Реструктуризация системы управления хозчасти МЛПУ "Семеновская ЦРБ"
На
данном учреждении медицинский персонал 175 человек в удельном весе составляет
81,02%, прочий персонал 41 человек – 18,98%.
Из
общей численности работающих на предприятии 7 человек образуют аппарат
управления, что в удельном весе составляет 3,24% от общего числа работающих.
В
состав аппарата управления учреждением – Семеновская центральная районная
больница входят:
Главный
врач Семеновской центральной районной больницы;
Заместитель
главного врача по лечебной части;
Заместитель
главного врача по клинико-экспертной работе;
Заместитель
главного врача по административно-хозяйственной части;
Заместитель
главного врача по организационно-методической работе;
Главная
медицинская сестра;
Главный
бухгалтер.
Функции
по управлению персоналом в организации выполняют:
Главный
врач;
Заместитель
главного врача по лечебной части;
Главная
медицинская сестра;
Инспектор
отдела кадров.
Из
медицинского персонала учреждения врачи – 36 человек, что в удельном весе
составляет 16,67%. В том числе женщины 25 человек – 11,57%.
Средний
медицинский персонал – 106 человек, что в удельном весе составляет 49,07%.
Младший
медицинский персонал представляет 43 человека – 19,91%.
Прочий
персонал – 31 человек, что составляет 14,35%.
Схематично
структуру персонала Семеновской центральной районной больницы можно представить
в виде рис.2.
Рис. 2. Структура персонала Семеновской центральной
районной больницы
Структура
соответствует штатному расписанию.
Средний
возраст работников Семеновской центральной районной больницы по категориям
составляет:
Аппарат
управления – 43 года.
Врачи
– 37 лет.
Средний
медицинский персонал – 35 лет.
Младший
медицинский персонал – 34 года.
Прочий
персонал – 33 года.
35
человек, занятых в учреждении имеют высшее образование, что составляет 17,59% к
общей численности работающих. Из них:
-
медицинское 16,58%
-
немедицинское 1,01%
111
человек – среднее специальное образование. Из них:
-
медицинское 48,24%
-
немедицинское 7,54%
Численность
персонала в организации в 2005 году увеличилась на 9 человек, это связано с
расширением и доукомплектованием штатов, в связи с расширением коечного фонда:
-
средний медицинский персонал +4 человека;
-
младший медицинский персонал +4 человека;
-
прочий персонал + 1 человек.
В
2006 году численность персонала уменьшилась на 6 человек. Произошло сокращение
штатов младшего медицинского и прочего персонала, доукомплектование штата
врачей:
-
врачей +1 человек;
-
средний медицинский персонал – 6 человек, в том числе
декретный
отпуск 3 человека, выход на пенсию 3 человека
-
прочий персонал – 1 человек, в т.ч. увольнение по собственному желанию 1
человек.
За
2007 год численность уменьшилась на 8 человек, это связано с сокращением штата
младшего медицинского и прочего персонала. В том числе: выход на пенсию 2
человека, увольнение по собственному желанию 6 человек (неудовлетворение
размером заработной платы).
Анализируя
структуру и движение персонала в учреждении – Семеновская центральная районная
больница можно сделать вывод:
-
укомплектованность персоналом по Семеновской центральной районной больнице на
2006 год составляет 96,3%.
-
55,78% специалистов имеют среднее специальное, а 17,59% высшее образование, что
говорит о высоком потенциале организации, возможности дальнейшего повышения
конкурентоспособности в данной отрасли.
-
средний возраст персонала указывает на его устаревание, что в учреждениях
здравоохранения не редкость, а правило.
Таким
образом, изменяя структуру управления муниципального учреждения здравоохранения
«Семеновская центральная районная больница», необходимо учитывать
вышеизложенные факторы и подбирать персонал в соответствии с квалификационными
требованиями, с учетом интересов вновь приходящих сотрудников и опыта работы
действующего персонала.
3.1. Направления изменений в
системе управления МУЗ «Семеновская ЦРБ»
При
реструктуризации хозяйственного отдела МУЗ «Семеновская ЦРБ» необходимо
учитывать процесс оказания медицинских услуг, так как он является основной
деятельностью учреждения, а хозчасть способствует рационализации данного
процесса.
Оказание
медицинских услуг нуждается в совершенствовании и применении современных
методов управления. Одним из способов является использование логистического
подхода для снижения затрат за счет использования имеющихся ресурсов лечебно-профилактического
учреждения. Рассмотрим данный процесс.
Пациент
в лечебно-профилактическом учреждении получает медицинские услуги, которые в
своей совокупности и направленности образуют поток, состоящий из частных
потоков: материального, финансового, информационного, кадрового (рис. 3)[8].
Частные потоки Интегрированный
поток
материальный
ПАЦИЕНТ
финансовый
Рис.3.
Модель потока медицинских услуг как интегрированного потока
Поток
услуг – это направленное движение материальных, информационных, финансовых,
трудовых ресурсов, циркулирующих в логистической системе, с целью минимизации
затрат на продвижение услуг от производителя к потребителю при максимально
возможном эффекте функционирования данной системы.
Поток
медицинских услуг – совокупность направленных действий, оказываемых в системе
специализированных учреждений или организациях для диагностики, лечения или
профилактики данного заболевания пациента в целях улучшения его самочувствия и
здоровья, характеризующаяся определенным временным интервалом и рассматриваемая
в процессе применения к ней различных логистических операций с целью
минимизации совокупных затрат на оказание медицинских услуг без снижения их
качества при функционировании учреждения как системы.
Изучение
структуры функций, выполняемых непроизводственной сферой, привело к
необходимости некоторого их дополнения, которое заключается в том, что
выполнение всех функций осуществляется в рамках бизнес-коммуникаций, и в то же
время сама коммуникация является функцией, присущей сфере услуг. Предлагается
дополненная структуризация рынка услуг с выделением рынка
санаторно-оздоровительных услуг, рынка услуг физкультуры и спорта в сфере
восстановления и сохранения здоровья[9].
Для
достижения высокого уровня координации управления в ЛПУ рассмотрены варианты
четырех стратегий, применяемых к цели ЛПУ и выполняемым логистическим
операциям: оптимизация существующей системы, экспериментирование с новыми
уникальными методами координации в существующей системе, реорганизация служб
логистического управления или создание матричной системы.
Цель
и задачи управления медицинской услугой в лечебно-профилактическом учреждении представлены
в виде дерева целей, в котором опорными ветвями являются рационализация
процессов оказания медицинских услуг и улучшение ресурсной доступности
медицинской услуги[10] (рис. 4).
Логистическая
система лечебно-профилактического учреждения представляет собой
структурированную экономическую систему, состоящую из совокупности подсистем лечебно-профилактического
учреждения, организующих потоки медицинских услуг и управляющих ими в процессе
осуществления лечебно-диагностического процесса, а также сопутствующих им
потоков информации и финансов, кадровых и материальных потоков;
функционирование которой направлено на наиболее полное удовлетворение спроса
пациентов в медицинских услугах при соответствии их качества принятым
стандартам.
Цель – оказание пациентам
медицинских
услуг в соответствии с
требованиями
логистики
Совершенствование структуры сети:
-концентрация высокотехнологичных видов услуг в
нужном месте, в наиболее приспособленных и обеспеченных медицинскими
кадрами учреждениях;
-развитие амбулаторно-поликлинической базы и
диагностических центров и отделений
Рис.
4. Дерево целей и задач логистического управления медицинской услугой
В
новых экономических условиях одной из главных задач создания эффективной системы
управления процессом оказания медицинских услуг является рациональное
использование имеющихся ресурсов лечебно-профилактического учреждения и
концентрация их на приоритетных направлениях на основе совершенствования
управленческой деятельности.
Логистический
подход к управлению деятельностью лечебно-профилактического учреждения состоит
в том, что он обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов и
получение экономического результата при оказании медицинских услуг. Исходя из
этого, сформулированы особенности логистического подхода к процессу оказания
медицинских услуг:
1.
Получение большей отдачи при тех же ресурсах – увеличение количества
обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания с
использованием имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов.
2.
Получение того же результата при меньших затратах – сохранения числа количества
обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания
при снижении затрат на производство медицинских услуг за счет рационализации
использования имеющихся ресурсов (питания, времени, кадров, оборудования).
В
управлении использованием ресурсов ЛПУ большое значение принадлежит умению
руководства данного учреждения управлять потоками медицинских услуг, пациентов
и финансов.
С
целью рационализации управления потоками пациентов, финансов, материалов и
информации предлагается руководителю выполнить пошаговое (ступенчатое) решение
стоящих перед ним проблем, то есть отказаться от традиционных принципов
планирования, создать рабочую группу стратегического управления и развития,
ориентированную на совершенствование оказания медицинских услуг, рационализацию
использования имеющихся ресурсов, и перейти на экономические методы управления.
На
основе проведенного анализа процесса оказания медицинских услуг выявлены
недостатки в организации управленческой структуры МУЗ «Семеновская ЦРБ»,
которые сводятся к следующим:
-
отсутствие начальной информационной базы об особенностях логистических
процессов в ЛПУ;
-
несогласованность в действиях служб, реализующих разрозненные логистические
функции;
-
отсутствие системности в использовании функций.
Для
рационализации процесса управления потоками при оказании медицинских услуг
разработана модель логистического управления МУЗ «Семеновская ЦРБ», состоящая
из четырех подсистем, реализующих посредством потоков взаимодействие ЛС с
внешней средой и внутри ЛС (рис. 5). Данная модель отражает сущность логистики
в сфере медицинских услуг.
Внешняя
среда логистической системы
Неорганизованные потребители
(пациенты ЛПУ)
Организованные потребители (компании)
ЛПУ-конкуренты
Банк
Внутренняя
среда логистической системы
Подсистема
№ 1. Управление процедурами предварительной записи и продвижения
медицинских услуг
Подсистема
№ 3. Управление производственными мощностями ЛПУ