Каждое предприятие
ставит цели своего развития. И здесь следует определиться, что компания есть
объект, реализующий некую бизнес-деятельность. Например, это может быть
предприятие — самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее монодеятельность
(т. е. специализирующееся на работе с неким рыночным сегментом), допустим,
завод по производству сахара. Другой вариант — это компания холдингового типа
(т. е. материнская компания), которая через свои дочерние общества ведет
диверсифицированный бизнес на различных рынках.
Связь стратегии и
структуры СХЕ
Разработка стратегии
производится для относительно (или абсолютно, в случае монопредприятия, не
входящего в группу) независимо осуществляемой в долгосрочном периоде
хозяйственной деятельности и соответствующей ей организационной или
организационно-правовой формы (но не наоборот!). Для описания такой структуры
используется термин «стратегическая хозяйственная единица» (СХЕ). В другом
варианте — «стратегическая бизнес-единица» — СБЕ.
СХЕ может быть отдельной
организацией, отделением организации, под¬разделением организации с одной
продуктовой линией, иногда — с одним продуктом. Обычно СХЕ производит и
реализует определенную номенклатуру продуктов для четко идентифицируемой группы
потребителей. СХЕ отвечает за выработку целей и стратегий организации для
определенных зон хозяйствования.
Выделение СХЕ должно
удовлетворять следующим основным критериям:
СХЕ должна обслуживать
внешний по отношению к организации рынок, а не удовлетворять потребности других
подразделений организации;
СХЕ должна иметь своих,
уникальных, отличных от других СХЕ потреби телей и конкурентов;
руководство СХЕ должно
контролировать все ключевые факторы, определяющие рыночную стратегию СХЕ.
Наиболее простым случаем
для разработки системы сбаланси¬рованных показателей (ССП) является автономная
бизнес-единица (монопредприятие). Более сложная ситуация — объединение
нескольких бизнес-единиц в корпоративную структуру с централизованным
управлением (структуру холдингового типа). В этом случае применяется следующий
алгоритм подготовки к разработке ССП:
выделение СХЕ (на основе
перечисленных ранее критериев);
определение корпоративной
стратегии (требований к деятельности СХЕ, входящих в группу);
разработка стратегии
СХЕ;
разработка ССП для СХЕ;
ССП разрабатывается на
уровне СХЕ для данной конкретной стратегии рыночно-продуктовой комбинации. В то
же время для группы централизованно управляемых СХЕ каждая ССП должна учитывать
общую корпоративную стратегию. Различают два основных элемента последней:
корпоративная идеология;
деятельность,
обеспечивающая синергию группы СХЕ
Первый элемент
объединяет ценности, идеи и цели, которые должны разделять все бизнес-единицы.
На их основе могут быть разработаны требования, которые учитыва¬ются всеми СХЕ
при разработке их стратегий и, соответственно, ССП. Может быть разработана
корпоративная ССП, в которой задаются общие цели-условия, которые каждая СХЕ
конкретизирует, исходя из своей специфики и особенностей. Примеры
целей-условий:
лояльность клиентов;
наличие брэндов в своем
продуктовом классе;
инновационность
продуктов;
минимизация издержек;
высокий уровень
обслуживания;
личное развитие
сотрудников
При разработке стратегий
СХЕ такая общая модель «накладывается» на содержание конкретной
бизнес-деятельности. Известны также финансовые цели на уровне группы, которые
декомпозируются по бизнес-единицам. С учетом своей рыночно-продуктовой ситуации
СХЕ детализирует финансовые цели и определяет способы их достижения, формируя
свою уникальную ССП.
Второй элемент
определяет способы организации и осуществления деятельности бизнес-единиц и
управления ими в масштабе группы. Сюда относятся способы интеграции
бизнес-единиц в группу, распределение функций и ответственности между ними и
управляющей компанией (табл. 1), система мотивации руководителей бизнес-единиц,
использование общих ресурсов и технологий и т. д.