Организационная структура предприятия
Организационная структура предприятия
Содержание
Введение………………………………………………………………..…...3
I. Структура как основной элемент
организации……………………..….5
1.1 Понятие и
сущность организационной структуры предприятия…..5
1.2 Виды организационных
структур……………………………………..6
1.2.1Типы
организаций по взаимодействию с внешней средой…..….…6
1.2.2 Типы
организаций по взаимодействию подразделений…………..8
1.2.3 Типы
организаций по взаимодействию с человеком:…………....12
1.3 Сравнение структур
управления……………………………...……...15
Введение
Если рассматривать организацию как некую систему, то
наряду с такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность,
целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то,
что организация — это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и
выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет
свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее. Любая
организация проявляет некоторые свойства живого организма, такие как
изменчивость, адаптируемость, целостность, открытость, развиваемость,
выживаемость и т.д. Следовательно, организация, как и живая система, является
живущей системой. Менеджмент придает организации свойства живущей системы,
развивает ее. Управление фирмами реализуется в рамках конкретного
хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную
структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).
Целью данной работы является выяснение степени
зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной
структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие
задачи:
1.
Определение понятия
организационной структуры.
2.
Описание типов и
разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и
достоинств.
3.
Умение строить структуру
конкретного предприятия, выявление связей между элементами структур и их
взаимозависимость.
4.
Подбор наиболее оптимальной
структуры для предприятия с учетом его особенностей и условиями окружающей
среды.
5.
Выявление необходимых
требований для формирования эффективных структур управления.
Объектом исследования является Управление социальной
защиты населения г.Оренбурга.
Предмет исследования: организационная структура, связи
между ее элементами и внешней средой.
Актуальность
данной темы не вызывает сомнений, так как структуру можно сравнить с каркасом
здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в
ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.[3,с.103]
I. Структура как основной
элемент организации
1.1 Понятие и
сущность организационной структуры управления.
Организация -
пространственно-временная структура производственных факторов и их
взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных
результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов
производства.
Под структурой управления понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная
структура управления определяется также как форма разделения и кооперации
управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления
по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и
достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и
ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав
органами управления и работающими в них людьми [2,c.196].
1.2 Виды
организационных структур.
Очевидным
является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную
технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и
специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер
взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя среда»,
«подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».
Согласно
существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя
среда» может осуществляться с помощью механистического или органического
подходов и соответственно организация может получить одну из этих
характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение»
реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в
рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или
отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне «индивид-организация»
взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль,
может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер. [9.c101]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентация
на потребителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл.1 Типы
организационных структур
1.2.1 Типы
организаций по взаимодействию с внешней средой.
Применение
термина «механистический» к организации используется для того, чтобы показать,
что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для
производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается
сильной критике. Термин «органический» как бы придает организации качества
живого организма, свободного от недостатков механистической структуры.
а)
Механистический подход к проектированию организации характеризуется
использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием
решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти
в организации. С такими характеристиками организация может действовать
эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая
неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и
нединамичное внешнее окружение.
Многие
специалисты считают механистический подход синонимом веберовской
бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М.Вебер вошел в
историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как
организации, имеющей определенные характеристики.
Свои
преимущества, например такие, как предсказуемость и производительность,
бюрократическая система может реализовать при следующих условиях:
§
В
организации известны общие цели и задачи;
§
Работа в
организации может делиться на отдельные операции;
§
Общая
цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее
на основе централизованного планирования;
§
Выполнение
работы индивида может достоверно измеряться;
§
Денежное
вознаграждение мотивирует работника;
§
Власть
руководителя признается как законная.
Конечно, существует много других условий, важных для
успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на
результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для
эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического
подхода.
б) Органический подход к проектированию организации
характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и
процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко
определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим
количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в
условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность
того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее
окружение.
Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать
с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более
гибкой. Органический подход является полной противоположностью «идеальной»
бюрократии [6,c.95].
1.2.2 Типы организаций по взаимодействию
подразделений.
Организационная
структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению
производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения
определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций
подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на
распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за
ним функций.
Схема
организационной структуры управления отражает статическое положение
подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
§
линейные
(административное подчинение),
§
функциональные
(по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
§
межфункциональные,
или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от
характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур
управления:
- линейная;
- функциональная;
-
линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
-
множественная.[12,c.136]
а) Традиционный
тип организации включает в себя линейную, функциональную и
линейно-функциональную структуры.
В линейной структуре
управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими
подразделениями по всем видам деятельности. Достоинства - простота,
экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие
требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура
реализует тесную связь административного управления с осуществлением
функционального управления.
На рисунке 1 функциональная
структура управления. На нем административные связи функциональных начальников
с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в
целях обеспечения ясности рисунка).
Рис.1
Функциональная структура управления
Д- директор; ФН -
функциональные начальники; И - исполнители
В этой структуре
нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не
используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая
иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им
оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней
административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней
управления. Она применялась наиболее широко (рис. 2).
Рис.2
Линейно-функциональная структура управления
Д- директор; ФН -
функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП -
подразделения основного производства.
Иногда такую
систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего
уровня составляют штаб линейного руководителя [10,c.68]
б) Дивизиональная (отделенческая структура) изображена на
рисунке 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или
географически.
Рис. 3.
Дивизиональная структура управления
Рук. –
руководитель высшего уровня; рук.фил.1, рук.фил.2- руководители филиалов; штаб
– штабы специалистов при руководителях высшего и среднего уровней [5,c.256].
в) Матричная структура (рис.4) характерна тем,
что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой
- руководитель программы или направления). Такая схема давно применяется в
фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из
применения линейно-функциональную[7,с.118].
|