скачать рефераты

МЕНЮ


Использование стандартов ISO при организации систем экологического менеджмента

·                   обеспечения того, чтобы система экологического менеджмента разрабатывалась, внедрялась и поддерживалась в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего международногостандарта;

·                   представления отчетов о функционировании системы высшему руководству для анализа, включаярекомендации по ее улучшению.

Организация должна обеспечить, чтобы любое(ые) лицо(а), выполняющее(ие) в организации или от ее имени работу, потенциально способную привести к существенному(ым) идентифицированному(ым) организацией воздействию(ям) на окружающему среду, обладало(и) компетентностью на основании соответствующего образования, подготовки или опыта работы, о чем организация должна сохранять соответствующие записи.

Организация должна определить свои потребности в обучении персонала, связанные с ее экологическими аспектами и системой экологического менеджмента. Организация должна предоставлять обучение и принимать прочие меры для удовлетворения выявленных потребностей, о чем организация должна сохранять соответствующие записи.

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы), позволяющую(ие) работающим в ней или от ее имени лицам понимать:

·                   важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы экологическогоменеджмента;

·                   существенные экологические аспекты и реальные или потенциальные воздействия на окружающуюсреду, связанные с их работой, а также пользу для окружающей среды от повышения личных показателей экологической эффективности в своей работе;

4 Проведение проверок

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документированную(ые) процедуру(ы) регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Такая(ие) процедура(ы) должна включать документирование информации для мониторинга параметров работы, применяемых мер оперативного контроля и соответствия целевым и плановым экологическим показателям организации. Организация должна обеспечить использование откалиброванного и поверенного оборудования мониторинга и измерений, равно как и сохранение записей, это удостоверяющих.

Согласно взятому обязательству соответствия организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) периодической оценки соответствия применимымзаконодательным требованиям.

Организация должна сохранять записи результатов таких периодических оценок.

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) по работе с действительным(и) и потенциальным(и) несоответствием(ями) и по проведению корректирующих и предупреждающих действий. В такой(их) процедуре(ах) должны определяться требования относительно:

·                   идентификации и исправления несоответствия(ий) и принятия действия(ий) по смягчению их воздействия на окружающую среду;

·                   расследования несоответствия(ий) для определения его(их) причин(ы) и проведения соответствующих действий, чтобы избежать их повторения;

·                   оценки потребности в проведении действия(ий) по предотвращению несоответствия(ий) и проведение соответствующих действий, чтобы избежать возникновение несоответствий;

·                   запись результатов предпринятого(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их) действия(ий);

·                   анализ эффективности проведенного(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их) действия(ий).

Предпринимаемые действия должны быть пропорциональны важности проблем и соразмерны возникшему воздействию на окружающую среду.

Организация должна обеспечить введение всех необходимых изменений в документацию системы экологического менеджмента.

Применительно к собственным экологическим аспектам и системе экологического менеджмента организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):

·                   внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации;

·                   получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документальногооформления и ответа на них.

Организация должна определиться с тем, будет ли она информировать внешние стороны о своих существенных экологических аспектах, и документально оформить такое решение. В случае принятии решения о сообщении такой информации, организация должна разработать и внедрить метод(ы) внешней коммуникации.

Документация системы экологического менеджмента должна включать:

·                   экологическую политику, экологические целевые и плановые показатели;

·                   описание области применения системы экологического менеджмента;

·                   описание основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, а такжессылки на соответствующие документы;

·                   документы, в том числе и записи, требуемые настоящим международным стандартом;

·                   документы, в том числе и записи, определенные организаций как необходимые для обеспеченияэффективного планирования, эксплуатации и контроля за процессами, связанными с ее существенными экологическими воздействиями.

Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы), позволяющие идентифицировать возможности возникновения катастроф или аварийных ситуаций, которые могут оказать воздействие(я) на окружающую среду, и того, как организация будет на них реагировать.

Организация должна реагировать на действительно наступившие катастрофы или аварийные ситуации, а также предотвращать или смягчать вызванные ими воздействия на окружающую среду.

Организация должна периодически анализировать и в случае необходимости пересматривать процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

5. Анализ со стороны руководства

Высшее руководство организации должно анализировать систему экологического менеджмента через запланированные интервалы с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. В анализ со стороны руководства должна включаться оценка возможностей проведения улучшений и необходимости внесения изменений в систему экологического менеджмента, в том числе в экологическую политику и целевые и плановые экологические показания. Необходимо сохранять записи по проведению анализов со стороны руководства.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать:

·                   результаты внутренних аудитов и оценок соответствия законодательным и другим принятыморганизацией требованиям;

·                   сообщение(ия), поступившее(ие) в организацию от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;

·                   экологическая эффективность организации;

·                   степень выполнения целевых и плановых экологических показателей;

·                   статус корректирующих и предупреждающих действий;

·                   действия на контроле, оставшиеся с предыдущих анализов со стороны руководства;

·                   изменившиеся условия, включая новые законодательные или другие требования, связанные с экологическими аспектами организации;

·                   рекомендации по улучшению.

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать любые решения или действия, связанные с возможными изменениями в экологической политике, в целевых и плановых экологических показателях и прочих элементах системы экологического менеджмента организации в соответствии с ее обязательством постоянного улучшения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

подготовка специалистов-аудиторов;

развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия - учебное пособие, Москва - “Логос”, 2006г.

2.                Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент. – М.: Перспектива, 2002г.

3.                Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Под ред. А.Т. Никитина – М.: Новь, 2000.

Электронные ресурсы:

1.                #"#">#"#">#"#">Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента.

#"#">технического комитета ISO/TC 207 и Госстандарта РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Количество организаций, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS


Декабрь 2006 г.

Страна

ISO 14001

EMAS

Япония

13,819


КитайГонконгМакао

5,0642739

(1)

Испания

4,860

314

Германия

4,150

2,251

США

3,474

(2)

Великобритания

2,917

75

Италия

3,121

162

Франция

2,344

23

Швеция

2,310

190

Корея

1,495


Тайвань

1,337


Канада

1,242


Нидерланды

1,162

29

Швейцария

1,155

(1)

Финляндия

1,059

39

Бразилия

1,008


Австралия

835


Таиланд

736


Венгрия

637

(6)

ДанияГренландия

7112

121

Чехия

605

(10)

Индия

605


Австрия

500

298

Сингапур

473

(2)

Польша

434


Аргентина

397


Мексика

369


Малайзия

367

(1)

Норвегия

350

42

Бельгия

303

23

ЮАР

264


Португалия

248

10

Индонезия

245


Словения

205


Ирландия

170

8

Филиппины

166


Турция

135


Израиль

112


Египет

105


Новая Зеландия

100


Иран

98


Румыния

96

(1)

ОАЭ

92


Колумбия

90


Греция

90

9

Чили

80


Эстония

74


Словакия

73

(1)

Литва

72


Вьетнам

56


Хорватия

52


Российская Федерация*

48


Коста-Рика

40


Люксембург

32

1

Уругвай

32


Перу

31


Пакистан

26


Кипр

21


Латвия

20


Лихтенштейн

20


Тунис

18


Болгария

17


Венесуэла

17


Иордания

16


Шри Ланка

13


Сербия и Черногория

12


Марокко

11

(2)

Нигерия

10


Зимбабве

10


Саудовская Аравия

9


Сирия

8


Тринидад и Тобаго

7


Оман

6


Азербайджан

5


Бангладеш

5


Боливия

5


Ливан

5


Маврикий

5


Бруней

4


Мальта

4

(1)

Намибия

4


Парагвай

4


Пуэрто-Рико

4


Украина

4


Алжир

3


Бахрейн

3


Барбадос

3


Гайана

3


Исландия

3


Кувейт

3


Малави

3


Монако

3


Андорра

2


Белоруссия

2


Белиз

2


Ботсвана

2


Камерун

2


Эквадор

2


Гватемала

2


Гондурас

2


Катар

2


Сенегал

2


Замбия

2


Босния и Герцеговина

1


Камбоджа

1


Доминиканская Республика

1


Фиджи

1


Македония

1


Гана

1


Ямайка

1


Казахстан

1


Кения

1


Мозамбик

1


Мьянма

1


Непал

1


Нигер

1


Палестина

1


Панама

1


Сент-Люсия

1


Судан

1


Танзания

1


Туркменистан

1


Сейшелы

1


Источник: Reinhard Peglau, Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt), Берлин, Германия.Публикуется с разрешения составителя.


Данные по сертификации EMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS:

#"#">Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента.

http://www.14000.ru/section.php?id=2


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.