скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы реализации региональной жилищной политики (на примере Администрации города Серпухова)


2.2 Городская жилищная политика, осуществляемая администрацией города


В настоящее время приняты 4 составляющих оценки развития Московского региона:

- реальные доходы граждан;

- обеспеченность жильем;

- уровень образования и здравоохранения.

Два первых показателя непосредственно связаны с проблемой доступности жилья. Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:

- повышение объемов и качества жилищного строительства, т.е. увеличение предложения на рынке жилья;

- повышение возможностей граждан по приобретению жилья, т.е. увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.

Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений).

В Серпухове уровень обеспеченности жильем в Серпухове - 20 кв. м. на 1 жителя. Особенности застройки: Много ветхих 2-3-этажных домов. 4- и 5-этажная хрущевская панель и кирпич, 9-12-этажная панель и кирпич 1970-1980-х г. г. Застройка 1990-х-2000-х г. г. (преимущественно массовая, от 7 до 17 эт., панель московских и серпуховских серий и монолит-кирпич). Кварталы индивидуальных домовладений.

В рамках переселения из ветхого жилья будет переселено: к 2007 году - 427 человек, в 2008 году - 221 человек, в 2009 году - 203 чел, в 2010 г. - 188 человек.

Вместе с тем в Серпухове активно ведется строительство нового жилья, и эти темпы не будут снижены. До 2010 года предполагается ввод нового жилья в объеме 230 тысяч кв. м. в Северном, Центральном микрорайонах города, в Занарье и в поселке им. Ногина. А к 2015 году будут введены еще 230 тыс. кв. м. жилой площади.

Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85 процентов в конце 80-х годов до 20 процентов в настоящее время. При этом до сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина - в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.

Велика зависимость инвесторов и строителей от местных администраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходно-разрешительной документации (ИРД), согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земельного участка под строительство до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до 2 сотен подписей. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию строительства и повышению цены продаваемого жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цен на жилье на первичном и вторичном рынках, например, только за 2009 год в г. Серпухове цены выросли на 26 процентов, а в Москве - на 45 процентов. Средняя цена на первичном рынке в 2-3 раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.

Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, но пока годовой суммарный объем кредитов - менее 10 млн. рублей. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что в Серпухове:

- состоят в очереди на улучшение жилищных условий 8,6 процента семей;

- время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет;

- количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61 процент семей;

- общая потребность в жилье составляет порядка 55 процентов имеющегося фонда;

- за 2009 год улучшили жилищные условия 0,7 процента желающих.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

- все еще достаточно высоки процентные ставки по ипотеке (11-13 процентов);

- высокие цены на жилье;

- смешанный состав очереди на получение социального жилья;

- высокие ограничения в области определения жилищных прав;

2) предложение на рынке жилья, в том числе:

- большое количество согласований исходно-разрешительной документации;

- отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.

По оценкам экспертов наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2012 году, поэтому муниципалитету необходимо уже сегодня приступать к его решению.

В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован - 90 процентов строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы, включая уменьшение доли крупнопанельного строительства в пользу кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного.

Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять существующие организационные, административные и нормативные правовые ограничения.

Новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства. Снять препятствия по инвестированию в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Сформировать правила землепользования с целью застройки на территории муниципального образования.

Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ряда существующих ограничений и развитие системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня - 1,5 процента от суммы сделки), формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" 2002-2010 гг. на которую ориентируется и администрация г.Серпухова. Программа устанавливает основные количественные приоритеты: сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет, а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года.


2.3 Региональная целевая жилищная программа


В настоящее время Региональная целевая программа включает 9 подпрограмм:

1. "Государственные жилищные сертификаты";

2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению;

3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";

4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";

7. "Обеспечение жильем молодых семей";

8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

В 2004 году закончился первый этап этой Программы. Прошедший трехлетний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:

- дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;

- отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;

- отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

- слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;

- отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

С 2005 года начался второй основной шестилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности предлагается:

- изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья;

- учесть в тексте Программы вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов;
- выделить в Программе два основных блока подпрограмм, имеющих цель:

- государственное стимулирование спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;

- государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Опыт реализации Программы "Жилище" в г. Серпухове позволят сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий, в форме государственных жилищных сертификатов.

Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием "Формирование участков под жилищное строительство". В этой подпрограмме и частично в подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" в соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья, а также механизм последующей реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов. Федеральные средства - на возвратной основе (например, беспроцентный кредит), при этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном процессе таких понятий как "коррупция" и "взятки".

Ежегодно на реализацию указанных подпрограмм выделяется из федерального бюджета не менее 8 млрд. рублей, в том числе не менее 5 млрд. рублей по подпрограмме "Формирование инженерной инфраструктуры для строительства жилья". В качестве перспективы представляется возможным использовать на указанные цели займы международных финансовых организаций, в том числе средств Всемирного Банка. Представляется, что строительный комплекс России способен решить задачи, поставленные перед ним в послании Президента Российской Федерации 2004 года. Сегодня ему для этого нужны: земля, инженерная инфраструктура и воля руководителей всех уровней и ветвей власти. Необходимо начать работу по совершенствованию регионального законодательства и нормативной базы в целом, формированию региональных программ и проектов, генеральных планов и планов застройки в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями.

В 2009 году была утверждена новая городская программа «Обеспечение жильем молодых семей г. Серпухова на 2009-2012 годы» и стала реализоваться. Претендентами на участие признано 47 семей. Несмотря на отсутствие финансирования из федерального и областного бюджетов свидетельство на получение социальной выплаты в размере 928 тыс. руб. на приобретение жилья вручено одной молодой семье - первой в списке участников программы.

В рамках городской программы «Переселение граждан их ветхого жилищного фонда» планировалось отселение 55 семей (130 чел.). В связи с ограниченным финансированием программы отселено 11 семей. А 69 семей (171 чел.) вошли в Адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». На ее реализацию из бюджетов разных уровней выделено более 125 млн. руб., в т.ч. более 100 млн. руб. из бюджета Московской области и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В 2008 году была реализована подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»: выдано 5 жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы. В Министерство регионального развития РФ направлено 14 ходатайств на оформление квартир из федеральной собственности в собственность граждан-участников подпрограммы.

В соответствии с Указом Президента РФ благоустроенные квартиры получили 5 ветеранов ВОВ.

Задачи на 2010 год:

- в рамках городской программы «Обеспечение жильем молодых семей» обеспечить предоставление социальных выплат для покупки жилья 11 молодым семьям;

- в рамках городской программы «Переселение граждан их ветхого жилищного фонда» обеспечить отселение 31 семьи (81 чел.);

- в рамках Адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» обеспечить отселение 69 семей (171 чел.).

Итак, как и в целом по стране, в настоящее время проблемы, связанные с жильем, для жителей Московской области и г. Серпухова относятся к самым сложным и болезненным проблемам. Третья часть сельских жителей не имеет водопровода, центрального отопления, в их домах до сих пор отсутствует газоснабжение. Более 200 тысяч семей стоят на очереди по улучшению жилищных условий, из них более 11 тысяч проживают в аварийном фонде. Почти 58 тысяч ждут своей очереди более 10 лет.

Для решения этих проблем необходимо иметь четко сформулированную жилищную политику и механизмы ее реализации, позволяющие обеспечить осуществление целого ряда мероприятий в различных отраслях народного хозяйства области.


3. Совершенствование региональной жилищной политики

3.1 Стратегия развития жилищного строительства


Московская область прочно занимает передовые позиции в Российской Федерации по темпам жилищного строительства. За последние годы в области вводится около 800 тыс. м2 жилья в год. Это больше, чем в самые благополучные годы. В расчете на одного жителя этот показатель превышает уровень Центрального региона - в 3 раза.

В то же время, наряду с позитивными тенденциями, в настоящий период жилищная проблема региона не потеряла свою остроту. Сложившуюся ситуацию, как и в других регионах, можно рассматривать как переходную. К проблемам в сфере жилищной политики региона можно отнести следующие:

-недостаточность объемов жилищного строительства и его несоответствие платежеспособному спросу населения;

-несовершенство нормативно-правовой базы для рыночных отношений в сфере жилищной недвижимости;

-по сей день важнейшим фактором, формирующим спрос на жилье, выступают потребительские мотивации;

-на жилищном рынке преобладают перераспределительные тенденции между различными по уровню доходов слоями населения;

-корреляционную зависимость между различными аспектами жилищного строительства и миграционными процессами (среди субъектов РФ по уровню миграционной нагрузки область занимает второе место после Краснодарского края);

-диспропорции в темпах и качестве жилищного строительства в различных административных районах Московской области;

-низкий уровень развития жилищной инфраструктуры;

-несбалансированное соотношение себестоимости и рыночной стоимости жилья.

Вопрос государственного регулирования развитием рынка жилья является чрезвычайно важным на региональном уровне, поскольку именно здесь происходят основные рыночные преобразования. Различие условий и сложившихся тенденций на жилищном рынке Московской области вызывает потребность в разработке индивидуальных моделей, учитывающих специфику данной территории.

Основная цель жилищной политики в Московской области заключается в стабилизации и обеспечении роста темпов нового строительства, его дифференциации по качеству и местоположению в соответствии со спросом и потребностями населения, в повышении качества и эффективности строительства.

К ключевым мерам жилищной политики в регионе относятся:

-увеличение объемов нового жилищного строительства в соответствии с ростом платежеспособного спроса на жилье со стороны конечных потребителей (граждан, юридических лиц, государства, муниципалитетов) и с учетом более рационального использования существующего жилищного фонда;

-создание равных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности жилищного строительного рынка, развития малого предпринимательства;
- проведение прогрессивной технической политики в области производства стройматериалов, капитального строительства и реконструкции жилья;

-использование современных архитектурно-планировочных решений;

-обеспечение стандартов качества вновь создаваемых объектов жилищного фонда;

-расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетных инвестиций и особенно кредитных ресурсов.

Для улучшения жилищных условий населения важно не только увеличение объемов вводимого нового жилья, но и, главным образом, повышение его качества. Техническая политика жилищного строительства должна быть направлена на:

-стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий;

-применение прогрессивных строительных материалов и конструкций, используемых в жилищном строительстве, с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов;

-выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов жилых домов с целью снижения стоимости строительства.

Изменившиеся условия финансирования строительства большой части жилищного фонда требуют внесения определенных корректив в базовую концепцию жилищного строительства, более широкого применения методов комплексного инженерно-архитектурного и экономического анализа. Одним из критериев оценки новых строительных проектов станет учет оптимизации затрат на последующее содержание жилья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.