Лидерство и стили менеджмента
Лидерство и стили менеджмента
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»
РЕФЕРАТ
Лидерство
и стили менеджмента
Выполнил___________________________
Принял(а)
Александрова О.Н.
Москва, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Природа лидерства. Формальный и неформальный
менеджмент...........................................................................................................4
1.1. Понятие и природа
лидерства........................................................................4
1.2. Понятие группы в
менеджменте....................................................................5
1.3. Формальный и неформальный
менеджмент.................................................7
1.4. Искусство менеджера и степень лидерства..................................................8
2. Основные черты и проявления лидерства
...............................10
2.1. Качества успешного
лидера..........................................................................10
2.2. Ценности в
менеджменте..............................................................................11
2.3. Проявления
лидерства...................................................................................11
2.4. Лидер и менеджер.
Лидерство как ресурс менеджмента...........................11
3. РАЗНОВИДНОСТИ ЛИДЕРСТВА. ТЕОРИИ
ЛИДЕРСТВА.......................14
3.1. Разновидности
лидерства..............................................................................14
3.2. Роли ситуативного лидера
по Л.И. Уманскому..........................................17
3.3. Теории
лидерства...........................................................................................18
4. Стили
менеджеРА
...................................................................................20
4.1. Понятие стиля
менеджера.............................................................................20
4.2. Факторы формирования стиля
менеджера..................................................21
4.3. Классификация стилей
менеджера...............................................................21
Заключение………………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Что
вам необходимо для того, чтобы быть успешным менеджером в современных условиях,
помимо полномочий, которыми вас наделяет должность? Конечно, это и умение
выстраивать эффективную коммуникацию, взаимоотношения с подчиненными, понимание
намерений позиций менеджера. И, безусловно, более успешным менеджером будет
тот, который обладает большим авторитетом и уважением.
Проблема
лидерства и на Западе, и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и
освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется
возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и
усилением его зависимости от факторов и ценностей человека.
Лидерство
– это ведущее положение в области неформальных отношений, которые проявляются в
группе при взаимодействии людей. Группа людей может иметь формальную и
неформальную структуру. Поэтому в практике управления используют приёмы
формального и неформального менеджмента. Искусство менеджера заключается в
сочетании формального и неформального менеджмента. Для того чтобы занять
лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали
ценностям группы. Неправильно отождествлять понятия лидера и менеджера, так как
они совпадают далеко не во всех аспектах. Выделяются три группы теорий лидерства:
теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории. Изучая
лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и
на роли, которые может играть лидер в коллективе.
Совокупность
методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют
его стиль. Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный,
демократический и либеральный (пассивный) стили.
1.Природа лидерства. Формальный и неформальный
менеджмент
В референтных и
нереферентных, малых и больших группах заслуженным авторитетом и уважением
характеризуются менеджеры, являющиеся лидерами в этих группах. Их лидерское
искусство определяется вкладом в эффективность функционирования групп – как
формальных, так и неформальных, умением сочетать формальные и неформальные
структуры. В соответствии с этим выделяют формальный и неформальный менеджмент.
1.1.
Понятие и природа лидерства
Слово лидер
(англ. leader – от lead «вести») многозначно, в русском
языке имеет следующие значения: «1) ведущий, руководитель; 2) корабль,
возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда,
идущие первыми в соревновании; 4) едущий впереди велосипедиста мотоциклист
(гонка за лидером)». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной
переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство – ведущее
положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его
вкладом в эффективность функционирования группы.
Управленческие
взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для
данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на
побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и
поддерживают инновационную природу менеджмента.
Лидерство
возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в
межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит в
том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за
ним. В этом проявляется природа лидерства.
Таким образом,
следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества,
организованной группы, организации.
Рассмотрим
понятие группы.
1.2. Понятие
группы в менеджменте
Организация – это сознательное объединение людей для
достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и
взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует
сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по
приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей
оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную
эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.
Еще одним условием эффективного управления является умение
работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение
строить взаимоотношения со своими подчиненными.
Группа – это объединение индивидов, в
котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и
деятельность других участников.
Взаимное расположение связей в группе задает ее структура,
которая может быть формальной и неформальной.
Формальная структура группы отражает документально
зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в
рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням
управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат
основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.
Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более
эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а доброжелательное и
внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность,
творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются
благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие
индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.
Отражением таких связей является неформальная структура в
группе, которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих.
Формальные
и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины
возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике
менеджмента.
Так, например
взаимодействие сотрудников в подразделении будет более эффективным, если при проектировании
этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и
психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.
В организации
бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они
совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в
подразделении.
Именно это
отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем
Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете
вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и
ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная
страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои
коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели
кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они
формально вышли на пенсию. Один коридор в головном офисе компании называется
«холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому Вайсман, Калман,
Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им
нравиться проводить время друг с другом».
Основным
принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся
принцип «сначала кто, затем что».
Таким образом,
неформальная структура становилась ведущей по отношению к формальной структуре
организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так
появляется в организации неформальный менеджмент.
1.3. Формальный и
неформальный менеджмент
В деятельности человека
и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе,
личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики
развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в
большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической
мотивацией.
Итак, в чем
различия между формальным и неформальным менеджментом?
Формальный
менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно
принятые меры.
Неформальный
менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для
управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные
отношения.
Иногда бывает
ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации.
Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности
контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина,
некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности
решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид
забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило,
воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа
формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как
отрицательное явление.
Рассмотрим
приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия
в формальном и неформальном менеджменте.
Для любой
структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну
от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей
– другие.
Так, для формального
менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум
формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина.
Для неформального
менеджмента характерными приоритетами в ходе воздействия являются интересы и ценности, лидерство и группа, творчество
и индивидуальность.
Если в любой
структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает
эффективность взаимодействия в подразделении.
1.4.
Искусство менеджера и степень лидерства
Необходимо
сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг
друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.
Это
позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента,
нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее
результативной и эффективной.
Факторы,
от которых зависит такое сочетание:
·
качество
персонала;
·
личность
менеджера;
·
социально-экономическая
внешняя и внутренняя обстановка;
·
психологический
климат в коллективе;
·
тип
управления;
·
интересы,
ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
·
динамика
развития коллектива.
Для
менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми,
опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание,
уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.
Резюме
1.
Слово
лидер означает «ведущий, руководитель». В менеджменте лидерство является
ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя и
подчиненных, ситуацией.
2.
Лидерство
возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в
межличностных и деловых неформальных отношениях. Лидерство, являясь феноменом
области неформальных отношений, в современных условиях играет большую роль в
повышении эффективности управления. Природа лидерства проявляется в том, что
группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.
3.
Формальная структура группы отражает документально
зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними, фиксирует
отношения «руководитель – подчиненный». А неформальная структура отражает
неформальные отношения в группе, которые формируются благодаря неформальным
связям в группе, возникающим как следствие индивидуальных усилий и
развивающимся на основе общих интересов и дружбы.
4.
Признаками формального менеджмента являются формально
действующие организационные положения, а неформального – опора на личностные
отношения.
5.
Искусство менеджера проявляется в сочетании формального и
неформального менеджмента.
2.
Основные черты и проявления лидерства
Лидера
выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты
характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер,
как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент
– социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента.
2.1. Качества
успешного лидера
Любая
организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и как
неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам
правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и
неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго –
психологические, эмоциональные.
Изучение
личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров:
интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.
Связь
с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что большинство
исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров.
Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность
группы.
Черты
характера могут иметь как
наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к
появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список
никогда не признавался исчерпывающим.
Приобретенные
умения связанны с выполнением
лидером своих функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой,
умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.
2.2.
Ценности в менеджменте
Ценностная
ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и
профессиональное поведение. Ценности личности можно разделить на абсолютные и
операционные. Абсолютные ценности определяют устремление личности, в частности,
те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности регулируют
способ достижения целей. Система принятых ценностей в группе имеет большое
значение для потенциального лидера, так как для того, чтобы большинство членов
группы признали его лидирующую роль, ему необходимо их разделять.
2.3.
Проявления лидерства
В чем суть
основных черт и проявлений лидерства?
Во-первых, лидер
группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих. Он
есть олицетворение ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее
членов.
Важно отметить,
что лидерство личности проявляется в признании ее эффективного вклада в
деятельность коллектива. Необходимо, чтобы в коллективе были его последователи
и четко определена и зафиксирована его лидерская роль.
2.4.
Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента
Как мы с вами
выяснили ранее, менеджмент – феномен, имеющий место в системе формальных (или,
как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный
системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее
определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего
ее лица. Роль лидера возникает стихийно – в штатном расписании учреждения,
предприятия ее нет.
Руководитель
коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает
соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как
позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей,
в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному
положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может прибегать
к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный
характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Страницы: 1, 2
|