Особенности транспортно-логистических систем
Особенности транспортно-логистических систем
1.
Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их
взаимодействие
Поиски
оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить
необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее
время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как
промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными
видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках
неодинакова. В 2000 г. сохранилась положительная динамика улучшения
финансового состояния по крупным и средним предприятиям всего транспортного
комплекса. Объем перевозок возрос на 7,7%, а грузооборот – на 6,7%. Прирост на
грузовом автомобильном транспорте составил 5% (хотя на самом деле больше за
счет частного сектора и сложности учета его работы), на железнодорожном – 8%,
речном – 16%. Транзит через страну увеличился на 19%.
Освоение
предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда
факторов, основными из которых являются следующие:
·
характер
и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта,
определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
·
размещение
транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и
населенных пунктов;
·
организация
перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и
пассажиров.
Каждый вид
транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в
размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности
подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного
использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как
общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
К
общехозяйственным факторам относятся:
·
размещение
и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление
перевозок и грузопотоков;
·
номенклатура
выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его
работы;
·
состояние
запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки
грузов и т.д.
К
специфическим транспортным факторам относятся:
·
размещение
сети путей сообщения;
·
условия
эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
·
пропускная
и провозная способности;
·
техническая
вооруженность;
·
система
организации транспортного процесса.
При сравнении
вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями
являются:
·
уровень
эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
·
капитальные
вложения;
·
скорости
движения и сроки доставки;
·
наличие
провозной и пропускной возможностей;
·
маневренность
в обеспечении перевозок в различных условиях;
·
надежность
и бесперебойность перевозок, их регулярность;
·
гарантии
сохранности перевозимых грузов и багажа;
·
условия
эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих
показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от
мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа
подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других
факторов.
Отметим
основные технико-экономические особенности, характеризующие специфичность
транспортно-логистических систем различных видов транспорта.
Основными
технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:
·
неразрывная
связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками,
торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и
базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их
с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и
погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;
·
возможность
строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной
территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;
·
высокая
провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная
линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки
более 100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка – 20 млн. т и более в
каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы
поездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей
железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности
размещения производства и сырьевых ресурсов;
·
возможность
осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой
стоимостью перевозок;
·
возможность
бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды
суток;
·
сравнительно
высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки
грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих
эффективность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки.
В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты
показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни
сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9–10 млн.
тонн;
·
доставка
грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние
перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от
Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза.
Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее
эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках
виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими
маршрутами;
·
относительно
высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.
Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу,
то на автомобильном он составит 4–5 единиц.
На различных
видах транспорта себестоимость складывается под влиянием таких показателей, как
мощность грузо- и пассажиропотока, средняя дальность перевозки, соотношения
груженого и порожнего пробега, района размещения линии, ее технической
оснащенности и т.д. Поэтому для объективности оценки эффективности
использования того или иного вида транспорта целесообразно исходить из
конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или
направлениях.
Морской
транспорт
играет важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических
связей с зарубежными странами. Внутри страны в каботажном плавании морской флот
имеет большое значение для обеспечения транспортных связей Дальнего Востока и
Крайнего севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского побережья,
Камчатки, Чукотки).
В работе
морского транспорта важное значение имеют морские порты. В них происходит
погрузка и выгрузка грузов, оформление перевозочных документов, вспомогательные
операции по техническому обслуживанию и снабжению флота и другие работы,
связанные с отправлением, переработкой и прибытием груза, а также посадкой и
высадкой пассажиров.
Существуют
следующие типы морских торговых портов:
·
общего
назначения, где проводится обработка различных судов и грузов на одних и тех же
причалах;
·
специализированные,
когда происходит переработка массовых грузов (руды, хлеба, каменного угля,
леса, нефтеналивных грузов). С учетом особенностей таких грузов строятся
причальные линии, системы механизмов и автоматизированных комплексов для
погрузочно-разгрузочных работ;
·
комбинированные
– наиболее крупные морские торговые порты, имеющие специализированные причалы,
районы для переработки массовых грузов и причалы общего назначения в основном
для переработки тарно-штучных грузов.
Для
нормального функционирования порты должны иметь сооружения, устройства,
механизмы причального флота для перемещения грузов как внутри трюмов судов, так
и в порту, для перегрузки на плаву, а также склады, весовое хозяйство, системы
управления, ограждения и т.д.
Погрузка и
выгрузка в портах производится у береговых причалов, оборудованных швартовыми
устройствами; у рейдовых портов, т.е. в районах акваторий, оборудованных
специальными постоянными причальными приспособлениями, укрепленными на якорях
или прочно закрепленном грунте; у мест якорной стоянки судов, т.е. в районах
акваторий, где грунт и условия судоходства допускают стоянки судов. К береговым
причалам относятся как набережные причалы, так и плавучие пристани
(дебаркадеры, понтоны).
Морские порты
в зависимости от характера грузовой работы могут специализироваться по роду
перерабатываемых грузов, направлениям перевозок и т.д. Специализация портов
способствует оптимизации использования технических средств, снижению
себестоимости погрузочно-разгрузочных работ и рационализации грузопотоков.
Основными направлениями развития морских портов являются: строительство
глубоководных причалов для приема крупнотоннажных судов, оборудование портов
автоматизированными системами с высокопроизводительными перегрузочными и
транспортирующими механизмами, строительство контейнерных терминалов,
специализация причалов по роду перерабатываемого груза. В зависимости от вида
плавания судов морское сообщение принято делить на внешнее (заграничное) и
внутреннее (каботажное).
По
эксплуатационному назначению морские транспортные суда бывают: пассажирские и
туристские, грузопассажирские, наливные, комбинированные (рудонефтевозы),
сухогрузные, контейнеровозы, лихтеровозы, роллерные.
По сравнению
с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических
особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:
·
возможность
обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового
оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается
специальными правилами и положениями;
·
сравнительно
небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или
поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);
·
практически
неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности
происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и
причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства
погрузочно-разгрузочных работ;
·
сравнительно
малый расход топлива и энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с
рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления
подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте.
Кроме того, морские линии прямолинейны;
·
при
перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта,
себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают
соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.
К недостаткам
морского транспорта относятся:
·
зависимость
от естественно-географических и навигационных условий. Этим определяется
продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима: частичное
или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских
сообщений;
·
необходимость
строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морской
транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких
расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта – возможность
использования судов большой грузовместимости;
·
ограниченное
использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути
проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы
только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах. Морские
перевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее
эффективны, чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости.
В то же время в большом каботаже издержки на морском транспорте почти в три
раза меньше, чем на железнодорожном.
Речной
транспорт
является важным звеном общей транспортной системы в таких районах, где есть
реки и где он является наиболее дешевым, особенно при перевозках массовых
грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.
Россия
обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Бассейн реки
Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс. км, из которых 110 тыс.
км являются судоходными или сплавными.
Основными
технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного
транспорта, являются:
·
большая
провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р. Волги
может быть доведена до 100 млн. т в год;
·
сравнительно
невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она
примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по
сравнению с автомобильным транспортом;
·
относительно
меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным
магистральным водным путям с пропускной способностью 80–100 млн. т в год в
несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным
составом) и в 3–4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым
покрытием.
К недостаткам
использования речного транспорта относятся:
·
извилистость
пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде
случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;
·
ограничение
в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;
·
удлинение
маршрутов следования грузов;
·
небольшая
по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и
пассажиров.
Автомобильный
транспорт
России в настоящее время в значительной мере обеспечивает или участвует в
обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика
его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении.
Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных
(технологических) перевозок, так и для непосредственной доставки грузов из
пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).
Страницы: 1, 2
|