скачать рефераты

МЕНЮ


Гуманистический подход к развитию личности и организации

Гуманистический подход к развитию личности и организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине

Управление развитием персонала

На тему:

Гуманистический подход к развитию личности и организации











г. Москва – 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Новые стандарты профессионального поведения, которые механически «внедряются» в сознание обучающихся, могут противоречить уже наработанным индивидуальным приемам профессиональной деятельности, а также их психологическим установкам и ценностям. В результате может возникнуть внутренний конфликт. Для его разрешения обучающимся необходимо либо обессмыслить свой предыдущий профессиональный опыт, который мог быть вполне успешным, либо вытеснить из своего сознания новые модели профессиональной деятельности.

Преодолеть нежелательные последствия механического обучения позволяют инновационноразвивающие тренинговые программы (ИРТП), которые выстраивают процесс обучения на основе переосмысления личностно-профессиональных стереотипов обучающихся. Ранее накопленный профессиональный опыт становится фундаментом нового опыта. Мы рассмотрим теоретические и методические принципы, а также методы ИРТП. Концептуальной основой ИРТП являются теоретические и практические научные разработки, посвященные изучению процесса рефлексии. Однако в современной психологии отсутствует единый подход к пониманию и исследованию этого феномена. Развитие экспериментальных работ в этой области было подготовлено И.М. Сеченовым, Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.В. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др. Первоначально рефлексия рассматривалась на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации психики человека и ее высшей формы — самосознания. В более поздних работах Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, Г.П. Щедровицкого выявлялась специфика кооперативного аспекта рефлексии. Данные авторы трактовали рефлексию как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» на внешнюю позицию по отношению к ней [1–4].

На выявление специфики коммуникативного аспекта рефлексии направлены социальнопсихологические исследования Н.И. Гуткиной, И.Е. Берлянц, Л.А. Петровской и др. В них рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как «специфическое качество познания человека человеком» [5–8]. Давая социально-психологическое определение рефлексии, Е.В. Смирнова и А.П. Сопиков отмечают, что она представляет собой «размышление за другое лицо, т.е. способность понять, что думают другие лица» [9]. Вместе с тем Г.М. Андреева еще более конкретизирует данное понятие, подчеркивая, что в «социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» [10]. Экспериментальному исследованию личностного аспекта рефлексии посвящены работы Е.Р. Новиковой, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.Б. Холмогоровой, В.К. Зарецкого. Для большинства этих работ характерно понимание рефлексии как процесса переосмысления [11–14]. Для ИРТП ключевое значение имеет именно личностная рефлексия. Российские исследователи И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов [15–16] выделили несколько этапов осуществления личностной рефлексии:

􀁑 переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как неразрешимой;

􀁑 апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

􀁑 переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации (ПКС) и самого себя в ней.

Процесс переосмысления выражается в изменении отношения субъекта, во-первых, к самому себе, к собственному «я» и, во-вторых, к своим знаниям, умениям и реализуется в виде соответствующих поступков. При этом переживание конфликта не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации внутренних ресурсов для решения данной задачи. Рассмотрим ключевые методические принципы построения ИРТП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИРТП

Эффективная инновационно-развивающая программа выстраивается на основе следующих принципов.

1. Создание системы условий для развития личности обучающегося. Эта система позволяет участникам программы исследовать и корректировать свои социально-психологические и профессиональные ресурсы. Для создания данных условий необходимо формирование рефлексивной среды, которая обеспечивает возможность работы с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями обучающихся.

2. Целостное восприятие личности обучающегося на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях. Одно из условий построения ИРТП заключается в максимальной приближенности моделируемых на тренинге ситуаций к реальной профессиональной деятельности участников. Немаловажным является то, что моделирование ПКС, при которых создается дефицит интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих ресурсов обучающихся, позволяет отчетливо проявиться их личностно-профессиональным стереотипам.

3. Создание условий для переосмысления стереотипов личностно-профессионального опыта обучающихся на когнитивном, поведенческом и эмоциональном уровнях при сохранении их конструктивной части и достраивании на их основе нового опыта (без отрицания старого).

4. Формирование комфортного психологического микроклимата на тренинге и обеспечение равных возможностей для участников вне зависимости от уровня профессиональной компетентности, преодоление статусных барьеров и отсутствие персонифицированной критики.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИРТП

Последовательность этапов и модель построения ИРТП были разработаны еще С.Ю. Степановым, Г.Ф. Похмелкиной, Т.Ю. Колошиной, Т.Ф. Фроловой. Данная модель включает в себя четыре этапа:

1) подготовку;

2) осознание;

3) переоценку;

4) действие

Первый этап характеризуется актуализацией ожиданий участников и их потребностей в личностном и профессиональном саморазвитии. Второй этап представляет собой выявление стереотипных форм поведения, осознание и принятие профессиональных проблем. Суть этапа переоценки — это «проживание» различных моделей возможного личного и профессионального развития. Наконец, четвертый этап подразумевает закрепление новых поведенческих форм, овладение способами конструктивного личного и профессионального развития.

Отличительными особенностями ИРТП являются:

􀁑 запуск процесса переосмысления личностнопрофессионального опыта с момента знакомства участников;

􀁑 преодоление статусных барьеров между обучающимися;

􀁑 инициирование процесса переосмысления личностно-профессиональных стереотипов.

Приведем пример процедуры знакомства обучающихся. Тренер предлагает каждому назвать свое имя и ответить на три вопроса: «Что мне в себе нравится?», «Что мне в себе не нравится?» и «Что бы я хотел в себе изменить?» Но это не окончательное задание. Тренер добавляет условие: прежде чем каждый будет говорить о себе, он должен сначала повторить слова своего соседа справа, например: «Моего соседа зовут Клементий, ему в себе нравится…, ему не нравится…, он хотел бы в себе изменить…» Необходимо максимально точно воспроизвести то, что сказал сосед, не добавляя ничего от себя.

Преодолеть статусные барьеры между обучающимися позволяют процедуры эмоционального «разогрева» (методы психогимнастики).

Приведем пример такой процедуры.

Все участники сидят в кругу, в центре — один водящий (сначала это всегда тренер). Лишний стул убирается, а стоящий в центре круга говорит: «А сейчас пересядут те, кто…» и задает условие, относящееся к большинству сидящих, например: «…пили сегодня кофе (ехали на автобусе, умывались, покупали газету и т.п.)». Все участники, соответствующие данному критерию, должны быстро встать и пересесть на освободившийся стул. Нельзя оставаться на месте, если к вам это относится, и садиться на места справа и слева от вас. Тот, кто не успел пересесть, становится водящим и задает следующее условие. Последняя отличительная особенность ИРТП — это актуализация и запуск процесса пере осмысления стереотипов личностно-профессионального опыта. Примером процедуры рефлексивного анализа своей профессиональной деятельности обучающимися может стать метод модерации. Всем участникам раздаются стикеры, на которых необходимо написать ответ на вопрос: «Что мне мешает работать максимально эффективно?» Указывать можно как личные, так и профессиональные причины, главное, чтобы написанное можно было прочитать вслух (анонимность при этом сохраняется). Тренер собирает и перемешивает стикеры, после чего зачитывает каждый ответ, предлагая участникам тренинга рассортировать их по тематическим блокам (предложенные формулировки можно раздваивать). Стикеры с ответами участников наклеиваются на флипчарте. Тематические блоки выделяются графически (обводятся кружком), каждому из них дается название, которое отражает общее содержание блока («оргструктура», «мотивация» и др.). После этого производится количественный подсчет причин в каждом тематическом блоке и определяется рейтинг последних (по сути, проблемных областей организации). Между выделенными тематическими блоками устанавливаются логические связи, и выясняется, какие из выделенных проблемных зон являются ключевыми, а какие — производными. Затем тематические проблемные области выписываются на листе флипчарта и участников просят проранжировать их по степени значимости (поставить рядом с проблемой какой-либо символ). Дальнейшая работа на тренинге ведется в заданной содержательной плоскости.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИРТП


Рассмотрим некоторые из многочисленных методических средств рефлексивной психологии творчества, ориентированных на моделирование процесса переосмысления личностных, поведенческих и профессиональных стереотипов с целью проживания нового опыта участниками тренинга и формирования более успешных личностно-профессиональных моделей самореализации. Практико-ориентированная составляющая и методические средства рефлексивной психологии творчества были разработаны доктором психологических наук, профессором С.Ю. Степановым и успешно апробированы в различных консалтинговых проектах, а также проверены при подготовке кандидатских диссертаций И.В. Байера, Е.П. Варламовой, О.А. Полищук, С.Н. Маслова, А.В. Растянникова и др.

Автор (совместно с С.Ю. Степановым и Е.А. Яблоковой) провел серию спецкурсов для слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ. ИРТП реализовывались группой специалистов (И.В. Байером, Д.М. Склизковым) под руководством С.Ю. Степанова в процессе обучения государственных служащих районных администраций Московской области.

На основе ИРТП автор была разработана внутрикорпоративная система обучения и развития персонала полиграфического холдинга ЗАО «ИТРАКО». Необходимым условием для реализации ИРТП является создание рефлексивно-инновационной среды. Данная среда формируется благодаря запуску процессов переосмысления профессионального опыта обучающихся посредством «расшатывания» (переструктурирования) ранее сформированных стереотипов мышления и поведения. Последнее возможно только при инициировании процессов креативного мышления у участников тренинга. Рассмотрим один из возможных методов, обеспечивающих достижение обозначенной цели, — метод рефлексивных инверсий.

Метод рефлексивных инверсий

В основу данного метода положено моделирование культурных прототипов сказочных или мифологических героев, литературных или киноперсонажей, что вовлекает участников тренинга в иной мир. Метод рефлексивных инверсий позволяет решить три задачи:

1) получить практический опыт переосмысления стереотипов традиционного восприятия известных героев;

2) приобрести практический опыт восприятия действительности с разных ролевых позиций (участник тренинга, новый сказочный герой, носитель функциональной роли);

3) уменьшить психотравмирующий эффект от участия в решении ПКС (метод социодрамы), проживание которых позволяет выработать конструктивные пути решения проблем и получить новый профессиональный опыт.

Тренер просит всех участников назвать самые любимые детские сказки и выписывает их названия на флипчарте. Далее он предлагает назвать любимых героев из указанных сказок и уточняет у каждого участника, за что он их любил и что в них особенно нравилось. Тренер предлагает вспомнить детство, когда все мы любили придумывать новые слова (например, сочиняли перевертыши или создавали свой детский язык, понятный только нам). «Поиграв» со звуковыми и смысловыми оттенками имен сказочных героев, участникам необходимо придумать им другие имена — в них должны узнаваться первоначальное имя и сущность образа, но вместе с тем они должны быть совершенно новыми (например, Буратино — «Бур в тине»). Эти имена тренер выписывает на флипчарте. В результате создается галерея новых персонажей, у которых еще нет психологической сущности, а соответственно, существуют неограниченные возможности для ее создания. Придуманные имена сказочных героев выписываются на отдельные карточки, и тренер предлагает всем участникам поучаствовать в их розыгрыше. После этого новые имена персонажей выписываются на бейджах, которые участники тренинга прикрепляют к своей одежде. Тренер предлагает всем подумать над психологическими образами сказочных героев, которых никогда не было. Важно, чтобы вся группа увидела нового персонажа как живого (его привычки, манеру общения и поведения, пристрастия, образ мыслей, картину прошлого, надежды, мечты), чтобы всем стало понятно, чем он жил, во что верил, к чему стремился и чего достиг. Источник этой информации — гамма ассоциаций, которые вызвал новый герой. Вначале свою версию образа предлагает тот, кому досталось имя данного сказочного персонажа. Участники группы дополняют и предлагают свои варианты. Тренер может задавать наводящие вопросы: «Какой он (она) в быту?», «Кем он (она) работает?», «Есть ли у него (нее) семья?», «Какой у него (нее) характер?», «Как его (ее) воспринимают коллеги, знакомые?»

В последующем психологические образы новых сказочных персонажей будут «накладываться» на функциональные роли участников ПКС, которая будет проживаться «здесь и сейчас» посредством метода социодрамы. Анализ ПКС позволяет реализовать методический принцип, согласно которому ИРТП выстраивается на основе реальной профессиональной деятельности обучающихся.


Процедура групповой работы

Групповая работа — это совместная деятельность нескольких (от трех до десяти) обучающихся, решающих задачу или проблему, носителями которой они являются. Участники сами устанавливают нормы взаимодействия, выбирают средства своей работы и направляют ее. По сравнению с индивидуальной групповая работа имеет более высокий потенциал для решения сложных проблем. Она позволяет осуществить разделение труда, специализацию, использовать механизм соревнования и в итоге получить синергический эффект. Последний заключается в том, что результаты работы группы превышают общую сумму результатов работы ее отдельно взятых членов. Важным условием для проведения ИРТП является примерно равный уровень информированности, включенности и мотивации обучающихся вне зависимости от уровня их компетентности в анализируемой предметной области. Данное условие обеспечивается благодаря использованию специальной процедуры «коктейлирования», позволяющей более динамично и равномерно изучить исследуемую предметную область всем участникам. «Коктейлирование» производится для организации «коктейльных» (смешанных) групп, как правило, после накопления содержательноинновационного материала в тематических группах, участники которых работали над определенной предметной областью, проблемой или идеей. Процедура «коктейлирования» осуществляется на основе полилогических принципов (от наименее компетентного участника к наиболее компетентному, без повторов предыдущих выступающих). «Коктейлирование» применяется, когда работа идет в параллельных тематических группах, которые относительно взаимосвязаны (содержательно либо функционально-организационно). Основными целями процедуры «коктейлирования» являются:

1) быстрое взаимоинформирование всех участников тренинга о материале, накопленном в ходе работы тематических групп;

2) достижение целостных содержательных взаимопроблематизаций, взаимосогласований, взаимозапросов, взаимодостраиваний участниками различных тематических групп;

3) взаимные оценки участниками тренинга эффективности групповой и коллективной работы в целом, а также ее продуктивности с точки зрения достижения изначально заявленных целей и задач.

Работа в «коктейльных» полигруппах обеспечивает максимальное вовлечение всех без исключения участников полилога не только в собственную содержательную деятельность, но и в деятельность параллельных групп. «Коктейлирование» значительно повышает эффективность групповой и коллективной работы в целом по сравнению с традиционными методами взаимоинформирования и коллективного мышления. Наибольший эффект в развитии творческого потенциала обучающихся достигается, когда они сталкиваются с проблемной ситуацией, которую невозможно решить, используя только имеющиеся личностно-профессиональные стереотипы. Данная ситуация требует переосмысления накопленного опыта и его трансформации в новый опыт и профессиональные компетенции. Для достижения такого эффекта участникам тренинга предлагается вспомнить ПКС из реальной профессиональной деятельности. Ситуация должна быть сложной, затрагивающей интересы различных функциональных служб и, соответственно, иметь различные варианты решения. Тренер предлагает кратко записать суть ситуации, определяет ее участников, тем самым назначая функциональные роли, и фиксирует содержание позиции каждого участника. Обучающимся необходимо сформулировать причины возникновения конкретной ПКС. Они объединяются в три группы, и каждый из них рассказывает группе о своей ПКС. Один из участников группового обсуждения осуществляет краткую запись ситуаций. В процессе обсуждения в группах для каждой ПКС уточняются: состав участников (функциональные роли), содержательные позиции функциональных ролей и причины возникновения. В ходе работы каждая группа выбирает одну наиболее интересную ПКС и на флипчарте представляет полученные результаты (краткое содержание ситуации, функциональные роли ее участников, причины возникновения). В последующем наиболее интересная ПКС будет анализироваться при помощи метода социодрамы.


Метод социодрамы

Социодрама, в отличие от психодрамы, ставит в центр игры не личность, а социальную роль, причем роль не конкретного человека из терапевтической группы, а отвлеченного персонажа. Выбранная ПКС проживается в процессе социодрамы. Ее участники моделируют пространство, приближая его к реальности, и выступают в двух ролях: первая — новый сказочный персонаж, вторая — функциональная роль в ПКС. Каждый участник социодрамы должен (по возможности) вести себя при решении ПКС с учетом психологического образа своего сказочного героя. Наложение двух психологических образов значительно затрудняет процесс проживания социодрамы. Вместе с тем это позволяет достигнуть более объемного, полифоничного представления о проблеме и путях ее решения, т.к. анализ ПКС осуществляется с различных позиций: исходя из представлений, свойственных самому человеку, его сказочному амплуа, а также исходя из функциональной роли, которую он играет в совместной деятельности с другими участниками. Отличительной особенностью данного метода является личная отстраненность участников от всех психологических явлений и процессов, которые разворачиваются «здесь и сейчас». Это позволяет обеспечить внутреннюю свободу тех, кто принимает участие в решении конкретной проблемы, застраховать их от персонифицированного восприятия критики и агрессии со стороны других членов группы, т.к. они совершают поступки и произносят монологи не от своего имени, а играя своего персонажа / функциональную роль. Обеспечивая мощную психологическую защиту от психотравмирующего воздействия разворачивающихся событий, можно создать благоприятные условия для продуктивной интеллектуальной деятельности, направленной на решение проблемы. Также это способствует формированию своеобразной «буферной зоны» вокруг самооценки личности: все, что происходит с человеком в процессе социодрамы, происходит не с ним, а с его персонажем. При использовании метода статической социодрамы на флипчарте рисуются фигурки участников социодрамы, в рамках которой происходило моделирование ПКС. Рисунки должны передавать содержание психологических образов новых сказочных персонажей и функциональных ролей участников решаемой ситуации. Фигурки рисуются в той последовательности, в которой участники имитационной игры включались в обсуждение ПКС. Статическая социодрама акцентирует внимание на характере взаимоотношений между участниками ПКС (доброжелательный, нейтральный, противоречивый, конфликтный). ПКС анализируется снова на предмет коммуникативных, информационных сбоев и причин, препятствующих ее конструктивному решению. В отличие от статической социодрамы в ее динамическом варианте между фигурками (участниками) графически отображаются их взаимодействия в той последовательности, в которой участники социодрамы включались в обсуждение ПКС. Таким образом, вырисовывается последовательность действий участников, которая является одним из предметов анализа. Как и в предыдущем случае, ПКС изучается вновь на предмет коммуникативных, информационных сбоев и причин, препятствующих конструктивному решению проблемы. Проанализировав ПКС, участники тренинга в группах разрабатывают управленческие решения, которые в последующем выносят на обсуждение. Анализ данных решений может осуществляться методом «аукцион управленческих решений».

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.