Организационные аспекты управления институциональной устойчивостью в сфере сервиса
–
расширение
участия региональных институтов управления в процессах реформирования сферы
услуг.
Научно-образовательное направление включает:
–
разработку
и внедрение программ по учебным курсам, которые дают комплексное представление
о теории самоорганизации предпринимателей, изучающей причины и формы участия
предпринимателей в коллективных действиях по защите своих интересов, специфике
деятельности некоммерческих организаций бизнеса и методы эффективного
управления такой организацией. Для России это, по сути, новая профессиональная
специализация, хотя многие ее понятия знакомы современным отечественным менеджерам;
–
ведение
постоянной работы по повышению квалификации руководителей и специалистов сферы
управления предприятиями обслуживания;
–
расширение
консультационно-информационных услуг для малых предприятий отрасли;
–
использование
средств массовой информации с целью формирования положительного имиджа
проводимых реформ в сфере сервиса;
–
разработка
и издание нормативных, справочных и аналитических материалов, связанных с
осуществлением деятельности в сфере обслуживания;
–
обобщение
и применение передового опыта других регионов по вопросам взаимодействия
предприятий сферы услуг с органами местного самоуправления.
Рассматривая вопросы
становления механизмов согласования в сфере услуг, нельзя не выделить работы
специализированных объединений предприятий сервиса – ремесленных палат. Данный
институт наиболее распространен на Западе: например, в Германии субъекты
ремесленной деятельности объединены в 55 ремесленных палат, они охватывают
своей деятельностью все регионы страны. Масштаб объединений значителен: так,
одна из региональных палат – Ремесленная палата г. Мюнстер, расположенная
в северно-западной части Германии. Это ведущая организация, в ее составе 22,5
тыс. предприятий, на которых трудится более 160 тыс. чел. Ремесленные
объединения Германии работают на основе принципа самоуправления с 1900 г.
и сами решают свои вопросы. Юридический статус таких объединений подтвержден
специальным законом, единогласно принятым бундестагом Германии еще в 1955 г.
Создание системы рыночных отношений в России идет по общемировым
законам, и за последние 5–7 лет наблюдается рост частной инициативы – основного
условия для занятия бизнесом в любой сфере деятельности, в т.ч. и сфере
сервисных услуг. Одним из эффективных механизмов утверждения цивилизованных
условий поведения в конкурентной борьбе является объединение юридических и
физических лиц, делающих свой бизнес в одной сфере деятельности, в союзы на
принципах некоммерческого партнерства с целью защиты корпоративных интересов в
системе рыночных, государственных и общественных отношений, взаимной помощи и
поддержки. В России в конце 90-х гг. производители бытовых услуг, преодолев
проблемы, вызванные крушением централизованной системы государственного
управления, стали объединяться в Ремесленные палаты. В Москве была организована
Ремесленная палата России. Следом в ряде областей появились региональные
ремесленные палаты. На сегодняшний день в составе Ремесленной палаты России
более 60 профессиональных региональных объединений, и их численность продолжает
расти. Подобные структуры должны быть созданы и в сфере социального сервиса.
Дальнейшее развитие подобных организаций требует совершенствования
теоретико-методологического инструментария экономического управления в
направлении развития институциональных форм медиаторства, важнейшим из которых
являются некоммерческие организации, по своей природе ориентированные на
выполнение ряда медиаторных функций в обществе. Реализация данных функций,
кроме целого ряда организационно-управленческих условий, предполагает и
открытое информационное пространство, которое также предстоит сформировать в
процессе становления рыночной инфраструктуры сферы услуг.
2.3 Институты сферы сервиса
С точки зрения институционального подхода, основные положения
которого разработаны Т. Вебленом, У. Митчеллом, Дж. Коммонсом,
Д. Нортом, Дж.М. Ходжсоном [27] и др., взаимоотношения между обществом
и экономикой определяются комплексом институциональных ограничений, которые
определяют способ функционирования экономической системы. Категория «институт»
является ключевым понятием данной концепции, исходным моментом понимания
взаимоотношений между обществом и экономикой и влияния этих взаимоотношений на
экономический рост (или стагнацию и упадок). Институты в своей совокупности образуют
институциональную структуру общества и экономики, задают структуру
побудительных мотивов человеческого взаимодействия (будь то в политике,
социальной сфере или в экономике), влияют на функционирование социально-экономических
систем. Роль институтов заключается в уменьшении неопределенности
(структурировании повседневной жизни) путем установления устойчивой (хотя и не
обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми; организации
взаимоотношений между людьми; определения и ограничения набора альтернатив,
которые имеются у каждого человека.
По определению Д. Норта, институты – это «правила игры»
в обществе, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения
между людьми. К важнейшим свойствам институтов с точки зрения этого подхода
относятся следующие:
–
институты представляют собой рамки, в пределах которых люди
взаимодействуют друг c другом;
–
институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную
жизнь;
–
институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые
имеются у каждого человека;
–
институты задают структуру побудительных мотивов человеческого
взаимодействия;
–
институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать и даже измерить.
Согласно Д. Норту: «Институты создаются людьми. Люди развивают и
изменяют институты. В то же время ограничения, накладываемые институтами на
человеческий выбор, оказывают влияние на самого индивида» [17]. Мысль о том,
что «институты и формируют индивидуумов, и формируются ими», усиливается Дж. Ходжсоном:
«Институты не просто ограничивают индивидуумов и воздействуют на них. Наряду с
нашим природным окружением и нашей биологической наследственностью, институты
формируют нас как социальных существ. Они – наша социально-экономическая плоть
и кровь» [27]. Институты любого общества являются результатом исторических
перемен, и их формирование зависит как от формальных, так и от неформальных
ограничений. Формальные ограничения (закон, конституции) можно изменить путем
принятия политических и юридических решений. Неформальные ограничения (договоры
и добровольно принятые кодексы поведения), воплощенные в обычаях, традициях и
правилах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим
усилиям. Именно поэтому институциональные изменения носят обычно инкрементный,
а не дискретный характер, и даже такие изменения, как революции, смены
политического режима (насильственные, конституционные), никогда не бывают
абсолютно дискретными. Эти особенности институциональных изменений необходимо
учитывать при проведении различного рода реформ.
В рамках институционального подхода рынок рассматривается как
определенная институциональная структура, охватывающая законы, правила игры и,
что наиболее важно, определенный тип поведения, отношений и связей. Основные
положения институционального подхода могут быть представлены следующим образом:
–
институциональный подход акцентирует внимание на значимости
общественных установок, культуры, социума вообще в формировании индивидуума,
его интересов, склонностей, способов ведения хозяйственной деятельности;
–
с позиций институционализма экономическое поведение индивида
выступает как результат устойчивых стереотипов деятельности, обычаев и привычек
(в отличие от концепции «экономического человека», который принимает решения
исключительно на основе расчетов выгод и убытков);
–
в качестве основного объекта анализа институциональная теория
рассматривает не индивидуума, а институты: индивид выступает как продукт
постоянно эволюционирующей социальной и культурной среды, что помогает
объяснить созидательную и новаторскую деятельность человека;
–
институциональная теория не рассматривает состояние равновесия как
ориентир направления действия рыночных сил, поскольку представляет экономику
как открытую систему, постоянно развивающуюся под влиянием различных
взаимосвязанных и взаимоусиливающих факторов;
–
институционалисты уделяют большое внимание взаимодействию и
конфликтам между индивидуумом и властью, не сводя поведение экономических
агентов к чисто предпринимательской, коммерческой деятельности;
–
институциональная теория рассматривает технологию как первичную
силу социально-экономического развития, причем силу эндогенную и развивающуюся
по определенным эволюционным законам, что выделяет институциональный подход от
иных, рассматривающих технологию как фиксированный на каждый данный момент
экзогенный фактор.
Агентами институциональных изменений выступают различного рода
организации: политические органы и учреждения, экономические структуры,
общественные и образовательные учреждения и т.д. Институциональные рамки
оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают и на то,
как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на
процесс изменения институциональных рамок. Как указывает Д. Норт [17],
организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что
существующий набор институциональных ограничений создает возможности для
соответствующей деятельности, поэтому в процессе движения к цели организации
выступают главными агентами институциональных изменений. Другими словами,
институциональные ограничения ведут к образованию вполне определенных
организаций, структурирующих взаимодействие в обществе. Эти организации
возникают на основе стимулов, заложенных в институциональной системе, а потому
результативность их деятельности зависит от этой системы.
В рамках институционального подхода разработаны основные категории,
которые, будучи собранными вместе, отражают существо данного подхода. К ним
относятся понятия эффективной институциональной системы, институционального
равновесия и развития институтов. Эффективная институциональная система – это
такая институциональная система, которая обеспечивает экономический рост.
Формирование подобной системы основывается на развитии институтов, причем всех.
Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени,
и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен. Зависимость
от траектории предшествующего развития возникает из-за действия механизмов
самоподдержания институтов, которые (механизмы) закрепляют однажды выбранное
направление развития. Динамика развития институтов характеризуется различными
видами равновесия.
Институциональное равновесие (стабильность) – ситуация, которая
означает, что при данных относительных издержках и выигрышах от изменения игры,
которые ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять игру. Такая
ситуация вовсе не означает, что все игроки довольны существующими правилами и
контрактами. Устойчивость институтов нисколько не противоречит тому факту, что
они претерпевают изменения. Также выделяется прерывистое равновесие – это
представление социально-экономического развития в виде последовательности
периодов институциональной непрерывности, перемежающихся периодами кризисов и
более крутых изменений. Идеи и идеологии имеют значение, а институты в решающей
степени определяют, насколько велико это значение. Идеи и идеологии формируют
субъективные ментальные конструкции, с помощью которых индивиды интерпретируют
окружающий мир и делают выбор.
Методологической основой институционального анализа развития
экономических систем, кардинально отличающего его от существующих подходов в
экономической кибернетике, является понимание того, что предпочтения субъектов
хозяйствования не идентичны поведению, они не экзогенны для экономического
процесса, но меняются в ходе его под воздействием институциональных и
процессуальных ограничений и импульсов, при этом обращается внимание, что
институты не являются нейтральными трансляторами и механизмами агрегации в
экономическом процессе. Способы, которыми они созданы, определяют относительную
силу и влияние конкуренции хозяйственных интересов. Наиболее полно вопросы институционального
управления изложены в работе Д.А. Новикова «Институциональное управление
организационными системами», вышедшей в Институте проблем управления им. В.А. Трапезникова
Российской академии наук, в которой рассматриваются вопросы управления
организационными системами, понимаемое как воздействие на управляемую систему с
целью обеспечения требуемого ее поведения, и выделяются следующие типы управления.
–
управление
составом, управление структурой (в которое обычно в рамках теоретико-игровых
моделей включают управление порядком функционирования);
–
институциональное
управление (управление «допустимыми множествами»);
–
мотивационное
управление (управление предпочтениями и интересами – целевыми функциями);
–
информационное
управление (управление информацией, которой обладают участники организационной
системы на момент принятия решений).
В данной типологии, как
отмечает и сам автор, институциональное управление понимается в узком смысле
как ограничивающее.
В более широком аспекте
институциональное управление как систему воздействий на институты
социально-экономической системы сопоставить по сфере решаемых проблем другими
типами управления следующим образом (табл. 4).
Таблица 4. Сопоставление институционального управления с другими типами
управления
Вид управления
|
Проблемы
|
Институциональное управление
|
Управление составом
|
Определение структуры и состава организации
|
Институциональная организация социально-экономической
системы
|
Мотивационное управление
|
Воздействия на предпочтения и интересы
|
Согласование интересов
|
Информационное управление
|
Управление информацией участников организации
|
Единое информационное поле институциональной
среды
|
Совокупность базовых понятий управления с позиции
институционализма определяется следующим образом:
1. Субъект управления – центральная фигура в
системе управления; это тот, кто принимает решения, осуществляет выбор,
устанавливает задачи других лиц и правила действий по их исполнению. Субъект
управления рассматривается как фигура, инициирующая действия путем принятия решения,
постановки задач, координации или иным образом, но в своих инициативах всегда
имеющая ограничения в связи с рисками, интересами, способностями,
компетенциями, институциональными идеологиями и т.д.
2. Объект управления – элемент системы
управления, на который направлено управляющее воздействие субъекта управления.
В качестве интегральных объектов управления можно выделить:
1)
организации:
коллективные действия, иерархии, сети, потоки и т.д.;
2)
институты:
нормы, правила, ценности, идеологии, мотивы, оценки и т.д.;
3)
территории:
публичные сообщества, арены, рабочие места и др.;
4)
объекты
права собственности: ресурсы, способности, обязательства;
5)
активы:
ценности, результаты, знания, доверие и т.д.
3. Управленческие взаимодействия – комплекс действий,
составляющих управленческую деятельность, т.е. обеспечивающих осуществление
всего спектра функций управления. С точки зрения институциональной теории, к
управленческим взаимодействиям наряду с осуществлением классических функций,
связанных с планированием, организацией, мотивацией, контролем, следует
выделить выработку институционализированной цели деятельности, правил и порядка
ее достижения, установления смыслов и интерпретаций, связанных с достижением
цели, контрактацию, формулирование идеологии и политики и т.д.
4. Структура управления – институциональное
образование, в рамках которого предопределяется цельность трансакции.
Трансакции опосредуются управленческими структурами (рынками, иерархиями и их
смешанными формами).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|