скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности аттестации персонала государственных и частных организаций

В наибольшей степени, как нам представляется, конкретизирован порядок проведения аттестации в учебнике А.Я. Кибанова «Управление персоналом организации»[20]. Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств, требованиям рабочего места. Содержание, методы и процедура комплексной оценки персонала приводятся в таблице 1. Здесь же мы остановимся на раскрытии процедуры оценки.

Различают четыре вида аттестации работников (руководителей, специалистов и других служащих): очередная аттестация, аттестация по истечении испытательного срока, аттестация при продвижении по службе и аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих. Аттестация по истечении


Таблица 1. Комплексная оценка персонала.

Характер оценок

Вид оценок, их содержание

Вес оценок

1. Объективный (база —индивидуальные оценки по контролю знаний, тестам и т.п.).

1.1. Оценка профессионализма (знаний, навыков, умений и т.д.), которая получается с использованием тренажеров, ПЭВМ.

30%


1.2. Оценка личностных качеств (данные психодиагностики).


10%


2. Объективный (база —обобщенная группа субъективных оценок).


2.Оценка и выводы аттестационной комиссии.


20%


3. Субъективный.

3.1. Оценка непосредственного руководителя (результаты, эффективность деятельности, качества труда и т.д.).


10%


3.2. Оценка руководителя, имеющего право на заключение (решение) по результатам аттестации.

30%



100%


испытательного срока проводится с целью выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте. Аттестация при продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации во всех подразделениях организации. Аттестация проходит в четыре этапа: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации.

На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии, разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; информируется трудовой коллектив о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

Проведение аттестации осуществляется на основе графиков, которые доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации, а документы на аттестуемых представляются в аттестационную комиссию за две недели до начала аттестации.

Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель (руководитель подразделения или организации). Заместителем председателя комиссии является заместитель руководителя организации по персоналу или начальник службы управления персоналом. Секретарем комиссии является ведущий работник службы управления персоналом. Члены аттестационной комиссии назначаются из числа сотрудников подразделений организации. Аттестационная комиссия работает без отрыва от основных должностных обязанностей по совместительству.

Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых — их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.

На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители,; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников.

Аттестационная комиссия с учетом обсуждений в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год; не соответствует занимаемой должности.

Оценка деятельности сотрудника, прошедшего аттестацию, и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется непосредственным руководителем аттестуемого и представителем службы управления персоналом. Аттестуемый знакомится с содержанием листа не позднее, чем за две недели до аттестации.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отложить рассмотрение материалов на аттестуемого до его прибытия на заседание комиссии. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии должен отвечать непосредственный руководитель аттестуемого.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования.

Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии заполняется на всех аттестуемых, которые были заслушаны в течение одного заседания. Если сотрудники, прошедшие аттестацию, относятся к разным подразделениям, то протоколы оформляются для каждого подразделения отдельно.


1.3           Порядок использования результатов аттестации


На этапе принятия решений по результатам аттестации (по А.Я. Кибанову)[21] формулируется заключение с учетом:

-                   выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;

-                   оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;

-                   оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия должностным обязанностям;

-                   мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;

-                   сравнения материалов предыдущей аттестации с текущим отзывом и динамики изменений;

-                   мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, самостоятельность при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника.

По результатам аттестации комиссия дает одну из оценок:

-                   соответствует занимаемой должности;

-                   соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии;

-                   не соответствует занимаемой должности.

На каждого работника по итогам аттестации заполняют аттестационный лист, который затем хранят в личном деле сотрудника.

Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. Если аттестация показала, что сотрудник не соответствует занимаемой должности, его нельзя тут же уволить. Сначала необходимо предложить такому работнику любую другую должность (ст. 81 ТК РФ), даже менее квалифицированную и ниже оплачиваемую. И вот если он от нее письменно откажется, то тогда можно его смело увольнять. По истечении указанного срока (двух месяцев) перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Российские нормативные правовые акты, посвященные аттестации, имеют строго целевое назначение и действуют только в отношении отдельных категорий работников. А ТК РФ в подпункте б п. 3 ст. 81 предусмотрел расторжение трудового договора по инициативе работодателя за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, предоставил возможность всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также видов деятельности, проводить аттестацию всех категорий работников. ТК РФ не рассмотрел само понятие "аттестация" и процедуру ее проведения, а только предусмотрел одно из возможных правовых последствий ее проведения - увольнение.

Такое положение снижает эффективность трудового законодательства в целом, вызывает трудовые споры, ухудшает социально-психологический климат на предприятиях и в организациях и обуславливает необходимость оптимизации законодательства об аттестации.

Процедура аттестации - одна из ключевых в системе управления персоналом. Аттестация "работает" на стратегические, а не на тактические цели компании. Корректирование окладов - самая "очевидная", но отнюдь не самая главная цель аттестации. Через процедуру аттестации производится "инвентаризация" качества человеческих ресурсов компании. Это позволяет составлять планы по обучению и кадровому резерву компании. Основным же в аттестации является то, что через эту процедуру компания получит возможность донести до своих сотрудников содержание и уровень ожидаемых требований вообще и к конкретным должностям в частности, а также показать сотрудникам, в чем конкретно они этим требованиям соответствуют, а в чем - нет. Изменение окладов является логическим следствием оценки этого соответствия и формой сообщения компании об уровне этого соответствия. Если бы речь шла только об увольнении худших сотрудников и коррекции окладов, было бы экономически невыгодно запускать такую ресурсоемкую процедуру как аттестация.

Экономический эффект аттестации проявляется не прямо, а косвенно, через изменение производственного поведения сотрудников. Когда речь идет о персонале, нужно учитывать, что цикл отдачи от финансовых вложений (в том числе в аттестацию и процедуры, сопряженные с ней) может быть отсрочен. Аттестация, если она проводится правильно, дает отдачу после 2-3 цикла проведения (то есть, в течение 1-3 лет с момента первого проведения). Финансовые вложения в человеческие ресурсы компании нужно рассматривать не как затратные, а как инвестиционные. Инвестиции подобного рода направлены прежде всего на развитие компании. Даже если текущее состояние организации не позволяет произвести прибавку к зарплате, сотрудник должен знать о требованиях компании к нему и о своем соответствии им, а также о необходимости выполнения плана развития.



2. Опыт аттестации персонала на примере военной организации

2.1 Организация работы кадровых органов по проведению аттестации персонала


Рассмотрим аттестацию персонала на примере государственной организации - Вооруженных сил Российской Федерации.

Данная организация характеризуется линейно-функциональной структурой и вертикальным разделением труда.

Конечным продуктом деятельности организации является предоставление заказчику, т.е. государству, услуги – защите государства же от внешних воздействий с использованием всех имеющихся на вооружении видов насилия, включая применение оружия массового поражения.

Основные ресурсы, используемые организацией — это люди (человеческие ресурсы), вооружение и военная техника, а так же финансовые средства для оплаты работы персонала, закупок новой техники и поддержания в работоспособном состоянии имеющегося оборудования и сооружений. Главная задача организации в области их использования — достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Нормативно-правовой основой для руководства Вооруженными силами РФ служат следующие документы:

-                   Конституция РФ;

-                   Об обороне: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ;

-                   О воинской обязанности и военной службе: Федеральный Закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;

-                   О статусе военнослужащих: Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ;

-                   Положение о порядке прохождения военной службы: Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

-                   Общевоинские Уставы Вооруженных сил РФ: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495;

-                   Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ: Приказ министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350.

Непосредственно для аттестационной работы применяется следующий документ:

-                   О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных сил РФ: Приказ министр обороны РФ от 6 апреля 2002 г. № 100.

Данный приказ определяет:

Аттестационный орган – комиссию, назначаемую приказом (приложение №1) и план ее работы (приложение №4).

Периодичность аттестации:

-                   при заключении контракта (аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, в которых дается отзыв),

-                   не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы,

-                   по окончании военно-учебных заведений,

-                   при увольнении в запас, не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы

-                   и, как показала практика последних трех лет, внепланово, по указанию Министра обороны.

Отчетность по аттестации:

-                   составляются соответствующие аттестационные листы (приложение №2).

Охват персонала:

-                   все военнослужащие – по плану,

-                   направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены - вне плана.

Исключения из правил:

-                   аттестация военнослужащих, замещающих воинские должности менее года, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации не на воинских должностях, а также, если с момента их предыдущей аттестации прошло менее года, проводится по прошествии года со дня вступления в воинскую должность, после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, по возвращении из-за границы, а также через год после предыдущей аттестации;

-                   на военнослужащего, назначенного на новую воинскую должность (с выходом из подчинения прежнему командиру, начальнику) менее чем за три месяца до начала аттестации, аттестационный лист, содержащий отзыв, составляется, рассматривается, утверждается и доводится военнослужащему до убытия его из воинской части по прежнему месту военной службы.

Аттестационные листы не составляются при рассмотрении на аттестационных комиссиях вопросов:

-                   о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.