скачать рефераты

МЕНЮ


Реструктуризация имущественного комплекса АО путем выделения нового предприятия

Реструктуризация имущественного комплекса АО путем выделения нового предприятия

Содержание


Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Реорганизация юридического лица по ГК РФ – как составляющая понятия реструктуризации предприятия

1.2 Технология реструктуризации имущественного комплекса предприятия с использованием механизма выделения (нового) предприятия

- Инвентаризация кредиторской задолженности

- Инвентаризация акций, подлежащих выкупу

- Разделительный баланс

- Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

2. Практическая часть

2.1 Подготовительные этапы реструктуризация имущественного комплекса в форме выделения нового предприятия

2.2 Реструктуризация ОАО “Гнездово”

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность проблемы реструктуризации предприятий обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются: переход России к рыночной экономической системе, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово–экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет. Поиск путей из сложившейся ситуации происходит на основе метода проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.

Цель исследования - на основе опубликованных сведений и имеющихся теоретических знаний исследовать и проанализировать процесс реструктуризации имущественного комплекса в форме выделения нового предприятия.

Цель исследования предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:

- теоретическая часть:

- реорганизация юридического лица по ГК РФ - как составляющая понятия реструктуризации предприятия;

- технология реструктуризации имущественного комплекса предприятия с использованием механизма выделения (нового) предприятия;

·                   Инвентаризация кредиторской задолженности;

·                   Инвентаризация акций, подлежащих выкупу;

·                   Разделительный баланс;

·                   Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов;

- практическая часть:

- подготовительные этапы реструктуризация имущественного комплекса в форме выделения нового предприятия;

- реструктуризация ОАО “Гнездово”.

1. Теоретическая часть:


1.1 Реорганизация юридического лица по ГК РФ - как составляющая понятия реструктуризации предприятия


В соответствии с ГК РФ суть реорганизации предприятий, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой организации переходят к одной или нескольким другим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т.е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК)[1]. Этим обстоятельством определяется одна из особенностей реорганизации предприятий. В целях передачи в результате реорганизации существующего объема правоспособности реорганизация организации, как правило, ведет к возникновению (а при присоединении - сохранению) другой коммерческой организации. Более того, в случаях, указанных в ГК, реорганизация организаций может повлечь возникновение только определенных видов организаций. Так, в соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы. Подобная ограничительная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК), акционерных обществ (ст. 104 ГК), производственных кооперативов (ст. 112 ГК) в отдельности.

Следует сделать вывод, что, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законодатель не допускает преобразования организаций в некоммерческие и наоборот. Так, в соответствии со ст. 121 ГК, ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ассоциация (союз), являясь некоммерческой организацией, может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, а учреждение может быть преобразовано в коммерческую организацию лишь одной организационно-правовой формы - хозяйственное общество.

Смысл этих правил заключается в том, чтобы обеспечить универсальное правопреемство и не допустить ситуации, когда часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, не может быть передана другой организации, обладающей специальной правоспособностью, и наоборот, когда организация со специальной правоспособностью могла бы передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама. По общему правилу, реорганизация предприятий осуществляется по решению ее учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами, т.е. добровольно. Из этого правила имеются исключения, предусматривающие принудительный или согласительный порядок реорганизации организаций.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в случае, когда организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение о принудительном разделении организаций или выделении из их состава одной или нескольких организаций может быть обжаловано в арбитражный суд. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением организациями установлена обязательная процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Реорганизация предприятий может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов организации при ее реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) организации или органа, принявшего решение о реорганизации организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой организации. Благодаря реализации названной обязанности кредиторы реорганизуемой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им ГК право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Как и любое право, право кредитора на досрочное прекращение или исполнение должником обязательства может быть им не реализовано. В таком случае место реорганизованной организации в этом обязательстве займут ее правопреемники, определяемые на основании передаточного акта или разделительного баланса. При этом, если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности определить правопреемника реорганизуемой организации, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации перед ее кредиторами.

По общему правилу, организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации организаций. И лишь при реорганизации предприятий в форме присоединения реорганизация считается совершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации (п. 4 ст. 57 ГК). Государственная регистрация возникших при реорганизации предприятий, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших организаций являются: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо б) отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации (ст. 51 ГК). Разумеется, что наряду с названными основаниями действуют и общие основания для отказа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд[2].

Стремясь вывести предприятие из кризиса, многие руководители стараются предпринять максимально эффективные меры. В числе таких мер, одной из самых радикальных является реорганизация.

Реорганизация может быть целесообразна для облегчения управления обособленными структурными подразделениями (диверсификации производства) или для организации более сложных финансовых потоков, в т.ч. для минимизации налоговых издержек. Кроме того, этот метод применяется для выведения активов на баланс одного предприятия, а рисков и основных долгов — на другое. Последний прием используется для того, чтобы путем увода активов попытаться уйти от ответственности в виде штрафных санкций со стороны кредиторов. В этом случае «хорошие» долги и активы отделяются от «плохих» долгов и неликвидных активов. Та компания, к которой перешли основные долги и «неликвиды», через некоторое время меняет первоначальных учредителей на номинальных, а ее деятельность сворачивается. В подобных ситуациях налоговики могут взыскать недоимку с должника, только если в судебном порядке докажут, что реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов. Сделать это практически невозможно, о чем свидетельствует и арбитражная практика.

Есть и другие причины, которые могут стать веским основанием для проведения реорганизации, например, раздел предприятия, бизнеса между его собственниками (учредителями или акционерами).

Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Слияние представляет собой образование абсолютно нового юридического лица из двух и более существующих предприятий. При слиянии деятельность двух и более ранее существовавших предприятий прекращается, а все их права и обязанности переходят к вновь образованному предприятию. Присоединение представляет собой «вливание» присоединяемого предприятия в предприятие, к которому происходит присоединение. При присоединении присоединяемое предприятие прекращает свою деятельность как юридическое лицо, а все его права и обязанности переходят к обществу, к которому происходит присоединение. Разделение представляет собой образование двух и более самостоятельных предприятий. При разделении ранее существовавшее предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят ко вновь создаваемым обществам.

Выделение представляет собой образование нового самостоятельного предприятия, при этом ранее существовавшее предприятие продолжает существовать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованному юридическому лицу[3]. Количество таких лиц законодательство не ограничивает[4]. Что же касается реструктуризации предприятия, безусловно, это процесс сложный, где одним из составляющих элементов выступает реорганизация предприятия. Под реструктуризацией предприятия понимается процесс, связанный с изменением стратегических концепций и принципиально важных стратегических факторов деятельности[5]. Стратегические концепции отражаются в выборе направления и целей деятельности предприятия, а также в его стратегиях. К числу принципиально важных стратегических факторов, изменение которых может явиться основанием для реструктуризации предприятия, относятся:

-выбор новой организационной структуры управления;

-изменение системы управления;

-радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле корпорации.

Основными инструментами для проведения реструктуризации предприятия являются: - стратегический анализ;

- выбор желаемых и достижимых целей деятельности организации;

- разработка стратегии реструктуризации.

Все вышеперечисленное связано с разработкой плана стратегического управления предприятия, на основе которого формируется бизнес-план по реструктуризации.

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, реструктуризация предприятия шире и включает в себя не только процедуру реорганизации, но также и изменение системы управления, и стратегический анализ и др. что приводит к более эффективному управлению предприятием.


1.2 Технология реструктуризации имущественного комплекса предприятия с использованием механизма выделения (нового) предприятия


Действующее законодательство не предусматривает каких-либо чётких правил относительно реорганизации юридического лица, в частности путём выделения. Согласно п.4 ст.58 ГК РФ «Правопреемство при реорганизации юридических лиц» и действующему законодательству, следствием выделения является отделение части имущества общества, не прекращающего своё существование, и передача его одному или нескольким существующим или вновь возникшим предприятиям, с правами юридического лица. Права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к их правопреемникам в соответствии с разделительным балансом (ст. 59 ГК РФ)[6]. Сведения, указываемые в них, должны быть подтверждены данными проведенной инвентаризации.

Правила проведения инвентаризации установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. В рамках данной статьи мы рассмотрим лишь особенности этой процедуры при реорганизации[7].

С 1 января 2004 года введены в действие Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н (далее - Методические указания). А до этого времени действовал приказ Минфина России от 28.07.95 № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации». В Методических указаниях впервые установлено, что оценка передаваемого (принимаемого) имущества при реорганизации производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации. Учредители в своем решении (договоре) о реорганизации устанавливают, по какой стоимости будет оцениваться передаваемое имущество в передаточном акте или разделительном балансе (п. 7 Методических указаний):

- по остаточной стоимости;

- по текущей рыночной стоимости;

- по иной стоимости.

Например, материально-производственные запасы могут оцениваться по фактической себестоимости, а финансовые вложения - по первоначальной стоимости. Стоимость имущества, указанного в передаточном акте или разделительном балансе, расшифровках должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях) к нему в соответствующей стоимостной оценке. Учитывая это нововведение, в акте инвентаризации нужно показать оценку имущества по первичным документам учета имущества и бухгалтерским регистрам. Параллельно приводится оценка имущества по той стоимости, по которой оно будет отражено в передаточном акте или разделительном балансе.

Если учредители примут решение об отражении имущества по рыночной цене, то для ее определения используется информация о цене из официальных источников, биржевых котировок, иная информация о цене.

Необходимо подчеркнуть, что организация, передающая имущество, будет в своей заключительной отчетности отражать имущество по той стоимости, по которой оно учитывалось у нее ранее, независимо от того, по какой стоимости учредители решат передавать имущество (пункты 9 и 10 Методических указаний). Изменение стоимости имущества нужно отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу[8].

 

Инвентаризация кредиторской задолженности

Правопреемство при реорганизации включает в себя перевод долга реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников) и уступку права требования. Перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ). Однако в случае реорганизации должника кредитор не имеет права препятствовать переводу долга. Отсутствие у кредитора такого права в полной мере компенсируется предоставлением ему дополнительных гарантий.

Так, кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, а также возмещения убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Чтобы кредиторы могли своевременно воспользоваться этим правом, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Конкретные сроки уведомления кредиторов указаны в нормативных актах, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества (при слиянии или присоединении - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующим в реорганизации), оно обязано письменно уведомить о реорганизации своих кредиторов. Кроме того, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц[9]. Такие требования содержат пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [10]. (далее - Закон об АО) и пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО)[11].

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ не могут быть проведены до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства уведомления кредиторов.

Кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.