Деловая культура: специфика российской и зарубежной культур
Деловая культура: специфика российской и зарубежной культур
Содержание
Введение
Глава
1. Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов
1.1
Измерения
по Хофстеду
1.2
Высококонтекстные
и низкоконтекстные культуры
1.3
Иные
показатели, играющие значительную роль в различных деловых культурах
Глава 2. Деловая культура в России
2.1 Российская деловая культура:
современное состояние
2.2 Сравнение российской и корейской
деловых культур
Заключение
Библиографический список
Введение
Понятие "деловая культура"
можно определить как отношение фирмы к законности, личности, качеству
выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и
достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил,
традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и
совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей
мере зависит от его репутации как делового партнера.
Общение представителей разных стран,
разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных
традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания
иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно,
что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран.
Следует помнить, что деятельность ПР
международного масштаба проходит на фоне интернационализации многих аспектов
национальных культур. Успешное ведение ПР в мультинациональной среде требует
знания основных характеристик и специфики взаимодействующих культур. Знание
культурных особенностей позволяет оценивать, прогнозировать и управлять
поведением различных групп общественности — партнеров, занятых, инвесторов, потребителей,
госчиновников, местной общественности в отношении компании в мультикультурной
среде.
На сегодняшний день в спектре деловых
культур можно выделить два полюса — Западная деловая культура и Восточная
деловая культура. К типичным Западным культурам относятся евро-американская и
западноевропейская деловые культуры. К наиболее типичным Восточным — деловые
культуры стран Азии и Востока (Япония, Китай, а также страны ислама).
Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и
общекультурные предпосылки.
Россия находится географически — между
Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров
промежуточное положение между Западной и Восточной культурами. Рост занятости
россиян на иностранных и совместных предприятиях актуализирует вопросы
взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса — от рабочих
мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет
ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения
с ино-культурной общественностью.
Несмотря на всеобщую глобализацию,
различия в деловых культурах и по сей день остаются значительными, тогда как
современные внутренние и внешние экономические отношения предъявляют повышенные
требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических
норм.
Проблема: Несовпадение стандартов
современной российской деловой культуры с общемировыми наносит ощутимый ущерб
репутации российскихкомпаний.
В настоящее время СМИ пока еще
фрагментарно освещают вопросы деловой культуры; в сфере бизнес-образования
почти нет комплексных курсов по деловой культуре; недостаточно учебных пособий,
особенно отечественных, учитывающих российскую специфику: мало проводится
профессиональных научных исследований, результаты которых можно было бы
использовать для надежных и эффективных практических рекомендаций.
Таким образом, к настоящему времени
сформировалась весьма актуальная потребность в изменении сложившейся ситуации.
Деловая культура не может развиваться далее без целенаправленного и системного
содействия.
Цель курсовой работы –
выявить особенности и характерные черты деловых культур Запада, Востока и
России.
Задачи:
1.
Изучение
теоретических материалов по данному вопросу.
2.
Рассмотреть
деловые культуры России, Запада и Востока с точки зрения различных подходов к
измерению.
3.
Выявить
закономерные черты российской деловой культуры и произвести их сравнение с
чертами деловой культуры другой конкретной страны.
4.
Дать
рекомендации по поведению PR-специалиста
в межнациональном коллективе.
Предметом
выступает деловая культура и ее особенности, объектом – PR специалист, для
которого крайне важно знать специфику деловой культуры различных стран.
Таким образом, деловая культура является
одним из наиболее сложных и многогранных явлений, имеющих свои особенности и
специфику. Знание деловой культуры также важно для PR-специалиста,
как и знание в любой другой области, и идет наравне с такими личностными
качествами, как креативность, коммуникабельность, инициативность и т.д. А
знание того, как необходимо себя вести при общении в многонациональном
коллективе, несомненно, поможет PR-специалисту
в профессиональной деятельности.
Глава 1. Культурные
особенности межнациональных бизнес-контактов
1.1 Измерения
по Хофстеду
Особенности ведения
бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой
страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес-культур, существуют методы,
позволяющие прогнозировать элементы поведения представителя той или иной
культуры. При прогнозировании полезно учитывать поведенческие стереотипы,
источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности
восприятия времени.
Глобализация экономики
затронула даже малый и средний бизнес России. Он (вольно или невольно) сталкивается
с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений: будь то приобретение
оборудования, сырья, поиск партнёров или инвесторов. Не говоря уже о прямой
конкуренции на собственном внутреннем рынке со стороны транснациональных
компаний. Глобализация делает изучение культуры деловых взаимоотношений и
межнациональных коммуникаций все более важным для российских менеджеров.
Осведомлённость об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и
применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с
меньшими издержками наладить отношения с партнёрами, другим - эффективнее
бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных
коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они
позволяют лучше адаптироваться в чуждой среде, понимать сущность требований
руководства, допустимые рамки поведения и, соответственно, быстрее продвигаться
по службе.
Особенности ведения
бизнеса коренным образом зависят от культуры страны и отражаются на всех
аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного
процесса и форм заключённых контрактов. В основе культурных различий,
существующих между странами, лежат фундаментальные расхождения ценностных
ориентаций.
Еще в 70-х годах ХХ в.
Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира. Они позволили ему
выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности
ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом исследований стала
модель сравнительного анализа бизнес-культур, основанная на четырех вариативных
характеристиках. Эти "магические" характеристики: 1) индекс
индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности, 2) степень
иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет,
3) степень избегания неопределённости, характеризующая уровень готовности к
риску, и, наконец, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений.
Индивидуализм/коллективизм
(И/К индекс). Индекс индивидуализма/коллективизма
выражает отношение между индивидуумом и обществом. Этот показатель описывает
степень интеграции личности в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма
означает концентрацию на собственном "эго" и личных достижениях;
низкое значение индекса указывает на интеграцию, подчинение индивидуума
коллективу, преобладание "мы" в менталитете. Это отнюдь не означает,
что в странах с высоким индексом индивидуализма отдельная личность плохо
интегрирует себя в группе. В странах с выраженным индивидуалистическим
менталитетом, ярким примером которых являются США, скорее наиболее важны личная
жизнь и инициатива. Индивидуализм преобладает в обществах, где связи между
отдельными личностями слабы и каждый отвечает только за себя или за наиболее
близких членов семьи. В обществах с преобладанием менталитета коллективизма
отношения базируются на семейной морали, чувстве долга, преобладании интересов
коллектива над личными и лояльности. В таких культурах личность практически с
рождения интегрирована в устойчивые группы, которые на протяжении всей жизни человека
продолжают защищать его в обмен на лояльность данной группе.
Иерархическая дистанция
(И/Д индекс) - это дистанция между членами
общества, находящимися на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической
дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, то есть
неравному распределению власти между вышестоящими и нижестоящими членами
социальной системы. Степень дистанцированности показывает отношение подчинённых
к власти руководителей. Культуры с высоким индексом иерархичны, власть в некоторых
культурах может быть наследственной. В подобных культурах, например в странах
Латинской Америки, организация построена по принципу пирамиды и централизация
власти необходима. Здесь ощущается значительная разница между членами общества,
стоящими на разных социальных уровнях, и разница в привилегиях, которая
воспринимается членами общества как должное. В странах с низким индексом
наблюдается обратная картина.
Степень избегания
неопределённости (И/Р индекс) - это степень
избегания риска или стремления к нему. Контроль уровня неопределённости является
чертой, в большой мере определяемой культурой, и показывает, в какой мере члены
того или иного культурного сообщества запрограммированы на свободу действий
неструктурированных нестандартных ситуациях.
Индекс отражает
терпимость членов общества к неопределённости ситуации. Культуры с высоким
индексом менее устойчивы к стрессу, сильнее озабочены вопросами безопасности и
следования установленным правилам, что приводит к затруднённому восприятию
изменений и медленной адаптации к новым идеям. Культуры с низким индексом
избегания неопределённости ассоциируются с большей подвижностью,
готовностью
к риску, инновационностью, склонны опираться на познание, а не на абсолютное
знание.
Если сравнить США,
имеющие среднее значение индекса 46 (табл. 1), и Францию, имеющую индекс 86, то
такая значительная разница в избегании неопределённости часто приводит к
конфликтам, особенно между менеджерами и их руководителями, если они являются
представителями разных культур. Во французских, как и в немецких компаниях,
высокое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных
отчётов по всевозможным поводам, вплоть до телефонных разговоров с партнёрами.
Прописанные служебные обязанности, рабочие процедуры, точные инструкции - вот
типичные черты деловой культуры этих стран.
Мужской (жёсткий) или
женский (мягкий) тип поведения (М/Ж индекс). Преобладание и
поощрение среди членов общества состязательности, требовательности, стремления
к достижениям, предпринимательству относят к мужскому типу поведения. Общества
с высоким индексом (по мужскому типу) характеризуются также стремлением к
наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих.
В противоположность
этому в странах с превалирующим поведением по женскому типу преобладающими
ценностями являются скромность и альтруизм, равноправие полов, упор на служение
людям. В странах с мужским типом ценится работа, позволяющая быть признанным,
сделать карьеру, в странах с женским типом - работа в приятном коллективе,
взаимопомощь.
В некоторых обществах
считается позволительным для мужчин и женщин принимать различные
взаимоперекрещивающиеся роли, в то время как в других культурах существует
чёткое полоролевое ограничение.
В таблице 1 приведены
данные исследований Хофстеда по некоторым странам, представляющим значительный
коммерческий интерес.
Таблица 1. Индексирование
стран в зависимости от культурных ценностей
Страна
|
И/К
|
Ранг по
|
И/Д
|
Ранг по
|
И/Р
|
Ранг по
|
М/Ж
|
Ранг по
|
И/К пока-
|
И/Д пока-
|
И/Р по-
|
М/Ж по-
|
или регион
|
индекс
|
зателю
|
индекс
|
зателю
|
индекс
|
казателю
|
индекс
|
казателю
|
Австралия
|
90
|
2
|
36
|
41
|
51
|
37
|
61
|
16
|
Англия
|
89
|
3
|
35
|
42/44
|
35
|
47/48
|
66
|
9/10
|
Арабские страны
|
38
|
26/27
|
80
|
7
|
68
|
27
|
53
|
23
|
Бразилия
|
38
|
26/27
|
69
|
14
|
76
|
21/22
|
49
|
27
|
Венесузла
|
12
|
50
|
81
|
5/6
|
76
|
21/22
|
73
|
3
|
Гватемала
|
6
|
53
|
95
|
2/3
|
101
|
3
|
37
|
43
|
Германия
|
67
|
15
|
35
|
42/44
|
65
|
29
|
66
|
9/10
|
Греция
|
35
|
30
|
60
|
27/28
|
112
|
1
|
57
|
18/19
|
Индия
|
48
|
21
|
77
|
10/11
|
40
|
45
|
56
|
20/21
|
Индонезия
|
14
|
47/48
|
78
|
8/9
|
48
|
41/42
|
46
|
30/31
|
Иран
|
41
|
24
|
58
|
29/30
|
59
|
31/32
|
43
|
35/36
|
Канада
|
80
|
4/5
|
39
|
39
|
48
|
31/42
|
52
|
24
|
Колумбия
|
13
|
49
|
67
|
17
|
80
|
20
|
64
|
11/12
|
Мексика
|
30
|
32
|
81
|
5/6
|
82
|
18
|
69
|
6
|
Нидерланды
|
80
|
4/5
|
38
|
40
|
53
|
35
|
14
|
51
|
Новая Зеландия
|
79
|
6
|
22
|
50
|
49
|
39/40
|
58
|
17
|
Пакистан
|
14
|
47/48
|
55
|
32
|
70
|
24/25
|
50
|
25/26
|
США
|
91
|
1
|
40
|
38
|
46
|
43
|
62
|
15
|
Тайвань
|
17
|
44
|
58
|
29/30
|
69
|
26
|
45
|
32/33
|
Турция
|
37
|
28
|
66
|
18/19
|
85
|
16/17
|
45
|
32/33
|
Уругвай
|
36
|
29
|
61
|
26
|
100
|
4
|
38
|
42
|
Финляндия
|
63
|
17
|
33
|
46
|
59
|
31/32
|
26
|
41
|
Франция
|
71
|
10/11
|
68
|
15/16
|
86
|
10/15
|
43
|
35/36
|
Южная Корея
|
18
|
43
|
60
|
27/28
|
85
|
16/17
|
39
|
41
|
Япония
|
46
|
22
|
54
|
33
|
92
|
7
|
95
|
1
|
Страницы: 1, 2, 3
|