ни подразделялись, существуют общие, обязательные требования для организации рабочих мест, которые очень важны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Под оснащением рабочего места понимается совокупность находящихся на нем средств труда: основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств связи и сигнализации и средств по охране труда и технике безопасности.

Исключительную роль в организации труда играет организация обслуживания рабочих мест, т.к. практика показывает, что две трети потерь рабочего времени связаны с недостатками в обслуживании рабочих мест [41. C. 63]. Обслуживание рабочих мест осуществляется по следующим функциям: подготовительной, производственной, инструментальной, наладочной, энергетической, контрольной и др. Все эти функции должны выполняться бесперебойно и в определенных организационных формах. В числе последних выделяют стандартное, планово-предупредительное, дежурное обслуживание рабочих мест.

Под планировкой рабочего места понимается целесообразное размещение в трехмерном пространстве всех функционально увязанных между собой средств производства, предметов труда и самого работника. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять двум основным требованиям: не создавать скученности и тесноты на рабочем месте, с одной стороны, и не вызывать излишних движений, хождений и перемещений предметов труда, оснастки и готовых изделий - с другой. Нарушение принципов размещения средств и предметов труда приводит, как правило, к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, к преждевременному утомлению и снижению производительности труда.

Рабочее место обычно включает рабочую, оперативную и вспомогательную зоны. В основной зоне, обычно ограниченной пределами досягаемости рук человека в горизонтальной и вертикальной плоскостях, размещаются орудия труда, постоянно используемые в работе, остальная площадь - вспомогательная зона, где располагаются предметы, применяемые значительно реже. Для обеспечения рациональной планировки рабочего места должны соблюдаться следующие принципы:

рабочее пространство должно быть минимальным, но достаточным для свободного осуществления всех трудовых действий с учетом антропометрических показателей при различных рабочих позах;

размещение оборудования осуществляется в основной рабочей зоне, органы управления им - в пределах зон досягаемости работника;

обеспечение удобной рабочей позы для работника, исключающей лишние движения, повороты, наклоны и затраты энергии, которые вызывают дополнительное утомление. Во многом рабочая поза зависит от характера выполняемых трудовых функций Но, во всех случаях, рабочая поза должна обеспечивать удобство положения туловища, головы и конечностей; хороший обзор рабочей зоны; свободу манипуляций с предметами труда, инструментом и органами управления механизмами и приборами;

необходимо изучение технологической взаимосвязи каждого рабочего места со смежными способов и расстояний перемещений предметов труда, особенностей средств труда и содержания трудовых действий работников. После этого для каждого конкретного рабочего места определяются его площадь, размещение оборудования и вспомогательных приспособлений, положение работника и проектируются условия труда: освещение, средства для удаления вредных производственных воздействий и обеспечение полней безопасности работающих, а также средства связи [41. C. 66].

Важность правильной организации рабочего места работника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни. процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест.

Таким образом, рациональная организация рабочего места является важнейшим условием плодотворной трудовой деятельности, которая осуществляется в определенный промежуток времени - рабочее время.

Рабочее время - установленная в законодательном порядке продолжительность рабочего дня, в течение которого работник обязан выполнять порученную ему работу.

Время работы - часть рабочего времени, в течение которого выполняется определенная работа.

Время перерывов - время, включающее в себя регламентируемые и не регламентируемые перерывы.

Нормативы труда определяют расчетные величины затрат рабочего времени и трудовых ресурсов. Нормирование труда не только обеспечивает экономию затрат труда как составной части производственных издержек, но и способствует более высокому уровню управления производством. На базе норм затрат труда строится планирование, организация производства и управления, обеспечиваются мотивация труда, функция учета затрат живого труда, контроль за загрузкой персонала.

Нормирование труда играет важную роль в разработке стимулирования работника на достижение тех или иных количественных и качественных результатов.

В организации труда находят применение специальные нормативные документы, содержащие описание всех видов операций, наиболее рациональные методы их выполнения с указанием затрат времени на операцию. В этом отношении большое значение имеет проектирование организации труда, выбор наиболее рационального ее варианта, выбор метода труда, разработка в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями норм затрат времени на выполнение работы.

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретает самоорганизация и самонормирование труда как проявление полной экономической и организационной свободы хозяйственной деятельности [34. C. 125].

Самоорганизация и самонормирование труда предполагает наличие у работника высокой трудовой культуры и ответственности за результаты труда.

Огромную роль в улучшении организации труда играет установление наиболее целесообразных режимов труда и отдыха. Различают сменный, суточный, недельный и месячный режимы труда и отдыха. Режим труда и отдыха формируют с учетом работоспособности человека, которая изменяется в течение суток, что находит отражение прежде всего в сменном и суточном режимах.

Сменный режим труда и отдыха - режим, при котором определены продолжительность смены, время ее начала и окончания, продолжительность обеденного перерыва, время его начала и окончания, продолжительность и частота общих регламентированных перерывов в работе.

Суточный режим труда и отдыха - режим, включающий число смен (циклов) в сутки; число смен должно быть кратным 24: можно работать в одну, две, три, четыре и шесть смен.

Недельный режим труда и отдыха - режим, предусматривающий различные графики работы, число выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни; графики работы предусматривают порядок чередования смен.

Месячный режим труда и отдыха - режим, определяющий число рабочих и нерабочих дней в данном месяце, число работников, уходящих в отпуск, и продолжительность основного и дополнительного отпусков.

Регламентация рабочего времени, режима труда и отдыха осуществляется законодательно нормами Трудового Кодекса Российской Федерации.

Процесс организации труда, однако, нельзя рассматривать в отрыве от изучения содержания качественных характеристик рабочей силы.

В экономической литературе понятие "качество рабочей силы" часто идентифицируется с понятием "человеческий капитал", включающим в себя "знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, приобретаемую с опытом работы". В такой трактовке понятие "человеческий капитал" правильнее соотнести с понятием "квалификация работника", которая является основным компонентом понятия "качество рабочей силы". При этом специалисты определяют квалификацию работника как совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях конкретных видов работ определенной сложности (разряда). Квалификационные характеристики для рабочего и служащего - это знания и умения по организации, управлению и осуществлению технических процессов [31. C. 32].

Квалификационный уровень - это качество работы (труда), лежащее в основе распределения работников по группам квалификации.

Таким образом, качество рабочей силы - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.

Составной частью организации труда выступают вопросы, касающиеся улучшения условий труда работников, трудовой дисциплины, охраны труда, наем и стимулирование профессионального роста, мотивации труда и др. решение всех этих вопросов должно основываться на научно разработанных рекомендациях по НОТ и современной практике управления.


1.3 Особенности организации управленческого труда


При научной организации труда целесообразно ориентироваться на следующие шесть направлений:

1. Разделение и кооперация труда в аппарате управления проводится в целях специализации работников и приобретения ими необходимых навыков и знаний, установления четкой ответственности персонала за порученное дело, исключения обезлички, создания взаимодействия между работниками (кооперации труда) и достижения на этой основе максимальной продуктивности, эффективности управленческого труда.

Разделение и кооперация труда в аппарате управления осуществляется в два этапа. Первый этап включает научно обоснованное разделение труда по функциям и определение рациональной структуры аппарата управления учреждения. Второй этап охватывает четкое разграничение должностных обязанностей и личной ответственности работников внутри аппарата управления, обеспечение соответствия квалификации специалистов и вспомогательного персонала сложности выполняемых операций и процедур.

Разделение труда в аппарате управления предполагает расчленение процесса управления на операции, процедуры, обособление их в самостоятельные функции, выявление рабочих мест и исполнителей определенных профессий и уровня квалификации. Таким образом, складывается операционно-технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное разделение управленческого труда.

На этой основе образуются структурные подразделения аппарата управления, выполняющие однородные функции для эффективного управления учреждением.

К числу важнейших элементов разделения и кооперации труда относятся:

оптимальный в конкретных условиях уровень централизации функций управления (имеется в виду централизованное решение вопросов принципиального характера и децентрализованное - тех вопросов, которые целесообразно решать на более низком уровне управления);

самостоятельное и квалифицированное решение вопросов на каждом уровне управления в соответствии с компетенцией данной организационной единицей на данном уровне аппарата управления;

функциональная специализация, предполагающая строгое разграничение выполнения функций между подразделениями;

квалификационная специализация, не допускающая выполнения работниками высокой квалификации операций и процедур технического характера, не требующих специальной подготовки и образования;

равномерная загрузка всех работников на протяжении каждого рабочего цикла в течение года при нормальной напряженности труда;

четкое распределение обязанностей между руководителем и его заместителями по подразделениям;

обеспечение соответствия обязанностей, возложенных на работника, и прав, предоставленных ему для эффективного выполнения этих обязанностей [26. C. 139].

Научно обоснованное разделение и кооперация труда закрепляются положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями и другими административно-распорядительными и регламентирующими документами.

2. Совершенствование системы и методов труда управленческого аппарата. Одним из важнейших направлений НОТ в аппарате управления является создание технологической основы НОТ персонала, разработка технологии процессов управления аналогично тому, как разрабатывается технология производства.

Главными объектами рационализации труда являются:

планирование деятельности аппарата управления,

подготовка и проведение заседаний и совещаний (разработка процедур, регламентов, планов на текущий период),

подготовка и прохождение документации (технология документооборота),

рационализация форм документов,

5) порядок выезда работников в командировки,

6) порядок поступления и рассмотрения заявлений и жалоб,

7) порядок подготовки и принятия управленческих решений,

8) проектирование распорядка рабочего дня, правил внутреннего распорядка,

9) подготовка систем контроля исполнения.

Организационно-техническое совершенствование трудовых процессов как в сфере управления в целом, так и в аппарате управления учреждения. В этом случае важнейшее значение приобретают организационно-технические методы рационализации труда и документооборота в учреждении.

Устройство, оборудование, планировка служебных помещений и организация рабочих мест. Внутренняя планировка административных помещений должна обеспечить целесообразное размещение различных структурных подразделений аппарата управления, отдельных рабочих мест в комнатах, мебели, различного оборудования, исключающее потери времени, связанные с лишними переходами, и обеспечивающее экономное использование площади.

Важнейшим разделом рационализации производственной среды в аппарате управления является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий труда персонала, оказывающих влияние на его здоровье и работоспособность (освещение; микроклимат: температура воздуха, влажность, вентиляция и т. п.; звукоизоляция; вибрация; архитектурная композиция, цветовое оформление административных помещений, окраска мебели и оборудования; режим труда и отдыха).

Решение всех этих вопросов должно основываться на научно разработанных рекомендациях, содержащихся в справочной литературе по НОТ.

5. Нормирование труда работников аппарата управления. Нормативные материалы по труду работников аппарата управления разрабатываются в форме нормативов (таблиц, графиков, формул), норм числовых значений (затрат времени или численности работников на выполнение конкретной работы).

Нормы могут устанавливаться путем расчета (расчетный метод) по нормативам или с помощью непосредственного изучения затрат времени на рабочих местах (исследовательский метод).

6. Повышение качества управления, т. е. результативности трудовых затрат работников аппарата управления, и улучшение работы подчиненных объектов. Здесь главную роль играет функционально-правовой подход к оценке деятельности данного аппарата управления в общей системе органов государственного и социально-культурного управления [26. C. 143].


2. Анализ и совершенствование организации труда персонала на примере детской музыкальной школы (ДМШ) г. Салавата


2.1 Особенности управления и организации труда в образовательных учреждениях на примере ДМШ г. Салавата


Организация управления деятельностью образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению. Организация управления ОУ обусловливает прежде всего содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя школы и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная - структурой управления ОУ, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов и вспомогательного персонала.

С точки зрения раскрытия содержательного аспекта в деятельности администратора ОУ выделяются следующие основные функции:

подбор и расстановка кадров,

повышение квалификации кадров;

планирование деятельности ОУ и его подразделений;

контроль деятельности ОУ и его подразделений;

планирование и организация оперативного управления деятельностью ОУ и его подразделений;

всестороннее обеспечение деятельности ОУ и его подразделений;

опытно-экспериментальная работа по совершенствованию средств и методов управления;

научная организация труда (НОТ) учащихся, вспомогательного персонала и общественных организаций и научная организация управленческого труда (НОУТ) администрации;

стимулирование деятельности персонала [19. C. 66].

Руководитель в системе образования - это не прост< должность; это сложная профессия, включающая в себя многообразие знаний, умений, навыков и профессиональной понимания возникающих и решаемых управленческих проблем.

В плане обеспечения НОТ персонала ОУ его руководитель должен осуществлять следующее:

сопрягать цели ОУ с общими задачами образование личности и социокультурными процессами в обществе;

определять стратегию и тактику развития ОУ;

формировать систему взаимосвязи постановки задач условиями их достижения;

подбирать способы, позволяющие с наименьшими за тратами доходить до намеченных целей;

проектировать управленческую деятельность;

владеть педагогическим анализом как универсальны} инструментом соединения замыслов и достижений;

планировать работу ОУ и стимулировать творческую поисковую деятельность в коллективе;

владеть технологией и техникой управления;

определять по признакам и показателям уровень профессионализма педагога и обслуживающего, обеспечивающего персонала ОУ;

выявлять основные существенные элементы учебно-методической базы;

стимулировать зарождение, развитие саморегулирующегося начала и полнокровное функционирование органов самоуправления ОУ;

осмыслять новый характер контроля, направленный на изменение достижений, результатов в соответствии с педагогическими затратами;

формировать правовое поле деятельности ОУ;

сплачивать коллектив на основе соединения личных и общих целей, а также приведения каждого к собственному, успеху [30. C. 159].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.