Особенности работы с локальными нормативными правовыми актами
Особенности работы с локальными нормативными правовыми актами
Содержание
Введение
Глава 1. Локальные нормативные акты
Глава 2. Порядок разработки,
согласования и утверждения должностных инструкций
Заключение
Список литературы
Введение
Работа с
документами неизбежно требует регламентации всего комплекса выполняемых
процедур – от момента создания документа до их хранения. В настоящее время в
области делопроизводства отсутствуют общегосударственные нормативные правовые акты,
устанавливающие единые правила подготовки и обработки управленческой
документации. Требования действующих государственных стандартов (например,
ГОСТа Р 6.30-2003) являются рекомендательными, а обязательные для применения
акты имеют узкую сферу распространения. В сложившейся ситуации с нормативным
регулированием делопроизводственных процессов возрастает роль локальных
нормативных актов по вопросам обработки документов, создаваемых самими
организациями на базе общегосударственных рекомендаций. Очень часто в
литературе по кадровому делопроизводству употребляется термин - локальные
нормативные акты. В справочниках дается подробное разъяснение этого термина.
Многие статьи журналов, освещающих проблемы кадровых служб, не раз писали о
необходимости принятия данных документов в каждой организации. Но далеко не во
всех организациях в наличии данная документация.
Локальные нормативные
правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства.
Локальный
нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в
определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и
направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Структура локального
нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы
правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия
нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть -
преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. При
необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут
воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской
Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их
опубликования. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики,
карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а
соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный
правовой акт с приложениями, должен иметь сквозную нумерацию страниц. Подготовленный
проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть
проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка.
Локальный нормативный
правовой акт утверждается (подписывается) руководителем учреждения.
Нормативный правовой акт
должен содержать следующие реквизиты:
1. наименование органа,
издавшего акт;
2. наименование вида акта
и его название;
3. дата подписания
(утверждения) акта и его номер;
4. наименование должности
и фамилии лица, подписавшего акт.
Локальный акт в форме
Положения может в своей структуре содержать следующие разделы:
·
Общие положения;
·
Порядок
организации целевого приема;
·
Общие правила
подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний.
1. Локальные
нормативные акты
Документ рассматривается
сегодня как один из важнейших инструментов управления. От качества содержащейся
в документе информации, рационального расположения информационных элементов
(реквизитов), грамотной организации документопотоков как внутри организации,
так и за ее пределами, а также других факторов в значительной степени зависит
эффективность управления. Не случайно в последние десятилетия вместо
традиционного термина «делопроизводство», обозначающего деятельность,
обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными
документами, все чаще используется термин «документационное обеспечение
управления», акцентирующий внимание, прежде всего, на управленческой
составляющей документационных работ. Вопросы документационного обеспечения
деятельности отражаются в различных локальных нормативных правовых актах
организации — уставе, регламенте (в коллегиальных органах), положениях о
структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и др. В
организациях могут разрабатываться специальные правовые акты для таких участков
работы, которые играют ведущую или достаточно самостоятельную роль в деятельности
учреждения. Например, в исполкоме может быть инструкция о подготовке,
оформлении и хранении решений, в министерстве — положение о коллегии
министерства, в котором отражается документирование ее деятельности, в
организациях — положения (инструкции) о порядке работы с обращениями граждан.
Однако основным
нормативным актом в сфере делопроизводства является Инструкция по ведению
делопроизводства в организации, закрепляющая принципиальные положения и
технологические решения по документационному обеспечению управления. В
Инструкции отражаются особенности структуры, штатного состава и направлений
деятельности организации. Традиционно в таких инструкциях описывается порядок
работы с организационно-распорядительными документами без рассмотрения других
систем документации. Однако с практической точки зрения целесообразней показать
в Инструкции весь комплекс работ с управленческой документацией, включающей
обработку документов из специальных (функциональных) групп (кадровых,
бухгалтерских и т.д.).
1.1 Структура
Инструкции
Инструкция может включать
различные разделы, основными из которых являются:
· общие положения;
· состав документов организации;
· подготовка документов, организация
документооборота;
· информационно-поисковая система
организации;
· контроль исполнения документов;
· организация документов в
делопроизводстве;
· передача документов на архивное
хранение.
В «Общих
положениях» указывается, в соответствии с какими
нормативно-методическими документами разработана Инструкция и на какие системы
документации распространяется, кто отвечает за состояние и совершенствование
делопроизводства в организации, осуществляет организационно-методическое
руководство и контролирует работу с документами. Здесь же устанавливается
порядок ввода Инструкции в действие и внесение в нее изменений и дополнений.
В разделе «Состав
документов организации» называются системы, виды и разновидности
документов, используемые в данной организации для документирования
управленческих функций. Создание документов, т.е. документирование принимаемых
управленческих решений, является обязательной составляющей процесса управления
любой организации.
Государственное
регулирование процессов документирования требует от граждан, органов
государственной власти и местного самоуправления, организаций и общественных
объединений в обязательном порядке представлять документированную информацию
органам и организациям, ответственным за формирование и использование
государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой
документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за
сбор и обработку Федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство
РФ. Порядок и условия обязательного представления документированной информации
доводятся до сведения граждан и организаций. При регистрации юридических лиц
регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых ими документов
и адресами их представления. Перечни прилагаются к уставу каждого юридического
лица.
Таким образом,
определенная часть документированной информации имеет установленный состав
сведений и показателей и утвержденные унифицированные формы, обязательные для
применения в организациях и на предприятиях всех форм собственности. Эта часть
управленческой документации не может произвольно регулироваться самой
организацией, т.е. сокращаться или изменяться по содержанию и формам. Особенно
наглядно это проявляется на примере первичной учетной, отчетной,
расчетно-денежной документации, документации по личному составу и т.п.
При работе с такой
документацией предусматриваются:
·
своевременный
переход к работе с новыми унифицированными формами, утвержденными
постановлениями соответствующих ведомств;
·
заполнение
общегосударственных, отраслевых или ведомственных унифицированных документов по
установленным правилам и с учетом предусмотренных сроков;
·
внесение
разрешенных изменений в типовые унифицированные формы документов с целью
«привязки» их к особенностям деятельности конкретной организации.
Другую часть
управленческой документации составляют организационно-распорядительные
документы, которые не имеют, как правило, «жесткой» регламентации по
форме и содержанию и ежедневно создаются в каждой организации в большом
количестве. Именно для этой группы документов важно правильно решать вопросы,
связанные с определением их видов и разновидностей, содержанием и порядком
оформления. Для организации процессов документирования прежде всего следует
анализировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих
решений в той или иной производственной, финансовой, кадровой и других
ситуациях. Для выявленных типов информации требуется определить виды и
разновидности документов, создание которых будет служить письменным
подтверждением имеющихся фактов, происходящих событий и принятых решений. Таким
образом, основной задачей оптимизации процессов документирования управленческой
деятельности является упорядочение состава и содержании документов, создаваемых
по конкретным управленческим функциям и ситуациям. Наиболее целесообразным
подходом к решению этой задачи следует считать разработку Табеля форм
документов – (далее – Табель), в котором должны быть представлены все
создаваемые в организации документы, сгруппированные по управленческим
функциям.
1.2 Табель форм
документов
Цель подготовки Табеля –
определение оптимального количества форм документов для юридического оформления
управленческих действий. Он позволяет исключить применение в организации видов
и разновидностей документов, не соответствующих ее организационно-правовой
форме или направлениям деятельности, необоснованно или несанкционированно
заменяющих принятые в государстве типовые унифицированные формы документов.
Использование Табеля способствует сокращению трудозатрат и рабочего времени при
решении задач документирования управленческих ситуаций.
Форма Табеля определяется
самой организацией. С Табель могут входить сведения:
· о наименовании формы документа;
· о присвоенном этой форме коде;
· о наличии общегосударственной формы
документа;
· об условиях ее составления
(периодичность; лицо, ответственное за подготовку документа и др.);
· о степени ограничения доступа к
документу.
Наименования форм
документов могут располагаться в Табеле по алфавиту, либо по функциональной
принадлежности, что предпочтительнее.
Табель форм документов
разрабатывается службой документационного обеспечения (ДОУ) – например,
канцелярией – на основе материалов, представленных структурными подразделениями
организации. Проект Табеля согласовывается с руководителями структурных
подразделений, подписывается руководителем службы ДОУ и утверждается приказом
руководителя организации. Вступивший в силу Табель под расписку доводится до
ответственных исполнителей – специалистов организации, участвующих в подготовке
и обработке документов. Работники организации должны использовать в своей
деятельности только те формы документов, которые включены в Табель. Следует
отметить, что специалисты служб документационного обеспечения управления,
кадровых служб и др., далеко не всегда выбирают оптимальные способы
документирования при возникновении тех или иных управленческих ситуаций. Это
приводит в одних случаях к составлению лишней документации, а в других – к ее
нехватке. Требования к составлению и оформлению служебных документов,
включенных в Табель, излагаются в разделе «Подготовка документов,
организация документооборота» Инструкции. Здесь рассматриваются состав
реквизитов документов и правила их написания, виды бланков документов,
особенности подготовки отдельных групп документов (например, организационных,
распорядительных, информационно-справочных и т.д.), порядок придания документам
юридической силы. Отдельно должен быть затронут вопрос о согласовании проекта
документа как с ответственными работниками организации, так и с представителями
других организаций (внутреннее и внешнее согласование). В самостоятельный
подраздел желательно выделить требования к языку и стилю служебных документов. Обязательным
дополнением (приложением) к данному разделу Инструкции должны стать Альбом
форм документов и Сборник типовых и трафаретных текстов документов.
1.3 Сборник типовых и
трафаретных текстов документов
Необходимым дополнением к
Табелю и Альбому форм служит Сборник типовых и трафаретных текстов документов
(далее – Сборник). Сборник должен отражать специфику деятельности организации и
помогать работникам быстро, качественно и минимальными трудозатратами
составлять и оформлять служебные документы по любым возникающим вопросам.
Важной задачей службы делопроизводства является постоянное обновление и
пополнение Сборника новыми образцами текстов, а также отдельными примерами
правильного употребления языковых оборотов, составляющих основу делового стиля,
которым должны быть написаны официальные документы.
Типовые тексты, как правило, разрабатываются для
многостраничных документов – положений, должностных инструкций, договоров и
т.д.
Трафаретные тексты характерны для небольших по объему
документов, многократно составляемых в течение календарного года или
периодически подготавливаемых из года в год. Например, организация для
прохождения производственной практики ежегодно принимает студентов ВУЗов,
предварительно определяя их численность и место работы. Соответствующее
предложение, направляемое в ВУЗ, должно быть трафаретным, т.е. содержать
постоянные части текста и отведенные места для переменной информации, например:
«Для прохождения
производственной практики в 200__/__ учебном году предлагаем направить в нашу
организацию в период с ___ по ___ студентов __ курса в количестве ___ человек.
Для организации и
проведения практики назначены руководители практики и выделены рабочие места в
следующих структурных подразделениях:
Наименование подразделения
|
Количество принимаемых студентов
|
ФИО руководителя практики
|
|
|
|
Просим подтвердить ваш
запрос о проведении производственной практики студентов с учетом наших
предложений в срок до ___». Сборник типовых и трафаретных текстов
разрабатывается службой делопроизводства с участием структурных подразделений и
утверждается приказом руководителя организации.
1.4 Локальные
нормативные акты, принятие которых обязательно
Правила внутреннего
трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в
соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения
работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового
договора; режим работы; время отдыха; применяемые к работникам меры поощрения и
взыскания; иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Они
обычно являются приложением к коллективному договору. Исключительно
правилами внутреннего трудового распорядка организации также определяются:
- порядок введения
суммированного учета рабочего времени;
- перечень работ, где по
условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно;
- места для отдыха и
приема пищи виды работ, где необходимы специальные перерывы для обогревания и
отдыха, а также продолжительность и порядок предоставления таких перерывов;
- порядок предоставления
выходных дней в различные дни недели поочередно каждой группе работников в
организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по
производственно-техническим и организационным условиям. Правилами внутреннего
трудового распорядка организации также могут определяться некоторые условия,
которые можно закрепить в коллективном договоре.
К обязательным
локальным нормативным актам относятся также:
- документы организации,
связанные с защитой персональных данных работников, устанавливающие порядок
обработки персональных данных работников;
- права и обязанности
работников в этой области;
- порядок хранения и
использования персональных данных работников в организации;
- порядок осуществления
передачи персональных данных работника в пределах одной организации;
- перечень специально
уполномоченных лиц, кому разрешен доступ к персональным данным работников.
Также обязательны -
штатное расписание, график отпусков, форма расчетного листка.
Особое значение стоит
уделить инструкциям по охране труда для работников и документам организации,
связанным с процедурными отношениями по охране труда.
Они регламентируют:
- информирование
работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске
повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной
защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- наличие комплекта
нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии
со спецификой деятельности организации.
Очень опасно, например,
отсутствие или неправильное ведение локальной документации по охране труда
водителей транспортных средств организации, а также сотрудников, работающих с
ЭВМ и, соответственно, с мониторами (видео-дисплейными терминалами) и т.д.
Авария, болезнь, травма данных работников ведет как к уголовной ответственности
руководителя и, как следствие, к тому, что со стороны работника или членов его
семьи будет подан гражданский иск о возмещении ущерба здоровью. Например, по
причинам неуведомления работодателем о необходимости делать периодические
перерывы в работе, несоблюдения санитарных требований к площади помещений и
т.д.
2. Порядок разработки,
согласования и утверждения должностных инструкций
Правила разработки,
согласования и утверждения должностной инструкции напрямую трудовым
законодательством не регламентированы и потому в этой сфере нет каких-либо
стандартов. Должностная инструкция – это один из локальных
нормативных актов, принимаемых работодателем. Согласно статье 8 ТК РФ
работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты,
содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Поэтому
практически все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не
являющихся индивидуальными предпринимателями, могут вводить должностные
инструкции для регламентирования трудовых отношений, а также самостоятельно
устанавливать порядок их разработки, согласования и утверждения.
Страницы: 1, 2
|