скачать рефераты

МЕНЮ


Роль и функции антикризисного регулирования

Роль и функции антикризисного регулирования

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по курсу: «Антикризисное  управление»

 

Тема: «Роль и функции антикризисного регулирования»

 

Проверил: ______________________

Санкт-Петербург 2007г.






ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                             2

1. Что такое кризис?                                                                            3

1.1. Классификация кризисов                                                                          3

1.2. Микроэкономические проявления кризисов.                                              6

2. Антикризисное управление и регулирование.                             6

3. Роль и функции антикризисного ре­гулирования                        8

3.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического

       антикризисного регулирования.                                                      10

3.2. Государственное регулирование кризисных ситуаций                             11

3.3. Законодательное регулирование банкротства.                                       12

4. Российские особенности антикризисного регулирования

 предпри­ятий.                                                                                        16

Заключение                                                                                           18

Список используемой литературы.                                                    19



ВВЕДЕНИЕ

 

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и проте­кания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикри­зисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использо­вание кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Антикризисное регулирование существует как на макро-, так и на микро­уровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном националь­ного хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благопри­ятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потеря­ми. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для экономической науки России проблема антикризисного регулирова­ния - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне, ибо отечественная экономика после 70 лет плано­вой системы хозяйствования впервые переходит на развитие, когда предпри­ятия функционируют на основе частной собственности, когда управление фир­мой, в том числе и антикризисное, во многом зависит от усилий самого пред­приятия.

Проблемы антикризисного регу­лирования на макроуровне широко освещены в экономической науке зарубеж­ными учеными самых разных экономических школ. Среди них К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Кондратьев, М.Фридмен, Э.Хансен, Й.Шумпетер. Дж.М. Кейнс. Дж.Гэлбрайт, П.Самуэльсон, Дж.Хикс и др. Большой вклад в исследование этих проблем внесли отечественные экономисты: Е.Варга, Л.Мендельсон. А.Милейковский, А.Аникин, С.Меньшиков, С.Далин, Ю-Покатаев, М.Сажина, И.Трахтенберг, А.Дёмин. Б.Денисов, В.Кудров, А.Куликов, Г.Куманин, Р.Энтов, И.Осадчая, Г.Шпилько, Ю.Осипов и др.

Разработка проблем антикризисного регулирования на микроуровне в России имеет более короткую историю - с 70-80-х гг. XX века. Поэтому эти проблемы остаются менее изученными и более востребованными.

В современной экономической литературе преобладают два различных подхода к антикризисному регулированию предприятия. Первый из них - фи­нансовый подход, характерный преимущественно для западной литературы, рассматривает предприятие (фирму) как совокупность товарно-денежных пото­ков (контрактов). Второй подход - организационно-структурный, чаше встре­чающийся в отечественной экономической литературе.

Оба этих подхода являются, на наш взгляд, однобокими, потому что клас­сическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие. Ан­тикризисные программы, которые разработаны с опорой только на одну из этих составляющих без учёта другой, терпят крах при попытке их внедрения на практике. Более того, автоматическое перенесение на российскую почву зару­бежных антикризисных методик, проводимое без учёта особенностей россий­ской экономики, законодательства и менталитета также приводит к отрица­тельным результатам.

1.     Что такое кризис?

 

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кри­зис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокра­щении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промыш­ленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения эко­номики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесце­нивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капита­ла). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.


1.1. Классификация кризисов


1. По причинам возникновения.

1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы – когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения.

4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

5.        По природе.

5.1.       Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

5.2.       Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины

5.3.       Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.

5.4.       Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

5.5.       Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

6.              По масштабу.

6.1.       Национальные – охватывают территорию всей страны.

6.2.       Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.

6.3.       Местные – охватывают территорию отдельного предприятия .

7.              По глубине.

7.1.       Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

7.2.       Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

8.              По периодичности.

8.1.       Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

8.2.       Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера.

1.2. Микроэкономические проявления кризисов.

 Поскольку предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания ре­альных ценностей - производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономиче­ских) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладывают­ся внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усилива­ют кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.

Выделяют несколько видов кризи­са на предприятии:

* финансовый

* организационно-структурный

* технологический

*  социально-политический

*  психологический

Особое внимание уделено финансовому подходу, поскольку именно в фи­нансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен ком­плексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов - платежеспособности предприятия, его креди­тоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собствен­ного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия.

 

2. Антикризисное управление и регулирование.


Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д.

Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

-         совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

-         осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

-         принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

-         приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

-         создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие функции:

-         анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

-         проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

-         выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.


Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

Основными этапами антикризисного управления являются:

-  в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния;

-         разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

-         регулирование процесса финансового оздоровления;

-         оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

-         выбор и реализация антикризисных процедур.


3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО РЕ­ГУЛИРОВАНИЯ

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии управления. Поэтому, не­обходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Ди­агностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.