Использование стандартов ISO при организации систем экологического менеджмента
·
обеспечения
того, чтобы система экологического менеджмента разрабатывалась, внедрялась и
поддерживалась в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего
международногостандарта;
·
представления
отчетов о функционировании системы высшему руководству для анализа,
включаярекомендации по ее улучшению.
Организация должна
обеспечить, чтобы любое(ые) лицо(а), выполняющее(ие) в организации или от ее
имени работу, потенциально способную привести к существенному(ым)
идентифицированному(ым) организацией воздействию(ям) на окружающему среду,
обладало(и) компетентностью на основании соответствующего образования,
подготовки или опыта работы, о чем организация должна сохранять соответствующие
записи.
Организация должна
определить свои потребности в обучении персонала, связанные с ее экологическими
аспектами и системой экологического менеджмента. Организация должна
предоставлять обучение и принимать прочие меры для удовлетворения выявленных потребностей,
о чем организация должна сохранять соответствующие записи.
Организация должна
разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы),
позволяющую(ие) работающим в ней или от ее имени лицам понимать:
·
важность
соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы
экологическогоменеджмента;
·
существенные
экологические аспекты и реальные или потенциальные воздействия на
окружающуюсреду, связанные с их работой, а также пользу для окружающей среды от
повышения личных показателей экологической эффективности в своей работе;
4 Проведение проверок
Организация должна
разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документированную(ые)
процедуру(ы) регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих
операций, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду.
Такая(ие) процедура(ы) должна включать документирование информации для
мониторинга параметров работы, применяемых мер оперативного контроля и
соответствия целевым и плановым экологическим показателям организации. Организация
должна обеспечить использование откалиброванного и поверенного оборудования
мониторинга и измерений, равно как и сохранение записей, это удостоверяющих.
Согласно взятому
обязательству соответствия организация должна разработать, внедрить и
поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) периодической оценки соответствия
применимымзаконодательным требованиям.
Организация должна
сохранять записи результатов таких периодических оценок.
Организация должна
разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) по работе
с действительным(и) и потенциальным(и) несоответствием(ями) и по проведению
корректирующих и предупреждающих действий. В такой(их) процедуре(ах) должны
определяться требования относительно:
·
идентификации
и исправления несоответствия(ий) и принятия действия(ий) по смягчению их
воздействия на окружающую среду;
·
расследования
несоответствия(ий) для определения его(их) причин(ы) и проведения
соответствующих действий, чтобы избежать их повторения;
·
оценки
потребности в проведении действия(ий) по предотвращению несоответствия(ий) и
проведение соответствующих действий, чтобы избежать возникновение
несоответствий;
·
запись
результатов предпринятого(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их)
действия(ий);
·
анализ
эффективности проведенного(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их)
действия(ий).
Предпринимаемые
действия должны быть пропорциональны важности проблем и соразмерны возникшему
воздействию на окружающую среду.
Организация должна
обеспечить введение всех необходимых изменений в документацию системы
экологического менеджмента.
Применительно к
собственным экологическим аспектам и системе экологического менеджмента
организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии
процедуру(ы):
·
внутренней
связи между различными уровнями и подразделениями организации;
·
получения
надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их
документальногооформления и ответа на них.
Организация должна
определиться с тем, будет ли она информировать внешние стороны о своих
существенных экологических аспектах, и документально оформить такое решение. В
случае принятии решения о сообщении такой информации, организация должна
разработать и внедрить метод(ы) внешней коммуникации.
Документация системы
экологического менеджмента должна включать:
·
экологическую
политику, экологические целевые и плановые показатели;
·
описание
области применения системы экологического менеджмента;
·
описание
основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, а
такжессылки на соответствующие документы;
·
документы,
в том числе и записи, требуемые настоящим международным стандартом;
·
документы,
в том числе и записи, определенные организаций как необходимые для
обеспеченияэффективного планирования, эксплуатации и контроля за процессами,
связанными с ее существенными экологическими воздействиями.
Подготовленность к аварийным
ситуациям и реагирование на них
Организация должна
разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы),
позволяющие идентифицировать возможности возникновения катастроф или аварийных
ситуаций, которые могут оказать воздействие(я) на окружающую среду, и того, как
организация будет на них реагировать.
Организация должна
реагировать на действительно наступившие катастрофы или аварийные ситуации, а
также предотвращать или смягчать вызванные ими воздействия на окружающую среду.
Организация должна
периодически анализировать и в случае необходимости пересматривать процедуры,
касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них,
особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.
5. Анализ со стороны руководства
Высшее руководство
организации должно анализировать систему экологического менеджмента через
запланированные интервалы с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность,
адекватность и эффективность. В анализ со стороны руководства должна включаться
оценка возможностей проведения улучшений и необходимости внесения изменений в
систему экологического менеджмента, в том числе в экологическую политику и
целевые и плановые экологические показания. Необходимо сохранять записи по
проведению анализов со стороны руководства.
Входные данные для
анализа со стороны руководства должны включать:
·
результаты
внутренних аудитов и оценок соответствия законодательным и другим
принятыморганизацией требованиям;
·
сообщение(ия),
поступившее(ие) в организацию от внешних заинтересованных сторон, включая
жалобы;
·
экологическая
эффективность организации;
·
степень
выполнения целевых и плановых экологических показателей;
·
статус
корректирующих и предупреждающих действий;
·
действия
на контроле, оставшиеся с предыдущих анализов со стороны руководства;
·
изменившиеся
условия, включая новые законодательные или другие требования, связанные с
экологическими аспектами организации;
·
рекомендации
по улучшению.
Выходные данные анализа
со стороны руководства должны включать любые решения или действия, связанные с
возможными изменениями в экологической политике, в целевых и плановых
экологических показателях и прочих элементах системы экологического менеджмента
организации в соответствии с ее обязательством постоянного улучшения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Получение сертификации
в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий,
работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в
настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на
начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных
аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы
зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.
Поэтому в ближайшем
будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:
популяризация ISO
14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
популяризация основных
принципов экологического аудита промышленных предприятий;
подготовка
специалистов-аудиторов;
развитие нормативной
базы по экологическому аудиту;
внедрение национальной
системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого
шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки
импортной продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белов
Г.В. Экологический менеджмент предприятия - учебное пособие, Москва - “Логос”,
2006г.
2.
Бабина
Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент. – М.: Перспектива, 2002г.
3.
Экология,
охрана природы, экологическая безопасность / Под ред. А.Т. Никитина – М.: Новь,
2000.
Электронные ресурсы:
1.
#"#">#"#">#"#">Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента.
#"#">технического комитета ISO/TC 207
и Госстандарта РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Количество организаций,
сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS
Декабрь 2006 г.
Страна
|
ISO
14001
|
EMAS
|
Япония
|
13,819
|
|
КитайГонконгМакао
|
5,0642739
|
(1)
|
Испания
|
4,860
|
314
|
Германия
|
4,150
|
2,251
|
США
|
3,474
|
(2)
|
Великобритания
|
2,917
|
75
|
Италия
|
3,121
|
162
|
Франция
|
2,344
|
23
|
Швеция
|
2,310
|
190
|
Корея
|
1,495
|
|
Тайвань
|
1,337
|
|
Канада
|
1,242
|
|
Нидерланды
|
1,162
|
29
|
Швейцария
|
1,155
|
(1)
|
Финляндия
|
1,059
|
39
|
Бразилия
|
1,008
|
|
Австралия
|
835
|
|
Таиланд
|
736
|
|
Венгрия
|
637
|
(6)
|
ДанияГренландия
|
7112
|
121
|
Чехия
|
605
|
(10)
|
Индия
|
605
|
|
Австрия
|
500
|
298
|
Сингапур
|
473
|
(2)
|
Польша
|
434
|
|
Аргентина
|
397
|
|
Мексика
|
369
|
|
Малайзия
|
367
|
(1)
|
Норвегия
|
350
|
42
|
Бельгия
|
303
|
23
|
ЮАР
|
264
|
|
Португалия
|
248
|
10
|
Индонезия
|
245
|
|
Словения
|
205
|
|
Ирландия
|
170
|
8
|
Филиппины
|
166
|
|
Турция
|
135
|
|
Израиль
|
112
|
|
Египет
|
105
|
|
Новая Зеландия
|
100
|
|
Иран
|
98
|
|
Румыния
|
96
|
(1)
|
ОАЭ
|
92
|
|
Колумбия
|
90
|
|
Греция
|
90
|
9
|
Чили
|
80
|
|
Эстония
|
74
|
|
Словакия
|
73
|
(1)
|
Литва
|
72
|
|
Вьетнам
|
56
|
|
Хорватия
|
52
|
|
Российская Федерация*
|
48
|
|
Коста-Рика
|
40
|
|
Люксембург
|
32
|
1
|
Уругвай
|
32
|
|
Перу
|
31
|
|
Пакистан
|
26
|
|
Кипр
|
21
|
|
Латвия
|
20
|
|
Лихтенштейн
|
20
|
|
Тунис
|
18
|
|
Болгария
|
17
|
|
Венесуэла
|
17
|
|
Иордания
|
16
|
|
Шри Ланка
|
13
|
|
Сербия и Черногория
|
12
|
|
Марокко
|
11
|
(2)
|
Нигерия
|
10
|
|
Зимбабве
|
10
|
|
Саудовская Аравия
|
9
|
|
Сирия
|
8
|
|
Тринидад и Тобаго
|
7
|
|
Оман
|
6
|
|
Азербайджан
|
5
|
|
Бангладеш
|
5
|
|
Боливия
|
5
|
|
Ливан
|
5
|
|
Маврикий
|
5
|
|
Бруней
|
4
|
|
Мальта
|
4
|
(1)
|
Намибия
|
4
|
|
Парагвай
|
4
|
|
Пуэрто-Рико
|
4
|
|
Украина
|
4
|
|
Алжир
|
3
|
|
Бахрейн
|
3
|
|
Барбадос
|
3
|
|
Гайана
|
3
|
|
Исландия
|
3
|
|
Кувейт
|
3
|
|
Малави
|
3
|
|
Монако
|
3
|
|
Андорра
|
2
|
|
Белоруссия
|
2
|
|
Белиз
|
2
|
|
Ботсвана
|
2
|
|
Камерун
|
2
|
|
Эквадор
|
2
|
|
Гватемала
|
2
|
|
Гондурас
|
2
|
|
Катар
|
2
|
|
Сенегал
|
2
|
|
Замбия
|
2
|
|
Босния и Герцеговина
|
1
|
|
Камбоджа
|
1
|
|
Доминиканская
Республика
|
1
|
|
Фиджи
|
1
|
|
Македония
|
1
|
|
Гана
|
1
|
|
Ямайка
|
1
|
|
Казахстан
|
1
|
|
Кения
|
1
|
|
Мозамбик
|
1
|
|
Мьянма
|
1
|
|
Непал
|
1
|
|
Нигер
|
1
|
|
Палестина
|
1
|
|
Панама
|
1
|
|
Сент-Люсия
|
1
|
|
Судан
|
1
|
|
Танзания
|
1
|
|
Туркменистан
|
1
|
|
Сейшелы
|
1
|
|
Источник: Reinhard
Peglau, Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt),
Берлин, Германия.Публикуется с разрешения составителя.
Данные по сертификации
EMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS:
#"#">Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента.
http://www.14000.ru/section.php?id=2
Страницы: 1, 2, 3
|