скачать рефераты

МЕНЮ


Командообразование (Тим-билдинг)

Время. 5 минут.

Размер группы. 8-25 человек.

Процедура

1 Тренер просит всю команду закрыть глаза.

2. Теперь всей командой нужно досчитать от 1 до 10. При этом один человек не может произнести две цифры подряд—в счете должна участвовать вся команда. Если двое говорят одновременно, все начинается сначала. Важно почувствовать друг друга и объединиться в единый процесс.

Обсуждение. Не требуется.

«Вампиры»

Цели. Создание комфортной атмосферы; снижение тревоги; создание общегруппового взаимодействия через двигательную активность; внедрение норм взаимовыручки. Запоминание имён.

Время. 10 минут

Процедура проведения. Члены группы встают и равномерно полукругом распределяются в пространстве. Один из членов группы — водящий. Он вампир. Водящий стоит напротив членов группы на некотором расстоянии. Водящий должен взглядом выбрать жертву и двигаться к ней, чтобы дотронуться и сделать ее вампиром. Выбранная жертва может спастись. Она должна найти взглядом любого члена группы, чтобы он назвал имя жертвы. Тогда она будет спасена, вампир вернется на свое место (напротив членов группы) и начнет игру заново. Если не успели произнести имя до того, как вампир дотронулся до жертвы, то жертва становится вампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы. Если имя назвал кто-то другой или несколько человек, то жертва также становится вампиром, а вампир присоединяется к остальным членам группы.

Через некоторое время игру можно усложнить, введя двух вампиров. Тогда два водящих будут одновременно двигаться к двум жертвам, стоящим в полукруге. Далее игра проходит по тем же правилам.

Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Что было сложного в этой игре?

Какие приемы взаимовыручки придумала группа, чтобы спастись от вампира?

Какое настроение создала игра?

«Угадай, кто»

Цели и возможности применения. В тренинге по командообразованию помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т п.

Необходимые материалы. Бумага для записей, карандаши.

Время. 3-10 минут, в зависимости от размера группы.

Размер группы. 4-20 человек.

Процедура проведения.

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете. Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живу восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения. Подписывать листочки не надо». Все сдают тренеру листочки, и тренер их перемешивает.

Далее тренер зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Как правило, все группы успешно справляются с этой задачей, но если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.

Варианты ответов:

1.Любимая еда, животное, цвет, фильм, кинозвезда, вид спорта. (Не один из этих фактов, а весь набор, так как на основании одного ответа угадать, о ком идет речь, будет довольно сложно.)

«Отгадай загаданного члена»

Цели. Расширение представления участников тренинга друг о друге; снятие тревоги; создание комфортного состояния; обучение анализу.

Процедура проведения. Группу делят на две подгруппы с равным числом участников в каждой. Каждая подгруппа должна выделить одного своего члена, на которого составляется «загадка» из рисунков, предметов и т. п. Затем подгруппы меняются «загадками». Задача каждой из подгрупп — отгадать, какого из членов другой подгруппы закодировали в переданном послании, и рассказать об этом человеке. После выполнения задания каждая подгруппа высказывает свои предположения и объясняет, почему она считает, что другая подгруппа загадала именно этого человека. Другая подгруппа рассказывает о том, кого она загадала и почему.

Анализ. Во время анализа тренер задает вопросы по очереди каждой из подгрупп. В вопросах обращается внимание на следующие моменты:

Как была организована работа внутри каждой подгруппы?

Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?

Как распределялись роли внутри подгрупп?

Как происходил выбор того, кого подгруппа будет загадывать?

Как общались между собой члены подгруппы?

Насколько было комфортно внутри подгруппы?

Как относились к другой подгруппе?

Что нового узнали о загаданных членах подгрупп?

«Молчащее и говорящее зеркало»

Цели. Расширение представлений участников тренинга друг о друге; развитие наблюдательности во время общения; создание комфортного состояния.

Процедура проведения. Из группы выбираются трое водящих.

Один — тот, кто угадывает; он стоит напротив двух других выбранных.

Второй играет роль «молчащего» зеркала, он стоит рядом с третьим и напротив водящего.

Третий играет роль «говорящего» зеркала, он стоит рядом со вторым и напротив водящего.

Водящий стоит лицом к говорящему и молчащему зеркалам. А они, в свою очередь, лицом к водящему и всей остальной группе. Получается, что спиной к группе стоит только водящий.

Один из членов группы как можно тише подходит к водящему и встает за его спиной. Того, кто подошел, видят только зеркала.

Задача зеркал — показать водящему, кто подошел к нему сзади, так, чтобы он назвал имя подошедшего, то есть угадал его.

Начинает помогать молчащее зеркало. Тот, кто играет эту роль, должен только жестами, позами показать подошедшего человека. Если водящий не угадывает того, кого показывает молчащее зеркало, то начинает помогать говорящее зеркало, которое может рассказывать об этом человеке. Говорящее зеркало не может называть человека по имени, описывать его одежду, вспоминать эпизоды общения, известные всем. Его описание должно быть скорее метафоричным.

Если водящий угадал, то он становится молчащим зеркалом, а говорящее зеркало уходит в группу. Из группы на место водящего приходит новый человек. Игра продолжается.

Если водящий не угадал, то он должен отгадать следующего члена группы.

Анализ.

Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Почему было трудно (легко) угадывать?

Какие моменты в том, что показывали зеркала, помогали, какие мешали?

Почему одних членов группы было угадывать легко, а других — трудно?

Кем было легче быть — молчащим или говорящим зеркалом? Почему?

Что нового (неизвестного) узнали о членах группы?

Изменилось ли настроение и если да, то как?

«Десять фантов о нас»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам ощутить себя единой командой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.

Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаш.

Время. 10-15 минут.^

Размер группы. 12-30 человек.

Процедура

1. Участники разбиваются на пары, тренер про пару найти и записать за 3 минуты 10 фактов, которые их объединяют. Например: "Мы оба из Воронежа", Мы оба любим готовить» и т. д.

2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов общих уже для всей четверки.

3. После того как эти факты записаны, вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.

Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчеркнуть, что в команде собрались не случайные люди и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения можно перейти к обсуждению совместных ценностей команды или к формулировке её миссии.


Переходный этап групповой динамики

«Летели гуси»

Цели и возможности применения. Разогрев группы и вовлечение всех в активную деятельность. Также возможно использование данного упражнения для анализа коммуникативных навыков участников и того, насколько слажены они умеют работать единой командой.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура

1. Тренер просит каждого решить в уме следующую задачу и написать ответ на листочке. Условие задачи: Летит стая гусей, а им навстречу один гусь. Один гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Гуси отвечают: «Нас не сто. Было бы нас сто, если бы было столько, сколько сейчас, да еще столько, еще пол столько, четверть столько, да и ты с нами. Вот тогда нас было бы сто». Сколько летело гусей в стае?

2. После того как каждый участник записал свое решение, тренер просит их прочитать свои ответы, которые, как правило, у всех получаются разные.

После этого за 10 минут команде участников нужно прийти к одному общему правильному решению.

Анализ упражнения

1. Пришла ли группа к единому правильному решению? (Правильный ответ — 36.]

2. Кто говорил, кто молчал, почему не доказывали свою точку зрения?

3. Каким образом участники продвигали, доказывали свою точку зрения? Какие коммуникативные приемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга? 4. Что помогало, что мешало командному взаимодействию?

Другие головоломки, которые хорошо использовать в данном упражнении:

1. Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. сколько снесут три курицы за четыре дня? (Ответ: восемь.)

2. Однажды царь решил проверить мудрость своего придворного советника. Он запер его в темнице, из которой было два выхода, и поставил возле каждого выхода по воину. Одному из воинов он приказал говорить правду, а другому - ложь. Одному приказал выпустить советника, если тот решит выйти через его выход, а другому - убить. Советник не знал, кто из воинов может его выпустить и кто говорит правду, а кто ложь. Царь разрешил ему задать каждому из воинов по одному вопросу, на который можно ответить «да» или «нет». Какой вопрос должен задать советник, чтобы выйти живым? (Ответ; один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпустить тому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника, ответит: «Да», а тот которому приказано его убить, скажет: «Нет».)

«Джаз и симфонический оркестр»

Цели. Расширение представления участников тренинга друг о друге; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.

Процедура проведения. Группа делится на две (три) подгруппы, в зависимости от количества членов в группе. В каждой подгруппе должно быть примерно 7 человек. Каждая из подгрупп решает, какой музыкальный коллектив она выбирает: джазовый ансамбль, симфонический оркестр, ансамбль народных инструментов, рок-группа и т. п. Из группы выбирается один водящий, который после объяснения задания будет играть роль единственного в городе пианиста (гитариста и т. п.). Его цель — основываясь на собственных чувствах, выбрать ту подгруппу, которая, по его мнению, уговорила его лучше, и рассказать, почему он сделал такой выбор.

После того как каждая подгруппа выбрала, кем она будет, группам объясняется контекст задания. Каждая из подгрупп перед выступлением лишилась пианиста (гитариста и т. п.). Каждая из подгрупп должна выступать завтра в разных залах, но в одно и то же время. В городе есть только один пианист (гитарист и т. п.), который в состоянии заменить выбывшего. Его будет играть тот член группы, которого выбрали водящим. Каждой из подгрупп дается время (15-20 минут) для того, чтобы она придумала текст, с помощью которого будет уговаривать пианиста (гитариста и т. п.) играть у нее.

В определенное время подготовка в подгруппах заканчивается и предлагается, чтобы от каждой подгруппы были выделены люди (один или несколько, по усмотрению подгруппы) для уговаривания ведущего играть именно с их оркестром (ансамблем и т. п.). Подгруппы тянут жребий, кто будет первым уговаривать ведущего. Затем, по жребию, по очереди, от каждой подгруппы выходит участник (или несколько), который проводит беседу с ведущим. Все остальные при этом внимательно наблюдают за разговором.

После того как каждая группа провела процедуру уговаривания, дается слово ведущему (пианисту, гитаристу и т. п.). Ведущий говорит, у кого он будет играть, и почему выбрал именно эту подгруппу.

Анализ.

Тренер задает ведущему следующие вопросы:

Почему вы выбрали именно эту подгруппу?

Что было решающим в процессе выбора?

Какое эмоциональное состояние было во время уговаривания?

Как зависело эмоциональное состояние от того, кто говорил и что говорил?

Что вы считаете идеальным для уговаривания вас?

Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как была организована работа внутри каждой подгруппы?

Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?

Как распределялись роли внутри подгрупп?

Как происходил окончательный выбор того, что подгруппа будет делать во время уговаривания?

«Дрессированный дельфин»

Цели. Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи; сплочение группы.

Процедура проведения. Из группы выбирается водящий (дрессированный дельфин), который должен уйти из комнаты и не слышать, что будет загадывать группа. Водящему говорится, что группа в его отсутствие загадает ему ряд последовательных движений, действий, которые он должен угадать. Группа будет помогать ему угадывать, сопровождая его верные движения хлопками. При неверных движениях члены группы будут молчать. Ни водящему, ни членам группы разговаривать нельзя.

Когда водящий уходит из комнаты, группа загадывает определенный набор движений, которые водящий должен отгадать. Когда группа решает, что она готова, водящего приглашают в комнату. Он становится на заранее оговоренную исходную позицию и начинает пробовать различные движения и действия. При этом члены группы должны все вместе или хлопать, если движение верное, или молчать, если движение неверное. Когда водящий отгадывает загаданный набор действий и движений, группа аплодирует и игра заканчивается.

Анализ.

Тренер задает ведущему следующие вопросы:

Что было сложного (легкого) в отгадывании?

Насколько помогала (мешала) группа и в какие моменты?

Какое эмоциональное состояние было во время угадывания?

Какие выводы сделали для себя во время этого задания?

Тренер задает группе следующие вопросы:

Как было организовано обсуждение по выбору задания?

Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?

Насколько слаженно работала группа при выборе задания?

Насколько слаженно работала группа во время сопровождения ведущего?

Что было трудно (легко) во время сопровождения?

Насколько комфортно было работать всем вместе?

Что нового узнали о ведущем?

Какие основные выводы можно сделать по этому заданию?

«Какая наша команда?»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую атмосферу. Можно перейти от него к совместному решению любой проблемы и обсудить, что объединяет всю команду в единое целое.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 3-5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

1. Тренер делит группу на тройки

2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» и т. д.

Обсуждение. Не требуется.

Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «динамичные», «интеллектуальные» и т. д.

«Необитаемый остров»

Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши или фломастеры.

Процедура проведения. Группе дается следующая вводная ситуация: «Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание». После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.

Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как работала группа?

Кто руководил процессом?

Какие стратегии руководства применялись во время создания послания?

Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?

Все ли идеи были услышаны и воплощены?

Почему не все принимали участие в процессе?

Каким было настроение во время игры и что влияло на его изменение?

Какое настроение сейчас?

Каковы были действия участников во время игры?


Продуктивный этап групповой динамики


«Летающие кошки»

Цели и возможности применения. Упражнение хорошо активизирует участников, помогает "встряхнуться" группе, которая пришла с перерыва.

Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых кошек (или других мягких игрушек).

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

1. Участники стоят в общем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кидает следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру, он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу еще раз повторить и запомнить эту последовательность. После того как это будет сделано, тренер просит группу повторить последовательность, кидая игрушку как можно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп.

2. После того как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидает вторую, после неё третью и всех остальных в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние веселого сумасшествия.

Обсуждение. Не требуется.

«Герб группы»

Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в реальную послетренинговую деятельность; выявление креативных способностей группы.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши

Процедура проведения. Для этого упражнения необходимы листы ватмана, наборы фломастеров.

Членам группы дается задание создать герб своей группы. При этом устанавливаются правила создания герба:

справа должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее основные достижения группы;

в центре должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее осознание группой себя — «кто мы сейчас»;

слева должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее цель (или цели) группы.

Под этим всем должен быть написан девиз группы. Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как работала группа?

Кто руководил процессом?

Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?

Все ли идеи были услышаны и воплощены?

Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?

Каким было настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?

Какое настроение сейчас?

Насколько устраивает то, что в итоге создали?

Какими были действия во время выполнения упражнения?

«Мумия»

Цели и возможности применения. Упражнение стимулирует командную деятельность, создает в группе веселую атмосферу.

Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги. 

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

Вся группа делится тренером на тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги.

Тренер объясняет, что каждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернуть туалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать «мумию» сначала. Побеждает команда, которая с и* за это время лучше всего обернуть свою мумию.

Обсуждение. Можно обсудить с группой, кто победил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда а та которая продумала— свою стратегию и действовала аккуратно. Если эти вьводы актуальны для проводимого тренинга (например, если это тренинг по тайм-менеджменту), можно акцентировать на них внимание группы.

«Переправа»

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание.

Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Вопросы для обсуждения.

Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

«Синергия»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных её участников.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши

Время. 15 минут на выполнение упражнения от 5 минут до 15 минут на обсуждение в зависимости от количества группы.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура

1.                Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв, (Например: покупатель, мерчендайзинг.)

2.                Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.

3.                После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

4.                После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист и просит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение

1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные.

2. Были пи во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых ив было ни у кого из индивидуальных участников - появились ли новые идеи во время составления общего списков

Варианты:

Можно использовать в упражнении само слово «Синергия» - название демонстрируемого эффекта от командной деятельности

«Путаница»

Цели и возможности применения. Это упражнение "классическое" в тренинге по командообразованию. Позитивное завершение тренинга.

Время. 10-15 минут.  

Размер группы от 10 человек.

Процедура

Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.

Обсуждение. Не обязательно.

Анализ:

Что было легко, а что тяжело?

Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?

Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?

Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (никто не знает что делать)?

Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться]?

Методические рекомендации


1.                Группа

Если участники тренинга не знакомы, следует уделить особое внимание запоминанию имён. Желательно каждому выдать бейджик, где он напишет своё имя.

2.                Форма одежды.

Обязательно заранее (!) предупредить участников тренинга о спортивном или свободном стиле одежды.

Тренинг командообразования рассчитан на сплочение, взаимодействие, физическую активность, что удобнее делать в несковывающей движение одежде.

Противопоказано: Просить раздеваться, разуваться. Это отнимает время, повышает тревожность, и дискомфорт.

Вариант: Попросить взять с собой сменную одежду и обувь, и дать в начале тренинга время на переодевание, если помещение оборудовано раздевалками.

3.                Помещение.

Помещение должно быть просторным, хорошо проветриваемым, светлым.

В последнее время популярно проводить тренинг на природе. Это актуально для людей одного коллектива, хорошо знакомых.

4.                Инструкция.

Для каждой игры необходимо дать понятную инструкцию. Кроме того, важно, чтобы в «командных соревнованиях», команды были в равных (одинаковых условиях) – время на выполнение задания, количество участников и др.

5.                Время.

Тренинг командообраования состоит из 3 этапов групповой динамики. Это даёт возможность участникам познакомиться, узнать друг друга, «сработаться». Поэтому рекомендуются временные рамки тренинга – один день. С перерывом на обед – 30- 40 минут.

6.                Обратная связь.

Тренинг – не предсказуем. Всё, что происходит на тренинге – это «здесь и сейчас». Всё должно обсуждаться. Необходимо выявить и позитивные и негативные моменты, что понравилось / не понравилось.

 

Апробация


Тренинг командообразования был проведён в учебной группе УП-31.

Количество участников: 12 человек.

Программа тренинга:


Название

Время

Инвентарь

10. 00 – 10. 45

10 минут – теория

10 мин


Угадай кто

5 мин

Бумага для записей, ручки

Счёт в темноте

5 мин


Молчащее и говорящее зеркало

15 мин


Десять фактов о нас

10 мин

Бумага для записей, ручки

10. 50 – 11. 35

Координатор

45 мин

Повязки для глаз, газеты

11. 45 – 12. 30

12. 35 – 13. 20

Мимуя

15 мин

Рулоны туалетной бумаги

 Путаница

30 мин



Анализ тренинга:

1.                Участники законспектировали: актуальность тренинга, понятие «команда». Задачи и цели тренинга командообразрвания.

2.                Игра «Угадай кто» помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также развивает навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы.

Выводы: Участники узнали что-то новые друг о друге. Справились с заданием.

Рекомендации: В игре желательно писать как можно больше качеств и характеристик, чтобы было проще угадать «автора» и больше узнать друг о друге.

3.                Игра «Счёт в темноте» способствует разогреву группы и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас».

Выводы: Участники успешно и быстро справились с заданием.

4.                Игра «Молчащее и говорящее зеркало» расширяет представление участников тренинга друг о друге; развивает наблюдательность во время общения

Выводы: Были угаданы все участники. Каждый попробовал себя в 3 ролях: Говорящего, Молчащего и Водящего.

Рекомендации: Желательно дать возможность высказаться «Говорящему зеркалу», так как метафорами сложнее выделить определенного участника.

Желательно ограничить количество участников, так как игра затягивается и становится скучной, когда каждый пробует себя в каждой из 3 ролей. Угадывать начинают «методом исключения», кто ещё не был загадан.

5.                Игра «Десять фактов о нас».

Выводы: Каждая подгруппа и группа нашла 10 общих черт, но они были очень примитивны: цвет и тип одежды, элементарные операции: чистят зубы, причёсываются, спят.

Рекомендации: Необходимо выделить больше времени на игру. Чтобы сначала участники поговорили, нашли общие интересы, книги, фильмы и т.д.

6.                Игра «Координатор» способствует вовлечению участников в активную деятельность. Были созданы препятствия, которые координируемый участник проходил в среднем за 5 минут.

Выводы: Все успешно справились с заданием. Попробовали себя и в роли Координатор и в роли «координируемого». Всё было снято на видео, что позволяет, каждому участнику проанализировать свои действия со стороны.

Рекомендации: Желательно, чтобы участники видели, как проходят «препятствия» другие. Наблюдая, они отмечали бы ошибки или наоборот плюсы в работе. А для каждого участника менять препятствия.

7.                Игра «Мумия». Выводы: Команды справились и повеселились. Наглядно было видно, что главное не спешка, а аккуратность.

8.                Игра «Путаница»

Выводы: Команда в целом справилась, немного не хватило времени. Лидеры менялись, предлагались разные выходы из ситуации, все были услышаны.

Рекомендации: Дать столько времени на выполнение задания, сколько команде необходимо.

Я думаю, тренинг прошёл успешно. Если взять во внимание рекомендации, то данная программа будет полезна и в других студенческих группах или иных «командах».

Литература


1.                 Аминов, В. Каждому - свой тренинг. Тренинг - это игра/ Аминов В. // Управление персоналом. – 2010. - № 8(21).

2.                 Еремеева, Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Наталия Еремеева. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 128 с.

3.                 Леонтьева, О. Командообразование в кризисе / Леонтьева О. // Управление персоналом. – 2009. - № 13(215).

4.                 Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. — 187 с.

1.                Р. Мередит Белбин Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/ Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 315 с.

2.                Томпсон, Лей. Создание команды : [пер. с англ.] - М.: Вершина, 2006. - 544 с.: ил. - ISBN 5-9626-0108-4.

3.                Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб.: Речь, 2003. - 128 с.

4.                Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

5.                Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.-216 с: ил.

6.                Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций : Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 395 с. - (Бизнес-психология).

7.                Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Генезис, 2004. — 205 с. — (Серия «Бизнес-психология»)

8.                Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).


Размещено на


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.