Экономическое обоснование производства новых видов молочной продукции
После анализа рынка
молочной продукции, видно, что на рынке представлен большой ассортимент
разработанной продукции, причем многие крупные производители заняли свою нишу и
нам практически невозможно будет их вытеснить, следовательно, необходимо
разработать относительно новые виды продукции. В дипломной работе предлагается
новая продукция - сырки творожные. На данном рынке нашими главными конкурентами
являются молочные заводы, представленные в таблице 6:
Таблица 6 Основные
конкуренты по новой продукции
Производитель
Жирность, %
Емкость, гр
Цена, руб
15
250
20,35
"Карат", Москва
15
100
10,35
15
200
19,85
НМЗ "Чемпион"
7,9
125
10,70
"Снеговичок", Москва
10
100
10,10
"Солти",
15
200
18,50
Кемерово
15
150
15,55
"Данон", Германия
17
135
15,70
Творожная масса, "Димитровская
23
200
14,00
Сделаем предварительную
оценку конкурентоспособности нового вида продукции - творожка (творожной
массы).
Из данной таблицы мы
видим, что исследуемый товар по своим конкурентным свойствам может быть
предложен рынку, т.к. его отставание от лучшего из аналогов не велико и
составляет 0,03.
Необходимо выявить
отставание исследуемого изделия от лучших товаров: для улучшения качеств нашего
продукта следует улучшить вкусовые добавки, разнообразие упаковки и вести
активную рекламную деятельность.
Для изучения спроса
потребителей предлагаемой продукции было проведено анкетирование руководителей
торговых предприятий, различных санитарно - оздоровительных учреждений, детских
садов, школ, а также высших учебных заведений.
Результаты анкетирования
представлены в таблице 8, из которой также видны потребители и предлагаемый
объем реализации.
Анкетирование было
проведено в различных торговых точках. Оно проводилось как лично, так и по
телефону. А также были использованы материалы ЗАО "Ирмень". Там
отделом сбыта и снабжения проводился опрос своих постоянных клиентов.
После анализа анкетных
данных можно сказать, что предлагаемый продукт будет пользоваться спросом не
меньше, чем другие продукты длительного хранения.
При производстве сырков
творожных мы будем ориентироваться, прежде всего, на учебные учреждения и
санаторно-профилактические учреждения. После анализа конкурентоспособности
некоторых видов молочной продукции видно, что ЗАО "Ирмень" выпускает
продукты, соответствующие требованиям покупателей и хорошо известен на рынке,
следовательно, можно предположить, что новая продукция будет реализовываться
быстрее благодаря известной торговой марке и хорошей репутации.
Таблица 8 Потенциальные
потребители и объемы потребления творожков
Наименование потребителя
Кол-во в месяц, кг
Емкость упаковки, кг
Доля заказа соотв.емкости, %
Кол-во пакетов в месяц, шт.
Кол-во пакетов в квартал, шт
Кол-во пакетов в год, шт.
Кол-во потребит-й,
ед
Общее кол-во пакетов в год, ед
Кол-во в год, кг
1.Торговые пред-тия
150
0,125
50
600
1800
7200
50
360000
90000
магазины
0,200
50
375
1125
4500
225000
супермаркеты
0,125
30
600
1800
7200
57600
250
0,150
30
500
1500
6000
8
48000
24000
0,200
20
250
750
3000
24000
0,250
20
200
600
2400
19200
ЧП
0,125
40
224
672
2688
53760
70
0,150
30
140
420
1680
20
33600
16800
0,200
30
105
315
1260
25200
оптовые базы
0,100
10
300
900
3600
43200
0,125
20
480
1440
5760
69120
300
0,150
30
600
1800
7200
12
86400
43200
0,200
30
450
1350
5400
64800
0,250
10
120
360
1440
17280
2. Детские сады
0,100
50
500
1500
6000
150000
100
0,125
20
160
480
1920
25
48000
30000
0,150
15
100
300
1200
30000
0,200
15
75
225
900
22500
школы
0,100
50
500
1500
6000
180000
100
0,125
20
160
480
1920
30
57600
36000
0,150
15
100
300
1200
36000
0,200
15
75
225
900
27000
ВУЗы
50
0,125
50
200
600
2400
15
36000
8955
0,150
50
165
495
1980
29700
больницы
100
0,125
100
800
2400
9600
15
144000
18000
санатории
75
0,125
100
600
1800
7200
5
36000
4500
ВСЕГО
1195
8379
25137
100548
180
1923960
271455
Предлагая ту или иную
рекомендацию для предприятия, следует исходить из современных реальных
возможностей. В качестве перспективной альтернативы предлагаю рассмотреть
вероятность расширения номенклатуры выпускаемого стерилизованного молока за
счет выпуска принципиально нового вида молока, который пока российской
промышленностью не производится. Условно обозначим его как "элитное".
По качеству и экологической безопасности и конечной ценности для потребителя
оно должно быть не хуже молока, производимого в Западной Европе. Естественно,
что его розничная цена будет в несколько раз выше молока, производимого ЗАО "Ирмень"
ныне. Основная категория потребителей такого молока - богатые русские, которые
ныне ориентируются на покупку импортного стерилизованного молока. Очевидно, что
затраты ЗАО "Ирмень" на производство такого молока будут весьма
значительны, поэтому вероятность начала его производства необходимо отнести на
средне- или долгосрочную перспективу. Оно явится прямым конкурентом молоку, в
настоящее время импортируемому в РФ.
Как показывает опыт
работы молочных комбинатов, весьма желательно, чтобы номенклатурный ряд по
молоку был дополнен другими молочными продуктами - сметана, сливки, ряженка,
кефир, творог и творожная масса и др. В этом случае упаковка, как и ассортимент
товаров должна быть также дифференцирована - 1 л, 0.5 л, 0.25 л. В РФ до настоящего времени не продается молоко, упакованное в двухлитровые
пакеты. Впервые такие упаковки появились в 1989г. в Испании. Будучи единственной
в своем роде, крупноформатная упаковка сразу завоевала симпатии покупателей,
особенно тех, которые приобретают молоко, чтобы пить, но и для приготовления
пищи, выпечки и других целей. Сегодня двухлитровая упаковка занимает в Европе
заметное место среди других упаковок для молока. В 1997г. она успешно
дебютировала, например, в Польше. Российское предприятие, которое первым начнет
продажу молока в двухлитровой упаковке, сразу привлечет к себе внимание
покупателей всего рынка и получит в результате этого существенные конкурентные
преимущества перед другими производителями.
Вне зависимости от того,
какой тип упаковки выберет ЗАО "Ирмень", следует особо подчеркнуть,
что красивая упаковка и удачный текст надписей на ней - одно из важных условий
успеха на рынке.
На упаковке должны
находиться неординарные девиз и торговая марка Племзавода. От этого напрямую
будет зависеть рентабельность сбыта Племзавода на рынке. Особенность рынка
такова, что покупателя (а покупатель в отношении молочных продуктов весьма консервативен)
едва ли привлечет неизвестное ему название Завода. ЗАО "Ирмень" необходимо
затратить средства на создание принципиально новой торговой марки. Это
совершенно жесткое требование, вытекающее из маркетингового исследования
современного российского рынка молочных продуктов. Лучше всего привлечь к этой
работе специалистов из соответствующих коммерческих организаций. (Первый этап -
разработка требований к торговой марке в соответствии с современными тенденциями
рынка и конкурентной борьбы на нем, второй этап - заказ разработки торговой
марки специализированной организации).
Современные условия
конкурентной борьбы на рынке объективно диктуют необходимость для ЗАО "Ирмень"
уделить повышенное внимание рекламе своей продукции.
Для производства и сбыта
"элитного" молока (здесь вполне будет уместен девиз "эликсир
долголетия" или нечто подобное) потребуется целый комплекс организационных
и иных мероприятий и, как мы полагаем, весьма значительные средства.
Потребуется, в частности, установить жесточайший ветеринарный и санитарный
контроль на всех уровнях от выращивания дойного стада до выпуска готовой
продукции, включая также контроль качества кормов и т.д. Учитывая крайне низкий
уровень качества российского молока, придется, видимо, затратить определенные
средства на убеждение потенциальных покупателей в полной безопасности данного
молока для здоровья, строжайший ветеринарный контроль за молочным стадом,
соответствием его западноевропейским стандартам (а это потребует сертификации
молока в соотвествующих органах ЕС). Последнее, видимо, потребует установления
контроля за всем процессом надоя молока и производства на его базе
стерилизованного. Дело это чрезвычайно трудное, потребует не один год упорной
работы. Однако, в случае успеха ЗАО "Ирмень" может рассчитывать на
новую, абсолютно пустую для российских производителей рыночную нишу
"элитного" экологически чистого молока, ныне полностью занятую
импортным продуктом.