скачать рефераты

МЕНЮ


Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме

К методам планирования относят:

v    расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

v    экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

v    отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:

v    анализ требований потребителей;

v    изучение спроса;

v    анализ рекламаций;

v    учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

v    изучение патентной информации;

v    учет изменений требований к сертификации продукции;

v    осуществление плановых расчетов;

v    увязка плановых мероприятий.

Планирование увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

v    улучшение экономического положения предприятия;

v    расширение или завоевание новых рынков сбыта;

v    достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

v    ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

v    улучшение важнейших показателей качества продукции;

v    снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

v    увеличение сроков гарантии на продукцию;

v    развитие сервиса.

Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

v    обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

v    новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

v    вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

v    качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

v    повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

v    всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.

В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.


1.3           Основные задачи планирования качества продукции


Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

v    обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;

v    повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;

v    установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

v    совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

v    увеличение выпуска сертифицированной продукции;

v    улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

v    своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

v    обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

v    разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

v    увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию Планы повышения качества должны быть, обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.

В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:

v    прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

v    планирование повышения качества продукции;

v    нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

v    разработка и постановка продукции на производство;

v    технологическая подготовка производства;

v    организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

v    обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

v    контроль качества и испытания продукции;

v    профилактика брака в производстве;

v    внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

v    сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

v    стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

v    внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

v    технико-экономический анализ изменения качества продукции;

v    обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);

v    специальная подготовка и повышение квалификации кадров.


1.4 Показатели качества продукции как основная категория оценки потребительских ценностей


Классификация показателей качества продукции

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

v    количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

v    отношению к различным свойствам продукции (показатели – надежности, технологичности, эргономичности и др.);

v    стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

v    методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

v    характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

v    способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

v    показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;

v    показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;

v    показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

v    показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;

v    эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

v    эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

v    патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;

v    экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.

В настоящее время при оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели ее однородности.

Эффективное управление предполагает также использование обобщающих показателей, которые характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться:

v    объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы;

v    экономический эффект от использования продукции повышенного качества;

v    показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности.

Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии или отрасли.

Показатели назначения продукции

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Показатели назначения подразделяются на показатели:

v    функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);

v    конструктивные (например, габаритные размеры, коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);

v    состава и структуры (например, процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах, сплавах и др.).

Показатели назначения относятся к эксплуатационным показателям (показателям технического уровня), входящим, в свою очередь, в группу технических показателей качества продукции Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним воздействиям (механическим, тепловым, климатическим и др.), к нагрузкам и т.д.

Показатели назначения продукции тесно взаимосвязаны с другими показателями, определяющими ее качество (экономическими, эргономическими, эстетическими, показателями надежности, безопасности и др.). Если не обеспечены требуемые значения взаимосвязанных показателей качества, то продукции иногда весьма сложно эффективно выполнять свое назначение.

При выборе номенклатуры показателей назначения для оценки качества обычного учитываются:

v    цель оценки качества продукции;

v    назначения продукции;

v    условия эксплуатации (потребления) продукции.

v    Показатели назначения играют важную роль в оценке качества, а их основе часто строят критерии оптимизации процесса управления качеством продукции, используемые для принятия наилучших управленческих решений.

Показатели надежности продукции

Надежность – свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей. Из определения следует, что надежность изделия тесно связана с его работоспособностью.

К числу основных показателей надежности относятся:

v    безотказность;

v    долговечность;

v    ремонтопригодность;

v    сохраняемость.

Номенклатура показателей надежности, основные методы их расчета и экспериментального определения регламентированы соответствующими стандартами.

Безотказность – свойство изделия (машины, агрегата и т.п.) выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этого изделия.

Показателями безотказности являются:

v    вероятность безотказной работы;

v    средняя наработка до первого отказа;

v    наработка на отказ;

v    интенсивность отказов;

v    гарантийная наработка.

Долговечность изделия характеризует его срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации и списания.

К числу основных показателей долговечности относятся:

v    ресурс;

v    средний срок службы;

v    срок службы до первого капитального ремонта;

v    межремонтный срок службы;

v    срок службы до списания;

v    ресурс до первого капитального ремонта.

Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслуживании и ремонте.

К показателям ремонтопригодности относятся:

v    вероятность восстановления в заданное время;

v    среднее время восстановления;

v    средняя и удельная трудоемкость технического обслуживания;

v    средняя трудоемкость ремонтов;

v    показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после сроков хранения и транспортирования, установленных в технической документации.

Показателями сохраняемости являются:

v    срок сохраняемости;

v    средний срок сохраняемости.

Кроме рассмотренных показателей с надежностью продукции, тесно связаны такие понятия, как исправность, неисправность, работоспособность, отказ, восстанавливаемость и т.п.

Одним из важных показателей эксплуатационной надежности многих ремонтируемых видов продукции является также расход сменных частей на единицу работы, выполняемой этими видами продукции.

Показатели технологичности продукции

Показатели технологичности продукции характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

Классификация показателей технологичности продукции может быть проведена по следующим признакам:

v    количеству свойств технологичности (единичные, комплексные);

v    стадии определения (проектные, производственные, эксплуатационные);

v    области анализа (технические, технико-экономические);

v    системе оценки (базовые, разрабатываемой конструкции, относительные);

v    значимости (основные, дополнительные).

v    К основным показателям технологичности продукции относятся:

v    трудоемкость изготовления (определяется суммарной трудоемкостью технологических процессов изготовления продукции, для промышленной продукции выражается в нормо-часах);

v    технологическая себестоимость (определяется суммой затрат на изготовление единицы продукции без учета покупных изделий);

v    уровень технологичности конструкции по трудоемкости изготовления (определяется отношением трудоемкости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю трудоемкости);

v    уровень технологичности конструкции по себестоимости изготовления (определяется отношением себестоимости изготовления рассматриваемого изделия к базовому показателю себестоимости);

К основным показателям технологичности промышленной продукции относятся:

v    коэффициент сборности (блочности) изделия;

v    коэффициент использования рациональных материалов;

v    удельная трудоемкость;

v    удельная материалоемкость и др.

В качестве дополнительных технико-экономических критериев технологичности продукции используются:

v    относительная и удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию;

v    относительная и удельная трудоемкость профилактического обслуживания изделия;

v    относительная и удельная трудоемкость ремонта изделия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.