скачать рефераты

МЕНЮ


История и современная система менеджмент-образования в России

Одной из важных тенденций развития менеджмент-образования в России является повышение внимания к преподавательскому корпусу, его возможностям использовать современные методические приемы подготовки бизнесменов и менеджеров, такие как деловые игры, кейс-стади, тестирование, проблемно-образовательные семинары, компьютерные тренинговые программы, самостоятельные проектно-аналитические работы и пр. Резко увеличилось количество стажировок преподавателей в зарубежных образовательных центрах, университетах и бизнес-школах. Это определило заметное движение опыта и идей менеджмент-образования в нашу страну.

Одной из тенденций развития менеджмент-образования в России является открытие образовательных организаций по подготовке бизнесменов в технических вузах и университетах страны.

Тенденция развития менеджмент-образования в России сопровождается его резкой коммерциализацией. Не только негосударственные образовательные структуры, но и государственные вузы осуществляют подготовку по экономическим специальностям на коммерческой основе. Вообще большая часть специалистов в России по экономике, предпринимательству, менеджменту, маркетингу и т.д. готовятся на коммерческой основе, где бы их ни обучали. При этом цены на такую подготовку постоянно растут. Сегодня они достигают от 2000 долларов в год до 5000. Наиболее прибыльными оказываются краткосрочные виды подготовки. Поэтому большинство школ бизнеса стремится к сокращению сроков подготовки. А это в некоторых случаях сказывается на качестве специалистов.

Множество образовательных учреждений сегодня организует свою работу по краткосрочным образовательным программам.

Образовательные программы школ бизнеса весьма разнообразны по срокам обучения от двух недель до десяти месяцев. Но наибольшим спросом пользуются все-таки программы продолжительностью не более двух-трех месяцев. В случае получения второго образования эти программы рассчитаны на 2 - 2,5 года обучения с учетом государственного стандарта по составу дисциплин и требований к специалисту.

Содержание образовательных программ при всем их разнообразии сводится к известным концепциям программы МВА и различным ее модификациям. Наиболее распространенными дисциплинами, входящими в эти образовательные программы, являются менеджмент, маркетинг, микроэкономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, банковское дело, предпринимательство, бизнес-планирование, страхование, налогообложение, ценообразование, психология управления, хозяйственное право.

Тем не менее различия образовательных программ проявляются в следующих факторах:

Объем учебных часов, рассчитанных в соответствии с продолжительностью обучения. Многие образовательные программы ориентированы на интенсивную подготовку по своим объемным характеристикам. Правда при этом нередко приходится наблюдать, что методики преподавания остаются прежними.

Различны программы и в своей ориентации на определенные методические приемы обучения. Во многих программах явно не хватает кейсов, визуализированных форм представления материала, компьютерных тренингов.

Есть отличия и по степени элективности предлагаемых знаний и навыков. Во многих случаях образовательная программа представляет собой жесткий набор дисциплин, отражающих представление бизнес-школы о потребностях реального предпринимательства и менеджмента, а не интересы слушателя. В этом случае исчезает и мотивация выбора знаний слушателем, формируется психологическая установка на единственную оптимальность решения, снижается потенциал вариантности мышления и творческого подхода.


2.2 Типы управления образованием


В основу типологии систем управления в образования заложены следующие логические различения:

1.        интерпретаций (уровней) систем: процессы, функции, организации и структуры, материал.

2.        интеллектуальных процессов, включенных в принятие управленческих решений: мышление, понимание, рефлексия.

В зависимости от системного уровня выделяют следующие типы управления в образовании:

·          Стратегическое управление образованием (управление целями образования)

·          Управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление и т.д.)

·          Организационное управление, или управление структурными преобразованиями

·          Управление персоналом, управление ресурсами (материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами и т.д.)

В зависимости от наличия интеллектуальных процессов в управлении можно зафиксировать тип административного управления, где интеллектуальные процессы сведены к минимуму, и рефлексивного управления, где практически все интеллектуальные процессы присутствуют и являются приоритетными и порождающими исполнительские функции. Для административной системы управления предпочтительная закрытая, иерархическая, вертикальная организация деятельности. Для рефлексивной системы управления — открытая, сетевая, смешанная и демократичная форма организация деятельности.

 

3. Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL

 

3.1 Концепция LLL

 

3.1.1 История концепции LLL

Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.

Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования была благополучно провалена, так и не успев стать центральной образовательной системой. Эпизодические обращения к этой проблеме основаны были скорее на интуиции отдельных ученых и практиков.

В принятой еще Гособразованием СССР 18 марта 1989 года Концепции непрерывного образования закладывалась идея «стимулирования продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества». Дальнейшее объективное развитие техники и технологии заставляет любого профессионала постоянно «надстраивать» знания над своим прежним «базовым» образованием.

 

3.1.2 Критерии концепции LLL

·          охват образованием всей жизни человека;

·          вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека;

·          «увязка» общего, политехнического и профессионального образования;

·          открытость, гибкость системы образования;

·          разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

·          возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин;

·          равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату;

·          наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе.

Основополагающим принципом программы непрерывного образования Элитариум является ее опережающий характер. Благодаря продолжительности программы (5 лет), слушатель может прогнозировать необходимость в будущей профессиональной квалификации и заранее получить те знания, которые ему понадобятся в обозримом будущем.

Различие традиционной системы и концепции непрерывного образования

 

3.2 Менеджмент-обрзование в России

 

3.2.1. Цели образования

Ориентировка на подготовку человека к выполнению определенных функций в уже сложившихся социальных и экономических условиях. Человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора и реальных возможностей определения своих целей и способов их достижения.    

Ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития.

 

3.2.2 Содержание образования

Содержание характеризуется поверхностной "энциклопедичностью", перегруженностью информационным и фактологическим материалом. Часто материал не связанным ни с реалиями современного общества, ни с запросами самого учащегося. Образование представлено как определенный объем знаний, умений, навыков, которые должны быть прочно усвоены учащимся для последующего применения.

Содержание ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования.

 

3.2.3 Методы и формы образования

Роль преподавателя сводится к доходчивому преподнесению познавательной информации. Доминируют описательные методы обучения, носящие. Проблемные и практические методы используются больше для иллюстрации и наглядности. Доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. В основном используются такие формы организации учебы, при которых каждый ученик осваивает материал с одинаковым темпом для всей группы учащихся.  

Преподаватель выполняет функции организатора учебы и призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом.

 

3.3 Модели бизнес-образования в России


Ниже представлены 4 модели бизнес-образования в России, выделенные В.В.Годиным и дополненные пятой моделью В.И.Маршева.

Life Long Learning – это обучение:

·          Всех

·          Всему

·          В любом возрасте

Существуют три уровня подготовки менеджеров с т.зр. процесса (или последовательности стадий) приобретения компетенций (знаний, умений и навыков) и видов деятельности в процессе обучения и научения:

·          Базовая подготовка в области менеджмента

·          Повышение квалификации в области менеджмента

·          Переподготовка в сферу деятельности «менеджмент»

В российской системе образования используются 5 организационных форм или моделей менеджмент-образования, отражающих идеи концепции обучения менеджменту в течение всей жизни.

3.3.1 Модель I. Высшее образование

Undergraduate (Basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art

Цель: Развитие личности, вывод на профессиональный уровень специалиста в конкретной области менеджмента.

Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда в сфере бизнеса и менеджмента.

Документы: Диплом специалиста (5 лет) с присвоением первой квалификации по классификатору специальностей (специалист-практик, работник штабного подразделения. Диплом магистра управления (6 лет) с присвоением академической степени (научный работник, преподаватель, аналитик).

Контингент: Лица с аттестатом о среднем образовании (первое высшее) или с дипломом бакалавра (магистратура).

Формы обучения 1: Первое высшее образование (очное, очно-заочное, экстернат, дистанционное обучение).

Формы обучения 2: Ускоренное (второе) высшее образование (3 года), магистратура (2 года).

Содержание обучения: Определяется государственными стандартами.

Финансирование: Бесплатное (по гарантии Конституции Российской Федерации), частично (до 25% контингента) — платное.

 

3.3.2 Модель II. Повышение квалификации

(Management Training)

Цель: Формирование более квалифицированного руководителя.

Назначение I: Тематическое обучение по вопросам конкретного производства в рамках тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов), по месту основной работы.

Документ I: Удостоверение о повышении квалификации (государственное).

Назначение II: Углубленное изучение актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических проблем по профилю профессиональной деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов).

Документ II: Свидетельство о повышении квалификации (государственное).

Назначение III: Краткосрочное (до 72 часов) изучение конкретных вопросов, актуальных проблем, методик профессионального характера на семинарах и рабочих сессиях.

Документ III: Сертификат об участии в программе (негосударственный).

Контингент: Руководители и специалисты, желающие повысить квалификацию.

Формы обучения: Очная, очно-заочная (вечерняя, модульная).

Содержание обучения: По усмотрению образовательного учреждения или заказчика.

Финансирование: Платное

 

3.3.3 Модель III. Профессиональная переподготовка

(Executive Development)

Цель: Введение в профессию менеджера.

Документ:Диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 часов), т.е. дополнительное образование без присвоения квалификации.

Контингент: Лица с профессиональным (высшим и средним специальным) образованием и опытом практической работы.

Формы обучения: С отрывом и без отрыва от основной работы.

Содержание обучения: По согласованию с заказчиком.

Финансирование: Как правило – платное.

Модель IV. Мастер делового администрирования

(Master of Business Administration, MBA)

Цель: Подготовка профессионального менеджера.

Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.

Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. Е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.

Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.

Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,0 – 1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.

Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.

Финансирование: Платное.

 

3.3.4 Модель V. LLL для менеджеров МСБ

LLL: Обучение всех, всегда, всему

LLL менеджменту: Обучение всех, всегда, менеджменту

Назначение: Обеспечить поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира

Документ: Специального, реализующего все принципы LLL, пока нет

Контингент: Любой человек со дня рождения и до окончания жизни

Формы обучения: Любые из возможных с целью достижения поставленных дидактических целей

Содержание обучения: Программы разрабатываются по принципу Тейлор-метода

Финансирование: В зависимости от актуальности и востребованности менеджеров МСБ – от бесплатного до платного

В качестве иллюстрации возможности реализации идеологии «LLL менеджменту» в раннем возрасте приведем три примера.

В штате Небраска США несколько десятилетий существует программа «Junior Achievements», по которой дети с 6 лет обучаются базовым знаниям и научаются элементарным умениям и навыкам в области менеджмента, работая после дневных занятий на реальной фабрике по производству мыла.

В семье известного российского предпринимателя М. Рябушинского два сына в возрасте 11 и 13 лет стали принимать участие в управлении хозяйством отца (торговля сукном в Китай-городе в Москве), ведя ежедневные записи в бухгалтерских книгах.

 

Заключение


В результате изучения истории менеджмент-образования в России были выявлены три основных подхода ее формирования:

1 Подход «от образования»

2 Подход от классического менеджмента

3 Комплексно методологический подход

Сформулированы цели и задачи современной системы менеджмент образования в России, изучены особенности подготовки управленческих кадров, изучены особенности моделей менеджмент-образования в России, рассмотрены особенности способов организации управления, а также выявлены цели образования, содержания образования, методы и формы образования, подтверждающие необходимость моделей бизнес-образования в России.


Список литературы


Книги

1.       Менеджмент в России и за рубежом :[Текст]: учебник / М.И. Семенов [и др.]; под ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 1999. ‑ 416с.

2.       Барановская, Т.П. Маркетинг в России и за рубежом [Текст]: учебник / Т.П. Барановская [и др.]; под общ. ред. В.И. Лойко. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : Маркетинг и маркетинговые исследования, 2003. – 416c.

Интернет – ресурсы

3.       История #"#">#"#">http://www.hse.spb.ru/addedu/educational/qualif/management.phtml

7.       Маркетинг по программе МВА http://n-t.ru/sp/ibm/04/09161.htm


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.