Методы поиска идеи инновации
Методы поиска идеи инновации
Уральский социально-экономический институт
Академия труда и социальных отношений
Контрольная работа
По дисциплине: Инновационный менеджмент
Тема: «Методы поиска идеи инновации»
Выполнила: Власенко Я.А.
Специальность: менеджмент
Группа: МЗ 504
Форма обучения: заочная
2010 г.
План
Введение
1 Источники инноваций
2 Методы поиска идеи
3 Формы организации возникновения
инновационных идей
4 Оценка инновационного потенциала
проекта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении
конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывается
два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или
усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в
производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни;
во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует
научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая
оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных
позиций по коммерческой результативности.
Инновационная деятельность в России пока не получила того теоретического
и практического развития, которое способствовало бы преодолению затяжного
экономического кризиса, изменению характера, объемов и уровня производства во
всех сферах народного хозяйства.
Анализ различных точек зрения на товарность результатов научных
исследований, изобретений и других инноваций, их потребительную стоимость
позволяет сделать вывод, что научный продукт или изобретение лишь при
определенных условиях становится полноценным товаром.
Данная контрольная работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением
самой идеи инновации, творческим процессом и процессами управления
инновационным потенциалом.
1
Источники
инноваций
Сегодня все большее число компаний – как правило, крупные и средние фирмы
наукоемкого профиля – обращают внимание на НИОКР, в то же время используя
наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских
организаций.
Инновационная идея нередко рождается на этапе фундаментальных
исследований, где она соответствующим образом доводится и уже потом
реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.
В то же время идея с одинаковой вероятностью может возникнуть на любом
этапе цепочки – при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере разработок.
И тогда уже по каналам обратной связи идет заказ в сферу фундаментальных
исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое
исследование по данной проблематике, подготовить эффективное внедрение
новшества на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и носит
название «принцип регби».
Ориентация всех этапов исследований на конкретный конечный результат и
адекватные организационные формы, обеспечивающие эффективную стыковку разных
звеньев научно-производственного цикла, - основной фактор
конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о
ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся
научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо
стадии цикла приводит к негативному результату, поскольку вся система уже не
справляется с создаваемыми заделами либо последние становятся дефицитом.
К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях
фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения,
разработки), коммерческой стадии.
Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные
исследования имеют следующие направления:
1)
фундаментальные
НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных
моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы
не заказываются, так как их потребность не осознается;
2)
прикладные НИР, в
рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований,
решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные
маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;
3)
работы,
проводимые в интересах конкретного исполнителя, отдела, института: создание
банка нормативных документов, справочных реестров, систем переводов и
редактирования;
4)
работы
«свободного поиска» по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том,
чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих
исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового
анализа фирм-разработчиков;
5)
НИР, связанные с
необходимостью определения путей развития, планирования, модернизации в целях
формирования знания о прошлом, мировом уровне, прогнозов будущего, определения
разрыва между тем, «как есть», и тем, «как должно быть».
Если первое направление относится сугубо к фундаментальной, то
последующие четыре – к прикладной науке.
При анализе условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:
·
Надежда на успех;
·
Время завершения
разработки;
·
Стоимость
выполнения проекта;
·
Необходимость для
организации;
·
Экономический
выигрыш.
За внешней простотой, однако, скрываются реальные сложности оценки и
выбора новых научно-технических идей, поскольку отмеченные критерии имеют
тенденцию к детализации и усложнению.
На практике следует учитывать:
1)
научные условия:
взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные
отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое
для выполнения задач проекта; использование имеющихся исследовательских
ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения
накопленного опыта, получение технических знаний в исследуемой области,
создания основы для будущих НИР; эластичность соотношения затрат и результатов
(зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или
исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в
данной области;
2)
условия
реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате
выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со
сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта
нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для
производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения
престижности предприятия; возможное влияние на психологический климат в
организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров;
альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении
проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового
продукта.
Для выявления лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может
быть использован метод его оценки по контрольному перечню характеристик
(табл.1).
Таблица 1
Метод оценки НИР по контрольному перечню характеристик
Элементы оценки НИР
|
Очень
благо-
приятная
|
Благоприятная
|
Средняя
|
Неблаго-
приятная
|
Очень
неблаго-
приятная
|
Техническая вероятность успеха
|
|
+
|
|
|
|
Техническая новизна
|
|
|
+
|
|
|
Технологический выигрыш по основной
задаче
|
|
|
+
|
|
|
Косвенные технологические
результаты
|
|
|
|
+
|
|
Время выполнения НИР
|
|
+
|
|
|
|
Наличие квалифицированных
исследователей
|
|
|
+
|
|
|
Наличие оборудования
|
|
|
|
+
|
|
Конкурсная обстановка
|
|
|
+
|
|
|
Патентоспособность
|
|
+
|
|
|
|
Другие
|
|
|
|
|
|
Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в
соответствии с которой ⅔ инноваций появляются благодаря спросу на рынке и
лишь ⅓ - благодаря развитию научно-исследовательской деятельности, в
России традиционно доминировали инновации как результат
научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на
фундаментальные и прикладные НИР создавали существенные научно-технические
заделы законченных НИОКР. Однако с переходом к рыночным условиям ситуация
изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной
стороны, и нарастающие потребности в наращивании конкурентоспособности компаний
за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций инноваций в сторону
западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и
поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на
практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований.
2 Методы поиска идеи
Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на
повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:
·
оптимизация бизнес-процесса;
·
автоматизация
процессов деятельности;
·
улучшение
программного обеспечения;
·
расширение
спектра услуг;
·
улучшение
характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;
·
улучшение
организации работы;
·
разработка и
реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компании,
и др.
Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на
однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых
процессов деятельности компании, специфики реализации (табл.2).
Классификация по типам процессов производится автором идеи при подготовке
«Краткой формулировки идеи» (рис.1,2). Цель данной классификации – упрощение
сортировки идей при их рассмотрении.
Классификация по специфике реализации производится координационным
советом при рассмотрении идеи, который анализирует также вопросы мотивации
автора.
Процесс прохождения идеи в компании – от возникновения до реализации –
состоит из нескольких этапов.
Сначала автор кратко формулирует идею, используя шаблон, и передает ее на
согласование. Координационный совет рассматривает концепцию идеи и сопоставляет
ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть
дополнена наработками). Далее принимается решение о возможности реализации
идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея
помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике
реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых
ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается
решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые
затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный
процесс реализации проекта.
Таблица 2
Классификация идей в компании
№ п/п
|
Базовые признаки идей
|
Группирование по установленным
признакам
|
1
|
Внутренняя классификация процессов
|
1.
агентская
деятельность
2.
операторская
деятельность
3.
маркетинг
4.
управление
финансами
5.
управление
персоналом
6.
информационные
технологии
7.
другое
|
2
|
Содержание идей
|
1.
технические
2.
технологические
3.
экономические
4.
управленческие
5.
организационные
|
3
|
Степень новизны идеи
|
1.
Абсолютная
(абсолютно новая идея, которая не применялась ранее нигде; при рассмотрении
таких идей будут проводиться: анализ их патентной чистоты для уверенности в
том, что данная идея не была ранее запатентована; выбор способа защиты идеи
как интеллектуальной собственности компании)
2.
Относительная (ранее
не применялась в компании)
3.
частная (уже
используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста –
процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности)
|
4
|
Внутренняя специфика реализации
|
1.
проектные
2.
беспроектные
|
Краткая формулировка идеи (шаблон)
Автор: ____________________________
Дата: ____________________________
Категория Агентская Операторская Маркетинг
идеи деятельность деятельность
Управление Управление Информационные
финансами персоналом технологии
Другое
Краткая формулировка идеи (шаблон)
1
|
Развернутая формулировка идеи и ее
полезность
(Что? Сколько?)
|
|
2
|
Схема реализации идеи (Как?
|
|
3
|
Потенциальные риски (препятствия)
реализации идеи
|
|
Резолюция : Инициация проекта Менеджер проекта:
Принял: ____________ Дата: _____________
Модель процесса контроля соответствия
|
Контроль соответствия
бизнес-процессов
|
Создание и корректировка
инструкций
|
Создание и корректировка
инструкций к бизнес-процессам
|
Непрерывный контроль
соответствия
|
Непрерывный контроль
соответствия
бизнес-процессов
|
Периодический контроль
соответствия
|
Периодический контроль
соответствия
бизнес-процессов
|
Страницы: 1, 2
|