Организация свободного времени как фактор развития персонала
Организация свободного времени как фактор развития персонала
Содержание
Введение
1. Сущность свободного времени
1.1 Свободное время:
определение, функции, подходы
1.2 Типы использования
свободного времени
1.3 Свободное время в жизни
общества
2. Роль организации свободного времени в развитии персонала
2.1 Социальная трудовая
среда
2.2 Корпоративный досуг:
цели и способы организации
Заключение
Библиографический список
Введение
Свободное время как
важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена
мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность
трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное
время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между
часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого,
но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на
свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на
какое-либо другое занятие.
По сути говоря,
содержание свободного времени, как общественного явления, было указано Т. Мором
столь четко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально
нового в него не внесли.
Томмазо Кампанелла в «Городе Солнца», Френсис Бэкон в
«Новой Атлантиде» и многие другие мыслители в понимании свободного времени, его
роли в общественной и личной жизни были единодушны с Томасом Мором и
интерпретировали его примерно так же, как в последствии К. Маркс, т.е.
«как досуг и время для более возвышенной деятельности»
Повышению качественного состояния
свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального
состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной
инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам
высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение.
Цель данной
работы – раскрыть сущность свободного времени и показать ее роль в развитии
персонала предприятия.
1. Сущность свободного
времени
1.1 Свободное время: определение, функции, подходы
Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта
работников является немаловажным фактором внешней социальной
среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая
выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее '/4 имеющегося
в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает
дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ
жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного
труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической
работой.
Временной
ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и внерабочее
время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с
трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление I сил и удовлетворение естественных
физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п.,
а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего
и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что
изменение продолжительности любого из названных временных отрезков
автоматически приводит к удлинению или сокращению других.
Затраты
времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного
пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием
дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что
в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека
в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.
По
данным тех же исследований, у работающего человека не менее 2,5–3 ч в день
уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и
т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места
жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости
социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы,
благоустроенности быта, – а все это по-прежнему остается в России слабым звеном
социальной сферы.
По
этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США,
Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не
задействованный полностью социальный резерв. Поэтому так злободневны для
россиян проблемы строительства жилья, улучшения жилищно-коммунального
обслуживания, повышения уровня технической оснащенности домашнего хозяйства за
счет более широкого использования электробытовых приборов и машин, упорядочения
работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и различных служб,
оказывающих услуги населению.
Возвращаясь
к слагаемым внерабочего времени, нужно констатировать, что если из оставшихся
после восстановления сил и удовлетворения естественных физиологических
потребностей 6,5–7 ч отнять время передвижения на работу и обратно (1 – 1,5 ч),
а также время, затрачиваемое на домашние дела (2,5–3 ч), то останется чуть
более 2 ч. По иронии судьбы это в будний день (по субботам, воскресеньям и
праздникам расклад внерабочего времени может быть иным) и есть свободное время
работающего россиянина, которое он должен использовать и для отдыха после
работы, и для выполнения домашних обязанностей, и для физического и духовного
развития, обогащения личности. [1, 142]
Свободное
время выполняет следующие основные функции: 1)
отдыха и восстановления израсходованных физических и
умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3)
развлечения и общения. Эти функции реализуются в различных
видах деятельности в свободное время. [6,178]
Поскольку
историческое развитие общества неизбежностью приводило к изменению содержания
его жизни и жизни индивидов, то, естественно, что менялась и содержательная
сторона свободного времени, которая была наиболее полно исследована уже в XX в.
как в зарубежной, так и отечественной социологии. При этом главное внимание
было уделено методологической стороне изучения проблемы В частности,
исследовались сущность, основные функции, соответствующее специфике XX в.
содержание свободного времени и его социально-индивидуальная значимость.
Обобщая
существующие определения свободного времени как общественно-исторического
явления, можно сказать, что свободное
время – это часть социального времени, не занятая
делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении
индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития
его личности.
Есть
основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени,
вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее
явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых
раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью
первого порядка – онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование
как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной
или жизненной необходимости.
Однако
выделение в свободном времени только этого аспекта рассматривалось в социологии
как недостаточное, занижающее его социальную ценность.
Сторонники
такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной
деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как
видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда.
В
то же время важное значение свободного времени заключается в том, что оно
является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То
есть свободное время может быть использовано как средство физического и
духовного совершенствования индивида.
Обобщая
сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют
для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям,
интересам и целям.
Выявление
сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а
имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а
через это и его социальную ценность.
Исследование
свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и показало
практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни
общества и на различных этапах его развития.
В
литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно
выделяются два основных подхода
к ее изучению:
Экономический, в рамках которого
свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого
для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более
квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического
прогресса.
Данный
подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению
индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в
процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.
Социологический подход отличается
наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее
исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего
и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных
групп населения и т.д.
Можно
сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует
проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального
явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания
свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин,
а также от объективных и субъективных факторов. [7,292]
Важную
роль для социолога в исследовании свободного времени играет выявление основных
типов времяпровождения людей, а также анализ и разработка
механизмов регулирования как величин свободного времени, присущих различным
слоям населения, так и его содержания.
Вопрос
содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере его
разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество
стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам
деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся
от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и
в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.
Рассматривая
существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.
Социально-психологический, исследующий,
например, отношение индивидов к свободной деятельности, и произвольные
изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения
рабочего или учебного времени.
При
этом с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности: (1)
представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида,
подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним,
и (2) имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе
индивидуальных ценностей.
Содержательной
стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к массе возможных
видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.
Наибольшее
внимание исследователи этого направления уделяют изучению содержания свободного
времени подростков и молодежи.
Близок
социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной
ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного
воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники
этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности
подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости
индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается
социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм
регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не
только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими
людьми. [7,293]
В
социологической литературе можно выделить еще один, с нашей точки зрения,
наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко
всему объему внерабочего времени.
По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на
две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно
свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
Следует
особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени
находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи,
определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени.
1.2 Типы использования свободного времени
При всем многообразии личных интересов и общественных возможностей,
определяющих формы использования свободного времени, оно может быть
классифицировано по типам, на основании преобладания в нем конкретных социально
значимых видов индивидуальной деятельности. При этом исследователи, расходясь в
деталях, единодушны в главном: они выделяют следующие основные типы
использования свободного времени. [7,294]
1. Творческий
тип. Само название свидетельствует о том, что из всех
видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и
притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои
творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого
творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники
или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на
создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной
деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например,
копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации
свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный
период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его
самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.
2. Культурно-потребительский тип. Его
примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное
время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это
посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение
художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати,
прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и
видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш
отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции,
пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной
культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры
индивида не повышает.
3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды
отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие
рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров,
устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.
Совершенно
ясно, что первый и второй тип времяпровождения более содержательны и возвышены,
чем третий, однако из этого не следует, что он должен быть исключен из
общественной и личной жизни, тем более, что в реальной жизни большинства людей
эти типы проведения свободного времени часто чередуются.
Социологические
исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются
множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст
индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные
доходы и др.
Установлено
также, что чем выше социальный статус личности, тем, как правило, выше тип
проведения свободного времени, и наоборот. Данные социологических опросов
убедительно свидетельствуют о том, что с ростом
образовательного уровня граждан возрастает и их ориентация на первые два типа
проведения свободного времени.
1.3 Свободное время в жизни
общества
Складывающиеся в обществе
экономические, политические, правовые и прочие общественные отношения, а также
уровень технической оснащенности общественного производства, определяют
величину и в значительной мере структуру и содержание свободного времени
индивида. Для их выявления в социологии исследуется распределение общего
бюджета времени с выделением основных его частей: рабочего и внерабочего
времени
Их
соотношение за истекшее столетие заметно изменилось в лучшую сторону благодаря
бурному развитию науки и техники и связанным с ними повышением
производительности труда.
В
настоящий период в России продолжительность чистого рабочего времени у рабочих
и инженерно-технических работников (ИТР) на основном месте работы в
неспециализированных областях производства равна 8 часам. Было бы ошибкой
полагать, что остальные 16 часов суточного времени, не занятые на работе, – это
свободное время. Они составляют внерабочее
время, которое имеет довольно сложную и динамичную
структуру, т.е. определенную форму взаимосвязи составляющих его элементов. [7,296]
Элементы
этой структуры и связи между ними меняются в зависимости от ряда
социально-политических, экономических, возрастных, географических и прочих
условий. Так, социологические исследования, проводимые в стране в 80-е – 90-е
годы, убедительно показали, что общий недельный бюджет времени в этот период
распределялся следующим образом.
Рабочее
время: 52 часа у мужчин и 38,3, – у женщин. Внерабочее время:
• время,
расходуемое на домашнее хозяйство и бытовые потребности, – 16,2 часа у мужчин и
26,9 часа – у женщин;
• время,
потраченное на физиологические потребности, – 68,4 часа у мужчин и 73,6 часа – у
женщин.
Общая трудовая нагрузка, т.е.
рабочее время и время, расходуемое на домашнее хозяйство и бытовые потребности,
составляло 68,2 часа в неделю у мужчин и 65,2 часа у женщин.
Свободное
время составляло 31,1 часа у мужчин и 29,0 часа – у женщин.
В
следующее десятилетие реформенного периода (1990–2000 гг.) у очень значительной
части работающего населения свободное время не только существенно сократилось,
но и ухудшило свои качественные показатели. Одной из важнейших причин этого
явилось резкое снижение уровня материальной жизни, изменившее содержание
свободного времени, т.е. совокупность видов деятельности и занятий, заполнявших
это время.
Из
свободного времени преобладающей части трудящегося населения исчезли или
существенно сократили свои пропорции те формы его проведения, которые очень
сильно зависели от семейного бюджета, в частности, посещение театров,
кинотеатров, кафе, ресторанов, поездки в санатории и дома отдыха и т.д.
Опросы,
проведенные среди российских женщин в 2002 г., показали, что возможности
проведения досуга оценивали как «хорошо» лишь 13,8% респондентов, «удовлетворительно»
– 44,1%, «плохо» – 42,0%. [7,297]
Возможности
отдыха во время отпуска были оценены как хорошие 9,9% опрошенных женщин, как
удовлетворительные – 30,6% и как плохие – 59,5%.
Очень близки к указанным
оценки возможностей в получении
необходимых знаний и образования
Сокращение
объема или ухудшение качества проведения свободного времени – это очень важный
показатель общественной дестабилизации. Можно
сказать, что свободное время как социальное явление представляет собой одну из
немногих сторон общественной жизни, в которой как в зеркале отражается
специфика протекающих в обществе процессов, их положительное или отрицательное
для индивидов значение.
Страницы: 1, 2
|