|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Например организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП пpивeдена в табл. 2.2. Таблица 2.2. Организация подготовки менеджеров человеческих ресурсов в МАУП | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальность (специализация) |
Учебное подразделение |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. Политология и социальное управление 2. Административный менеджмент 3. Управление профессиональной ориентацией 4. Управление образованием 5. Управление трудовыми ресурсами 6. Управление персоналом 7. Трудовое право и право социального обеспечения 8. Социальная работа 9. Организация делопроизводства |
|
|
|
ДОКТОРАНТУРА |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
МАГИСТРАТУРА |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
БАКАЛАВ-РАТ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
КОЛЛЕДЖ |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональное назначение |
Менеджеры низового звена управления |
Менеджеры среднего звена управления |
Менеджеры высшего звена управления |
Научно-педагогические работники и высшие управляющие |
||||||||||||||||||||||||||||
Уровень квалификации |
Диплом младшего специалиста |
Диплом бакалавра управления |
Диплом магистра управления |
Диплом доктора философии в области управления |
||||||||||||||||||||||||||||
Срок обучения, лет |
2 |
2 |
2 |
2 |
Глава 2. Основы кадровой политики.
В более общем и универсальном понимании политика представляет собой особый вид человеческой деятельности, связанный с получением и осуществлением власти, прежде всего государственной. Это сфера деятельности между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема получения, удержания и использования государственной власти.
Как одна из сфер общественной жизни политика взаимодействует с другими сферами, подвергаясь их влиянию и одновременно детерминируя их функционирование и развитие. Поэтому изучение политических явлений предполагает выяснение экономических и других интересов, которыми они определяются, а также всей системы социальных факторов, через которые пробивают свой путь приоритетные экономические интересы. Таким образом, промежуточным и соединительным звеном между политикой и экономикой являются социальные факторы и социальная структура, которые непосредственно представляют основы политики, определяя ее субъекты, интересы, характер и направление политических процессов.
Поэтому кадры – не только социально-экономическая, но и политическая проблема. Постановка любой социально-экономической или политической задачи требует участия людей, способных ее решать. При этом, чем глубже преобразования в общественной, государственной или хозяйственной деятельности, тем значительнее изменения в кадровой политике.
2.1. Классификация кадров
Кадры – понятие одновременно собирательное и многоуровневое. Собирательное – потому, что объединяет работников различных отраслей деятельности, профессий, специальностей, видов труда. В этом смысле употребляют выражения кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, военные и т. п. Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.
Классификация кадров по основным сферам организации общества и основным уровням управления приведена на рис. 2.1.
С точки зрения социальной роли и правового положения различают следующие основные прослойки кадров управления:
● политические деятели и кадры общественных и политических организаций;
● государственные служащие, т. е. аппарат органов государственной власти управления;
● кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, т. е. основные профессиональные работники отдельных отраслей хозяйства, культуры, науки, просвещения, здравоохранения и т. д.
Различия этих категорий кадров отражаются как на их правовом положении, да и на содержании выполняемых ими функций.
Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структура предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций внутренними актами, издаваемыми на основе принципов общественного самоуправления. Положение государственных служащих определяется местом того или иного органа в системе государственной власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в том или ином учреждении. Следовательно, наделение властными полномочиями с учетом иерархии органов в системе государственной власти и управления, субординация или координация в отношениях между должностными лицами – вот что характеризует, прежде всего, положение государственных служащих. В других отраслях деятельности (промышленность, наука, культура, здравоохранение, просвещение, бытовое обслуживание и т. д.) на передний план выдвигаются такие требования, как профессионализм, деловитость, предприимчивость, наличие специальных способностей и дарований. Набор этих качеств зависит от рода профессиональной деятельности и конкретных условий, в которых она осуществляется.
Кадры можно классифицировать и по многим другим признакам: классовому; социально-демографическому; профессионально-квалификационному; отраслевой принадлежности. Принадлежность работника к той или иной группе характеризует определенные черты его профессиональной деятельности, предъявляемые к нему требования и групповые интересы.
2.2. Социальная и кадровая политика.
Определяя, какие кадры потребуются для выполнения стоящих перед обществом задач, необходимо разрабатывать меры по их подготовке, правильному распределению и использованию в каждом конкретном случае. Такая программа должна предусматривать:
● анализ положения, существующего в области кадров, прежде всего кадров управления, их распределения по узловым участкам государственной, хозяйственной и социально-культурной работы;
● определение стратегических направлений дальнейшей работы по подготовке и непрерывному образованию кадров специалистов и квалифицированных рабочих;
● определение потребности в кадрах специалистов и рабочих в соответствии с требуемым уровнем знаний, умений и навыков, необходимым уровнем развития специальных способностей и деловых качеств;
● организацию многоуровневого профессионального образования с учетом конкретных задач развития общества, решения проблем наиболее целесообразного использования выпускников учебных заведений;
● совершенствование мероприятий по дальнейшему повышению квалификации кадров, планированию и эффективной реализации деловой карьеры, постоянному профессионально-квалификационному росту кадров;
● изучение действующего состава кадров управления, формирование резерва руководителей, оценки кадров, аттестацию специалистов, совершенствование механизма подбора и расстановки кадров.
Программа развития кадров может стать эффективным средством организации планомерной кадровой работы только в случае постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с требованиями политической, экономической и культурной жизни общества. Современная практика хозяйствования все нагляднее подтверждает вывод о том, что усложнение задач социально-экономического развития, ускорение темпов научно-технического прогресса, реализация демократических реформ ведут к увеличению объема работы в области кадров, ее усложнению. От того, насколько квалифицированно и ответственно она выполняется, все в большей степени зависят темпы развития отечественной экономики, решение социальных задач современного общества.
Определяя место кадров в системе государственного управления, следует подчеркнуть два важных обстоятельства:
● кадровая политика, вся работа с персоналом управления проводятся и организуются государством;
● кадровая политика и кадровая работа являются общегосударственной задачей.
2.3. Кадровая политика и кадровая работа
Решение задач кадровой политики в практической деятельности составляет суть кадровой работы. Сюда относится деятельность по планированию, подбору, подготовке, расстановке, переподготовке, оценке, воспитанию и рациональному использованию кадров. Кадровая работа, таким образом, является средством реализации кадровой политики.
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.