скачать рефераты

МЕНЮ


Портфельный подход к управлению дизайнерскими фэшн-брендами

Достижение целей эффективного управления системой брэндов обусловлено, по мнению Аакера [Аакер, 2003а, с. 293– 294], выполнением следующих требований:

·                     Использование общего имени для создания синергии. Набор брэндов в системе Armani Group связан единым марочным именем — Armani, при этом каждый из брэндов имеет разные идентичности, обусловленные различием товаров.

·                     Снижение ущерба идентичности брэнда. Различия между идентичностью брэндов, входящих в систему Armani Group, определяются именем брэндов, использующих дескрипторы в сочетании с корпоративным именем (например, Armani Exchange); четким позиционированием внутри системы; отдельными маркетинговыми коммуникациями, направленными на позиционирование брэндов в сознании потребителей и, наконец, принципами дизайна, использующимися для каждого брэнда (стиль, качество материала, концепция коллекции, образ, концепция бутика).

·                     Четкость в позиционировании брэнда. Цель системы брэндов — максимальное избежание двусмысленности и однозначное восприятиятие брэнда. Для системы Armani таким ядром позиционирования является авторский дизайн с личностью самого дизайнера.

·                     Содействие изменениям и адаптации. Все брэнды нуждаются в адаптации к изменениям в ответ на воздействие внешних сил. Система брэндов Armani позволяет управлять процессом так, чтобы изменения совершались своевременно и эффективно. Примерами могут служить история создания Armani Collezione как ответ на подделки родительского брэнда Giorgio Armani, а также растяжение брэнда и, конечно, создание комбинированных брэндов с автомобилем, принадлежащим к категории роскоши, и сетью отелей категории люкс.

Система брэндов, созданная Армани, распространяется сегодня почти на все категории продуктов, связанных в той или иной степени с дизайном (одежда, аксессуары, предметы домашнего обихода, гастрономический ресторан, автомобиль, отели). Последовательность в дизайне — вот ключевая особенность, объединяющая все брэнды, входящие в систему Armani. Самое же главное, по мнению самого дизайнера, — «вертикально интегрированный подход, когда мы самостоятельно контролируем все аспекты дизайна, производства, дистрибьюции и ритейла. Это самая правильная стратегия для долгосрочного процветания брэнда» [Business sense, 2004, p. 8]. Фактически в Armani Group весьма успешно функционирует система создания суббрэндов, иначе называемая брэндированным домом (Branded House) в терминологии Д. Аакера, когда портфель брэндов формируется вокруг родительского брэнда.

Gucci group

В качестве кейса, иллюстрирующего подход дома брэндов (house of brands), в котором в марочный портфель объединяются различные, исторически и стилистически не связанные между собой брэнды, рассмотрим Gucci Group. Созданная в самом конце ХХ в. (1999 г.) Gucci Group является люксовым подразделением международного холдинга PPR (Pinault-Printemps Redoute) и имеет в своем марочном портфеле четыре принципиальных направления: RTW6, Accessories, Shoes (одежда прет-а-порте, аксессуары, обувь), Fragarances & Cosmetics (парфюмерия и косметика), Watches (часы), Jewelry (ювелирные украшения). На рис. 2 показаны брэнды, входящие в состав Gucci Group.


 

Рис. 2. Структура Gucci Group Примечание: в % указана доля собственности Gucci Group в каждом брэнде.

История компании Gucci

Семейное предприятие Гуччио Гуччи по производству изделий из кожи было основано в 1921 г. в Италии. Бизнес строился на традиционном для Италии принципе семейственности, что обеспечило компании взлет и чуть не стало причиной ее полного краха. Начав с производства шорных изделий, компания Gucci постепенно осваивала новые товарные категории: сумки, обувь, ремни. В 1975 г. появляется парфюмерная линия, а в 1978 г. — линия женской одежды прет-а-порте де люкс. Бизнес развивался довольно успешно, была открыта сеть фирменных бутиков в Европе и США. Однако компанию раздирали семейные распри. В результате семейных ссор, публичных драк, краж и предания гласности финансовых документов компании, изобличающих наследников Гуччи в уходе от уплаты налогов, семейным кризисом воспользовался Маурицио Гуччи, дальний родственник основателя компании, который в результате интриг выжил прямых наследников из семейного бизнеса и стал в 1989 г. президентом Gucci. Именно ему принадлежит доведенная до нонсенса практика продажи лицензий на торговую марку Gucci. Уже к 1980 г. марочное имя Gucci принадлежало 22 тыс. наименований продуктов, среди которых были одноразовые дешевые зажигалки Gucci и игрушки для собак Gucci [Элвуд, 2002, с. 51]. Невозможность контролировать производство и продажи продуктов с марочным именем Gucci самим владельцем брэнда привела к ужасающему падению качества, потребители начали отворачиваться от Gucci. Компания теряла не только деньги, но и репутацию. Дела шли настолько плохо, что М. Гуччи в 1993 г. продал семейное дело финансовой компании Investcorps (Бахрейн) из-за финансовых трудностей. В 1995 г. Маурицио Гуччи убили среди бела дня в самом центре Милана. Оказалось, что убийцу за крупную сумму наняла его жена Патриция Реджани, когда узнала о планах мужа развестись с ней. Супруга отправилась в тюрьму на 26 лет, а во главе компании встал деятельный управляющий, до этого возглавлявший американское отделение Gucci, — Доменико Де Соле. Креативным директором брэнда был назначен американец Том Форд, до этого занимавший должность ассистента (подробнее об истории дома Gucci см.: [Forden, 2001]).

Создание Gucci Group

В новейшей истории компании исследователями выделяются три периода в развитии современной Gucci Group (табл. 7).


Таблица 7. Развитие Gucci Group

Период с 1995 по октябрь 1999 г.

Стабилизация брэнда Gucci

 

1

2

 

Основные мероприятия

 

Установление полного контроля над дизайном и производством фэшн-продуктов Gucci

Прекращение или выкуп более чем 100 лицензий на производство

Сокращение продуктовой номенклатуры с 22 тыс. наименований продуктов до 7 тыс.

Концентрация производства на 45 итальянских фабриках, формирование партнерских отношений

Приобретение лицензии сроком на 20 лет на производство часов у Severin Montres Group за 170 млн долл., переименование компании в Gucci Timepieces

 

Установление контроля над дистрибьюцией

Выкуп франшиз на дистрибьюцию — 1996 г.: из 180 бутиков Gucci в мире компания напрямую контролирует 69

Переход под прямой контроль бутиков Gucci в Бельгии, Италии, Испании, Корее и Тайване Выкуп долей в совместных предприятиях для получения мажоритарных прав по управлению бутиками в Сингапуре, Малайзии и Австралии

1999 г.: из 181 бутиков Gucci в мире компания напрямую контролирует 130

 

Создание сбалансированного продуктового портфеля для брэнда Gucci в категории роскоши

Новая стратегия в отношении одежды категории прет-а-порте: создание узнаваемой и модной одежды, которая станет драйвером имиджа и стиля жизни Gucci

Для полного креативного контроля над линиями прет-а-порте компания выкупает все лицензии на производство женской одежды

1996 г.: прет-а-порте занимает 7% в общем объеме продаж брэнда, а изделия из кожи — 60%

1999 г.: прет-а-порте занимает 14% в общем объеме продаж брэнда, а изделия из кожи — 40%

 

Создание маркетинговой коммуникационной платформы для формирования люксового имиджа брэнда Gucci

Новая коммуникационная стратегия: скоординированная фокусная стратегия для трансляции единого, четкого и эффективного брэнд-сообщения по всему миру

Коммуникационные инструменты: показы, специальные события, реклама, PR, визуальные дисплеи и Интернет

1996 г.: 61 млн долл. инвестировано в рекламу (6,9% от чистой выручки)

1999 г.: 87 млн долл. инвестировано в рекламу (7,3% от чистой выручки) Затраты на маркетинговые коммуникации начиная с 1999 г. поддерживаются на уровне 7–7,5% от оборота

Создание провокационных и скандальных рекламных сообщений Gucci — начало ренессанса имиджа брэнда

 

Создание условий для формирования уникального потребительского опыта при покупке

Новая концепция бутиков: создание нового потребительского опыта, «драматичного и хорошо узнаваемого»

Все продукты Gucci представлены потребителям в эксклюзивной и пленительной манере

На всех уровнях контакта с потребителем (флагманские магазины и бутики) используется единая мировая концепция визуального мерчендайзинга и дизайна торгового пространства

Том Форд как креативный директор

Изменение функций креативного директора брэнда: вовлеченность дизайнера не только в создание новых коллекций одежды, но и во все визуальные воплощения брэнда: интерьер бутиков, упаковка, маркетинговые коммуникации, образцы для оптовых продаж

Т. Форд становится публичным лицом брэнда Gucci, являясь персонификацией ценностей и атрибутов брэнда

Период с ноября 1999 по июль 2001 г.

Мультибрэндовые поглощения

Основные мероприятия

Создание Gucci Group — мультибрэндовой компании в категории роскоши

1999 г. (ноябрь) — Yves Saint Laurent

1999 г. (ноябрь) — Sanofi Beaute (переименована в YSL Beaute)

1999 г. (ноябрь) — Sergio Rossi

2000 г. (июнь) — Boucheron

2000 г. (декабрь) — Alexander McQueen

2000 г. (декабрь) — Bedat & Co

2001 г. (февраль) — Bottega Veneta

2001 г. (март) — Di Modolo

2001 г. (апрель) — Stella McCartney

2001 г. (июль) — Balenciaga

Период с августа 2001 по апрель 2004 г.

Консолидация Gucci Group

Основные мероприятия

Применение бизнес-модели Gucci ко всем брэндам, входящим в портфель Gucci Group

Сохранение автономии брэндов в сферах продаж и мерчендайзинга

Единое управление брэндами на уровне группы в области коммуникаций, имиджа и финансов

Новая система управления ресурсами

Совершенствование и рационализация внутренних ресурсов брэндов, например:

 Sergio Rossi производит обувь для Yves Saint Laurent.

 Gucci производит изделия из кожи для YSL

 Gucci Timepieces производит часы для YSL и Boucheron

 YSL Beaute производит парфюмерию для Boucheron, Stella McCartney, Alexander McQueen

Централизованные функции Gucci Group

Риэлторская экспертиза в отношении расположения бутиков и флагманских магазинов

Информационные системы

Управление персоналом

Создание новых продуктов, производство и логистика для брэндов Stella, McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga

Складская логистика в США

Закупка сырья

Закупка времени и пространства в СМИ

Составлено по: [Gucci Group. Annual, 1999–2003; Moore, Birtwistle, 2005].


Иерархия брэндов

Каждый из брэндов, входящих в марочный портфель Gucci Group, управляется независимо. Однако существует общая концепция управления брэндами, опирающаяся на финансовые показатели каждого отдельно взятого брэнда. Выручка Gucci Group в 2001 г. составила 2285 млн долл., причем 60% доходов пришлось на брэнд Gucci, 20% — YSL Beauté (подразделение парфюмерии и косметики), 4% — брэнд Yves Saint Laurent, 10% — остальные подразделения группы. Своим основным брэндом Gucci Group считает брэнд Gucci, следующим по значимости в 2002 г. считался Yves Saint Laurent, многообещающими были названы брэнды Boucheron, Sergio Rossi, Bottega Veneta, Bedat & Co, дизайнерскими брэндами, подающими надежды, считались Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga (табл. 8).


Таблица 8. Иерархия брэндов в марочном портфеле Gucci Group, 2002 г.

Позиция

Брэнд

Основной брэнд

Gucci

Следующий по значимости основной брэнд

Yves Saint Laurent

Многообещающие брэнды

Boucheron, Sergio, Rossi, Bottega, Veneta, Bedat & Co

Дизайнерские брэнды, подающие надежды

Stella, McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga

Источник: [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].


Такая иерархическая структура марочного портфеля Gucci Group основана в первую очередь на финансовых показателях выручки отдельных брэндов, принадлежащих группе (табл. 9).

В течение 1999–2003 гг. брэнд Gucci — лидер по финансовым показателям, второе место по объему выручки занимал брэнд Yves Saint Laurent в совокупности с одноименными парфюмерно-косметическими продуктами.


Таблица 9. Выручка Gucci Group, 1998–2002 гг. (млн евро)

Брэнд

1998 (долл.)*

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Gucci

1042,5

1127,1

1628,8

1700,1

1536,8

1522,4

Yves Saint Laurent

7,2

105,7

101,2

146,4

154,2

YSL Beaute

30,1

584,2

518,5

549,7

614,7

Другие операции

9,4

147,9**

254,6***

350,8

348,3

Междивизиональные операции

(0,0)****

(5,3)

(9,3)

(39,4)

(52,5)

Всего

1042,5

1173,8

2461,3

2565,1

2544,3

2587,1

Примечания:

* Начиная с 1 февраля 2002 г. Gucci Group использует евро в качестве валюты финансовой отчетности, финансовая отчетность после 1998 г. переведена в евро-эквивалент, согласно среднегодовым курсам евро / доллар США.

** Sergio Rossi, Boucheron, Bedat & Co.

*** Sergio Rossi, Boucheron, Bottega Veneta, Bedat & Co., Stella McCartney, Alexander McQueen, Balenciaga.

**** В международной бухгалтерской практике отрицательные значения принято приводить в круглых скобках.

Источник: [Gucci Group. Annual, 2002, p. 52; Gucci Group. Financial, 2003, p. 4].


На позиции брэнда в иерархической структуре группы также влияет и объем выручки по категориям фэшн-продуктов (табл. 10).

Так, к категориям фэшн-продуктов, наиболее интенсивно в 2002 г. генерировавшим выручку, в Gucci Group относятся изделия из кожи (32,4%), парфюмерия (15,7%), одежда (12,8%) и обувь (11,5%). Подобный подход к продуктовому миксу получил даже неофициальное название «принцип Gucci»: когда изделия из кожи и обувь в совокупности занимают более 40% ассортиментного ряда брэнда, на втором месте находится парфюмерия (около 15%) и только потом идет одежда (менее 15%). Такая ситуация помогает компаниям в фэшн-бизнесе избежать неопределенности, связанной со спросом на фэшн-продукты, и заложить определенные гарантии высокого уровня продаж.

В Gucci Group также четко были обозначены позиции, к которым стремятся брэнды, для группы в целом философия позиционирования была сформулирована следующим образом: «Выдающиеся брэнды и продукты», при этом для мягких товаров (soft goods), куда входит одежда, обувь, сумки, текстильные аксессуары, желаемыми позициями являются «ведущие позиции в индустрии»; для твердых товаров (hard goods), куда включены ювелирные изделия и часы, — «развитие этих видов бизнеса» [Gucci Group. Management, 2002, p. 8].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.