скачать рефераты

МЕНЮ


Человеческий фактор как субъект и объект управления на современном предприятии

3.     Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в своих личных целях, но есть и такие, кто проявляет в своей жизни необыкновенную собранность и сосредоточенность. Дело в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.

Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей.

4.     Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. В связи с этим в жизни человека выделяют семь основных стадий: обучения, включения, достижения успеха, профессионализм, переоценка личности, мастерство, пенсионный период.

Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера – это главное ограничение. Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не развивают имеющиеся (скрытые) способности.

5.     Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера – это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.

Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно такой менеджер терпит фиаско.

6.     Отсутствие творчества в работе. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к рыночной экономике.

Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации.

7.     Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.)

Руководители, имеющие склонности к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.

8.     Непонимание специфики управленческого труда. Основная мысль этого ограничения сводится к тому, чтобы менеджер добивался результатов не личным трудом, а через других лиц. До тех пор пока руководители не оценят эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Поэтому менеджеры, недостаточно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9.     Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей. Естественно, что организовать работу людей могут только хорошо подготовленные менеджеры, которые обладают профессиональной интуицией и знают законы поведения людей в различных условиях[12].

В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

10.Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно не проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности. Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

11.Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива:

12.общность интересов всех его членов; единая общественно полезная и личностно значимая цель;

13.совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и неформальные отношения.

Для характеристики руководителя целесообразно рассмотреть, какими профессиональными качествами они должны обладать, чтобы успешно выполнить свои должностные обязанности.

Р. Катц выделяет три вида качеств эффективного менеджера:

1)       техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);

2)       мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);

3)       концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также варианты их решения и выбирать среди них наиболее оптимальные).

Именно поэтому наиболее эффективные менеджеры – те, кто работают, организуют, направляют усилия и ресурсы в сторону удовлетворения интересов бизнес-системы, а не конкретного лица или группы лиц, владеющих контрольным пакетом акций компании, которая занимается данным бизнесом[13].

В связи с этим представляют интерес результаты обследования 450 менеджеров, проведенного Ф. Лузенсом и его коллегами. Исследования показали, что эффективный менеджер (тот, который добивается наилучших качественных и количественных показателей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабочего времени, 44% - на взаимодействие с работниками внутри организации, 26% - на управление человеческими ресурсами и 11% - на поддержание рабочих контактов за пределами организации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие[14].

Таким образом, руководитель является субъектом управления на современном предприятии, он владеет и общими основами науки управления персоналом и производством, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инноваций, маркетинга.

В современных рыночных условиях экономика требует от менеджера: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; постоянного личного роста (развития); навыков решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности обучать подчиненных; способности формировать и развивать трудовой коллектив[15].


3. Сотрудник как объект управления на современном предприятии


Сотрудник является объектом управления на современном предприятии, он получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Сегодня важное значение имеют инвестиции в персонал. Как бы ни были совершены технология и оборудование, какой бы ни была совершенной автоматизированная система управления, без людей, без их знаний и подготовки, без желания и умения трудиться, без должной мотивации и достаточного стимулирования все это или не работает, или не дает адекватной отдачи[16].

Таким образом можно отметить, что одним из главных результатов современного этапа научно-технической революции стало превращение человека в главную движущую силу производства, поэтому сегодня для организации ее персонал является основным богатством.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды.

Павел Гаврилин, руководитель департамента персонала и организационного развития группы компаний Forum Properties, выступил с докладом на тему взаимосвязи мотивационных факторов (по Маслоу) со степенью карьерных ожиданий сотрудника.

Механизмы, мотивирующие человека на определенные действия на разных ступенях роста потребностей, настолько же различны, насколько различна развитость его сознания. Служба персонала может руководствоваться механизмами воздействия на личность.

Мотивирующие механизмы исполнителя, специалиста:

1)       Уровень физиологических базовых потребностей.

2)       Человек – операция.

3)       Повременная и сдельная оплата труда к срокам и качеству выполнения операций. Регламентация и контроль деятельности через должностные инструкции, письменные задания и отчеты.

4)       Горизонтальный карьерный рост, возможность получить новые знания, опыт и стать экспертом.

Мотивирующие механизмы эксперта:

1)       Уровень потребностей в безопасности.

2)     Человек функция.

3)     Сдельная система оплаты труда. Премиальные выплаты, привязанные к самостоятельному результату выполнения функции. Согласованные плановые задания. Оценка вклада в командную работу. Вертикальный карьерный рост, возможность стать менеджером.

Мотивирующие механизмы менеджера:

1)       Уровень социальных потребностей.

2)       Человек – задача.

3)       Оплата труда, привязанная к ключевым показателям эффективности. Премиальные выплаты, привязанные к результату выполнения задачи коллективом подчиненных сотрудников. Согласованные плановые задания. Оценка эффективности наставничества.

4)       Вертикальный карьерный рост, возможность стать руководителем бизнес – проекта.

Таким образом, растут или не растут личные потребности человека с течением жизни, а возможно, внезапно перескакивают со ступени на ступень пирамиды Маслоу, но при этом его профессиональные и статусные позиции могут оставаться неизменными[17].

Человек – созидатель и творец экономических благ; он в течении всей жизни трудится над созданием своего духовного или социального продукта, поэтому можно сказать, что человек и труд неразделимы; подразумевая человеческий потенциал, мы говорим о трудовом потенциале.

Характеризуя категорию «трудовой потенциал работника», следует отметить, что само понятие «потенциал» это навыки персонала, средства производства и их комбинации, позволяющие превратить ресурсы, поступающие на вход производственных площадей, в готовые продукты и услуги на выход. Трудовой потенциал, изменяя структуру человеческих способностей, выстраивает себя в процессе труда таким образом, что преобразует его и вне его прекращает свое движение, приобретая качество рабочей силы.

Качество рабочей силы отражает совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих квалификацию и такие личностные характеристики работника, как физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), адаптивность, гибкость, мобильность, мотивируемость и ряд других.

Человеческий потенциал личности (индивида) состоит в основном из множества потенций. Термин «потенциал» происходит от латинского слова potential, которое означает силу, мощь, возможность, способность.

Выделим, в первую очередь, такие составляющие человеческого потенциала, как трудовой потенциал и творческий потенциал.

Трудовой потенциал характеризует возможности человека осуществлять труд по заданной технологии, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, творчества. Он естественным образом ограничен физиологическими способностями человека.

Творческий потенциал характеризует возможности индивида осуществлять деятельность, направленную на создание новых духовных и материальных ценностей, а также на улучшение либо создание новых методов производства[18].

Доклад Мирки Страатхоф, старшего консультанта Hay Group, был посвящен теме выявления потенциала сотрудников. Определение потенциала включало в себя разницу между потенциальными требованиями к новой должности и имеющимися способностями сотрудника. При этом необходимо учитывать отношение между факторами роста и негативными факторами, сдерживающими рост.

Под факторами роста подразумеваются следующие личностные особенности:

1)       Умение мыслить на стратегическом уровне, применяя творческие и нестандартные подходы.

2)       Готовность узнавать новое и учиться.

3)       Способность понимать других людей и сопереживать им.

4)       Эмоциональная уравновешенность.

Под негативными факторами подразумеваются:

1)       Индивидуальные факторы: неумение слушать, эгоцентризм, отсутствие самоконтроля и депрессия.

2)       Организаторские факторы: развитие талантов пущено на самотек, ротация сама по себе рассматривается как обучение, ошибка слишком быстрого продвижения сотрудника.

Существенным моментом данной модели является непостоянность потенциала сотрудника, величины, способной изменяться в единицу времени. Отметим, что способности и требования изначально должны достаточно гармонично сочетаться[19].

Итак, сотрудник – объект управления на современном предприятии; личность, обладающая физиологическими и социально-психологическими особенностями (состояние здоровья, умственные способности), адаптивностью, гибкостью, мобильностью, мотивируемостью и рядом других характеристик.


Заключение


Личность – это понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения и сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией.

В структуру личности обычно включаются интересы, притязания, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, мировоззрение, характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение, способности, опыт, навыки, умения, темперамент и пр. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Ключевыми фигурами управления на современном предприятии являются управленцы, во всем мире их называют менеджерами.

Менеджер – это профессионально-ориентированная гармоничная личность, способная оказывать влияние на коллектив, раскрывая его общий человеческий потенциал в процессе трудовой деятельности; это личность, обладающая высоким интеллектуальным, творческим и лидерским потенциалом, ответственная принимать в обычной ситуации нестандартные производственные решения.

Организация, работающая в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Всего выделяют 11 потенциальных требований в деятельности руководителя: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; постоянного личного роста (развития); навыков решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности обучать подчиненных; способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Менеджер, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности, должен обладать такими профессиональными качествами, как: техническое мастерство, мастерство общения, концептуальное мастерство.

По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживания и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчества сотрудников.

Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к сотруднику, повысили значимость по отношению к труду и высокого профессионализма. Главный стратегический курс – на высокий уровень образования, квалификации и этики сотрудников, непрерывное повышение профессионального мастерства и самовыражения.

Объектом управления на современном предприятии является сотрудник, он получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Руководитель должен быть тонким психологом, для того чтобы прекрасно разбираться в истинных мотивах и потребностях своих столь разных подчиненных. Абсолютного удовлетворения потребностей каждого члена коллектива достичь практически невозможно, однако следует учитывать общие особенности, характерные для любой личности:

1)       Личность неповторима, индивидуальна – в мире нет двух абсолютно похожих людей.

2)       Стойкие и многообразные психологические механизмы активной самозащиты личности от всякого воздействия, которое покажется ей ненужным, обидным, задевающим чувство собственного достоинства.

личность руководитель менеджер управление

Список использованной литературы


1. Аколупина Р. Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала // Управление персоналом. – 2007. - №9. – С.70-72.

2.                             Винокуров В. А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент. - 2006. - №6. – С.9-20.

3.                 Вишнякова В. Охота на менеджера // Управление персоналом.– 2007. - №9. – С.18-64.

4.                 Горбачев А. Цена делового совершенства // Управление персоналом.– 2007. - № 19. – С.88-91.

5.                 Жданкин Н. Обучение персонала как фактор успеха // Управление персоналом.– 2007. - № 18. – С.65-68.

6.                 Кабушкин О. Основа Менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ТОО «Остожье»; Мн.: ООО «Новое знание»,2002. –336 с.

7.                 Карташова В. А. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. –157 c.

8.                 Колесов Д. Оценка объекта: черты, свойства, качества // Методология и история психологии.- 2006.- №1.: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // rl-online.ru/articles/rl01_99/504.html.

9.                 Красова О., Петрова Ю. Джордж Келли // Управление персоналом. – 2007. - №5. – С.72-75.

10.            Майорова Е.Арендуя HR-технологии // Управление персоналом. – 2007. - №10. – С.64-71.

11.            Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з кн. – 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

12.            Петрова Ю. Питер Друкер // Управление персоналом.– 2007. - №11. – С. 85-92.

13.            Пирогов В., Львов И., Волкова Л. Как измерить продуктивность менеджмента? // ЭКО. – 2007. - №9. - С.88-104.

14.            Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 430 с.

Размещено на


[1] Цит. по.: Аколупина Р. Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала //  Управление персоналом. – 2007. - №9. – С.72.


[2] Колесов Д. Оценка объекта: черты, свойства, качества // Методология и история психологии.- 2006.- №1.: [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http: // rl-online.ru/articles/rl01_99/504.html

[3] Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник для вузов. –  2-е изд.,  перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 96.

[4] Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з кн. –  4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 660.

[5] Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник для вузов. –  2-е изд.,  перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 102.

[6] Красова О., Петрова Ю. Джордж Келли // Управление персоналом. – 2007. - №5. – С.72-74.

[7] Карташова В. А. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 21 – 22.

[8] Glossary Commander служба тематических толковых словарей: [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Режим доступа: http: // www/glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%EC%E5%ED%E5%E4%E6%E5%FO

[9] Пирогов В., Львов И., Волкова Л. Как измерить продуктивность менеджмента? // ЭКО. – 2007. - №9. -  С.90.

[10] Петрова Ю. Питер Друкер // Управление персоналом. – 2007. - №11. – С.90.

[11] Винокуров В. А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент. - 2006. - №6. – С.12.

[12] Горбачев А. Цена делового совершенства // Управление персоналом. - 2007. - № 19. - С.95.

[13] Вишнякова В. Охота на менеджера // Управление персоналом. – 2007. - №9. – С.20.

[14] Карташова В. А. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С.9.

[15] Кабушкин О. Основы менеджмента: Учеб. пособие. –  2-е изд., испр. и доп.- М.: ТОО «Остожье»; Мн.: ООО «Новое знание», 2002. – С. 215-223.

[16] Жданкин Н. Обучение персонала как фактор успеха // Управление персоналом. – 2007. -     № 18. – С.65.

[17] Майорова Е.Арендуя HR-технологии // Управление персоналом. – 2007. - №10. – С.69-70.

[18] Аколупина Р. Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала //  Управление персоналом. – 2007. - №9. – С.71.

[19] Майорова Е.Арендуя HR-технологии // Управление персоналом. – 2007. - №10. – С.71.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.