скачать рефераты

МЕНЮ


Разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия

p> 1. Балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

- материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

- трудовые (баланс рабочей силы);

- финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.).

2. Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья материалов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

3. Программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, т.к. он позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование - идей до внедрения в производство; увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия.

4. Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

При этом методе планирование учитываются следующие факторы:

- технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- инфляция;

- особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс. [1]

1.6. Инновационная деятельность предприятия.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно- инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность - практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятия и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационная сфера представляет собой:

1. Систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры;

2. Рынок новшеств, рынок капитала и рынок чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро - и макроуровнях.

Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к созданию и к внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.

Как же осуществляется инновационная деятельность фирм и корпораций в развитых странах?

В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия.
Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики
Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

Во Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов.

В Англии - отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственном уровне.

В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового “цикла
Кондратьева”. В этой связи нелишне заметить, что известный марксистский тезис о превращении науки в непосредственную производительную силу осознан и реализуется на Западе лучше, чем на деле у нас. Таким образом, опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.

Пореформенная экономическая ситуация в России сделала необходимым формирование недостающего среднего звена в структуре нашей экономики - регулируемую инновационную деятельность на предприятиях промышленности.
Перестройка экономики страны на рыночных основах требует своевременного обновления продукции, внедрения нововведений, высокой инновационной активности на базе собственного инновационного потенциала.

Следовательно, рыночная трансформация российской экономики кардинальным образом изменяет место и роль инновационного процесса как необходимого слагаемого современного НТП. Формирование рыночного хозяйства предлагает структурные преобразования в экономике, развитие производственных структур для создания технологически интенсивных и наукоемких производств, обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию накопленного научного потенциала, способности предприятий оперативно доводить полученные результаты до ступени производственного и коммерческого использования и усиления инновационных процессов, которые призваны обеспечить значительный рост и конкурентоспособность предприятий.

Преодоление объективной ограниченности рыночного механизма в интенсификации инновационных процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно должно обеспечить выбор приоритетов научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного механизма.

Возрастание роли государства в развитии инновационной сферы обусловлено также специфическими условиями российской деятельности.
Глубокий системный кризис, сопровождающийся спадом производства, требует от государства больших усилий в решении проблем научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки средств из предприятий, поддержание инвестиционной и инновационной активности. Использование регулирующей роли государства вызывается в большей мере усложнением объектом регулирования, активизацией инновационных процессов - как отличительной особенности современного этапа развития инновационной сферы и их неуклонно возрастающей ролью в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности микроэкономических агентов и национального хозяйства.

Государственная политика должна быть направлена на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею; создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники; на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности, предпринимательства; расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов.
Сегодня в России делаются первые, но уверенные шаги в области повышения эффективности системы государственного экономического стимулирования инновационной деятельности предприятий. Перспективы системы государственной экономической поддержки инновационной деятельности предприятий связаны также с использованием новых прогрессивных структур, которые по существу являются альтернативой существующей системе.

Инновационная деятельность предприятия основывается на таких принципах, приоритетность инновационного производства; экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.

Существенным фактором в инновационной деятельности предприятия является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т.е. тем пределом времени, когда этого нововведения имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений. [7]

В условиях развитых рыночных отношений инновационная деятельность предприятия характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т.е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цену. Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т.е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели - обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия- инноваторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (“научно- техническую ренту”).

Большую роль в усилении самофинансирования предприятия и фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии.
Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий. Исключительно важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.

Развитие процесса самофинансирования предполагает формирование условий, способствующих национальному использованию накопленных средств, предназначенных для инвестиционной и инновационной деятельности. Чтобы эти средства не расходовались на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров производственного назначения, не передавались на депозиты коммерческих банков, не обходимо институциональное обеспечение их использование в качестве источников производственных инвестиций и инноваций. Этого можно достигнуть путем создания специализированных инвестиционных фондов и специальных счетов обновления производства.
Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.

Действительно, в условиях высоких темпов инфляции сохраняются возможности стимулирования инновационной деятельности предприятия, в частности по средствам финансового лизинга, не получившего пока достаточного распространения в российской экономике. Переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые потребности в ускоренном решении проблем финансирования инновационной деятельности предприятия с различной организационно-правовой формой собственности.

Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений между государственными институтами в сфере НИОКР.

1.7. Анализ эффективности деятельности предприятия.

1.7.1. Показатели анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оценка деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она измеряется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат живого и овеществленного труда на его достижение.

Результаты анализа экономической деятельности используются как база для выработки плановых решений последующего развития, а некоторые из них являются фондообразующими специальных и других фондов предприятия.

Измерение экономической эффективности предприятия требует ее качественной и количественной оценки, т.е. определения показателей эффективности деятельности предприятия.

Для различных целей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют различные группы показателей.
1. Показатели использования материальных оборотных средств.

К ним относятся показатель оборачиваемости материальных запасов в днях и коэффициент маневренности.

Оборачиваемость материальных запасов в днях - отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:

Омз=Материальные запасы / Объем продаж / 360

С помощью данного соотношения устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение данного показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия.
Высокое значение показателя может означать, что предприятие имеет больше материальных запасов, чем ему необходимо, либо испытывает трудности со сбытом продукции. Для получения более точного результата в числителе формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период.

Коэффициент маневренности - отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия (в процентах)
|Км = | Текущие Собственный |
| |активы капитал |

Данный коэффициент показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая, позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, т.е. о способности предприятия не оказаться в положении банкротства в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом продукции. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса.
2. Показатели платежеспособности.

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства. Таким образом, чем больше превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень платежеспособности.

Для измерения уровня платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного
(акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах (в процентах):
|Кп = | Собственный Общие |
| |капитал обязательства |

Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения средств со стороны.
Изменения в уровне коэффициента платежеспособности могут свидетельствовать также о расширении или сокращении деятельности корпорации (ее деловой активности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.