скачать рефераты

МЕНЮ


Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете

p>Вопрос 25. Методы экспертных оценок.

Экспертные методы в исследовании систем управления.

Экспертные методы вначале использовались в основном в области науки и техники, а затем начали широко применяться в управлении и экономике.
Сущность этих методов как при решении задач ИСУ, так и при использовании их в практике обобщённого мнения (суждения) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Это обобщённое мнение получается результате усреднения различными способами мнений специалистов-экспертов.

Методы экспертных оценок.

Это научные методы анализа сложных проблем. Эксперты проводят интуитивно-логический анализ проблемы с количественной оценкой суждений, с формальной обработкой результатов. Их обобщённое мнение, полученное в результате обработки индивидуальных оценок принимается как решение проблемы.

Эти методы предполагают организацию специальной процедуры получения информации, когда специалисты в области решаемой проблемы (эксперты) используют количественные методы как при организации процедуры экспертной оценки, так и при обработке её результатов.

Исследуемые или оцениваемые с помощью методов экспертных оценок объекты или явления различаются на основе признаков, характеристик, параметров, показателей. Как правило каждый показатель отражает некоторое свойство, характеристику объекта.

В общем случае это свойство м.б. измерено, отображено несколькими способами. В то же время какой бы из способов мы ни избрали, должны сохраняться неизменными некоторые соотношения значений показателей для различных объектов.

С каждым показателем связывается с одной стороны некоторая характеристика, остающаяся постоянной при любых допустимых способах его измерения. А с другой стороны множество преобразований перехода от допустимого способа измерения данного показателя к другому.

Если 2 показателя имеют совпадающие множества допустимых преобразований, то говорят, что показатели имеют шкалу одного типа.

Если допустимо преобразование: умножение на положительную константу, то соответствующая шкала называется «шкалой отношений».

Если к этому преобразованию можно дополнить следующее преобразование: добавить константу, такая шкала называется «шкалой интервалов».

Показатели, имеющие шкалу не менее совершенную, сем шкала интервалов, называются количественными. Могут встретиться показатели с т.н. номинальной шкалой. В этом случае устанавливаются только тождества или различия.
Показатели с порядковыми шкалами принято называть качественными.

При классификации по признаку оценки предпочтений при принятии решений в настоящее время наиболее распространены метод рангов, метод непосредственного оценивания, метод сопоставлений. Он включает в себя 2 разновидности: парного сравнения и последовательного сравнения.

По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование исследуемых объектов в зависимости от их относительной значимости, предпочтительности. Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается ранг первый, а наименее – последний ранг, равный по абсолютной величине числу рассматриваемых объектов.

Более точным такое рассмотрение объектов является при большом количестве объектов исследования и наоборот.

Метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов системы управления.

Достоинство: простота метода. Но он не позволяет с достаточной точностью ранжировать объекты, количество которых больше 15-20 и не позволяет ответить на вопрос, как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.

В практике ИСУ метод применяется достаточно часто, но при этом является вспомогательным.

Метод непосредственного оценивания.

Представляет собой рассмотрение исследуемых объектов в зависимости от их важности путём приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается, т.е. даётся оценка, в размере наибольшего количества баллов по принятой шкале. Наиболее распространён диапазон шкалы оценок от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. В простейшем случае оценка м.б.
0 или 1.

Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Например, очень важный, важный, маловажный и т.п.

Но часто полученные т.о. оценки переводятся в балльную шкалу, например
3, 2, 1, для большего удобства обработки результатов.

Указанный метод целесообразно использовать только при уверенности в полной информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта.

Метод сопоставления.

При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный.

Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары.

Сразу невозможно получить упорядоченный список рассматриваемых объектов, поэтому необходима последующая обработка результатов сравнения.
Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записей комбинаций объект 1 – объект 2, объект 2 – объект 3 и т.д. Или в форме матрицы.
Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку используя в качестве инструмента матрицы. При большом количестве исследуемых объектов на результаты парного сравнения могут влиять психологические факторы, т.е. предпочтение порой получает тот объект, который в перечне пар записан первым или находится выше по расположению в матрице. Поэтому для исключения психологического влияния иногда проводят двойное парное сравнение, т.е. парное сравнение при обратном расположении объекта и, соответственно, объектов в паре.

Метод парных сравнений очень прост и позволяет исследовать большее количество объектов по сравнению например с методом рангов и с большей точностью.

Метод последовательного сопоставления.

Состоит в следующем: эксперты располагают все исследуемые объекты в порядке их важности как при использовании метода рангов. Предварительно каждому из объектов приписывается определённое количество баллов, например, по шкале 0-1 как при использовании метода оценивания.

Самому важному объекту даётся балл = 1, а всем остальным в порядке уменьшения их значимости, т.е. от 1 до 0.

Далее эксперт решает, будет ли важность объекта с рангом = 1 больше суммы оценок всех остальных объектов. Если будет, то величин балльной оценки первого объекта увеличивается до такого числового значения, чтобы она стала меньше суммы оценок всех остальных объектов.

Величины оценок 2, 3 и последующих объектов по важности определяются последовательно аналогично оценке первого наиболее важного объекта.

Этот метод для экспертов наиболее трудоёмок, особенно когда количество исследуемых объектов более 6-7.

Вопрос 26. Процедура проведения экспертизы.

Процедуры: организация экспертного оценивания; проведение сбора мнений экспертов; обработка результатов и мнений экспертов.

Практика показывает, что повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ.

Для общего руководства экспертными работами создаётся экспертная комиссия, состоящая из 2-х групп: рабочая и экспертная. Рабочую группу возглавляет её руководитель. В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, обработку результатов работы экспертов.

Формирование экспертной группы включает в себя ряд последовательных мероприятий:

. постановку проблемы и определение области деятельности группы;

. составление предварительного списка экспертов, специалистов рассматриваемой области деятельности;

. анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточнение списка;

. получение согласия экспертов для участия в работе;

. составление окончательного списка экспертной группы.

Количество экспертов в группе зависит от множества факторов и условий, в частности от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.д.

В большинстве случаев определяется минимально необходимое число экспертов.


Вопрос 27. Проблемы, для решения которых привлекаются методы экспертных оценок. Социологический анализ.

Экспертные методы вначале использовались в основном в области науки и техники, а затем начали широко применяться в управлении и экономике.
Сущность этих методов как при решении задач ИСУ, так и при использовании их в практике обобщённого мнения (суждения) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Это обобщённое мнение получается результате усреднения различными способами мнений специалистов-экспертов.

Это научные методы анализа сложных проблем. Эксперты проводят интуитивно-логический анализ проблемы с количественной оценкой суждений, с формальной обработкой результатов. Их обобщённое мнение, полученное в результате обработки индивидуальных оценок принимается как решение проблемы.

Проблемы, для решения которых приходится применять методы экспертных оценок часто делят на 2 класса, каждый из которых определённым образом влияет на этапы и процедуры проведения экспертизы.

Проблемы 1-го класса характеризуются тем, что в их отношении в целом имеется достаточная информация, но она может носить качественный характер или имеется многокритериальность, что вызывает необходимость привлечения экспертов. Основные задачи, которые в данном случае приходится решать при использовании методов экспертных оценок, состоит в поиске хороших экспертов и правильной организации процедуры экспертизы, при этом полагают, что групповое мнение экспертов приближается к истинному значению оцениваемых параметров. В этом случае при обработке оценок широко используются методы математической статистики. Эксперты чаще всего используют порядковую и интервальную шкалы.

Проблемы, составляющие второй класс, не характеризуются достаточным информационным потенциалом. К ним чаще относятся проблемы, возникающие при решении большинства задач прогнозирования. Здесь эксперты используют чаще номинальную и порядковую шкалы.

К разновидностям экспертного метода можно отнести социологический анализ, который основан на опросе, сборе и анализе мнений респондентов.
Например, фактических или потенциальных потребителей. Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме (анкеты), либо устно
(конференции, аукционы, выставки).

При использовании этого метода также следует применять научно- обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации. Обработка экспертных и социологических данных, расчёты мер согласованности требуют трудоёмких вычислений. Поэтому при сборе и обработке результатов экспертной и социологической информации используют вычислительную технику и специально разработанные программные продукты.

Вопрос 28. Экспертное оценивание. Мера согласованности.

Может оказаться, что мнение какого-либо эксперта или экспертов, плохо сочетающиеся со среднеарифметическим мнением окажется истинным. Поэтому важнейшую роль здесь и приобретают процедуры качественной обработки оценок экспертов.

При обработке экспертных данных мнения экспертов часто совпадают не полностью. Поэтому необходимо количественно оценивать и выявлять причины несовпадения суждений. Мера согласованности определяется на основе статистических данных всей группы экспертов. Для её оценки используются как правило коэффициенты конкордации: дисперсионный и энтропийный.

Дисперсионный коэффициент конкордации принимает значение от 0 до 1. При
0 нет согласованности между мнениями экспертов. При 1 – согласованность полная.

Согласованность обычно считается достаточной, если дисперсионный коэффициент конкордации > 0,5.

Энтропийный коэффициент конкордации (коэффициент согласия) также изменяется от 0 до 1. чем больше его величина, тем больше мера согласованности. Когда мнения экспертов различаются незначительно, эти коэффициенты дают примерно одинаковую меру согласованности. Однако при существенных различиях величин и коэффициентов будут существенно различаться.

Таким образом совместный анализ коэффициентов позволяет объективно определить меру согласованности мнений экспертов. Применение экспертных методов доказало свою эффективность при исследованиях и проектировании систем управления.

Причём наибольший эффект достигается при одновременном использовании нескольких методов.

Вопрос 29. SWOT-анализ. Примеры сильных, слабых сторон организации, возможностей и угроз при использовании SWOT-анализа.

Особой разновидностью экспертного метода является метод SWOT-анализа.
Этот метод широко используется в современной практике исследования систем управления и стратегического менеджмента. Его название – это аббревиатура следующих английских слов: сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.

Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения её сильных сторон, недостатков, возможностей и угроз.

Методология SWOT-анализа может использоваться в качестве универсальной.
В результате анализа проявляется картина соотношений сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей, которая подсказывает как следует изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать угрозы и недостатки возможностями и сильными сторонами.

Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды
– горизонтальная ось и состояние внутренней среды – вертикальная ось.
Каждый вектор разбивается на 2 раздела – уровня состояния:

1. возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;

2. сила и слабость потенциала фирмы.

На пересечении 4 поля (квадранта) складываются следующие группы ситуаций:

1) Поле SO – сила возможности: фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставленных возможностей. Если в целом по некоторым возможностям позиции фирмы очень сильны, то это поможет принять соответствующую стратегию их использования.

2) Поле ST – сила угрозы: фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать предоставляющиеся возможности. Также рассматриваются стратегии развития потенциала.

3) Поле WT – слабость угрозы – это наихудшее состояние для организации. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

4) Поле WT – слабость возможности: руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.

Распределение факторов по этим квадратам не всегда является лёгким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные и слабые стороны объекта.

Кроме того, в одной ситуации фактор может выглядеть достаточным, в другой недостаточным. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости.
Это обстоятельство необходимо учитывать. Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадратах, если трудно однозначно определить его место.

Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы концентрация факторов подсказала пути решения проблемы.

Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это I этап SWOT-анализа.

На II этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны.

Одновременно необходимо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей (угроз). Такой анализ показывает насколько вероятен кризис. Полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей.

В ИСУ предметом этого метода м.б. проблемы развития управления, например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, коммуникации, информационное обеспечение, организационное поведение, мотивация. Использование подготовленных специалистов позволяет повысить эффективность этих методов.

В качестве примера можно рассмотреть, что можно отнести к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия и выделить возможности и угрозы.

S: o устойчивые связи с потребителями и поставщиками; o размер производственных помещений; o малая доля расходов на оплату труда в общих затратах; o наличие технологических НОУ-ХАУ.

Недостатками предприятия м.б. (W): o высокие накладные расходы; o неэффективная система управления; o устаревшая технология; o морально устаревшие виды продукции; o высокие транспортные расходы.

О: o законодательная поддержка федерального или муниципального органа исполнительной власти; o интерес инвестиционных фондов; o неудовлетворённость сектора потребительского рынка.

Т: o действия конкурентов; o инфляция; o изменения налоговой системы; o банкротство поставщиков и покупателей.

Вопрос 30. SMART-анализ. Деловые игры.

Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Один из них – метод разработки и анализ целей SMART. Программа исследования, использующая методы его проведения, зависит от цели. Цель должна разрабатываться по критериям достижимости, конкретности, измеримости или оцениваемости с учётом места и времени. Эти критерии вошли в сокращённое название метода.

Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Составляется набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели:

. трудно достижима – легко достижима;

. высокие затраты – низкие затраты;

. имеет поддержку персонала – не имеет;

. имеет приоритеты – не имеет;

. требует много времени – мало времени.

На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем, но в начале их надо определить. Распределение проблем осуществляется по следующим критериям:

1) существующая ситуация;

2) желаемая ситуация;

3) возможность достижения цели.

Критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии:

. определение проблемы;

. оценивание проблемы;

. организация решения (кто, где, когда);

. затраты решения проблемы.

Так, матрица помогает составить план исследований.

Эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления являются деловые игры.

Деловые игры – метод имитации для принятия управленческих решений в различных ситуациях путём игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера.

Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ решения сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры управления, инструментального расширения управленческих навыков. Деловые игры выступают как средство анализа системы управления и подготовки специалистов.

Вопрос 31. Анализ макроокружения и непосредственного окружения организации
(профиль среды, матрицы угроз и возможностей).

Вопрос 32. Этапы анализа деятельности организации с использованием SWOT- анализа.

См. вопрос 29.
Вопрос 33. Морфологический подход в исследовании систем управления.

Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем или сама внутренняя структура этих систем. Методы морфологического анализа сложной проблемы разработаны швейцарским учёным Цвинни и долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвинни.

Основная идея этого подхода – систематически находить наибольшее число, а в пределе – все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путём комбинирования основных выделенных исследователем структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблемы могут разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Отправные точки морфологического исследования:

1) равный интерес по всем объектам морфологического моделирования;

2) ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена структура исследуемой области;

3) максимально точная формулировка поставленной проблемы.

Кроме этих общих положений автором разработаны несколько методов морфологического моделирования:

. метод систем покрытия поля;

. метод отрицаний и конструирования;

. метод морфологического ящика;

. метод экстремальных ситуаций;

. метод обобщения.

Наибольшую известность при проведении исследований получили 3 первых метода.

Вопрос 34. Организационное проектирование как инструмент исследования систем управления.

Конкретный перечень работ при исследовании системы управления зависит от цели и вида проводимого исследования, характера, содержания и специфики исследуемого объекта системы управления. Результаты предназначаются чаще всего для внедрения или использования в условиях действующих организаций, где систему требуется преобразовывать или систематически совершенствовать; формирования новой организации из числа действующих при их укрупнении или наоборот разукрупнении; строительстве новой организации, когда необходимо создать совершенно новую систему. Могут быть и иные условия, например, при реконструкции организации, изменении производственного профиля и тому подобное.

Оргпроектирование рассматривается как организационное проектирование социально-экономических систем с включением все стадий и этапов ИСУ.

Своё развитие оргпроектирование ведёт от технического проектирования.
Однако наряду с общими чертами в процедурном отношении эти виды проектирования имеют свой особенности и в содержательной части отличаются друг от друга существенно. Главное различие – объект проектирования.
Оргпроектирование охватывает такие элементы как управление и др. процессы в деятельности организации. Т.е. проектирование должно включать практически все стороны работы и отношений в организации. Это даёт возможность реализовать системный подход при совершенствовании любого элемента подсистемы или системы в целом. Результатом проектирования является разработка проекта системы и комплекса мероприятий по его внедрению.

Оргпроектирование представляет собой специальный вид деятельности, который заключается в исследовании, разработке и внедрении оргпроектов, создания и совершенствования элементов подсистем и системы управления в целом на основе новых результатов с целью повышения эффективности их функционирования.

Оргпроектирование включает достаточно сложный комплекс работ. Это является одной из важнейших задач менеджмента организаций.

Система управления, внедрённая по рационально разработанным проектам исследовательского характера является как правило эффективно действующей.
Оргпроектирование как инструмент исследования систем управления достаточно широко начало использоваться в последние 2-3 десятилетия.

Необходимость в этом вызвана рыночными отношениями, усилением конкуренции, возрастанием объёма производства, возрастанием сложности продукции, технологий производства и других элементов системы.

Вопрос 35. Принципы определения эффективности исследования систем управления.

Вопрос 36. Стадии и этапы разработки проекта системы управления организации.

В процессе исследования систем управления с учётом работ по проектированию и реорганизации выделяют 3 основных стадии:

1) предпроектная подготовка;

2) стадия проектирования;

3) стадия внедрения.

Исследование, разработка и реализация систем управления требует определённых затрат. Однако все ресурсные вложения в систему управления следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по управлению, в т.ч. по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции в рамках системы управления носит в основном предпринимательский и инновационный характер. По оценкам западных экспертов все средства, направленные на улучшение функционирования системы управления позволяют получить эффект в соотношении по разным оценкам примерно как 1 к 3, 1 к 20, 1 к 100 (т.е. на 1$ получают 100$).

Затраты на обеспечение исследований системного управления рассматриваются как инвестиции, что позволяет использовать те же показатели для оценки эффективности, что и при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Методическим инструментом, которым можно пользоваться при решении задач в рамках оргпроектирования в последнее время часто используется бизнес- планирование на подготовительной стадии.

Иногда ограничиваются технико-экономическим обоснованием. Раньше стандартно использовались в России технико-технические обоснования.

Общее руководство всеми работами, связанными с исследованиями и созданием систем управления, целесообразно брать на себя менеджерам высшего звена. Лучше всего, если в этой работе руководителем выступит руководитель организации.

Роль менеджера высшего звена в создании системы управления очень значима. От них во многом зависит как будут заложены в систему процедуры, разработанные в соответствии с проведёнными исследованиями, согласованными с международными стандартами, согласованными с нормативно-технической и нормативно-методической документацией. От них зависит как будут в реальности выполняться эти процедуры. В разработке систем управления следует предусмотреть участие большей части подразделений и служб организаций. Особая роль при этом принадлежит специализированным подразделениям, осуществляющим в организации работу по совершенствованию системы управления. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем целесообразно привлекать консалтинговые фирмы, научно- исследовательские, другие специализированные организации и отдельно высококвалифицированных специалистов в этой области.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.