скачать рефераты

МЕНЮ


Цели и принципы менеджмента

Деятельность хозяйствующего субъекта, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.

Целесообразность – это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно – экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации.

Вспомним, что принцип обратной связи предоставляет возможность использовать результаты деятельности объекта управления в отчётном периоде для выработки управляющих воздействий на этот объект в планируемом периоде. Скорость их разработки  и направленность зависти от величины отклонений объекта управления от заранее заданного (запланированного) состояния и их повторяемости.

В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.

Процессы можно считать целесообразными, если система управления устанавливает определённое соотношение во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявлении целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующими, т. е. создающим ту или иную форму целесообразного поведения управляемых процессов.

Алгоритм реализации целесообразности можно представить в виде последовательного решения следующих управленческих задач:  

ü         выявлении потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;

ü         формулирование совокупности целей, имеющий вид модели целевой ориентации системы управления, направленной на достижение главной стратегической цели;

ü         создание механизмов управления в виде совокупности организационно – распорядительных, экономических и  социально – психологических методов, представляющих возможность реализовать разработанную модель целевой ориентации системы управления и достичь стратегических результатов всей деятельности организации во времени и пространстве с помощью конкретных мероприятий, разработанных в виде плана на текущий период;

ü         приёма и обработки информации, полученной от объекта управления по каналам обратной связи в виде результатов выполнения разработанных конкретных мероприятий;

ü         определения отклонений фактических результатов деятельности производственных, обеспечивающих, сбытовых, маркетинговых, научно – исследовательских, природоохранных и других процессов от запланированных;

ü         выявления положительных и отрицательных отклонений, определяющих либо дальнейшее развитие внутренней среды, либо необходимость стабилизации процессов, имеющих отрицательную динамику в течении достаточно длительного периода;

ü         корректировки целей, сформулированных ранее и (или) разработка новых взамен достигнутых.

Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.

К показателям, оценивающими степень целесообразности создания и функционирования хозяйствующего субъекта, можно отнести степень его выживания, или конкурентоспособности, в условиях непостоянства и неопределённости состояний элементов внешней среды. Степень выживания называется свойством самосохранения сложной организационно – экономической системы в условиях рыночной конкуренции.

Содержание целей зависит от трёх причин:

1. объективных законов развития элементов макроуровня – политико-правовой, экономической, демографической, культурной, природной и научно – технической сред на территории РФ и её отдельных регионов как географических рынках;

2. маркетинговых возможностей хозяйствующего субъекта, состоящих из степени целесообразности и уровня ресурсного обеспечения объекта управления;

3. используемых системой управления средств формирования и реализации целей, количественной и качественно оценок результатов целенаправленной деятельности систем управления, разработки его рациональных механизмов.

Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности – программно – целевым.

Основные требования к формулировке целей

Требования, предъявляемые к целям можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно – целевой подход.

Так, по признаку «уровень управления»  цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт – Петербурга)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным – цели 89 систем управления субъектами РФ. Поскольку в настоящее время регион не имеет своего юридического статуса и этот уровень ещё не создан, то процессы, происходящие на уровне федеральных округов, образованных указом президента РФ от 13 мая 2000Г. №849 «О полномочном представительстве Президента российской Федерации в федеральном округе», регулируется в основном общественными объединениями или группами гражданских действий, ассоциациями и союзами, которые формируют программы развития региона в определённых отраслях, сферах деятельности. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.

Следующим классификационным признаком является «принадлежность к объекту управления», по которому цели делятся на два вида: объективные и субъективные. Первые разрабатываются для объектов управления – процессов основного и вспомогательного производства продукции и услуг, обеспечивающих, маркетинговых, научно – исследовательских, природоохранных, сбытовых и др. Вторые служат для обоснования целесообразности прохождения управленческих процессов.

Цели классифицируются и по такому признаку, как «элемент внешней микросреды», к ним относятся политические, экономические, демографические, культурные, природоохранные и научно – технические. Каждый вид целей направлен на создание такой среды, которая бы соответствовала установленным международным или внутрироссийским нормам.

На локальном уровне, или уровне хозяйствующего субъекта, классификацию можно осуществить по признаку «объект управления» или «вид процесса», согласно которому выделяются следующие группы целей: основного производства, вспомогательного производства, обслуживающего хозяйства, научных исследований и опытно – конструкторских разработок, маркетинговые, инновационные, финансовые, сбытовые, природоохранные, коммуникативные и др., в соответствии с выделенным сферами управленческой деятельности.

Кроме того, по признаку «функция управления» можно выделить следующие группы целей: прогнозирования, программирования, планирования, контроля, регулирования, учёта, организации, координирования, нормирования, руководства, активации трудовой деятельности.

По признаку «срок реализации» цели разделяются на долгосрочные, краткосрочные и текущие. Следует обратить внимание на то, что для различных уровней управления длительность реализации целей, входящих в одну группу, различная. Так цели макроуровня – федеральные, федеральных округов и субъективные – считаются долгосрочными, если имеют длительность реализации 25 лет, среднесрочными – 10-15 лет, краткосрочными – 3 года. Для микроуровня – районного, муниципального и локального – долгосрочные цели имеют период существования 5 лет, среднесрочные – 3-4 года, а краткосрочные – 1 год. Текущие цели рассчитаны на период до одного года.

По признаку «степень активности системы управления» в условиях динамично развивающихся рынков производителей продукции и потребителей товаров все цели можно разделить на две группы: развития и стабилизации.

Цели развития направлены на достижение таких ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный период не располагает, но желает обладать в будущем. Они актуальны для хозяйствующих субъектов либо только проникающих на рынки, когда их продукция и услуги находятся в фазе роста, либо для крупных хозяйствующих субъектов, имеющих стабильные рынки, высокую конкурентоспособность и проводящих диверсификацию, т.е. пытающих предлагать новые товары на новых географических и демографических рынках.

Цели стабилизации направлены на сохранение имеющих ценность ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный момент обладает и желает остаться на этом же уровне в будущем. Данные цели применяются на фазе стагнации и насыщения рынка продукцией и услугами и позволяют осуществлять более глубокое проникновение со старыми товарами на уже освоенные рынки потребителей.

Однако система управления одновременно для различных видов ресурсов, продукции и услуг, а также различных географических и демографических рынков может применять кА цели развития, так и стабилизации, несмотря на то, что главная стратегическая цель принадлежит к группе целей развития.

По признаку «направленность цели» все цели также подразделяются на два вида – стратегические и тактические.

Под стратегическими понимаются цели развития, реализация которых обеспечивает достижение объекта управления новых состояний. Их количественная оценка зависти от прогнозируемых изменений элементов внешней среды, создающих условия для перспективного развития хозяйствующего субъекта. По сроку реализации стратегические цели разделяются на долго-, средне- и краткосрочные, исключая текущие.

Под тактическими понимаются цели, направленные на  удовлетворение текущих потребностей клиентурных рынков в товарах определённого ассортимента, необходимых качеств и свойств, по приемлемой рыночной среде, пользующихся повышенным спросом. Следует отметить, что при использовании тактических целей повышение уровня спроса заранее не прогнозируется.

Таким образом, стратегические цели базируются на прогнозах будущих состояний внутренней и внешней сред и служат основой программно – целевого или учреждающего управления. Тактические цели являются ответной реакцией внутренней среды на текущие изменения внешней, которые по отношению к деятельности системы управления хозяйствующим субъектом оказывает возмущающие воздействия. Система управления, базирующаяся на применении тактических целей, называется рефлекторной, или рефлексивной, а управление – рефлексивным.

По признаку «очерёдность внедрения» цели можно разделить на первой, второй, третьей очереди и т.д.

По признаку «отражение интересов различных уровней» различают цели трёх видов – общие, особенные, частные.

Так, к общим относятся цели, выражающие интересы всего коллектива как внутренней среды хозяйствующего субъекта. К такому виду, например, принадлежит внутренняя составляющая главной стратегической цели – обеспечить получение доходов (прибыли) в запланированном объёме или норме.

К особенным относятся цели подразделений – производственных, обслуживающих и управленческих. Любое из них, представленное цехом, отделом, службой, преследует свои собственные интересы в получении и распределении общих доходов хозяйствующего субъекта. Причём интересы одного, конкретного подразделения могут противоречить как интересам подразделений, находящимся на одном горизонтальном уровне управления, так и общим интересам всего коллектива.

Частными являются цели каждой отдельной личности (сотрудника),  которые также могут вступать в противоречия с частными целями других сотрудников, особенными целями подразделения и общими целям всего коллектива.

Рассмотренный пример принадлежит к локальному уровню управления. Для федерального уровня классификация целей распределяется следующим образом: национальные цели являются общими, субъектов РФ – особенными, а хозяйствующих субъектов, расположенных на территории отдельных субъектов РФ – частными.

По признаку «необходимость создания условий для достижения» цели подразделяются на три вида – условные, нейтральные и безусловные.

Условные цели предполагают создание определённых, имеющих количественные и качественные характеристики условий для их реализации. Создаваемые условия могут способствовать более успешному (рациональному, эффективному) достижению конечных результатов либо препятствовать этому. Однако существуют условия, которые можно назвать индифферентными к процессу достижения конкретной нейтральной цели. Для системы управления хозяйствующим субъектом свойственны условные цели, для достижения которых необходимо создать условия развития во внешней среде. Примером безусловных целей могут служить цели человека как личности, достигаемые при любых условиях.

2. Анализ целей и принципов менеджмента МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей»


При организации работы данного учреждения используются как общие так и частные принципы менеджмента: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации на ценности, коллегиальность, принцип научной обоснованности, принцип плановости, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип автономии и свободы, принцип государственности.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных принципов.

Прежде всего следует отметить, что правовая форма МОУ  «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей» согласно принципу государственной закономерности соответствует требованиям  государственного федерального  законодательства.  

Это государственное образовательное учреждение II  вида, в котором обучаются дети с нарушением слуха. Образовательный процесс в нём  осуществляется на основе   государственных образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденных Министерством образования Российской Федерации и рекомендованных для использования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях II вида, обеспечивающих государственный стандарт образования.

Для этого вида учреждений разработана специальная  образовательная программа, учитывающая психофизические особенности именно этих детей; предложено штатное расписание,  учебный план, созданы специальные учебные пособия, в которых успешно сочетаются как общеобразовательные, так и коррекционные технологии. Школа-интернат самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определяемых Законом РФ «Об образовании». Она также самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.


Принцип применимости, предполагающий разработку руководств к действию, реализуется в данном учреждении в наличии  разработанных должностных инструкций, перечисленных в локальных актах и утверждённых на общем собрании коллектива. Речь идёт о должностных обязанностях учителя, воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога, инструктора слухового кабинета, библиотекаря и других специалистов, чьи должности предусмотрены в штатном расписании.

Принцип многофункциональности охватывает различные аспекты деятельности этого учреждения:

 --образовательные

 --материальные (в МОУ имеется определённая  материальная база, функционируют столярная и швейная  мастерские, компьютерный класс, спортивный зал. Устав школы предполагает оказание платных услуг);

 --функциональные (организация труда);

 --смысловые (достижение конечной цели – интеграция детей с нарушением слуха в общество).

Согласно принципу интеграции внутри образовательного учреждения существуют различные способы отношений; каждый сотрудник добивается определённого результата, используя наработанные методы и приёмы, но при этом опирается на общепринятые технологии обучения глухих детей, основанные на развитии слухового восприятия и формировании произношения.

Анализируя работу данной организации, нельзя не отметить, что управление школой опирается на один из основных частных принципов менеджмента – принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, а так же принцип демократизации управления.

Директор школы пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию: прием на работу, увольнение сотрудников, распределение школьных помещений, оборудование и т. д.

В тоже время есть вопросы, которые могут быть решены только коллегиально, а именно на педагогическом совете или собрании трудового коллектива.

Например, разработка направлений развития школы, утверждение локальных актов, Устава, выдвижение на награждение – эти и другие вопросы могут быть решены только коллегиально.

На принципе научной обоснованности управления основана не только реализация управленческих решений, но и вся методическая работа школы. В школе действуют ШМО воспитателей, учителей русского языка и литературы, учителей-дефектологов, учителей труда и тд., функционирует школьный методический совет. Учителя, имеющие высшую квалификационную категорию, проводят для работников школы спецсеминары «Дефектологический всеобуч». На них изучаются как  теоретические вопросы, так и  положительный практический опыт. Учителя –дефектологи постоянно занимаются научной работой, следят за появление новых образовательных коррекционных технологий с целью внедрения их в практику, то есть превращают науку в высокопроизводительную силу. В 2005 году они разработали и защитили пилотный проект по созданию и развитию новых услуг в сфере развития социального сиротства «Шаг навстречу», предусматривающий создание на базе школы-интерната специальной медико-педагогической службы, а также гостиницы для иногородних родителей учащихся.

 Принцип плановости в школе-интернате заключается в определении основных направлений развития учреждения, составлении перспективного плана развития на каждые три года. Планированием пронизаны все звенья данной организации. В начале учебного года составляется план учебной и воспитательной, методической работы, планируется внутришкольный контроль; каждый педагог имеет текущие и перспективные планы, ШМО (школьные методические объединения) работают по заранее составленным перспективным планам.

В настоящее время МОУ имеет возможность хотя бы частично использовать в своей работе принцип частной автономии и свободы. Это выражается в определённой свободе хозяйственной деятельности. Школа имеет право заключать договоры с организациями и частными лицами, сдавать помещение в аренду, оказывать частные услуги, что оговорено Уставом.

Нельзя не отметить, что в работе школы –интерната используется и принцип иерархичности и обратной связи, что выражается в постоянном контроле за деятельностью всех звеньев организации  на основе обратной связи.

В Уставе школы разработано положение о поощрениях и наказаниях (как для обучающихся, так и для работников школы), существует программа мотиваций, то есть используется принцип мотивации.

И, наконец, нельзя не сказать об использовании в работе школы принципа устойчивости и мобильности системы управления. Система менеджмента в МОУ должна быть приспособлена к изменениям во внешней среде. Именно поэтому управленческий процесс должен быть мобильным, учитывать изменения ситуации, требования потребителей и услуг. Так в настоящее время в связи с тем, что уменьшилось количество детей с нарушением слуха, в школе предусмотрели оказание образовательных услуг детям с тяжёлыми нарушениями речи и детским церебральным параличом.     

Итак, несмотря на то, что данная организация является государственной, в своей работе она использует многие принципы менеджмента

Я считаю, что государство, можно так сказать являющееся огромным предприятием, должно активнее  применять принцип мотивации, ведь нашим школам требуется огромное количество молодых специалистов,   Возникает вопрос: Почему наше государство не может заинтересовать молодых специалистов хорошей заработной платой, тщательно продуманной системой поощрения и наказания, современными техническими средствами которые помогли бы заинтересовать как учителей, так и учеников?

 Также необходимо активнее внедрять в  работу МОУ принцип частной автономии и свободы. Часто специалисты в школе    предлагают  новые идеи,   не выходящие  за рамки законодательства и обучающего процесса, скорее даже усиливающие его качество, но  «спотыкаются и падают, запутавшись в бюрократических дебрях и отсутствии материальной базы».

Но нельзя сказать, что всё настолько плохо, есть и то, что наше государство поставило на хороший контроль – это принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, который предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за выполнение возложенных на него задач. Задачи специалистов школы прописаны в уставе, но нельзя забывать, что это не только плюс государству, которое сумело правильно это организовать, но и  личностные качества наших педагогов, которые чувствуют моральную ответственность, за то, что они делают.        

Я считаю, одной из причин ухудшения качества образования является недостаточно внимание нашего государства к проблемам школ, а именно к мотивации молодых специалистов,  достойной  оплате  труда уже работающим педагогам, улучшению материальной базы для проведения стандартных и нестандартных уроков, организации различных кружков, секций, спортивных и культурных мероприятий на базе школ.

Конечно, можно сказать, что у нашего государства слишком маленькое количество основных и оборотных фондов, но ведь мы --  самое большое по территории и самое богатое по имеющимся природным ресурсам государство мира. Следовательно, прежде чем применять принципы менеджмента нам следует перестроиться как в экономическом, так и психологическом плане.


Управление в МОУ   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для слабослышащих и позднооглохшихдетей» имеет специфические цели. Оно должно обеспечить, прежде всего, образовательный процесс, поэтому основной целью управления данным муниципальным учреждением является:    

*Формирование общей культуры личности обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их социализацию и интеграцию со средой слышащих.

А также следующие цели:

* Создание коррекционно - развивающего пространства, обеспечивающего   включение   механизмов компенсации и способствующего умственному, эмоциональному, речевому и физическому развитию обучающихся  (воспитанников).

* Обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, формирование навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе дифференцированного обучения, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Исходя из поставленных целей

 главными задачами    Школы-интерната являются:

- обеспечение социальной поддержки детей - инвалидов , их психолого- медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации ;

-обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих значительные отклонения в развитии;

-обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, профилактика заболеваемости и укрепление психического и физического здоровья воспитанников;

-охрана прав и  интересов воспитанников;

-выявление и целостное развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся , воспитанников;

-формирование у детей с нарушением слуха словесной речи как средства общения и познания окружающего мира.

Главными принципами содержания образования в Школе – интернате являются:

* Свобода выбора форм образования;

* Научный уровень преподавания и учения;

*Направленность на коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), развитие их интеллекта, творческих способностей, личностных качеств ;

* Психолого- медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

* Отражение в содержании образования задач, решаемых в системе специального образования, в регионе Дальнего Востока, Хабаровского края.

В общей структуре образовательного процесса выделяется основное базовое образование (инвариантное), согласно которому полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта и дополнительное (вариативное) образование, предусматривающее реализацию регионального и школьного компонентов, направленное на развитие индивидуальных способностей обучающихся (воспитанников).

 

Проанализировав управление данной организацией, определив цели и принципы менеджмента,  используемые в её работе, я сделала следующий вывод:

При  осуществлении управления муниципальным образовательным учреждением недостаточно используются основные и частные принципы менеджмента.  Можно предложить  более эффективное использование некоторых принципов, например, принципа коллегиальности.  Почему многие школы не используют  участие ребят в обсуждении   новых идей,  связанных с культурно-массовой жизнью школы? Явным минусом в управлении школы является недостаточное  использование  принципа демократизации управления, что опять таки связано с коллегиальностью.

Нельзя забывать и про принцип устойчивости и мобильности системы управления, который предполагает, что  при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента должна претерпевать коренные изменения, чего к сожалению не произошло в наших школах. Да , нельзя отрицать очевидного --  данные учреждения приобрели  экономическую и хозяйственную свободу, но структура управления фактически осталась прежней.  Улучшилась  материальная база, но  культура управления, к сожалению, развита недостаточно. Директора школ не владеют современными технологиями управления, не имеют соответствующих знаний. Имея желание жить  и работать по –новому, они не знают, как это можно сделать. Поэтому для эффективного ведения образовательного процесса необходимо,   прежде всего,   подготовить новые кадры, проучить всех сотрудников школы, особенно – управленческие кадры.

Заключение


Термин «менеджмент» (management) прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и проч.

В своей курсовой работе я рассмотрела одни из самых важным «столпов» менеджмента. В – первых, это принципы менеджмента и различные подходы к ним, которые тоже нельзя определить однозначно т.к. существуют различные виды менеджмента для каждого из которых можно выделить свои особенные принципы. Во – вторых,  это цели менеджмента,  содержание которых в свою очередь зависит от определённых факторов. Требования к их формулировке, и по каким признакам их можно квалифицировать.

Во второй части курсовой работы  провожу параллель между теоретической частью (первая часть курсовой) работы и предоставленными данными организации о своей работе.

Библиографический список

 

1.                 Абчук В.А. Менеджмент. Учебник. – СПб. Изд –во «Союз», 2002

2.                 Бодди Д.,Пэйтон Р. Основы менеджмента.-СПб.,Питер.-2000.

3.                 Бляхман Л.С.,Галенко В.П.,Минкин А.В. Введение в менеджмент.-СПб.-1994.

4.                 Веснин В.Р. Менеджмент учебник – з-е изд., перераб. И доп. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

5.                 Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.

6.                 Герчикова И.Н.Менеджмент.-М., 1995

7.                 Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. З-е изд. – СПб.: Питер, 2006

8.                 Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов – 4 –е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити – Дана, 2004

9.                 Дафт Р.Л. Менеджмент.-СПб.,Питер.-2000

10. Менеджмент: Учебное пособие для вузов./ Под ред. В.И. Подлесных – СПб., Издательский дом «Бизнес – пресса», 2002




Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.