скачать рефераты

МЕНЮ


Лидерство и стили менеджмента

Лидерство и стили менеджмента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Лидерство и стили менеджмента





Выполнил___________________________

 

Принял(а) Александрова О.Н.

 

 





Москва, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Природа лидерства. Формальный и неформальный менеджмент...........................................................................................................4

1.1. Понятие и природа лидерства........................................................................4

1.2. Понятие группы в менеджменте....................................................................5

1.3. Формальный и неформальный менеджмент.................................................7

1.4. Искусство менеджера и степень лидерства..................................................8

2. Основные черты и проявления лидерства ...............................10

2.1. Качества успешного лидера..........................................................................10

2.2. Ценности в менеджменте..............................................................................11

2.3. Проявления лидерства...................................................................................11

2.4. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента...........................11

3. РАЗНОВИДНОСТИ ЛИДЕРСТВА. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА.......................14

3.1. Разновидности лидерства..............................................................................14

3.2. Роли ситуативного лидера по Л.И. Уманскому..........................................17

3.3. Теории лидерства...........................................................................................18

4. Стили менеджеРА ...................................................................................20

4.1. Понятие стиля менеджера.............................................................................20

4.2. Факторы формирования стиля менеджера..................................................21

4.3. Классификация стилей менеджера...............................................................21

Заключение………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ


Что вам необходимо для того, чтобы быть успешным менеджером в современных условиях, помимо полномочий, которыми вас наделяет должность? Конечно, это и умение выстраивать эффективную коммуникацию, взаимоотношения с подчиненными, понимание намерений позиций менеджера. И, безусловно, более успешным менеджером будет тот, который обладает большим авторитетом и уважением.

Проблема лидерства и на Западе, и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человека.

Лидерство – это ведущее положение в области неформальных отношений, которые проявляются в группе при взаимодействии людей. Группа людей может иметь формальную и неформальную структуру. Поэтому в  практике управления используют приёмы формального и неформального менеджмента. Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента. Для того чтобы занять лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали ценностям группы. Неправильно отождествлять понятия лидера и менеджера, так как они совпадают далеко не во всех аспектах. Выделяются три группы теорий лидерства: теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории. Изучая лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и на роли, которые может играть лидер в коллективе.

Совокупность методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют его стиль. Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный (пассивный) стили.

1.Природа лидерства. Формальный и неформальный менеджмент


В референтных и нереферентных, малых и больших группах заслуженным авторитетом и уважением характеризуются менеджеры, являющиеся лидерами в этих группах. Их лидерское искусство определяется вкладом в эффективность функционирования групп – как формальных, так и неформальных, умением сочетать формальные и неформальные структуры. В соответствии с этим выделяют формальный и неформальный менеджмент.


1.1. Понятие и природа лидерства


Слово лидер (англ. leader – от lead «вести») многозначно, в русском языке имеет следующие значения: «1) ведущий, руководитель; 2) корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером)». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство – ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы.

Управленческие взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.

Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит  в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.  В этом проявляется природа лидерства.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

Рассмотрим понятие группы.


1.2. Понятие группы в менеджменте


Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.

Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими подчиненными.

Группа – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника  воздействует поведение и деятельность других участников.

Взаимное расположение связей в группе задает ее структура, которая может быть формальной и неформальной.

Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.

Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а  доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.

Отражением таких связей является неформальная структура в группе, которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих. 

Формальные и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента.

Так, например взаимодействие сотрудников в подразделении будет более эффективным, если при проектировании этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.

В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в подразделении.

Именно это отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они формально вышли на пенсию. Один коридор  в головном офисе компании называется  «холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому  Вайсман, Калман, Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им нравиться проводить время друг с другом».

Основным принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся принцип «сначала кто, затем что».

Таким образом, неформальная структура становилась ведущей по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.


1.3. Формальный и неформальный менеджмент


В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива.  Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.

Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?

Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.

Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.

Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

Рассмотрим приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия  в формальном и неформальном менеджменте.

Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей – другие.

Так, для формального менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина.

Для неформального менеджмента характерными приоритетами в ходе воздействия являются интересы и ценности, лидерство и группа, творчество и индивидуальность.

Если в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.


1.4. Искусство менеджера и степень лидерства


Необходимо сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.

Это позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.

Факторы, от которых зависит такое сочетание:

·                   качество персонала;

·                   личность менеджера;

·                   социально-экономическая внешняя и внутренняя обстановка;

·                   психологический климат в коллективе;

·                   тип управления;

·                   интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;

·                   динамика развития коллектива.

Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.


Резюме

1.                Слово лидер означает «ведущий, руководитель». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя и подчиненных, ситуацией.

2.                Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Лидерство, являясь феноменом области неформальных отношений, в современных условиях играет большую роль в повышении эффективности управления. Природа лидерства проявляется в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.

3.                Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними, фиксирует отношения «руководитель – подчиненный». А неформальная структура отражает неформальные отношения в группе, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, возникающим как следствие индивидуальных усилий и развивающимся на основе общих интересов и дружбы.

4.                Признаками формального менеджмента являются формально действующие организационные положения, а неформального – опора на личностные отношения.

5.                Искусство менеджера проявляется в сочетании формального и неформального менеджмента.


2. Основные черты и проявления лидерства


Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента.


2.1. Качества успешного лидера


Любая организация может рассматри­ваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организацион­ным структурам правомерно говорить и о двух прису­щих им типах отношений людей: формальных и нефор­мальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго – психологи­ческие, эмоциональные.

Изучение личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров: интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.

Связь с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.

Черты характера могут иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.

Приобретенные умения связанны с выполнением лидером своих функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.


2.2. Ценности в менеджменте


Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и профессиональное поведение. Ценности личности можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремление личности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности регулируют способ достижения целей. Система принятых ценностей в группе имеет большое значение для потенциального лидера, так как для того, чтобы большинство членов группы признали его лидирующую роль, ему необходимо их разделять.


2.3. Проявления лидерства


В чем суть основных черт и проявлений лидерства?

Во-первых, лидер группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих. Он есть олицетворение ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее членов.

Важно отметить, что лидерство личности проявляется в признании ее эффективного вклада в деятельность коллектива. Необходимо, чтобы в коллективе были его последователи и четко определена и зафиксирована его лидерская роль.


2.4. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента


Как мы с вами выяснили ранее, менеджмент – феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официаль­ных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на таб­ло» социальной организации, оговорен круг функций ре­ализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно – в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель коллектива назначается извне, выше­стоящим руководством, получает соответствующие власт­ные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служеб­ному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отно­шении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не­формальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.