"Мозговая атака" с точки зрения криминалистики
"Мозговая атака" с точки зрения криминалистики
«Мозговая
атака» с точки зрения криминалистики
Тема
«Мозговая атака» с точки зрения криминалистики» достаточно интересна и
актуальна. Литературы по данному вопросу мало, но я постараюсь раскрыть данную
тему как можно шире. Данная тема актуальна тем, что рассматривает новые и
нестандартные методы ведения следственных действий.
Метод
мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – оперативный метод
решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором
участникам обсуждения высказывать как можно больше количество вариантов
решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных
идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [1,
с. 408].
Следственная
практика настолько сложна, что подчас даже самый опытный следователь не в
состоянии принять самостоятельное решение. В таких случаях необходимо
коллективное обсуждение, т.к. это может послужить стимулированию идей при
расследовании уголовного дела. Результативность коллективного обсуждения
зависит от состава участников и системы организаций обсуждений. Некоторые
ученые говорят, что оптимальное число лиц в группе – пять человек, другие –
десять-пятнадцать. Но мы будем считать более верное – это пять-семь человек.
Осуждение может осуществляться в форме «мозговой атаки», которая позволяет
«освободить мысли от оков». При организации такого «штурма» собираются
несколько человек, которые могут дать дельные советы. Желательно, чтобы в
«мозговой атаке» принимали участия лица разных чинов или рангов (немаловажно
присутствие стажера), в этом случае, рекомендуется заслушивать идеи в порядке
возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения
с начальством» [4, с. 26].
Большое
значение имеет обсуждение материалов и прогноза развития ситуации с коллегами,
не участвующими в расследовании, другими независимыми экспертами, а также
собирание, анализ, «просеивание» циркулирующей в определенных кругах, группах,
слоях населения информации относительно расследуемого события и деятельности
лиц, его исследующих (как с помощью гласных, так и негласных методов).
Таким
образом, один из присутствующих кратко объясняет ситуацию и ставит задачу.
Затем, также кратко каждый из участников излагает свое мнение, вносит то или
иное предложение. Обилие мыслей, соображений, фантазий – главное, что требуется
от собравшихся. Все высказыванию фиксируются для дальнейшей обработки.
Отбираются наиболее значимые идеи, сопоставляются различные предложения,
готовятся вариант решений. Данный метод может помочь раскрыть преступление в
случае, когда расследование зашло в тупик.
Подобные
обсуждения уголовных дел важны в плане повышения профессионального мастерства
следователей. В процессе споров рождаются новые идеи, способствующие
интеллектуальному росту участников обсуждений, усиливается сплоченность
коллектива. Принятые таким образом решения считаются наиболее правильными.
Для
продуктивного осуществления «мозговой атаки» и для достижения успеха
рекомендуется следующее:
Ø
к
началу организации обсуждения иметь четкую цель;
Ø
заранее
проинформировать участников обсуждения о времени совещания и вопросах,
выносимых для обсуждения;
Ø
ориентировочно
определить продолжительность обсуждения (в этом случае, как показывает опыт,
выступающие говорят более кратко).
Ø
председательствующему
следить, чтобы выступающие не отклонялись от темы обсуждения, так как замечено,
что одним из основных недостатков такого рода обсуждений является «потеря цели»
спорящими;
Ø
по
окончанию обсуждения подвести итоги, сформулировать выводы, к которым пришли
участники обсуждения [2, с. 31].
Некоторые
специалисты считают, наиболее продуктивным было бы разбить состав участников
«мозгового штурма» а группы. Первая группа должна состоять из лиц примерно
одного ранга, если участники знают друг друга. Вторая группа из лиц разного
ранга, если участники не знакомы друг с другом (в этом случае следует нивелировать
каждого из участников присвоением ему номера с последующим обращением к
участнику по номеру).
Продолжительность
«мозговой атаки» рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа в
зависимости от активности участников. Целесообразней записывать высказываемые
идеи на магнитофон, чтобы не упустить ни одну идею и иметь возможность
систематизировать их.
Систематизированные
идеи деструируют (разрушают). Это специализированная процедура оценки идей на
практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них
подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки.
Основное
правило деструирования – рассмотреть каждую точку зрения со стороны препятствия
на пути к ее осуществлению, т.е. участники атаки «разбивают» данное предположение,
отвергают систематизированную идею. Особенно ценным является то, что контридея
может быть наиболее правильной и подходящей для данного случая.
Затем,
составляется оценка критических замечаний и составляется список практических
применений идей.
Метод
коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить
групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта
прогнозирования [3, с. 163].
Успех
«мозговой атаки» сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения,
поэтому роль ведущего в «мозговой атаке» очень важна. Именно он может «вывести
из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Литература
1. Большой юридический
словарь/под ред. А.Я. Сухарева – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 408
2. Волобуєв А.Ф. Загальні
положення криміналістичної методики. Лекція. – Харків: Ун-т внутр. справ, 1996.
– с. 31
3. Образцов В.А. Криминалистика:
модели средств и технологий раскрытия преступлений: курс лекций / В.А. Образцов.
М., 2004 – с. 163
4. Титова. Н.Л. Курс
лекций по разработке управленческих решений. – М. 2004. – с. 26
|