Разработка предложений по совершенствованию стратегического управления инновационными процессами в сфере информационных технологий на примере ОАО "Смоленский авиационный завод"
В
то же время, принимая во внимание низкий уровень автоматизации
бизнес-процессов, слабую активность инновационной деятельности в начале 2000-х
годов, а также малый срок существования полноценной ИТ-службы на предприятии,
можно отметить, что уровень зрелости инновационных процессов в ИТ-сфере, в
целом, соответствует статусу информационных технологий на предприятии.
В
заключение отметим, что основными препятствиями на пути развития инновационных
процессов в ИТ-сфере являются:
·
отсутствие инвестиционной
составляющей в информационных инновациях не позволяет обеспечить им требуемое
внимание со стороны высшего руководства и бизнес-подразделений на этапе
разработки и не дает необходимой поддержки на этапе реализации;
·
слабое понимание самой службой ИТ
необходимости стратегического управления инновациями приводит к формированию
малоэффективного портфеля проектов;
·
слабая организационная культура и
слабая направленность организации на изменения, не позволяющие полноценно
реализовать инновации.
Не
смотря на то, что бизнес проявляет мало интереса к ИТ-направлению,
руководителям ИТ-службы уже сейчас необходимо задуматься о перспективах
развития ИТ, что положит начало развитию процессов стратегического управления
службой в целом и инновационными процессами в частности. Становление
качественных и эффективных (в том числе и с инвестиционной точки зрения) подходов
к организации ИТ и инновациям позволит ИТ-службе внести свою достойную лепту в
развитие и модернизацию предприятия, а также обеспечить необходимую
рентабельность проектов и приемлемый уровень риска.
Предложения,
вносимые в рамках данной работы, направлены, прежде всего, на развитие
инвестиционной составляющей в инновационных процессах, полностью или частично
протекающих в функциональной области информационных технологий.
Исходными
допущениями автор принял следующее:
·
В виду текущего экономического
кризиса, руководство предприятия, уделявшее крайне мало внимания управлению ИТ,
в целом готово рассмотреть предложения по оптимизации информационных процессов
в ИТ сфере в целях получения реальной отдачи от инвестиций.
·
Фокус инвестиций и инноваций в
2011-2016 годах будет направлен на производство, доля инвестиций в ИТ не будет
превышать 7%.
·
Реструктуризация производств
приведет к тому, что основной акцент «стратегических задач» будет смещен на
снижение расходов, в том числе в ущерб результативности, т.е. сокращение
функционала служб будет приветствоваться, хотя проекты оптимизации без снижения
стоимости будут также приемлемы.
·
«Основная цель» постоянного роста
дохода сотрудников будет пересмотрена в сторону сохранения уровня доходов.
·
Требования к рентабельности,
заложенные в стратегических целях (10%), будут пересмотрены в сторону
увеличения до 12-15%.
·
Все затраты на информационные
технологии, в том числе стоимость поддержки внедренных решений и проектов,
включаются в совокупную стоимость владения и должны рассматриваться в качестве
инвестиций.
·
Головная организация (ОАО «КТРВ») постепенно
начнет предпринимать действий по концептуальному управлению системами
стратегического управления ИТ на дочерних предприятиях в течение 2012-2014
годов.
·
По материалам западных публикаций,
средняя эффективность инвестиций в ИТ, в условиях отсутствия системного подхода
при уровне зрелости процессов 1,0-1,5 составляет 103%; средняя эффективность
при уровне зрелости 2,5-3,0 достигает 120-125%.
Учитывая,
горизонт планирования располагаемых программ стратегического развития (до 2014
года), глубину составления бюджетов (не более 1 года), оптимальным горизонтом
планирования для разработки предложений автор принял 2010-2012 годы.
Как
автор отметил выше, основными препятствиями на пути развития инновационных
процессов в сфере ИТ являются: отсутствие инвестиционной составляющей в
информационных инновациях (как следствие отсутствие внимания руководства к ИТ),
малоэффективный портфель проектов (в связи со слабым вниманием ИТ-службы к
вопросам стратегического управления), слабая организационная культура в целом,
не способствующая инновациям.
С
учетом выявленных проблем, автор предлагает применить эволюционный (а не
революционный) подход к оптимизации стратегического управления инновационными
процессами. Учитывая горизонт планирования, основные предложения будут
направлены на 2010-2012 годы, т.е. первый этап изменений. С учетом текущего
состояния предприятия и системы управления ИТ, можно ожидать, что полный цикл
изменений будет реализован к 2018 году.
Цели
полного цикла изменений:
·
реализация эффективной и
оптимальной информационной поддержки в продуктовых и бизнес инновациях;
·
обеспечение управляемости
инвестиций в сфере ИТ.
Критерии достижения целей полного цикла:
·
существование роли CIO на предприятии
(как полноправного участника коллегиального исполнительного органа
предприятия);
·
служба ИТ имеет статус центра
прибыли;
·
реализация процессного подхода ITG, уровень
зрелости процессов (не менее 30 из них) управления информационными технологиями
– 2,5 и более;
·
реализация системы проектного
управления инновационными процессами в ИТ;
·
система реализации стратегии ИТ на
базе BSC.
Направление
достижения целей (в рамках реализации принципов IT Governance):
·
обоснование ценности для бизнеса
от ИТ;
·
обеспечении прозрачности затрат и
оценка эффективности инвестиций в ИТ сфере;
·
система управления рисками в
инновационных ИТ-проектах.
В
отличие от целей полного цикла изменений, общим направлением первого этапа
является создание спроса на инвестиционный портфель ИТ-проектов со стороны
высшего руководства при поддержке среднего руководящего звена (как заказчика и
потребителя решений). Целевой тенденцией к изменениям на этом этапе автор
считает «разморозку» и начальную адаптацию сложившейся организационной культуры.
Проанализировав
тенденции развития и кадровый потенциал ИТ-службы, автор пришел к выводу, что на
протяжении первого этапа ключевым агентом изменений должен стать профессиональный
аудитор-консультант, привлекаемый за пределами организации. Автор считает, что
ключевыми «спонсорами» со стороны высшего руководства следует рассматривать
руководителя экономической службы (в должности зам. Генерального директора) и
руководителя финансовой службы (в должности зам. Генерального директора по
финансам). При этом агент изменений должен находиться в прямом подчинении финансовому
«спонсору». Таким образом, основным двигателем изменений станет внешний по
отношению к ИТ службе аудиторский комитет, который на первое время возьмет на
себя все функции, связанные с разработкой методик, принципов и процессов, а
также функции экспертного аудитора инвестиций в сфере ИТ.
Цели первого этапа изменений:
A.
Подготовить ИТ службу к
реорганизации (с подцелями):
a)
разработка ИТ-стратегии и
принципов ее реализации;
b)
освоение проектного подхода для
управления рисками и работы с инвестициями в сфере ИТ;
c)
формирование стратегического
потенциала ИТ-службы для эффективной реализации перспективных проектов;
d)
реализация подотчетности
финансовому аудитору;
B.
Привлечь внимание высшего
руководства организации к финансовому потенциалу ИТ-проектов:
a)
продемонстрировать возможность
управления стоимостью и рисками в операционной и инвестиционной деятельности ИТ;
b)
разработка и реализация прозрачных
методов оценки инвестиционной деятельности ИТ службы;
c)
эффективная (в финансовом
отношении) реализация двух политически значимых ИТ проектов.
C.
Вовлечь руководителей бизнес
подразделений в инновационные процессы ИТ сферы:
a)
разработка и публикация перечня
рекомендаций и лучших практик по внедрению информационных инноваций в
бизнес-процессах;
b)
активные консалтинговые услуги
руководителям бизнес подразделений об ожидаемой эффективности их проектов;
c)
показательная реализация двух
значимых проектов с участием информационных инноваций.
D.
Стимулировать тенденции
принятия организационных изменений:
a)
приоритезация потребностей
бизнес-подразделений и лоббирование их интересов в ИТ-службе, защита
нефинансовых результатов инвестиционных проектов;
b)
ограничение инновационных
процессов в подразделениях, не приемлющих изменения.
Критерии
достижения цели «А» первого этапа:
·
существование документированной
ИТ-стратегии;
·
реализация политики обеспечения
ИТ-проектов кадрами;
·
обоснование (и защита)
ИТ-инвестиций с точки зрения отдачи и синергии портфеля проектов;
·
служба ИТ управляет рисками
проектов.
Критерии
достижения цели «В» первого этапа:
·
разработка системы финансовых
инструментов оценки стоимости и рисков проектов, разработка системы финансовых
и нефинансовых инструментов оценки отдачи проектов, разработка принципов управления
рисками в ИТ-проектах, реализация отдельного от службы ИТ аудита проектов;
·
ежемесячное представление
отчетности в службу ПЭО об эффективности ИТ-инвестиций и результатах аудита
проектов;
·
достижение значимых для
руководства финансовых и нефинансовых положительных результатов по двум
проектам, имеющим политическое значение на корпоративном уровне и направленных
на интеграцию бизнес-служб (подготовка отдельного отчета для руководства по
каждому из них);
·
проведение презентации для высшего
руководства о системе оценки инвестиционной деятельности ИТ-службы и перспектив
создания центра прибыли.
Критерии достижения цели «С» первого этапа:
·
разработка типовых информационных
инноваций для подразделений предприятия (не менее трех);
·
совещания с руководителями
ключевых подразделений о перспективах внедрения проектов (не менее трех
ключевых подразделений);
·
анализ проектов подразделений на
предмет оптимизации информационного обеспечения и увеличения финансовой отдачи
(не менее 50% будущих и одного текущего проекта).
Критерии
достижения цели «D» первого
этапа:
·
проведение стратегического анализа
инвестиционной значимости подразделений предприятия – формирование паспорта
подразделений;
·
выбор ключевых подразделений
внедрения инноваций в сфере ИТ (не менее трех подразделений);
·
выработка и широкая реклама идей
проектов, предполагающих инновации в подразделении с участием ИТ службы (не
менее двух на каждое ключевое подразделение).
Для
достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие проекты: проект
«организация аудиторского комитета», проект «стратегический анализ», проект
«финансовые инструменты оценки», проект «ИТ-стратегия», проект «аудит», проект
«маркетинг информационных технологий», проект «управление рисками», политические
проекты Х и Y.
Рассмотрим
подробнее цели, содержание, ограничения и необходимые ресурсы каждого из
проектов.
I.
Проект «организация аудиторского
комитета».
Цель
проекта: создать целевую группу, обеспечивающую независимую от ИТ-службы
разработку финансовых нормативов и требований, а также выполняющую аудиторские
функции в отношении ИТ-проектов.
Содержание
проекта: подбор, набор и ротация специалистов для формирования и
расформирования целевой группы.
Перспективы
проекта: развитие процессов PO03, PO04, ME01, ME04; опыт работы комитета может быть использован для
создания глобального аудиторского комитета в рамках предприятия.
Ограничения:
срок существования комитета не должен превышать полтора года, в дальнейшем
функции должны быть поделены между службой ИТ, ПЭО и ФСО, либо комитет должен
получить статус постоянного и расширить свои функции в соответствии с
требованиями внутренней системы аудита предприятия.
Ресурсы:
начальник комитета (з/п. 30 тыс. руб.); ведущий специалист (з/п 20 тыс. руб.);
специалист (з/п 15 тыс. руб.);представитель службы ПЭО (30% рабочего времени);
представитель службы ФСО (30% рабочего времени).
Общие
затраты ресурсов: 77 тыс. руб./мес. + накладные расходы.
Риски:
привлечение некомпетентных специалистов, двойная подчиненность сотрудников ПЭО
и ФСО.
II.
Проект «Стратегический анализ»
Цель
проекта: получить эффективное понимание роли и месте существующей
информационной системы в цепочках создания ценностей.
Содержание
проекта: провести анализ информационной системы и оценить уровень оказываемых
услуг; провести анализ цепочек создания ценности и выявить ключевых клиентов
информационных инноваций.
Перспективы
проекта: часть собранной информации будет воспринята проектом разработки
ИТ-стратегии; основа для процессов PO01, PO02, PO03.
Ограничения:
анализ цепочек создания ценностей должен быть ограничен информационной системой
и перспективами внедрения инноваций сферы ИТ.
Ресурсы:
1200 чел./час. работ аудиторского комитета, не более 250 часов работы
специалистов служб предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|