|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень существенности рассчитывается следующим образом: 1. По итогам финансового года заполняется столбец 2, как правило в единицах отчёта. 2. От этих показателей берутся доли (3 столбец) и заполняется столбец 4. Допускается, что часть показателей в таблицу не удастся включить. Например, отсутствует прибыль, или какой либо показатель, по мнению аудитора не характерен для данного предприятия. 3. Анализируются числовые значения столбца 4. Если какие-либо значения сильно отличаются от остальных, то эти значения могут быть отброшены. 4. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства округлить, но не боле чем на 20% в ту или иную сторону. Этот показатель будет уровнем существенности. Аудиторские организации обязаны разработать и документально закрепить порядок нахождения уровня существенности. Целесообразно оформлять это внутрифирменным стандартом. Расчет уровня существенности осуществляется на этапе планирования, т.е. еще до проверки. Аудиторский рискВ аудите выделяют два основных риска: предпринимательский риск и риск аудитора, хотя встречаются и другие риски. Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудиторская компания или индивидуальный аудитор может потерпеть неудачу вследствие конфликта с клиентом даже при положительном заключении. Он зависит от следующих факторов: конкурентоспособности аудитора или аудиторской организации; недружественной рекламы деятельности аудитора или аудиторской организации; вероятности судебных исков по отношению к аудитору; финансового состояния клиента; компетентности администрации и учетного персонала клиента сроков проведения аудита и т.д. Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или вероятность ошибочного признания факта, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет. Залогом успешной работы аудиторской организации является умение предвидеть риски, связанные с профессиональной деятельностью; правильно установить их предельно допустимый уровень; определить направления по нейтрализации. Выбор и использование соответствующих методов оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам аудиторского риска должны быть закреплены во внутрифирменных стандартах аудиторской фирмы. Аудиторский риск определяется как вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудиторы понимают невозможность полного устранения риска, поэтому они установили приемлемый, с их точки зрения, его уровень - 5%. Это значит, что пять из ста подписанных аудитором заключений могут содержать неверные выводы по спорным вопросам. Соответственно 95% - это доверительная вероятность. Иногда в профессиональной литературе уровень доверия, равный 95%, называют “магической цифрой аудиторского риска". Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность предприятия, поскольку при более низком риске низка надежность данных бухгалтерской отчетности и фактические (потенциальные) акционеры теряют к ней доверие. Аудиторский риск состоит из трех компонентов: 1) Внутрихозяйственный риск (ВХР) - выражает вероятность возникновения ошибки в бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом при сложившемся способе ведения финансово-хозяйственной деятельности до ее проверки системой внутрихозяйственного контроля. Характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом. 2) Риск средств контроля (РК) - выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена системой внутрихозяйственного контроля. Характеризует степень надежности систем бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. 3) Риск необнаружения (РН) - выражает вероятность того, что выполнение всех аудиторских процедур и надлежащий сбор доказательств не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Является показателем эффективности и качества работы аудитора, зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, от квалификации аудитора степени его предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого предприятия. Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: а) высокий; б) средний; в) низкий. Однако, на практике, как правило, применяют иную градацию. Риск устанавливается либо в процентах, либо десятичной дробью в интервале от 0 до 1, что не нарушает требований законодательства, так как в данном случае число градаций больше трех. В общем виде приемлемый (допустимый) аудиторский риск (ПАР) характеризуется моделью: ПАР = ВХР х РК х РН Приемлемый аудиторский риск не должен превышать 5%. Одним из способов получения значения аудиторского риска является система тестирования. Существует обратная зависимость, взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском. Аудитор обязан отражать порядок расчета аудиторского риска в рабочей документации. Кроме того, аудиторской организацией должна быть разработана система расчета риска и закреплена документально. 2. Политика управления имущественными рисками предприятияСуществование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб. Эффективность организации управления рисками во многом определяется их классификацией, которая создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Производственные риски - это риски, характерные для производственной деятельности и связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени. Финансовые риски - это риски, связанные с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, кредитные риски, риски прямых финансовых потерь). По типу потерь финансовые риски разделяют на прямые имущественные риски и риски, связанные с обязательствами, т.е. риск убытков по вине конкурентов, сотрудников или партнеров в связи с изменениями условий выполнения обязательств. Имущественные риски - это риски, связанные с возможностью потерь имущества по различным причинам: кражи, диверсии, халатность, перенапряжения технической и технологической систем, порчи и т.п. Основные причины возникновения внешних и внутренних рисков
Организация системы риск-менеджмента на предприятииОдни и те же риски могут встречаться в различных областях производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому при управлении рисками главное - идентифицировать возможные области риска применительно к исследуемому предприятию. Риск количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального доходов (убытков) от конкретного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между возможным максимальным и минимальным доходами (убытками) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Степень риска - это вероятность наступления рискового события; чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска. Факторы, влияющие на величину степени риска, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся причины, возникающие во внешней среде предприятия, то есть не зависящие непосредственно от деятельности фирмы. Например, политические, экономические и экологические кризисы, таможенная, налоговая, бюджетная политика государства. Субъективные факторы связаны непосредственно с внутренней средой фирмы и характеризуют ее деятельность: уровень производительности труда, уровень технического и технологического оснащения, производственный потенциал, система управления, организация труда, маркетинговая, ценовая, инвестиционная политика предприятия. Риск-менеджмент характеризуется совокупностью методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисков и принимать решения по воздействию на них (рис.2). Стратегия управления риском строится в зависимости от направлений деятельности предприятия. Для эффективного управления риском на предприятиях может создаваться специальное подразделение - отдел управления рисками. Во главе его стоит риск-менеджер, который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. Риск-менеджер формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с этой деятельностью.
Страницы: 1, 2
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2012 г. |