Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента
Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента
Курсовая работа
На тему
«Профессия:
«детский библиотекарь»
как объект
репутационного менеджмента»
Оглавление
Введение
Глава I. Репутационный менеджмент как
направление в PR
1.1. PR-деятельность в условиях детских
библиотек
1.2. Репутационный менеджмент как современное
направление PR
1.3. Функциональные задачи репутационного
менеджмента в системе библиотечного администрирования
Глава II. Статус библиотечной
профессии в объектной сфере репутационного менеджмента
2.1 Вопросы истории профессии
2.2 Проблемы современного
позиционирования библиотечной профессии
2.3 Формирование позитивных брендов
детской библиотеки
Заключение
Библиография
Введение
Посеешь поступок –
пожнёшь репутацию!
Лексикон прописных истин
Слово «профессия»
происходит от латинского profession – официально указанное занятие, специальность, в свою очередь,
образованного от profiteor «объявляю
своим делом». Профессионал – человек, избравший какое-либо занятие своей
профессией, специалист своего дела (в отличие от любителя).
За историю существования
библиотечного дела в библиотеках работало много выдающихся личностей – больше
всего писателей и поэтов, философов и религиозных деятелей, учёных в области
естественных наук, среди которых оказалось немало математиков.
Библиотека рассматривалась,
как носитель прогресса, поэтому лучшие люди России не считали зазорным работать
в ней. Более того, – это место службы считалось не только приличным, но и
привлекательным социальным статусом.
К работе в библиотеках
привлекали выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не
только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы
как талантливые библиотекари. Они способствовали поиску новых, более
совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили
библиотечную теорию. Среди них были, например, писатель, баснописец, журналист,
драматург Иван Андреевич Крылов (1769-1844), проработавший в Императорской
Публичной библиотеке библиотекарем 29лет; писатель, музыковед и философ Василий
Фёдорович Одоевский (1804-1869), проработавший там же 15лет в должности замдиректора.
В среде русской
интеллигенции работники библиотек всегда пользовались огромным уважением,
признательностью в обществе. В дореволюционной России, как, впрочем, и во всём
мире, право работать в библиотеке, надо было заслужить. Брали далеко не всех,
проверяли в работе, в общении с читателями. Необходимо было показать «упорство
в изучении наук», «прилежание в труде». Не каждый желающий после испытательного
срока мог продолжить работу в библиотеке.
В сегодняшней российской
действительности доброе имя, «репутационный капитал» в глазах общественного
мнения ни сколько не утратило своей значимости. Более того, нравится это
кому-то или нет, но репутация каждого человека, компании, организации зависит
от того, какое впечатление они производили на людей в течение многих лет. Для
некоторых организаций стало неожиданным откровением, познание на собственном
опыте – как дорого ценится и как легко теряется хорошая репутация. Поэтому
ключевым вопросом в этом деле для любого учреждения должен стать: позволят ли
они окружающим самостоятельно формировать мнение о себе или будут активно
руководить и приумножать свой самый ценный актив. Разумеется, большинство выбирают
второе.
Ныне репутационный
менеджмент становится всё более востребованным. Ведь цель любой организации –
приобрести «своё лицо» и доброе имя, сформировать свои группы общественности,
проникнутые к организации уважением и доверием. Добиться этого, безусловно,
очень непросто, но именно такую цель ставят перед собой паблик рилейшнз.
Достигнуть позитивной репутации невозможно, не работая над своим имиджем.
Формирование и продвижение благоприятного имиджа организации как основная часть
PR – это деятельность, прежде всего, информационно-коммуникационная,
связанная с порождением и использованием информации, доведением её до
конкретных целевых групп, установлением с общественностью коммуникационных
отношений.
Всё выше сказанное в
полной мере применимо и к детской библиотеке. Она является важнейшим социальным
институтом, защищающим детское чтение и права детей на свободный, полный доступ
к информации, специализированное библиотечное обслуживание, прививающее ребёнку
навыки грамотности чтения и непрерывного самообразования, получение истинного
удовольствия от чтения.
Репутационный менеджмент в
профессии детского библиотекаря предполагает активное продуктивное
взаимодействие с различными социальными группами и институтами в областях,
связанных не только с деятельностью детских библиотек и территорией детства, но
и с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями
общества, определяющими его духовное развитие и технологический прогресс. В
рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные
связи, но и гармоничные общественные отношения, доброжелательное внимание,
содействие в получении дополнительных ресурсов, поддержка и помощь библиотечной
деятельности.
Безусловно, радует такой
факт: пока ещё ценность детского чтения в общественном сознании достаточно
высока. Даже подростки, традиционные бунтари, в числе своих достоинств называют
начитанность. Детская библиотека является реальным источником информации и
рекомендации о книгах для чтения, к которой прислушиваются. А детские
библиотекари выступают не только в роли руководителей чтения, но и в качестве
экспертов и аналитиков детской литературы. Традиционно здесь можно узнать и о
том, чем интересуются дети, ответы на какие животрепещущие вопросы они ищут,
что лучше почитать в том или ином возрасте и для детей, и для их родителей, и
для преподавателей и воспитателей.
Однако библиотеке сегодня
в одиночку не справиться со своими задачами и проблемами, следовательно, без
непрерывного паблик рилейшнз и репутационного менеджмента ей не обойтись. В
данном случае PR-обслуживание даже не «желательно», а
жизненно необходимо. Грани сотрудничества – это решение важных социальных
задач, связанных с проблемами воспитания подрастающего поколения, создания
более квалифицированных и комфортных условий в обслуживании детского населения.
Ибо дети – это наше настоящее, которые могут перечеркнуть нам будущее.
Глава I Репутационныйменеджмент как направление в PR
Информация к размышлению
Определение PR
Вы всё ещё плохо
понимаете разницу между PR, популяризацией, рекламой и продвижением идеи или
товара? Сейчас мы вам поможем.
Предположим, в ваш город
приезжает цирк, и вы хотите, чтобы все об этом узнали.
1. Реклама – установите
рекламный щит, на котором написано, что в город приехал цирк.
2. Продвижение –
установите такой щит на спине у слона и проведите его по городу.
3. Популяризация – слон с
рекламным щитом на спине потоптал весь тщательно ухоженный цветник мэра города,
и это попало в газеты.
4. PR – если после этого вам удастся
склонить мэра к тому, чтобы забыть неприятности, отнестись к происшествию с
юмором и даже принять участие в цирковом параде.
Raleigh
Pinskey, The Zen of Hype: An Insider ̉s Guide to the Publicity Game, Carol
Communications, Inc. New York, NY, 1998.
1.1 PR деятельность в условиях детских
библиотек
Благоприятное расположение
людей – это всё. С ним ничего не страшно, без него нельзя даже и думать об
успехе. Тот, кто влияет на умы людей, обладает большей властью, чем тот, кто
подписывает указы и принимает решения, потому что эти указы и решения могут
выполняться, а могут и не выполняться.
Авраам Линкольн.
Одной из самых
оригинальных и успешных «пиар»-кампаний в истории Человечества можно считать
идею об образовании своего рода научных учреждений при храмах в Древнем Египте,
где имеющимися в них книгами пользовались в религиозных и образовательных
целях. Тех, кто впервые предложил фараону по отношению к этим
учреждениям-библиотекам пользоваться понятиями – «Дом книги», «Божий дом
книги», «Дом жизни», «Целительница души», можно с полным правом назвать
знатоками в области пиара. Прошло несколько тысячелетий, а Человечество и по
сей день, воспринимает Библиотеки Древнего мира по отношению к современной
Библиотеке, т.е. по отношению к учреждению, которое появилось под этим
названием в античной Греции, своего рода как «прародительницу Библиотеки»1. Поэтому можно с
уверенностью констатировать, что Библиотека – это сильный устоявшийся бренд, проверенный
временем.
Осознание того, что в XXI
в. именно эмоциональная, репутационная дифференциация станет главенствующей в
условиях жёсткой конкуренции и открытого информационного пространства
заставляет библиотекарей адаптироваться к новым реалиям времени. Поэтому знания
и навыки в области делового общения, построения коммуникативного пространства
библиотеки так же важны, как и в области комплектования фонда, каталогизации
или создания СБА.
В условиях разнообразия
факторов и динамизма внешней среды экономическое благополучие библиотеки
обусловливается отношением к ней общества в целом и различным группам
пользователей как членов этого общества в частности. Поэтому для библиотеки
жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и иметь определённую
ориентацию на формирование благоприятного «внешнего климата», проводить работу
с общественными и коммерческими организациями, учреждениями культуры,
издателями, книготорговыми предприятиями, партнёрами, спонсорами,
госструктурами, СМИ, собственным персоналом, реальными и потенциальными
пользователями и т.д. Решение этой задачи во многом обеспечивается
использованием методов PR,
поскольку PR – это деятельность направленная на
формирование и продвижение привлекательного имиджа, и обеспечение коммуникации
библиотеки с её социальной средой.
Большинство людей
формирует своё отношение к библиотеке, основываясь на том, насколько она
полезна для удовлетворения их потребностей. Библиотекари стараются «улавливать»
эти потребности, поскольку они оказывают влияние на комбинацию факторов, создающих
у общественности имидж и репутацию библиотеки. Репутация библиотек как известно
сложилась на основе деятельности в былые годы, свершившихся фактов, а для
построения имиджа можно использовать не только прошлые и нынешние достижения,
но и будущие проекты, общественно значимые предложения и прогрессивные взгляды.
Отсюда вытекает, что имидж нужно создавать, а репутацию – поддерживать.
Библиотека стремится
разъяснять различным группам библиотечной аудитории, в чём заключается смысл её
функционирования, её ценность. Доказать, донести, убедить широкую
общественность и властные структуры в эффективности, полезности своего
существования для общего блага Отечества, нынешних и грядущих поколений.
Все, кто работает с
подрастающим поколением, сталкиваются с очень серьёзной проблемой: как не
отстать. Не отстать от своих читателей. У современного молодого поколения есть
большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это
различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети,
подростки, юношество и молодёжь сегодня – самые активные социальные группы,
легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех
психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку более восприимчивы
к новому. Многие из них знакомятся с компьютером уже в самом раннем детстве.
Это – новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели
поведения и ориентации в мире информации.
Чтение оказывается одним из
чувствительных социальных индикаторов, отображающих перемены в образе жизни и
новых масскоммуникативных привычках и способах поведения юных граждан. Ибо
чтение – это первооснова развития личности. Досуговое чтение – это именно то
чтение, которое позволяет освоить личности мировую книжную культуру,
сформировать собственный внутренний мир и построить свою индивидуальность.
Именно «свободное» чтение даёт многим детям и подросткам возможность путём
самообразования компенсировать недостатки и ущербность социокультурной среды,
во многом определяет духовное развитие и социализацию личности. В целом,
отношение к чтению у молодой поросли позитивное.
Думается, что печатная
книга не канет в Лета, и чтение тоже. И дело здесь не в том, какое средство
будет выбираться – книга или компьютер, где будет расположен текст – на бумаге
или на экране монитора. Дело в другом: что же именно будет там читаться, как
будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие
знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для
развития юной личности.
И вот в этом неоценимая
роль принадлежит детским библиотекам. Для создания привлекательного и
дружелюбного образа библиотеки, привлечения интереса к книге и чтению,
популяризации чтения среди подрастающего поколения детские библиотеки, так или
иначе, связаны с применением PR.
Успех publik relations кроется в том, что библиотекари
должны сами «выйти навстречу» пользователю – и явиться ему в облике того, что
он действительно хочет увидеть и узнать. Владению такими подходами и стараются
учиться библиотекари настоящего и будущего. В этом направлении детские
библиотекари применяют всевозможные PR-средства и приёмы. Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие
и яркость, нестандартность форм деятельности библиотек, разумеется, с учётом национальных
особенностей, местных условий и традиций. Многие из них, желая донести идею
ценности чтения, выносят свои мероприятия за стены библиотек – на улицы, в
кафе, на страницы периодических изданий, радио, телевидение, Интернет, в гущу
людей.
Во всех PR-проектах,
в той или иной степени, применяются различные формы представления информации –
текста, графики, звука, анимации, видеоизображения, способствующие продвижению
чтения и представления книги. Это и фотоматериалы, и кино- и видео-материалы, и
письменная и печатная продукция (планы, докладные записки, предложения
руководству, резюме, рефераты, аналитические справки, описания, запросы,
обращения, отчёты, проекты программ PR-мероприятий,
статьи, брошюры, буклеты, монографии, проспекты и т.п.), и мультимедиа с
Интернет, и устная речь (личные контакты и беседы, интервью, дискуссии,
публичные выступления и т.д.). Основными каналами имиджеобразующей информации
являются: СМИ, реклама, презентации, выставки, семинары, научные собрания,
спонсорские мероприятия, Интернет и т.д.
Новые технологии помогают
создать новую модель библиотечного пространства. На смену плакатному перу,
гуаши и ватману пришло компьютерное оформление. Новые рекламные мини-формы:
шильдики (мини-наклейка с логотипом, слоганом, мини-рекламой); воблеры
(реклама, изображение на прозрачной узкой полоске со скотчем), флайры
(рекламные листки).
Новые технические
средства позволяют иначе представить библиотечную информацию – брошюраторы
(перфорируют и с помощью пружины переплетают листы); ламинаторы (закатывают в
плёнку листы); резаки.
Вот только некоторые
примеры PR-мероприятий по популяризации деятельности детской
библиотеки.
Работа по информированию и
координации планов массовых мероприятий с другими учреждениями культуры и
просвещения, местной администрацией и различными общественными и коммерческими
организациями и фондами:
ü формирование круга пользователей
(школ, Дворцов Детского Творчества, детских садов, детских поликлиник, женских
консультаций; отдельных коллективов и групп; руководителей детского чтения и пр.);
ü информирование о массовых
мероприятиях абонентов, отбор и согласование с ними планов массовых
мероприятий;
ü оповещение абонентов.
Подготовка, организация и
оформление: интерьера самой библиотеки и прилегающей к ней территории, а также
различного рода выставок, экспозиций, как в самой библиотеке, так и вне её
стен, например, библиотечных плакатов, тематических полок, книжных выставок,
выставок по искусству с использованием фонофотодокументов, творческих работ
детей, картин самодеятельных художников, художников-профессионалов,
иллюстраторов детских книг.
Подготовка, организация и
проведение: обзоров, бесед, громких чтений, музыкальных прослушиваний. Просмотр
экранизаций, телевизионных передач, диафильмов; экскурсий по библиотеке,
обсуждение книг (или книги и фильма, книги и спектакля). А также, проведение
диспутов, читательских конференций; литературно-музыкальных вечеров;
утренников; устных журналов; премьер книг; литературных игр, читательских
турниров; занятий лекториев и киноклубов; творческих встреч с деятелями
искусства, людьми разных профессий. Организация работы клубов по интересам,
кружков, творческих коллективов, библиотечных обществ, ассоциаций,
попечительских советов и мн. др.
1.2 Репутационный
менеджмент как современное направление PR
И вот общественное
мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится
мир!
Александр Сергеевич Пушкин
Репутация – сумма мнений,
общественная оценка о качествах, достоинствах или недостатках кого- или
чего-либо. Отсюда, корпоративная репутация – это ценностные характеристики
(такие как аутентичность, честность, ответственность, порядочность), вызываемые
корпоративным имиджем, сложившимся у человека.
Честь Репутация
Общественное мнение Эти глубоко взаимосвязанные и неразделимые в русском
менталитете понятия определяли быт, нравы, судьбы многих и многих людей и в XVIII, и в XIX вв. Три этих волшебных слова могли перевернуть всю
жизнь не только отдельного человека и его семьи, но и целого общества. Честь и
слава в то время были синонимами репутации, что и сейчас сказывается в их
сочетаемости и направлениях метафоризации: с одной стороны репутацию можно
«запятнать» или «заслужить» как «честь», с другой – она может быть «хорошей»
или «дурной» как «слава».
Если мы обратимся к
литературным героям, известным нам ещё со школьной скамьи, то увидим, насколько
важно было понятие «репутации» почти для всех. И насколько она могла быть
по-разному понята разными социальными слоями и в разных укладах жизни. “Береги
честь смолоду”, – говорит отец Гринёву. “Больше всего береги и копи копейку:
эта вещь надёжнее всего на свете”, – говорит отец Чичикову. Именно эта разность
понимания, и «закручивала» реальную «пружину» социального действия. Именно
честь становилась той «пружиной», благодаря которой развивались жизненные коллизии:
“И вот общественное мненье!/Пружина чести, наш кумир!/И вот на чём вертится
мир!”, – писал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Содержательная и внешняя
составляющие репутации подвержены определённым изменениям, которые связаны с
социальным и историческим контекстом. Так, например, если раньше содержанием
репутации было служение Богу, Царю, Отечеству, то теперь появляются всё новые и
новые содержательные характеристики репутации и внешние требования к ним. Это и
служение народу, и вера в «светлое будущее», и русский патернализм, и
надёжность, и предельная честность, порядочность, сила и энергичность, доброта
и сердечность, основательность и выразительность, оригинальность и
нестандартность мышления. И «чувство меры», призванное соизмерять важность различных
целей и способов их достижения, и гибкость ведения политики конкурентной
борьбы, и социальная ответственность перед обществом и т.д.