Развитие стандартизации как системы управления качеством в России и за рубежом
2. установление
оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах
потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
3. установление
требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной,
информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;
4. согласование и
увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих
изделий, сырья и материалов;
5. унификация на основе
установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых
конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных частей изделий;
6. установление
метрологических норм, правил, положений и требований;
7. нормативно-техническое
обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки
качества продукции;
8. установление
требований к технологическим процессам в том числе в целях снижения
материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения
малоотходных технологий;
9. создание и внедрение
систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
10. нормативное
обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и
научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов
(транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания,
безопасность населения и т.д.);
11. создание системы
каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и
основных показателях продукции;
12. содействие
реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами
стандартизации.
Объектами
стандартизации могут быть продукция, услуги и работы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения и (или) использования.
Непосредственным
результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД).
Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный
документ – средство стандартизации.
Нормативный документ –
документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики,
касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный
документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД
по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики,
регламенты, общероссийские классификаторы. Стандарт – нормативный документ по
стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия,
характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у
большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом
(предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса
или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный
стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли,
стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.
4.
История развития стандартизации в России
Первые упоминания о
стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были
введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I,
стремясь к расширению торговли с другими странами, он не только ввел технические
условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству
отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии
в Петербурге и Архангельске, в обязанности которых входила тщательная проверка
качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Стандартизация, как
правило, основывается на достижениях науки, техники и практического опыта. Она
не только определяет уровень развития производства, определяет экономически
оптимальные решения многих народно-хозяйственных, отраслевых и
внутрипроизводственных задач, но и стимулирует прогресс науки и техники.
Стандартизация становится одним из важнейших средств улучшения организации
общественного производства, осуществления экономической и технической политики
государства, ускорения научно-технического прогресса, эффективного управления
факторами интенсификации экономики, органически объединяя фундаментальные и
прикладные науки, она способствует их целенаправленности и быстрейшему
внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация
создает организационно-техническую и информационную основу специализации,
кооперирования производства, придает производству свойства самоорганизации.
Стандартизация в
качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной
экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий
соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Поданным экспертов
в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста, относилась к
эффекту от применения стандартов.
О масштабах и
эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма
вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды
деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла
70 млрд. долл. в год, а прибыль — 1000%.
Однако проблемы
стандартизации в России не позволяют получить такие результаты. К наиболее
актуальным из них относятся:
1. Низкий динамизм
стандартизации. При парке в 24 600 стандартов его ежегодное обновление должно
составлять минимум 3,5—4 тыс. стандартов. В последнее время
максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900
единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной
перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации
осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует
система 5—10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не
учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации,
метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет.
Другая сторона низкого динамизма — недостаточные темпы освоения международных,
региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение.
Многие международные стандарты даже не переведены.
2. Слабая работа в
области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению
передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка
действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой
работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США,
осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди
предприятий малого бизнеса.
3. Низкое качество
работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях
деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной
и отечественной стандартизации.
4. Необходимо
восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на
предприятиях.
5.
Современная система стандартизации в России
Органы и службы
стандартизации – организации, учреждения, объединения и их
подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по
стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Государственное
управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии
(Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими
федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти
органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к
качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.
Российские службы стандартизации
– научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по
стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по
определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее
высокий научно-технический потенциал.
Введенная в действие с
1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует
процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской
Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и
устранение монополизма в этой области.
ГСС
регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в
Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92
Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные
положения;
ГОСТ Р 1.2-92
Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки
государственных стандартов;
ГОСТ Р 1.3-92
Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения
и регистрации технических условий;
ГОСТ Р 1.4-92
Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие
положения;
ГОСТ Р 1.5-92
Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению,
изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Система стандартизации
Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными,
региональными и национальными системами и обеспечивать:
защиту интересов
потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг
и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей
среды;
повышение качества
продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения
и народного хозяйства;
совместимость и
взаимозаменяемость продукции;
содействие экономии
людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей
производства;
создание
нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных
проектов;
устранение технических
барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом
рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
безопасность
народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и
техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
содействие повышению
обороноспособности и мобилизационной готовности.
Основой
государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных
актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую
систему:
I. Техническое
законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов
РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ,
приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для
государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.
II. Государственные
стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации,
представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами
(ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя
России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами
СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Ш. Стандарты отрасли и
стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами,
сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства
– отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами
научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е
гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.
IV .Стандарты
предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых
ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и
техническими условиями (ТУ).
Таким образом,
нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации,
подразделяются на следующие основные категории:
Государственные
стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
Общероссийские
классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
межотраслевые стандарты
РФ – ГОСТ;
отраслевые стандарты –
ОСТ;
технические условия –
ТУ;
стандарты предприятий и
объединений предприятий – СТП;
стандарты
научно-технических и инженерных обществ – СТО.
На уровне предприятия стандартизация
учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности
технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.
Наиболее многочисленная
группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические
условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий
комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию.
Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о
качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ
разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут
уточнять и детализировать требования стандартов.
По оценкам экспертов,
применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения
на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют
всего порядка 0,5% стоимости продукции.
5.
Международная стандартизация
В 1946 году в Лондоне
была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав
которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных
международных технических организаций (её члены - 91 страна).
Созданная в 1946 году
Международная организация по стандартизации (International Organization for
Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.
В 1987 году Организация
приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем
менеджмента качества ISO 9000, чем сразу привлекла к своей деятельности
всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты стандарты на
системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов
(British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.
Серия стандартов ISO
9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется
система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000
является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного
производственного холдинга до небольшой фирмы.
1987 году было опубликовано
пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87,
ISO 9004-87), а также словарь терминов в области обеспечения качества (ISO
8402-86).
Вторая версия
стандартов серии ISO серии 9000 появилась в 1994г. В основном она повторяла
структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных
моментов.
Третья версия
международных стандартов серии ISO 9000 была опубликована 15 декабря 2000г.
Стандарт ISO 9001:2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей
версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов,
ранее состоявший из 24 стандартов, теперь включал в себя 5 основных стандартов:
1.
ISO
9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.
2.
ISO
9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.
3.
ISO
9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.
4.
ISO
19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и
охраны окружающей среды.
5.
ISO
10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.
В 2008 году была
принята и введена в действие новая версия стандартов ISO 9000. Данные стандарты
содержат разъяснения терминов и уточнение требований стандартов ISO 9000 версии
2000 года, основанные на восьмилетнем опыте их применения во всем мире,
подтвержденном на сегодняшний день примерно миллионом сертификатов, выданных в
170 странах мира.
Одной из самых мощных
движущих сил распространения стандартов ISO является Европейский Экономический
Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя
пункт о принятии ISO 9000 в качестве основного стандарта для использования в
сфере международной торговли.
Помимо ИСО работы по
стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных
организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения
угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали,
которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для
шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся
членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из
представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих
к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной
торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской
координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов
для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество
свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп,
главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия,
строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная
промышленность и др.
Учитывая
прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при
выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001,
ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 –
«Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 –
«Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 –
«Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме
этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
ИСО 10013:1995 –
«Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
ИСО 10015:1999 –
«Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
ИСО/ТО 10017:1999 –
«Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Заключение
Исходя
из вышесказанного можно утверждать, что стандартизация в качестве одного из
элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в
экономическое развитие страны, но при этом цели и принципы стандартизации в
условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим
переменам и соответствовать международной практике.
Несмотря
на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и
МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой
процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации
национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном
рынке.
Важным
направлением международной деятельности в области стандартизации является
двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации
промышленно развитых стран, а также стран СНГ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|