Предмет и сущность учебной дисциплины "Развитие персонала"
- определение
на основе анализа этих данных круга знаний, опыта и уровня квалификации для
каждого этапа;
- выявление
схожих моделей деятельности на различных должностях.
Суммируются
требования к знаниям, поведению и способностям менеджеров. В сфере функций
управления менеджеры должны обладать достаточными знаниями методов анализа,
электронных систем обработки данных, средств и способов коммуникаций, методов
планирования и прогнозирования, организации конторских работ, систем
организации заработной платы и мотивации, методов управления, методов
исследования операций, статистики, кибернетики, психологии. В области
производства им необходимо хорошо разбираться в маркетинге, финансировании,
технологии, администрировании. Из знаний, относящихся к непроизводственной
сфере, наибольшее значение имеют: основы хозяйства, экономика, политика,
социология, трудовое право и социальное обеспечение.
Планирование
деловой карьеры является особенно важным мероприятием в работе с молодыми
специалистами. В последнее время за рубежом отмечается увеличение числа
фундаментальных исследований по проблемам профессионального продвижения, а
также количества компаний, вкладывающих значительные средства в решение проблем
служебного продвижения молодых специалистов, обладающих запасом теоретических
знаний и потенциально способных занять руководящие посты.
Фирмами
и консультантами изучаются специфические аспекты процесса служебного
продвижения, такие как:
— мотивация
поведения в зависимости от карьерных амбиций;
— «покровительственные»
отношения;
— стремление к
материальному благосостоянию;
— особенности
служебного роста в зависимости от пола и др. Дана классификация скорости
служебных продвижений;
- «стремительный
взлет»;
— «медленный, но
постоянный рост»;
— «медленное
продвижение» и др.
Исследователями
предложена формализованная система текущего учета молодых специалистов,
способствующая оптимальному перемещению кадров в структуре рабочих и
учитывающая потребности производства и желания индивидов. Система текущего
учета и управления, основанная на систематическом наблюдении за служебным
продвижением, позволяет решить многие проблемы молодых специалистов на
производстве.
Проведенный
в США анализ публикаций по социально-психологическим вопросам продвижения
работников различных организаций показал, что карьера работника как объект
планирования и управления оказывает существенное влияние на стабильность
кадров, социализацию новых работников, мотивацию к овладению новыми профессиями
и к повышению квалификации.
3. Повышение
квалификации работников
Развитие
рыночных отношений, совершенствование производственного базиса предъявляют
новые требования к качеству рабочей силы. Одной из важнейших задач становится
соответствие профессионально-квалификационной структуры кадров быстро
меняющемуся материально-техническому базису производства. Отставание
профессиональных знаний от требований производства снижает эффективность
использования трудовых ресурсов и оборудования, вызывает необходимость
дополнительного вовлечения трудящихся в производство. Расчеты показывают, что
из-за отставания профессиональных знаний от требований производства на 10 %
дополнительный перерасход живого труда составляет 16 - 19 %. По оценкам
специалистов, в настоящее время лишь половина рабочих имеет необходимый уровень
профессиональной подготовки. Улучшение ее качества с помощью системы
непрерывного профессионального обучения кадров является одним из основных
резервов повышения эффективности производства.
Переход
экономики с экстенсивного на интенсивный рыночный путь развития, от
административных методов хозяйствования к экономическим в рыночных условиях, а
также глубокая структурная перестройка инвестиционной политики, связанная с
переводом предприятий военно-промышленного комплекса на выпуск продукции
мирного назначения и сокращением ассигнований на новое строительство, вызвала
значительные структурные сдвиги в экономике и, как следствие, увеличение масштабов
высвобождения, перераспределения и переподготовки работников. Работа в данных
условиях требует от руководителей и специалистов высокого уровня
компетентности, деловой инициативы, современного экономического мышления,
овладения новыми методами руководства и управления.
Для
решения этих задач необходима коренная перестройка системы повышения
квалификации и переподготовки кадров, способная обеспечить опережающее
непрерывное профессиональное обучение работников всех отраслей народного
хозяйства.
Подготовка
и повышение квалификации работников в новых условиях должны носить непрерывный
характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. При этом
должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им
соответствующего размера заработной платы должны быть увязаны с результатами
обучения и практического использования полученных знаний, умений и навыков.
Непрерывное обучение руководителей и специалистов включает в себя повышение
квалификации и переподготовку.
К
повышению квалификации относится обучение, направленное на развитие и совершенствование знаний,
умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное
постоянным изменением содержания труда, совершенствованием техники, технологии,
организации производства и должностными перемещениями.
Под
переподготовкой следует понимать необходимость получения специального
образования, вызванного потребностью научно-технического и социального
прогресса. Определены следующие основные виды обучения руководящих
работников и специалистов, обеспечивающие его непрерывность:
- Систематическое
самостоятельное обучение (самообразование);
— краткосрочное
обучение;
— длительное
периодическое обучение;
— целевая
аспирантура и докторантура;
— переподготовка.
Рассмотрим
содержание видов обучения в виде непрерывной системы повышения квалификации и
переподготовки руководителей и специалистов.
Самостоятельное
систематическое обучение каждого руководителя и специалиста осуществляется по
индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем. В
индивидуальных планах, исходя из вида специальной деятельности работника,
рекомендуется изучать передовой отечественный и зарубежный опыт; новейшие
достижения науки, техники, научной организации производства; проблемы
экономики, права, социологии, педагогики и другие. В связи с тем, что отныне
повышение квалификации - служебная обязанность каждого работника, то и
самообразование может осуществляться как в рабочее время, так и в свободное от
работы время. Самообразование дает возможность систематически самостоятельно и
с помощью консультантов изучать отечественную и зарубежную научно-техническую
литературу, передовой опыт работы в своем виде специальной трудовой деятельности.
Эффективность и качество самообразования в значительной мере определяются
хорошо организованной работой консультационных пунктов (предприятий, отраслей,
регионов) по видам специальной деятельности руководителей и специалистов.
Контроль за ходом выполнения плана самостоятельной работы осуществляется
непосредственным руководителем работника, отделом предприятия по
профессиональному и экономическому обучению кадров, если таковой имеется.
Повышение
квалификации руководителей и специалистов на производственно-экономических
семинарах и университетах технико-экономических знаний, участие в работе
постоянно действующих семинаров по производственным и экономическим вопросам (не
реже одного раза в месяц) по месту своей работы или на других передовых предприятиях
и организациях - служебная обязанность каждого руководителя и специалиста.
Семинары создаются предприятиями для комплексного изучения и дальнейшего
совершенствования специальной производственной деятельности должностных лиц и
структурных подразделений, в которых работают слушатели. На крупных
предприятиях, объединениях и в регионах могут создаваться отраслевые и
региональные университеты технико-экономических знаний. Учебные планы и
программы для семинаров и университетов на основе типовых с учетом специфической
деятельности слушателей разрабатываются отраслями, объединениями, предприятиями.
Комплектование семинаров и университетов осуществляется из числа специалистов и
руководителей однородных видов трудовой деятельности одного или нескольких
предприятий.
Рекомендуется
слушателей семинаров объединять в группы от 10 до 30 человек и проводить
занятия до 4 часов в день один раз в месяц. Графики работы таких семинаров (в
университетах, институтах, академиях и т.д.) с отрывом от работы (полным,
частичным) или без отзыва от работы определяются администрацией предприятий.
Целесообразно на каждом предприятии определять на весь учебный год дни работы
таких семинаров и считать их днями: мастера, экономиста, технолога,
конструктора и т.д.
Эффективность
работы таких семинаров (университетов) в значительной мере определяется:
— рациональным
подбором слушателей;
— личностью
руководителя семинара;
— подбором
высококвалифицированных преподавателей;
— выбором места
проведения семинаров;
— удельным весом
активных форм учебной работы;
— системой
текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков, полученных в результате
обучения;
— экономической и
социальной эффективностью работы слушателей по результатам обучения.
Обучение
слушателей на семинарах и университетах технико-экономическим знаниям
рекомендуется заканчивать сдачей зачетов, защитой рефератов или курсовых работ,
разработкой планов внедрения передового опыта работы.
Краткосрочное
обучение. В данном
виде обучения повышают квалификацию руководители и специалисты предприятий
(объединений) и организаций по мере необходимости, не реже одного раза в год, с
целью повышения эффективности их трудовой деятельности. Обучение проводится с
отрывом от работы до 3 недель или с частичным отрывом от работы, продолжительностью
до 6 месяцев. Численность обучаемых в группах рекомендуется устанавливать от 10
до 30 человек (в учебных заведениях системы повышения квалификации 25 - 30
человек). При краткосрочном повышении квалификации в учебных заведениях при
проведении практических, семинарских и лабораторных занятий разрешается деление
учебных групп на подгруппы численностью не менее 5 - 6 человек.
Учебные
планы и программы для краткосрочного обучения разрабатываются теми
предприятиями (организациями) или учебными заведениями, которые организуют
данный вид обучения руководителей и специалистов. Обучение в группах
заканчивается сдачей экзаменов или защитой курсовых работ (рефератов).
Длительное
периодическое обучение. Руководители и специалисты обязаны не реже одного раза в 5 лет углублять
специальные знания по роду трудовой деятельности в учебных заведениях системы
повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебные заведения разрабатывают
и утверждают учебные планы и программы для длительного повышения квалификации руководителей
и специалистов.
Могут
быть рекомендованы такие сроки и формы их обучения:
— для
руководителей и работников аппарата управления - до 2 месяцев с отрывом от
производства и до 6 месяцев без отрыва от производства;
— для специалистов
с высшим и средним специальным образованием до 3-х месяцев с отрывом от
производства и до 6 месяцев без отрыва от производства;
— по новым
приоритетным направлениям науки и техники сроки повышения квалификации могут
увеличиваться до 4 месяцев с отрывом от работы и до 10 месяцев без отрыва от
производства.
Комплектование
учебных групп и организация учебного процесса, при длительном периодическом
обучении слушателей, определяется положением о соответствующих учебных
заведениях системы повышения квалификации и переподготовки руководителей и
специалистов.
Стажировка
руководящих работников и специалистов может проводиться на передовых
отечественных и зарубежных предприятиях и в организациях с целью освоения и
внедрения лучшего высокоэффективного опыта организации труда в определенном
виде специальной деятельности. Индивидуальная программа и план проведения
стажировки разрабатываются специалистом, направляемым на стажировку, совместно
с руководителем стажировки. Сроки стажировки и ее продолжительность
устанавливаются для каждого работника индивидуально исходя из целей самой
стажировки. О результатах стажировки работники отчитываются по месту работы
непосредственному руководителю.
Целевая
аспирантура и докторантура. По тематике, способствующей решению
научно-технических, экономических, психолого-педагогических, правовых и других
проблем, решаемых предприятием, руководители и специалисты могут направляться в
целевую аспирантуру или докторантуру. Обучение в целевой аспирантуре,
докторантуре осуществляется согласно действующему законодательству,
определяющему порядок подготовки научных кадров.
Переподготовка
- получение новой специальности. В процессе научно-технического и социального
прогресса полученное специалистом базовое образование может видоизменяться, а
иногда и утрачивать свое назначение. В целях получения новой специальности
соответствующие учебные заведения осуществляют переподготовку руководителей и
специалистов. Для различных категорий руководящих работников и специалистов
установлены типы учебных заведений и сроки их переподготовки. Так, руководители
и работники аппарата управления проходят переподготовку только с отрывом от
работы сроком до 5 месяцев.
Специалисты
с высшим образованием - до одного года с отрывом от работы и до 2 лет без
отрыва от работы. Специалисты со средним специальным образованием - до 7
месяцев с отрывом от работы и до 9 месяцев без отрыва от работы.
Любым
должностным перемещениям должны предшествовать повышение квалификации или
переподготовка руководителей и специалистов. При отсутствии должностных
перемещений все руководители и специалисты обязаны повышать свою квалификацию
по роду специальной деятельности с установленной периодичностью
(самообразование - постоянно, семинары - систематически, краткосрочное обучение
- ежегодно, длительное обучение - не реже одного раза в 5 лет).
Постоянное
повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника. Сведения
о прохождении обучения руководителями и специалистами отражаются в
квалификационном аттестате установленного образца, который является основным
документом, удостоверяющим их профессиональный уровень .
В
квалификационный аттестат вносятся сведения об образовании, присуждении ученых
степеней и присвоении званий, прохождении периодического повышения квалификации
объемом не менее 100 ч; переподготовке, стажировке, наличии научных и
практических разработок в течение всей трудовой деятельности.
В
квалификационном аттестате также отражаются сведения о прохождении специальной
аттестации молодыми специалистами - выпускниками высших и средних специальных
учебных заведений, проводимой после трех лет работы по месту распределения в
целях практического закрепления профессиональных знаний, умений и навыков,
повышения их ответственности за результаты трудовой деятельности.
Сведения,
имеющиеся в квалификационном аттестате, учитываются при прохождении работниками
аттестации, должностных перемещениях и изменениях размера заработной платы.
Квалификационный аттестат выдается руководящим работникам и специалистам по
месту работы кадровыми службами организаций, учреждений, предприятий и
объединений, и в него заносятся соответствующие сведения на основании
представляемых документов. При приеме на работу руководящих работников и
специалистов администрация может наравне с другими документами потребовать
предъявления квалификационного аттестата.
4. Задание
№ 1
Определить
среднегодовой контингент учеников учебно-курсового комбината предприятия, если:
планом предусмотрено подготовить за год новых работников со сроком обучения 3
месяца - 20 лиц, со сроком обучения 6 месяцев
- 15 лиц и повысить квалификацию рабочих с отрывом от производства со сроком обучения 4 месяца - 47 лиц и со сроком обучения 2 месяца - 10 лиц;
в
соответствии с учебным планом из 150 лиц будет выпущено 36 лиц 14 апреля и 15
лиц - 1 сентября;
среднегодовой
контингент отсева учеников составляет 6% от контингента принятых и выпущенных
учеников на протяжении года;
переходной
контингент учеников на начало года составляет 80 лиц.
Решение:
Рассчитаем
среднегодовой контингент принятых учеников:
П прин =
∑числ * t/12
Пприн=20*3+15*6+47*4+10*2/12=30чел
Определяем
контингент выбывших учеников
Вубыв
уч. = Вк (12-tk) + Вt (12-tm)/12
Вубыв.уч.=36(12-8,5)+15(12-4)/12=21чел
Определяем
количество отсева
Во = П прин
+ Вку *% отсева
Во=30+21*6%=3чел
Определяем
среднегодовой контингент учеников учебно-курсового комбината
Кср = Кпер
+ Пприн - Вубыв. уч. - Во
80+30-21-3=86чел
5. Задание
№ 2
Руководствуясь
выдержкой из должностной инструкции менеджера отдела сбыта и ассистента отдела
сбыта разработать программу адаптации для новопринятых работников на конкретную
должность, определяя перечень необходимых мер, ответственное лицо, дату и время
выполнения.
Выдержка
из должностной инструкции менеджера отдела сбыта.
Менеджер
отдела сбыта должен:
обеспечиваемые
реализацию товаров в условие; торгово-выставочного салона предприятия;
обеспечивать
наглядную и эффективную экспозицию товаров и рекламное оформление зала;
консультировать
клиентов;
принимать
участие в разработке рекламных материалов;
оформлять
счета, договоры, предложения, на поставку продукции;
осуществлять
отпуск товаров за безналичный расчетом и послепродажную подготовку;
осуществлять
контроль за движением финансовой документации.
Выдержка
из должностной инструкции ассистента отдела сбыта.
Ассистент
отдела сбыта должен:
демонстрировать
и осуществлять тестирование компьютерной техники;
осуществлять
отпуск товаров по безналичному расчету и послепродажную подготовку;
консультировать
клиентов в условиях торгово-выставочного салона предприятия;
осуществлять
техническую подготовку товаров, организовывать оформление стендовых материалов;
оформлять
необходимую финансовую и сопроводительную документацию на товары.
1. Адаптация
Адаптация – взаимное
приспособление работника и организации, основанное на постепенном включении сотрудника
в новые для него, профессиональные, социальные и организационно-экономические
условия труда.
Цели адаптации:
снижение уровня
озабоченности своим будущим и неопределенности положения в коллективе у вновь
принятых работников или работников, переведенных на новые должности (в другие
подразделения); учет ожиданий работников;
сокращение текучести
кадров; развитие позитивного отношения к работе и правильного понимания
возложенных на работников обязанностей;
экономия времени и
средств, необходимых для полного и качественного освоения работниками
функциональных обязанностей и норм выработки;
ликвидация причин конфликтных
ситуаций.
2. Основные направления
адаптации
Психофизиологическая
адаптация – адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника,
результатом чего становится меньшее утомление от физических и психических
нагрузок, монотонности труда, ритма труда, внешних факторов воздействия (шум,
освещенность, вибрация, климатические условия и т.п.). Профессиональная
адаптация – полное и успешное овладение профессией, формирование
профессионально необходимых качеств личности, привыкания к содержанию и
характеру труда, его условиям и организации. Социально-психологическая
адаптация – адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, традициям,
нормам жизни, стилю работы руководителей, к особенностям межличностных
отношений в коллективе.
Организационно-административная
адаптация – ознакомление работника с организацией управления, местом своего
подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре,
формирование понимания собственной роли в общем производственном процессе и
системе менеджмента качества, подготовка работника к восприятию и реализации
нововведений (технического и организационного характера), ознакомление
работника с нормами и требованиями трудовой, производственной и технологической
дисциплины, правилами внутреннего трудового распорядка, промышленной
безопасности и охраны окружающей среды, комплексом производственно-бытовых
вопросов. Экономическая адаптация – ознакомление работника с экономической
системой управления завода, системой оплаты труда и премирования.
3. Порядок адаптации
работников
С работниками, вновь
принятыми на предприятие, проводится общая программа адаптации, охватывающая
основные вопросы адаптации к работе на предприятии. После реализации общей
программы адаптации проводится специализированная программа адаптации,
охватывающая вопросы, связанные с конкретными подразделениями и рабочим местом.
Специализированная программа адаптации осуществляется также в случае перевода
работника из одного подразделения предприятие в другое.
При необходимости для
работников, вновь принятых на предприятие, переведенных (или планируемых к
переводу) в другие подразделения (на работу по другой должности или профессии),
организуется проведение стажировки.
Необходимость проведения
стажировки определяет директор по персоналу по представлению руководителя
организации.
4. Порядок и
очередность исполнения мероприятий по адаптации работников ЗАО «Восток».
Общая программа адаптации
№ п/п
|
Мероприятия
адаптации
|
Ответственные
за исполнение
|
Дата и
время выполнения
|
Примечание
|
1
|
Информирование
нового работника о предприятии , его истории, успехах, продукции и
потребителях, организационной структуре руководства, системе оплаты труда и
дополнительных льготах.
|
Отдел кадров
|
01.04.2009г
9-00
|
|
2
|
Ознакомление
работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными
нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника.
|
Отдел кадров
|
01.04.09г
10-00
|
Работник
знакомится под расписку. Документы хранятся в ОК.
|
3
|
Подробное
ознакомление работника с должностной инструкцией применительно к месту
работы.
|
Руководитель
подразделения
|
01.04.09г
10-39
|
|
4
|
Инструктаж
работника по охране труда, правилам пожарной безопасности, порядку поведения
при несчастных случаях и оказанию медицинской помощи.
|
Отдел охраны
труда и промышленной безопасности
|
03.04.09г
09-00
|
В соответствии
с документами в отношении охраны труда, принятыми на предприятии.
|
5
|
Ознакомление
работника с Положение о защите коммерческой тайны.
|
Управление
экономической безопасности
|
03.04.09г.
09-30
|
Списки
работников, ознакомленных с Положением о защите коммерческой тайны,
обязательства о неразглашении коммерческой тайны с их подписями хранятся в
УЭБ.
|
Специализированная
программа адаптации
№ п/п
|
Мероприятия
адаптации
|
Ответственные
за исполнение
|
Дата и
время исполнения
|
Примечание
|
1
|
Информирование
работника о функциях подразделения, целях и приоритетах, организационной
структуре и подчиненности, отношениях с другими подразделениями.
|
Руководитель
подразделения
|
04.04.09г
09-00
|
|
2
|
Ознакомление
работника с обязанностями и ответственностью, детальным описанием текущей
работы и ожидаемых результатов, продолжительностью рабочего дня, графиками
смен (работ), требованиями к качеству выполняемой работы .
|
Непосредственные
руководители
|
04.04.2009г
10-00
|
|
3
|
Ознакомление работника
с правилами, характерными только для данного вида работы или данного подразделения,
правилами и инструкциями по охране труда и промышленной безопасности на
рабочем месте, бытовыми вопросами.
|
Непосредственные
руководители
|
04.04.2009г
10-45
|
|
4
|
Представление
работника коллективу подразделения.
|
Руководитель
подразделения
|
05.04.2009г
8-00
|
|
5
|
Обучение
работника рекламе и правильной организации реализации товара, а также с
основными потребителями продукции, а также о правильности отображения и
заполнения финансовой документации
|
Руководитель
подразделения
|
05.04.2009г
10-00
|
Порядок и срок
обучения определяется непосредственно руководителем. Обучение производится на
рабочем месте.
|
6
|
Обучение
правильности работы с клиентами, в т.ч. и их консультирование
|
|
05.04.2009г
11-00
|
|
7
|
Обучение
правильности оформления документации на предприятии (правильности оформления счетов,
договоров, стендовых материалов)
|
|
05.04.2009г
12-00
|
|
Литература
1. Савченко В. А. Управління
розвитком персоналу: Навчальний посібник. - К.: КНЕУ, 2002. - 352 с.
2. Управление персоналом организации:
Учебник /Под. ред. Кибанова. - М. ИНФРА-М, 1998. – 512 с.
3. Экономики и организация труда.-
Х.: Фактор , 2007. – 640 с.
4. Герчикова И.Н. «Менеджмент». - М:
ЮНИТИ, 2003. - 501 с.
Страницы: 1, 2
|