скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие управленческих отношений

Понятие управленческих отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО "АмГУ")

Кафедра Социологии







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Понятие управленческих отношений

по дисциплине Социология управления













Благовещенск 2010




СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Понятие управленческих отношений

2. Структура управленческих отношений

3. Сущность управленческих отношений

3.1 Диалектика субъективного и объективного в управленческих отношениях

3.2 Характер управленческих отношений

3.3 Законы функционирования и развития управленческих отношений

4. Виды управленческих отношений

4.1 Отношения централизма и самостоятельности

4.2 Отношения субординации и координации

4.3 Отношения ответственности

4.4 Отношения состязательности

Заключение

Библиографический список




ВВЕДЕНИЕ


В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

• субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

• объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Суть данных отношений состоит в том, что они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.



1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Реализуя цели и задачи социального управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений можно говорить двояко. Во-первых, в широком смысле, по факту включенности людей в систему социального управления. То есть безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают — активной или пассивной, субъектом или объектом. В таком понимании носителями управленческих отношений являются все социальные общности и индивиды, а область существования этих отношений совпадает с масштабами осуществления социальных управленческих воздействий в обществе. Следовательно, в широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.

Во-вторых, управленческие отношения рассматриваются в узком смысле. Как и любые общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности— управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения — это связи между субъектами управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

Существование подобного вида управленческих отношений в системе социального управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

Субъектами управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия и характера взаимодействия.




2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Управленческие отношения как необходимый компонент механизма социального управления, обеспечивающий его функционирование и развитие, имеют свою структуру. Ее содержание характеризует возникающие здесь связи между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления.

Объект социального управления — сложная система, имеющая многообразный состав относительно самостоятельных и в то же время органически взаимосвязанных социальных элементов — сфер жизнедеятельности людей, различных их общностей, отдельных индивидов и т.д., осуществляющих свои жизненные функции рамках целостного общественного организма. Структура объекта управления, его социальная природа определяют построение субъекта социального управления, возникающую здесь структуру управленческих отношений, их виды. В качестве критерия выделения этой структуры выступают устойчивые, общие связи между субъектами управления в процессе осуществления управленческой деятельности. Среди них основными являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, состязательности и др.

Отдельные виды управленческих отношений органически связаны между собой, в совокупности обеспечивая функционирование и развитие социального управления. Так, реализация централизма невозможна без установления отношений субординации, а самостоятельность выражается в отношениях координации. Существование всех других управленческих отношений зависит от развитости отношений ответственности, которые, в свою очередь, предполагают наличие отношений состязательности между субъектами управления.




3. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


3.1 Диалектика субъективного и объективного в управленческих отношениях


Возникая как результат обмена деятельностью, управленческие отношения выступают в единстве субъективного и объективного. Они выражают многообразные связи между людьми в сфере управления, в основе деятельности которых лежит волевое сознательное начало. "...В истории общества действуют люди, — писал Ф. Энгельс,— одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели". Тот факт, что в основе всякой деятельности людей, в том числе и управленческой, лежит сознательное начало, определяет субъективную сторону управленческих отношений, их подверженность воздействию со стороны людей.

Управленческая деятельность, так же как и любая деятельность, сообразуется с законами объективной действительности и вытекающими из них собственными законами социального управления.

Управленческая деятельность людей не есть проявление стихии, произвола. Она подчиняется объективным законам, не зависящим от сознания и воли человека— законам движения материального производства, общественного развития, социальным законам самой деятельности. Эти законы, реализуясь через сознательную деятельность людей, придают ей, а тем самым и общественным отношениям необходимую направленность, соответствующее содержание, определяя их движение в определенном русле, диалектически соединяя в них субъективные и объективные стороны.

В управленческих отношениях их объективные компоненты выражают характер и содержание социальной деятельности вообще и управленческой деятельности в частности. Во-первых, развитие производительных сил и производственных отношений детерминирует совместную деятельность участников управления. Управленческие отношения являются непосредственно следствием состояния специализации и кооперации труда, потребностей организации производства, существующих конкретно-исторических форм совместной жизнедеятельности людей, которые порождают необходимость в соответствующих видах управленческой деятельности, определяют специфическое содержание отношений управления.

Объективность управленческих отношений определяется, во-вторых, сущностью социального управления такая реализация происходит в процессе взаимодействия субъектов управленческих отношений по поводу организации социальной жизни людей. Данное взаимодействие должно придавать деятельности субъектов управленческих отношений такой характер и содержание, такую направленность, которые обеспечивают эффективное достижение целей общественного развития. При этом целеполагающая деятельность выступает как объективный процесс. Необходимые взаимодействия субъектов управления по осуществлению социальных целей определяют объективный характер управленческих отношений. Возникающие как производное управленческой деятельности, управленческие отношения в силу объективной обусловленности также независимы от участников управления и являются необходимым фактором организации их деятельности.

Управленческие отношения есть объективное проявление социальной жизни человека, и в этой связи они выполняют организующую функцию, обеспечивающую единство и согласованность действий субъектов управленческих отношений. Таким образом, управленческая деятельность есть и условие возникновения, и объект воздействия управленческих отношений.



3.2 Характер управленческих отношений


Управленческие отношения являются неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности в любом обществе, их содержание и характер зависят от конкретно-исторического этапа его развития. Складывающиеся производственные отношения придают управленческой деятельности определенную социальную направленность. В классовом обществе эта деятельность и порождаемые ею управленческие отношения имеют классовый характер, так как люди, включенные в них, являются представителями определенных социальных групп, реализуют соответствующие интересы. Здесь проявляется необходимая причинно-следственная связь законов общественного развития и отношений управления. Социалистические управленческие отношения призваны гармонизировать интересы субъектов управления, направлять их действия на реализацию целей и задач развития общества.

Управленческие отношения охватывают все сферы жизнедеятельности людей, и указанная необходимая связь находит свое выражение в каждой из сфер: экономической, политической, социальной, духовной. В них раскрывается конкретное содержание управленческих отношений. Однако управленческие отношения по являются составным элементом отдельных видов общественных отношений, имеют свою специфику, свои закономерности, которые определяются свойственной социальному управлению функцией по упорядочению, организации жизнедеятельности общества путем воздействия на ее субъектов. Осуществлял такое воздействие, управленческие отношения обеспечивают воспроизводство системы общественных отношений, развитие ее в соответствии с определенными целями деятельности людей.

Итак, управленческие отношения решают общую задачу обеспечения функционирования и развития присущих отдельным сферам отношений путем упорядочения, организации деятельности субъектов управления, осуществляющих это обеспечение. В таком качестве управленческие отношения являются неотъемлемым элементом механизма социального управления. Их функционирование и развитие объективно обусловлены закономерностями самой управленческой деятельности и по сущности не зависят от ее конкретного содержания.


3.3 Законы функционирования и развития управленческих отношений


В общем смысле в качестве субъектов управленческих отношений выступают люди, их общности. Поэтому можно сказать, что законы управленческих отношений есть выражение связи между характером взаимодействия людей, осуществляющих совместную управленческую деятельность, и способностью их реализовать цели общества. Интересы являются объективными факторами, детерминирующими социальную активность человека во всех видах деятельности, в том числе и в управленческой деятельности. В механизме социального управления обмен управленческой деятельностью выступает как отношение интересов ее субъектов. Законы функционирования и развития управленческих отношений — это необходимая устойчивая взаимозависимость интересов — частных и общих — участников управленческой деятельности.

Субъекты управления — носители широкого спектра особых интересов — индивидуальных и групповых, обусловленных многообразием положения участников процесса. Эти интересы побуждают в конкретным действиям, создают их социальную направленность. Соединение индивидуальных и групповых интересов субъектов управления с общенародным интересом зависит от положения людей в системе управленческих отношений, которые воздействуют на них, определяют положение участников управленческого процесса, соотношение интересов, диалектическое их единство, служат средством разрешения противоречь а и выработки согласованных действий, направлениях на достижение общих целей. Эта система ставит субъектов управления под определенное внешнее воздействие, не позволяющее деятельности отклоняться от заданных обществом целей, формирующее заинтересованность в эффективной реализации.

В механизме социального управления в качестве факторов, регулирующих обмен управленческой деятельностью, выступают особые интересы самих субъектов управления. Чтобы придать общественно необходимую направленность управленческой деятельности, отношения интересов между ее субъектами в процессе выполнения совместных управленческих функций должны иметь характер не одностороннего, а взаимного социального воздействия, т.е. представлять собой взаимодействие особых интересов. Такая взаимосвязь управления находится в пределах, заданных единой, общей целью. Взаимодействие особых интересов субъектов управленческой деятельности является законом функционирования и развития управленческих отношений.

Система социального управления реализует общественно необходимые цели тем успешнее, чем больше возможностей воздействовать на особые интересы друг друга имеют субъекты управленческой деятельности при осуществлении совместных действий. Отклонение от общественно необходимых целей управленческой деятельности одного из ее субъектов — стороны управленческих отношений — должно приводить его интересы в противоречие с интересами другого (других) субъекта управленческой деятельности второй стороны управленческих отношений,

Монополизм интересов одного из субъектов социального управления рождает негативные последствия для общественной жизни. Разрешение подобных противоречий в системе социального управления определяется действием другого закона — единства и независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Единство особых интересов означает, что субъекты управленческих отношений объединяются целью, реализация которой составляет содержание их совместной деятельности. Цель является выражением общественно необходимого интереса. Она определяет направленность деятельности, так как с ее достижением реализуются собственные, особые интересы участников управленческого процесса. То есть единство этих интересов обусловлено объективной основой их деятельности.

Законы функционирования и развития управленческих отношений составляют объективную основу построения механизма социального управления, определяют принципы его деятельности и совершенствования. По своему содержанию управленческие отношения представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей общественной системы.

Соотношение управленческих функций, прав и обязанностей по их выполнению должно обеспечивать взаимное воздействие, единство и независимость особых интересов субъектов управления. В этом случае процесс их взаимодействия направлен на поиск оптимального участия каждого в осуществлении решения, сочетания в его содержании и общих, и особых целей. Возникающая в результате этого система управленческих отношений окажется способной непрерывно совершенствоваться и перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями общественного развития, освобождаться от возникающих бюрократических наслоений, возможность которых объективно заложена в относительной обособленности субъекта и объекта управления.




4. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


4.1 Отношения централизма и самостоятельности


Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно к.-1к общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

Обе стороны этих отношений органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

Отношения централизма — это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

Две стороны отношений — централизм и самостоятельность— в деятельности субъектов управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа — разрешено все, что не запрещено.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.