Анализ основных путей повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
Таблица 3 –Динамика объема продаж
Показатель
2007
2008
2009
Объем продаж
5150
5200
5015
Абсолютный прирост
базовый
50
-135
Абсолютный прирост
цепной
50
-185
Темп роста базовый
101
97,3
Темп роста цепной
101
96,4
Темп прироста базовый
(%)
1
-2,7
Темп прироста цепной
(%)
1
-3,6
Динамику реализации продукции можно также изобразить графически:
Рисунок 7 – Динамика цепных темпов роста объемов реализации
продукции
Проведем дальнейший анализ организации для выявления
причин снижения объема реализации продаж, и как следствие, уменьшение выручки.
Рассмотрим наличие, движение и эффективность использования основных
производственных фондов (ОПФ) ООО «Интурист». К ОПФ данной организации
относятся помещение и оборудование, остаточная стоимость которых приведена в
таблице 4.
Таблица 4 – Анализ основных фондов организации
Основные фонды
(тыс.руб)
2008 год
% к итогу
2009 год
% к итогу
на начало
на конец
на начало
на конец
Помещение
1798
1798
100
1798
1798
100
Оборудование
949,5
969,5
102,1
969,5
983,5
101,4
Итого
2747.5
2767.5
100
2767.5
2781.5
100,5
Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что
стоимость помещения осталась неизменной. Заметен рост оборудования как на конец
2008 года, так и на конец 2009 года. Общая стоимость основных фондов на конец 2009
года превысила их стоимость на начало 2008 года на 34 тыс.руб. Но для
определения эффективности использования ОПФ надо рассчитать основные обобщающий
показатели фондоотдачу и обратный ему показатель фондоемкости.
Для расчета фондоотдачи используется следующие формулы
[14]:
, , (7)
где Q стоимость
реализованной продукции;
Фср среднегодовая стоимость ОПФ;
Фн , Фк стоимость ОПФ на начало,
на конец периода;
Фе фондоемкость.
Результаты расчета фондоемкости и фондоотдачи
приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели фондоотдачи и фондоемкости
Показатель
2008
2009
Изменения
+/-
%
Фондоотдача
(руб./руб.)
1,88
1,81
-0,07
-3,7
Фондоемкость
(руб./руб.)
0,53
0,55
0,02
3,7
Из расчета видно что фондоотдача в 2009 году снизилась
на 3,7% по сравнению с показателем 2008 года. Снижение эффективности
использования ОПФ прежде всего связано со снижением выручки и объема продаж.
Рассмотрим наличие и эффективность использования
оборотных средств организации. Данные приведены в
таблице 6.
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о
том, что дебиторская задолженность увеличилась на 12 тыс.руб., что говорит о
том, больше средств выведено из оборота фирмы, кредиторская задолженность
увеличилась на 3 тыс.руб. Также заметен рост денежных средств на 9 тыс.руб. за счет
увеличения кредиторской задолженности и снижению объема продаж.
Таблица 6 – Оборотные средства организации
Показатель
2008 год
2009 год
Изменения
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
Денежные средства
706
19,9
805
21,5
9
14
Дебиторская задолженность
791
22,3
803
21,5
12
1,5
Кредиторская задолженность
1529
43,1
1532
41
3
0,2
Прочие
520
14,7
599
16
79
15,2
Итого
3546
100
3739
100
193
5,4
Проведем анализ себестоимости и затрат предоставляемых
услуг ООО «Интурист» Необходимые данные приведены в таблице 7
Таблица 7 – Себестоимость и затраты
Статья затрат
2008 г., тыс.руб.
2009 г., тыс.руб.
Изменения
+/-
%
амортизация
288,2
298,1
9,9
3,4
зар.плата
1200
1200
-
-
отчисл. на соц. нужды
290,16
290,16
-
-
Содержание помещения
(электроэнергия, отопление, вода)
45,6
50,4
4,8
10,7
Покупные изделия,
услуги производственного характера сторонних организаций
Для исчисления себестоимости отдельных видов
турпродукции затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции,
ее использование удобней, нежели, к примеру, использование классификации затрат
на постоянные и переменные, так как она носит относительный характер, поскольку
постоянные затраты являются неизменными только в определенном интервале
изменения объемов производства услуг, а переменные затраты в расчете на одну
услугу не всегда остаются неизменными - они изменяются под влиянием изменений в
технологии и организации производства.
В 2009 году виден рост затрат на коммерческие расходы,
услуги производственного характера сторонних организаций и прочие производственные
расходы. Это связано с ростом цен на энергоносители и инфляцией. По
произведенным расчетам видно, что в 2009 году себестоимость услуг увеличилась
на 334 тыс.руб., т.е. на 12%. Увеличение себестоимости никак не связана с
улучшением качества работы фирмы и привело к падению спроса на туристические
услуги, а это повлекло за собой ухудшение экономического состояния организации,
падению прибыли. Расчет прибыли приведен в таблице 8.
Таблица 8 – Расчет прибыли от реализации
Показатель
2008 г., тыс.руб.
2009 г., тыс.руб.
Изменения
+/-
%
Выручка
5200
5015
-185
-3,6
Полная себестоимость
2778
3112
334
12
Прибыль
2422
1903
519
-21,5
Графически данную таблицу можно представить:
Рисунок 8 – Зависимость прибыли от себестоимости и
выручки
Проанализировав показатели прибыли за 2008 и 2009
годы, можно сделать вывод о том, что прибыль организации в 2009 году
уменьшилась на 519 тыс.руб., т.е. на 21,5%. Как видно из рисунка 8 такое
падение связано с уменьшением выручки и увеличением себестоимости.
Сделав общий краткий анализ деятельности фирмы за
период с 2008 по 2009 годы, мы можем сказать, что все важные показатели
деятельности организации ухудшаются, соответственно, ООО «Интурист» работает не
эффективно.
2.2 Анализ производительности труда
При рассмотрении кадрового потенциала организации
необходимо определить обеспеченность фирмы персоналом, определить
производительность труда, трудоемкость, а также эффективное использование
работников. Для начала потребуется штатное расписание, находящееся в таблице 9.
Таблица 9 – Штатное расписание на 2009 год
Должность
Количество
Оклад,
тыс. руб.
ФОТ годовой,
тыс. руб.
Директор
1
20
240
Бухгалтер
1
17
204
Менеджер
4
12
576
Уборщица
1
4
48
Курьер
2
3
72
Охранник
1
5
60
Итого
10
61
1200
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии
заняты 10 работников. Фонд оплаты труда (ФОТ) неизменен и составляет 1200 тыс.
руб.
Специфика туристского бизнеса заключается в том, что две
составляющие успеха любого дела (исходный материал и исполнители) здесь
совпадают – сотрудники создают атмосферу гостеприимства, являющуюся исходным
материалом качественного обслуживания, и они же осуществляют это обслуживание.
Таким образом, при анализе внутренней среды предприятия необходимо
анализировать обеспеченность фирмы персоналом и эффективность использования
данного персонала.
Началом анализа обеспеченности организации персоналом
является характеристика качественного и количественного состава кадров.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа
работы, образования. Поэтому изучим в процессе анализа состав работников
гостиницы по этим признакам. Качественный состав трудовых ресурсов ООО
«Интурист»:
Рисунок 9 – Возрастной состав работников
Рисунок 10 – Уровень образования работников
Рисунок 11 – Трудовой стаж работников, лет.
Исходя из рисунков 9,10,11 можно сказать что
работников с высшим образованием 3 человека, со стажем лет от 10 до 20 2
человека. Остальные работники либо малообразованны, либо имеют маленький
трудовой стаж.
То есть фирма нуждается в более квалифицированных
работниках, так как данный персонал не удовлетворяет осуществление того объема
и качества работы, которое требуется данной организации. Отсюда следует, что
возникла необходимость либо повышения квалификации персонала, либо его
частичной замены. Второй вариант менее эффективный, так как это увеличит
расходы на поиск и подготовку нового персонала, что негативно скажется на
производительности труда в фирме. К тому же замена кадров влечет за собой изменение
в атмосфере уже сложившегося коллектива, и высока вероятность, что эти
изменения породят конфликтные ситуации между сотрудниками. Поэтому следует
придерживаться первого варианта, то есть провести мероприятия по повышению
квалификации работников.
Численность работающих с 2008 по 2009 года не
менялась, соответственно количественных изменений нет, а, значит, текучести
кадров так же не имеется.
Это положительный момент.
Увеличение численности персонала в данной фирме не
уместно, так как нет увеличения спроса на данные услуги, а фирма, в связи с
экономическими трудностями в данный период не может предоставить новый
ассортимент услуг. Но это не означает, что фирма не имеет плана по увеличению
разнообразия услуг, и когда этот план будет реализовываться, надо будет уже задуматься
о найме дополнительного количества работников, оценив резерв выпуска продукции
за счет создания дополнительных рабочих средств. Или же, как в данном случае,
добиваться увеличения выручки путем повышения производительности труда,
имеющегося на этот период персонала.
Производительность труда найдем как соотношение
выручки, полученной от реализации услуг, и численности сотрудников (в нашем
случае численность сотрудников не изменялась и равна 10 чел.).
Производительность труда приведена в таблице 10.